КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы управления строительным производством
Частные функции управления строительным производством Общие функции управления Понятие о функциях управления производством Основные принципы организации управления строительством Тема 9.Основные принципы функции и методы управления строительным производством. Форма контракта и гарантия его исполнения В настоящее время во многих странах при составлении контрактов используется типовая форма контракта, разработанная Международной федерацией инженеров-консультантов.
Состоит из трех частей: 1. Общие условия. 2. Условия частного применения. 3. Изменения, рекламации и форс-мажорные обстоятельства. Первая часть практически одинакова для всех контрактов. Во второй части отражается специфика контракта, которую составляют следующие позиции: • описание работ, включающее в себя содержание работ и распределение обязанностей по их выполнению; • коммерческие условия цена, способ ее формирования, условные поощрения и стимулирования подрядчика; • условия платежей – кто, как и когда производит оплату работ;. календарный график работ; • изменения условия внесения и оплаты изменений; • субподряды и требования к субподрядчикам по работе с ними; • гарантии и обязанности партнеров обеспечивать стандарты качества проекта, в частности проектных, строительно-монтажных работ, оборудования и т.п.; • страхование по объектам и способам страхования; • налоги, включаемые и не включаемые в цену налоги и способы их возмещения. В Российской Федерации используется типовая форма контракта, включающая в себя следующие разделы: • предмет контракта; • стоимость работ по контракту; • обязательства подрядчика;. • обязательства заказчика; • сроки выполнения работ; • производство работ; • охрана работ; • обстоятельства, связанные с форс-мажором (непреодолимой силой); • приемка предмета контракта; • гарантии; • лицензии; • имущественная ответственность сторон; • расторжение контракта; • особые условия. Эффективными способами обеспечения полного и четкого исполнения контракта являются гарантии и поручительства. В качестве гарантов выступают, как правило, организации, известные своей высокой платежеспособностью, страховые компании, банки, государственные и муниципальные органы и т.п. Гарантии выгодны обеим сторонам контракта.
1. Основные принципы организации управления строительством Успешное решение задач по преодолению кризиса в экономике России непосредственно связано с эффективным функционированием ее инвестиционно-строительной сферы. Создание качественно нового производственного аппарата отраслей материального производства и обслуживания требует проведения большого объема работ по капитальному строительству новых предприятий, реконструкции, расширению и техническому перевооружению действующих предприятий, организаций, их основных средств. Одним из важнейших условий эффективного функционирования капитального строительства является действенность системы управления им. Организационные формы управления капитальным строительством должны соответствовать новым современным условиям хозяйствования, обусловленным рыночными отношениями в экономике. Они должны также отражать достижения в науке и практике управления, обеспечивать внедрение в практику строительства достижения научно-технического прогресса, обеспечивать снижение ресурсоемкое строительства, высокие темпы производства строительно-монтажных работ, своевременный ввод объектов в эксплуатацию. Принципы организации управления строительством: · полная материальная ответственность хозяйствующих субъектов за результаты капитального строительства; · полная хозяйственная самостоятельность участников процесса капитального строительства; · безусловное достижение целей капитального строительства; · проектно-ориентированный подход к построению системы управления капитальным строительством. Принцип полной материальной ответственности хозяйствующих субъектов за результаты капитального строительства определяет, что за конечные экономические результаты осуществления инвестиционных проектов полную материальную ответственность несет заказчик (застройщик). Он принимает решения по характеру, стоимости, срокам строительства, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов, определяет их эффективность. Одновременно другие участники капитального строительства проектные, изыскательские, строительно-монтажные организации, предприятия и организации – поставщики оборудования, строительных конструкций, материалов и других ресурсов в полной мере материально отвечают по своим обязательствам в части выполнения соответствующих работ, осуществления поставок и др. Принцип полной хозяйственной самостоятельности участников процесса капитального строительства является условием и мерой обеспечения их прав как хозяйствующих субъектов, закрепленных в Гражданском кодексе и других законах Российской Федерации. Принцип безусловного достижения целей капитального строительства в системе управления направлен на безусловное обеспечение проектных показателей по уровню и мощности создаваемых или реконструируемых, обновляемых основных средств, по капитальным вложениям, срокам осуществления строительства и ввода мощностей и объектов в эксплуатацию. Принцип проектно-ориентированного подхода к построению системы управления капитальным строительством предопределяет переход от ранее существовавшей ориентации заказчика (застройщика) и подрядной строительной организации на выполнение соответственно плана капитального строительства и программы строительно-монтажных работ к управлению реализацией инвестиционных проектов на принципах и методах проект-менеджмента. В системах управления в капитальном строительстве непосредственными объектами управления становятся конкретные инвестиционные проекты. 2. Понятие о функциях управления производством Одним из важных понятий и элементов в теории и практике управления производством, определяющим направления и содержание управленческих работ, является функция управления. Только через изучение и рассмотрение функций управления возможно понять сущность и содержание самого процесса управления, построить соответствующую структуру управления строительно-монтажной организацией, систему управления строительным производством, выявлять недостатки существующих структур и систем управления и рационализировать их, знать внутренние организационные резервы повышения эффективности и действенности управления. Под функцией управления понимается особый вид управленческой деятельности, посредством и в результате которой субъект управления воздействует на управляемый объект. В общей системе управления строительным производством различают подсистемы: управляющую и управляемую. В управляющей подсистеме (субъектом управления) формируются управляющие решения, преобразуются в командно-исполнительную информацию и направляются для исполнения в управляемую подсистему (объект управления). В управляемой подсистеме согласно поступившим управляющим командам осуществляются соответствующие производственные операции и действия, в процессе которых люди с применением средств труда воздействуют на предметы труда и преобразуют их в продукцию в виде конструктивных элементов и видов строительно-монтажных работ, а в итоге – в виде готовых к эксплуатации зданий и сооружений. По результатам выполнения управляющих решений и команд в управляющую подсистему от управляемой поступает информация о новом состоянии управляемого объекта и внешних условиях осуществления производственного процесса. На основании указанной информации корректируются или принимаются новые управленческие решения и направляются в управляемую подсистему. Эти акты управления повторяются непрерывно вплоть до окончания строительства и сдачи законченной строительной продукции заказчикам. Весь изложенный процесс управления производством связан и подразумевает приложение специфического человеческого труда работников-управленцев. Но, как и любая работа, работа управленческого персонала требует своего анализа и организации, без этого нельзя построить эффективный механизм управления. Чтобы понять ее логику и эффективность, работа управленцев декомпозируется на составные элементы и части и изучается во взаимосвязи с целеполаганием всей системы управления и ее отдельных составляющих. Все операции по управлению должны рассматриваться во взаимной связи и в плане достижения общей и локальных целей управления. В результате процесс управления структурируется и на основе указанной структуризации определяются функции управления и операции, обеспечивающие их осуществление, техника, технология и методы управления. Реализация функций управления осуществляется посредством организации соответствующих процессов управления. Качественное различие понятий функции и процесса управления состоит в том, что функция отражает в большей мере назначение соответствующей составляющей системы управления, а процесс – содержание и методы работы по управлению.
3. Общие функции управления К общим или основным функциям управления относятся: планирование; организация; регулирование; координирование; мотивация и стимулирование; гуманизация и обеспечение корпоративность трудовых отношений; контроль и оценка. Каждая из указанных функций имеет самостоятельное значение в общей системе управления, но в то же время взаимосвязана и взаимодействует с другими функциями, обеспечивая целостность и действенность системы управления. 1. Планирование – общая функция управления, осуществление которой направлено на определение перспектив развития и будущего состояния объекта управления. По отношению к управлению строительством объекта или исполнению подрядного контракта планирование направлено на определение мер, ресурсов и сроков их выполнения для достижения конечной цели – возведению объекта или исполнению подрядного контракта. По отношению к управлению строительно-монтажной организацией планирование направлено на определение мер, ресурсов и сроков их выполнения для достижения поставленных целей по техническому и организационному развитию строительно-монтажной организации и по выполнению обязательств, принимаемых при заключении хозяйственных договоров. Планирование является активной составляющей всей системы управления производством. Именно посредством и в процессе планирования определяются цели по темпам развития производства, по эффективности использования имеющихся производственных мощностей и ресурсов и т.д. Планирование осуществляется на всех уровнях хозяйственного управления и участках производства. Оно представляет собой процесс подготовки, обоснования и принятия решений, оформленных в виде документов, определяющих совокупность мероприятий, действий и потребных ресурсов для достижения планируемых производственных, экономических и социальных результатов деятельности. Планы определяют не только цели и показатели производства и хозяйствования, но и весь комплекс действий по их достижению. Планирование охватывает различные временные периоды, а потому бывает: оперативным (на месяц, декаду, неделю); текущим (на квартал, год); среднесрочным (на срок до 2 — 3 лет); перспективным (от 3 — 5 лет и более). С планированием непосредственно связано прогнозирование. Объектами и предметами прогнозирования в строительно-монтажных организациях при разработке ими своих среднесрочных являются: цены на строительную продукцию и услуги, цены на строительные материалы, цены на строительные машины, изменения в характере возводимых зданий и сооружений и применяемых строительных конструкций. В долгосрочном плане прогнозируются состояние рынка строительных подрядов, динамика объемов инвестирования, изменения кредитной и налоговой политики государства и др. Качество планирования обеспечивается строгим соблюдением следующих основных его принципов: обоснованность планирования, которая выражается в необходимости использования и учета при составлении планов реальных данных об условиях осуществления производства и хозяйствования; оптимальность планирования, которая означает требование достижения наилучших производственно-экономических результатов с наименьшими затратами производственных ресурсов и финансовых средств; непрерывность планирования, означающая полное соответствие и взаимную увязку планов во времени (оперативных, текущих и перспективных планов) и всех плановых показателей по уровням управления, подразделениям и участкам производства; комплексность планирования, предполагающая обеспечение комплексного и системного подхода к организации и содержанию планирования. В практическом плане это выражается в наиболее полном охвате планированием всех направлений и участков производственно-хозяйственной деятельности и системном рассмотрении факторов и условий, определяющих и влияющих на результаты производства и хозяйствования. 2. Организация как общая функция управления, осуществление которой направлено на определение перспектив развития и будущего состояния объекта управления Практически это обеспечение осуществляется посредством построения рациональной производственной и организационной структуры строительно-монтажной организации и эффективного функционирования их, применения соответствующих методов организации возведения зданий и сооружений, методов производства строительно-монтажных работ, методов материально-технического и кадрового обеспечения строительных объектов и участков производства и т.д. Эффективность организации определяется строгим соблюдением следующих ее основных принципов: рациональность построения системы и структуры управления строительно-монтажной организацией и строительным производством, предполагающая целесообразный уровень разделения и специализации труда работников сферы управления; надежность системы и структуры управления, предполагающая четкое разделение обязанностей и прав подразделений и работников управления, качественное исполнение ими своих функций и обязанностей, построение простой и надежной системы передачи информации, связанной с управлением; соответствие производственной и организационной структуры управления строительно-монтажной организации виду и характеру осуществляемого строительства, выполняемых строительно-монтажных работ и ее месту на рынке строительных подрядов и услуг; гибкость, универсальность и самоорганизация системы и структуры управления, предполагающих быструю адаптацию к изменяющимся производственным условиям и условиям хозяйствования; научность управления, требующего применения современных методов и кадров управления. 3. Регулирование как основная функция управления тесно связана с организацией. В процессе управления строительной организацией и строительным производством возникают отклонения от намеченных оперативных и других планов производства работ, материального обеспечения и т.д. Возможны изменения в сформированной программе работ по разным причинам (срыв контрактов со стороны заказчиков, заключение новых контрактов и др.). Возможны другие изменения, требующие учета при организации производства. Поэтому необходимо принятие соответствующих корректирующих управляющих воздействий. Регулирование строительного производства – сложный процесс, базирующийся на сборе и обработке информации о ходе производства с производственных участков, о возникших производственных «возмущениях», в том числе в связи со сбоями в производственном обслуживании (транспортом, строительной техникой, материалами), на обработке этой информации и принятии решений оперативного характера по нормализации производства. Вопросы регулирования производства решаются на всех уровнях управления мастерами, производителями работ, руководителями строительных и производственных участков, начальниками (менеджерами) объектов, руководителями обслуживающих участков и др. Центральное место в этом плане занимает диспетчерская и производственно-распорядительная службы строительно-монтажной организации. 4. Координирование как основная функция управления решает проблемы и неувязки при руководстве деятельностью строительно-монтажной организации, возникающие вследствие разделения труда управленческих работников. Оно направлено на обеспечение согласованной работы и целенаправленного единства действий всех звеньев и участков производства, всех управленческих служб и их отдельных работников. Координация деятельности соответствующих служб и отдельных работников управления осуществляется сверху вниз. Руководитель организации координирует работу своих заместителей и участков по их подчиненности ему согласно организационной структуре управления. Заместители координируют деятельность соответствующих отделов и участков производства или обслуживания по подчиненности. Руководители отделов и участков производства и обслуживания координируют работу групп, бригад, отдельных работников и исполнителей. В результате обеспечивается слаженная целенаправленная работа управленческой команды в целом. 5. Эффективность управления во многом зависит от мотивации и стимулирования работников. Направлений и возможностей повышения мотивации работников к более эффективному их труду и высоким результатам производственно-хозяйственной деятельности организации в целом много. Это, прежде всего, материальное и моральное стимулирование труда, организация оплаты труда и материального поощрения в зависимости от количества и качества труда работников. Важно также моральное поощрение за добросовестный и качественный труд. Эффективными мерами мотивации к производительному труду являются также современный стиль и методы управления, профессиональный и должностной рост работников в организации, поощрение инициативы работников и т.д. 6. Гуманизация труда и корпоративность трудовых отношений в строительно-монтажных организациях тесно связана с мотивацией их работников к более эффективному и производительному труду. В системе управления производственными коллективами важное место занимают понятия культуры управления и качества трудовой жизни, которое включает в себя многие аспекты и направления социальной стороны менеджмента. Культура управления включает в себя, прежде всего этику и нормы поведения менеджеров и специалистов, их деловитость и четкость в работе, а также общий стиль и уровень управления, применение новейших средств и техники управления, уровень отношений между работниками и т.д. Качество трудовой жизни отражает степень эффективности мероприятий, проводимых организацией для обеспечения удовлетворенности трудом ее работников. К таким мероприятиям относятся создание нормальных санитарно-бытовых условий на производстве, облегчение труда работников и т.д. Корпоративность трудовых отношений состоит в единстве понимания целей и задач управления, осознанном и построенном на взаимопомощи и взаимовыручке осуществлении их. 7. Контроль и оценка как основная функция управления обеспечивают знание действительного положения дел по исполнению намеченных планов, достижению поставленных целей по всем направлениям производственно-хозяйственной деятельности строительно-монтажной организации, по ее состоянию и развитию и т.д. Главная задача контроля состоит не только в определении и оценке фактического положения дел на различных участках производства и хозяйствования, но и в установлении причин и факторов, оказавших влияние на возникновение отклонений при выполнении намеченных планов и задач, в выявлении имеющихся резервов производства. Осуществление контроля и оценки производственной и хозяйственной деятельности начинается с учета и получения информации о состоянии объектов управления. При этом контроль охватывает все составляющие и элементы управляемой системы. На основании данных учета и информации подготавливаются соответствующие управленческие решения по корректировке оперативных планов, заданий и т.д. Построение системы учета и контроля деятельности должно удовлетворять следующим основным принципам: объективность и достоверность учитываемых и анализируемых данных. От этого напрямую зависит обоснованность принимаемых управленческих решений по корректировке планов производства, других действий производственного и экономического характера; комплексность и системность наблюдения за состоянием управляемой системы, предполагающих достаточный охват путем учета параметров состояния строительно-монтажной организации для полной оценки всех сторон ее производственно-хозяйственной деятельности 4.Частные функции управления строительным производством Реализация общих функций управления осуществляется посредством частных функций. Частные функции есть декомпозиция общих функций. Они отражают совокупность разнообразных видов управленческой деятельности, отличающихся по назначению, направленности, характеру и способу реализации. К частным функциям управления можно отнести: · общее административное руководство; · заключение подрядных договоров и согласование сметной документации; · планирование производства и производственно-хозяйственной деятельности; · техническое совершенствование и механизацию производства; · подготовку организационно-технологической документации; оперативное управление производством; · материальное обеспечение строительных объектов и строительно-монтажной организации в целом; · транспортное и энергетическое обслуживание строительно-монтажной организации и строительного производства; · комплектование и подготовку кадров; · организацию труда и заработной платы; · организацию безопасных условий труда; · контроль качества выполнения работ и строительства; · сдачу выполненных работ и готовых объектов в эксплуатацию; · бухгалтерский учет и финансовую деятельность; · технико-экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности. Совокупность частных функций управления обеспечивает комплексность и системность управления строительным производством. Осуществление функции общего административного управления обеспечивает единство и целенаправленность действий всех звеньев управляющей системы для достижения поставленных задач. Указанную функцию на принципах единоначалия и демократизма в управлении осуществляют руководитель строительно-монтажной организации и его заместители. Заключение договоров подряда, субподряда и согласование сметной документации является одной из важнейших работ аппарата управления. От качества подготовки договоров подряда, субподряда, определения условий организационных и экономических взаимоотношений с заказчиками и субподрядчиками во многом зависят конечные финансовые результаты производственной деятельности. Особое место здесь занимает согласование сметной документации, определение расчетных цен на выполненные работы и порядка производства расчетов за них. При осуществлении строительства или реконструкции объектов хозяйственным способом центральное место в рассматриваемом плане занимает составление сметной документации на производство строительно-монтажных работ и приобретение оборудования. Планирование производства и производственно-хозяйственной деятельности включает в себя разработку: оперативных планов производства строительно-монтажных работ и других работ по обслуживанию строительных площадок и объектов строительства; годовых, квартальных и месячных производственных программ; планов по себестоимости производства работ на объектах и участках производственного обслуживания; сметы затрат на управление производством; планов по труду, заработной плате и прибыли, финансового плана. Техническое совершенствование и механизация производства предполагают проведение работ по изучению и обобщению новых научно-технических разработок и передового опыта в области строительства и разработку плана технического развития и совершенствования производства, применения новых конструктивных решений зданий и сооружений, плана приобретения новых строительных машин и строительно-монтажного инструмента, других средств технического оснащения рабочих, модернизации имеющихся, плана приобретения и изготовления технологической и организационной оснастки и др. Одновременно намечаются меры по развитию рационализации и изобретательства в организации и патентованию заслуживающих того конструктивных и технологических разработок. Подготовка организационно-технологической документации в виде проектов производства работ, организационно-технологических карт, карт трудовых процессов строительного производства, календарных графиков производства работ на объектах необходима для использования при разработке оперативных и текущих планов производства строительно-монтажных работ на объектах. Организационно-технологическая документация разрабатывается и для вспомогательных производств и обслуживающих хозяйств, в частности разрабатываются технологические комплекты поставки строительных конструкций, изделий, материалов и полуфабрикатов на объекты, технологические схемы изготовления конструкций и изделий в подсобных производствах, рациональные схемы раскроя строительных материалов и др. Оперативное управление строительным производством включает в себя: составление месячных, декадно-суточных или недельно-суточных планов производства строительно-монтажных работ; контроль и учет их выполнения; корректировку планов-графиков в связи с возникающими отклонениями; регулирование и контроль своевременного обеспечения строительных объектов кадрами техническими и материальными ресурсами, энергией и др.; координацию деятельности всех участников строительства; подготовку и передачу оперативной информации в вышестоящие органы управления. Работы по материальному обеспечению строительных объектов и строительно-монтажной организации в целом состоят: в определении потребности в строительных конструкциях и материалах; определении источников ее покрытия и размещении заказов на изготовление конструкций и деталей; заключении договоров на поставку строительных материалов; осуществлении производственно-технологической комплектации строительных объектов; организации доставки строительных материалов, конструкций, изделий и полуфабрикатов на строительные площадки. Работы по транспортному и энергетическому обслуживанию состоят: в определении потребности объектов и строительно-монтажной организации в целом, ее подразделений в средствах транспорта, энергетических ресурсах; определении источников их покрытия; заключении договоров на обслуживание; разработке графиков транспортного обслуживания и согласовании их с транспортными организациями; контроле выполнения этих графиков; организации расчетов за оказанные услуги. Комплектование и подготовка кадров предусматривают расчет потребности в кадрах рабочих и специалистов по специальности и квалификации, определение источников ее покрытия, организацию обучения и повышения квалификации работников, учет и анализ движения кадров, осуществление мер по обеспечению стабильности их состава и др. Организация труда и заработной платы направлена на повышение их эффективности. В работы по организации труда и заработной платы входят: изучение передовых методов труда и организации заработной платы, применяемых отечественными и зарубежными фирмами; отбор приемлемых для организации эффективных методов и способов производства работ и организации труда, форм оплаты труда; анализ, оценка и нормирование трудовых процессов строительного производства и процессов во вспомогательных производствах; нормирование труда повременщиков и др. Деятельность по организации и безопасных условий труда состоит: в надзоре за соблюдением правил безопасного ведения работ, предупреждении травмоопасных ситуаций, внедрении менее травмоопасных методов выполнения работ, анализе причин имевших место несчастных случаев на производстве, разработке мер по снижению травмоопасности выполнения работ, улучшении санитарно-гигиенических условий на рабочих местах работников (снижение шума и вибрации, ликвидация запыленности, загазованности и загрязненности окружающей среды). Работы по контролю качества выполнения работ и строительства состоят в организации лабораторных испытаний применяемых материалов, геодезического обслуживания объектов, в получении технических паспортов предприятий-изготовителей на строительные конструкции, визуальном контроле соответствия выполненных работ техническим требованиям, ведении журналов производства работ на объектах и др. Деятельность по сдаче выполненных работ и готовых объектов в эксплуатацию предусматривает составление графиков сдачи объектов в эксплуатацию, составление исполнительной документации по сдаваемым объектам, организацию деятельности рабочих комиссий по предъявлению объектов к сдаче, составление документов о передаче объектов и объемов выполненных работ заказчикам. Бухгалтерский учет и финансовая деятельность включают в себя учет наличия и состояния производственных и финансовых ресурсов, учет выполнения и сдачи работ заказчикам, объемов незавершенного строительства и производства, учет затрат на производство и издержек обращения, дебиторской и кредиторской задолженности, составление статистической и бухгалтерской отчетности. Технико-экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности состоит: из анализа выполнения планов работ по объектам, стройкам, строительно-монтажной организации в целом с оценкой технологической готовности объектов для обеспечения ввода их в эксплуатацию в сроки согласно подрядным контрактам; анализа и оценки использования трудовых, материальных и технических ресурсов; анализа издержек производства и себестоимости строительно-монтажных работ; анализа прибыли, финансового состояния строительно-монтажной организации и др. При осуществлении строительства или реконструкции объектов хозяйственным способом анализируется также финансовое обеспечение производства работ.
5. Методы управления строительным производством Методы управления производством– это способы целенаправленного воздействия на службы управления, трудовые коллективы подразделений и участков производства и производственного обслуживания, отдельных работников, обеспечивающие координацию и эффективность их деятельности по достижению запланированных результатов строительного производства. Они должны учитывать требования современной экономики, условия хозяйствования, достигнутый уровень технического и технологического развития отрасли и отвечать миссии и задачам строительно-монтажной организации, строительного подразделения, решению конкретных задач по возведению строительных объектов, сдаче их в эксплуатацию, достижению высоких экономических результатов, организационно-техническому развитию и совершенствованию производства. В процессе управления производством применяются организационные (административные), экономические и социально-психологические методы, которые неразрывно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга. Современный менеджер обязан владеть знаниями и практикой применения совокупностью всех методов управления. Организационные (административные) методы управления включают в себя действия и приемы, обеспечивающие воздействие на работников управления посредством приказов, распоряжений, указаний. Их основу составляет четкое определение прав, обязанностей и ответственности каждого исполнителя, руководителя и всех иерархических органов управления по выработке, принятию и исполнению управленческих решений, исполнению управленческих действий. Такое определение прав и обязанностей закрепляется в соответствующих положениях о функциях и задачах органов управления, должностных инструкциях, положениях о дисциплинарной ответственности. В основе организационных методов управления лежит персональная ответственность за принятие и исполнение управленческих решений по всей вертикали управления. Основу организационных (административных) методов управления составляют организационные и распорядительные меры и воздействия. Организационные меры и воздействия состоят в построении и обеспечении функционирования системы и структуры управления строительным производством и строительно-монтажной организацией в целом. В рамках этой системы определяются не только соответствующие подразделения управляющей и управляемой подсистем, но и состав, содержание и порядок осуществления управляющих воздействий. Так, например, в организационной структуре управления предусматриваются службы материального обеспечения производства, оперативного управления им и другие службы. Одновременно определяются соответственно их функции и порядок осуществления, в частности по службе материального обеспечения – порядок формирования и прохождения документации, связанной с планированием материальных поставок и учетом их исполнения, по службе оперативного управления производством – права по регулированию производства, объем и содержание собираемой и используемой информации. Распорядительные меры и воздействия представляют собой приказы, указания, распоряжения, инструкции, правила, нормативы и другие акты, касающиеся работы всех служб по обеспечению нормального функционирования и перспективного развития строительно-монтажной организации. Отношения и связи между службами в структуре управления строительно-монтажной организации строятся по вертикали и горизонтали. По вертикали отношения носят распорядительный характер (вниз от вышестоящего органа управления к нижестоящему). Распорядительность выражается не только в форме прямого приказа, распоряжения, но и в форме требования строгого соблюдения инструкций, положений и т.д. По горизонтали отношения между органами управления, не подчиненными друг другу, имеют характер согласования. Разрабатывая и принимая управленческие решения, различные службы взаимодействуют между собой и учитывают требования другой стороны. Экономические методы управления предполагают использование системы воздействий экономического характера на подразделения, службы и работников управления строительно-монтажной организации. К экономическим воздействиям в процессе управления относятся установление плановых экономических показателей подразделениям, экономических нормативов по использованию полученной прибыли, нормативов по издержкам производства и поощрению за их снижение, установление условий и размеров премирования за экономические и другие результаты производства и хозяйствования. К ним можно также отнести формирование ценовой политики, внешних и внутренних ценовых отношений строительно-монтажной организации. Экономические методы управления направлены на побуждение подразделений, различных служб управления, трудовых коллективов и отдельных работников строительно-монтажной организации к изысканию и реализации внутренних резервов повышения эффективности, к повышению уровня хозяйствования. Социально-психологические методы управления предполагают использование воздействий на трудовые коллективы и отдельных работников строительно-монтажной организации, основанных на использовании законов поведения групп людей, межличностных отношений, законов поведения личности. Основная направленность социально-психологических методов управления – создание сплоченного трудового коллектива строительно-монтажной организации, внутренней деловой атмосферы, нормального психологического климата, взаимного уважения работников друг к другу. Мировая практика управления показывает необходимость усиления внимания к социально-психологическим аспектам управления трудовыми коллективами и организациями. Так, учет психологических особенностей работников при формировании коллективов отделов и групп в структуре управления обеспечивает повышение их сплоченности и эффективности деятельности, а учет законов поведения групп позволяет избежать возникновения конфликтов в организации.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 12267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |