Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Административно – правовое регулирование отношений в промышленном комплексе


 

Согласно толковому словарю, промышленность – отрасль производства, охватывающая переработку сырья, разработку недр, создание средств производства и предметов потребления.

Промышленность – отрасль хозяйства, являющаяся важной составной частью экономики страны. Она обеспечивает удовлетворение потребностей общества, жизни людей, экономическую независимость государства, его государственное экономическое развитие.

Государственное управление промышленностью представляет собой целенаправленную организующую деятельность по практической реализации функций и задач государства в области промышленности. Содержание и характер административно–правового регулирования управления промышленностью определяются особенностями экономических условий жизни страны, конкретными задачами, стоящими перед данной отраслью.

Организация управления промышленностью регулируется многими нормативными правовыми актами, среди которых Гражданский Кодекс РФ, законы: «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 28.07.2012, с изм. от 16.10.2012); Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и другие, а также актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Административные нормы, регулирующие отношения в сфере управления промышленностью содержатся кроме того, в нормативных актах органов власти субъектов Российской Федерации.

Промышленность как крупная комплексная отрасль товарного сектора рыночной экономики включает в себя множество отраслей (угольную, нефтяную, машиностроительную, пищевую и т.д.), которые в свою очередь, в экономическом и организационном плане объединяются в промышленные комплексы, например электроэнергетический, машиностроительный, военно - промышленный и т.д. Так, в рамках единого промышленного комплекса авиационная, ракетно– космическая, радио – и электронная судостроительная промышленность составляют в совокупности военно–промышленный комплекс, в отношении которого могут приниматься управленческие решения на высшем уровне.



Первичным звеном промышленности как единого хозяйственно – экономического комплекса и всех структурных элементов его системы являются хозяйствующие субъекты, занятые производством промышленной продукции и выступающие на товарном рынке субъектами предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли. Это различные по своим организационно – правовым формам и формам собственности коммерческие организации, среди которых значатся государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Это управление призвано повседневно направлять деятельность государственных субъектов промышленного производства, а также обеспечивать экономически нормальное функционирование негосударственных субъектов промышленного производства всех форм собственности, основываясь на принципе многоукладности экономики государства.

Конституция РФ относит к ведению Российской Федерации управление федеральной собственностью, установление основ федеральной политики, федеральных программ экономического развития; установление правовых основ единого рынка, федеральные энергетические системы, ядерную энергетику, оборонное производство.

К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относится разграничение государственной собственности в сфере промышленного производства (ст.71-72 Конституции РФ). Остальные вопросы, связанные с управлением промышленным производством, отнесены Конституцией к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.73 Конституции РФ).

Государство для обеспечения целенаправленного воздействия в промышленной сфере, правильного функционирования всего производственного механизма образует специальные органы государственного управления, которые от его имени осуществляют управление промышленностью. В свою очередь, согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗФЗ (ред. от 23.12.2010) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», торговая деятельность (далее также – торговля) – вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.

Закон о торговле не распространяется на некоторые виды торговой деятельности, осуществляемые в соответствии со специальными федеральными законами (внешнеторговая деятельность, торговля на товарных биржах и розничных рынках, купля-продажа ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии, тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов).

В соответствии со статьями 5 и 6 Закона о торговле полномочиями в области регулирования торговой деятельности наделены Правительство РФ, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет следующие полномочия в области государственного регулирования торговой деятельности:

1) обеспечение проведения государственной политики в области торговой деятельности;

2) утверждение методики расчета и порядка установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

3) утверждение методики расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема всех реализованных таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования в денежном выражении за финансовый год;



4) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами полномочия в области государственного регулирования торговой деятельности.

2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, осуществляет следующие полномочия:

1) утверждение методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли;

2) утверждение формы торгового реестра, включающего в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории субъекта Российской Федерации (далее - торговый реестр), порядка его формирования и порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре;

3) участие совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации, в определении содержания форм статистической отчетности, применяемых в области торговой деятельности, сроков их представления хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки товаров (за исключением производителей товаров);

4) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации полномочия.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют следующие полномочия:

1) реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации;

2) в соответствии с настоящим Федеральным законом разработка и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности;

3) установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта Российской Федерации;

4) проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

5) разработка и реализация мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

6) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.

2. Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Указанное полномочие осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в случае, если создание таких условий определено как вопрос местного значения законами этих субъектов Российской Федерации.

Основным органом государственного управления в сфере промышленности является в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 5 июня 2008 г. № 438 (в ред. от 28.12.2011 № 1168) утвердило Положение "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации".

В соответствии с ним Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, энергосбережения и повышения энергетической эффективности при обороте товаров, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства, внешней и внутренней торговли, общественного питания и бытового обслуживания, народных художественных промыслов;

функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной и судостроительной промышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности, промышленности боеприпасов и специальной химии, химического разоружения, промышленности обычных вооружений, народных художественных промыслов;

функции по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, по проведению расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров, а также компенсирующих мер, предусмотренных Соглашением о единых правилах предоставления промышленных субсидий от 9 декабря 2010 г., по применению мер нетарифного регулирования, а также функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможенно - тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации;

функции федерального органа по техническому регулированию.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации является уполномоченным (национальным) органом Российской Федерации по выполнению Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении и Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении.

До внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет:

лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к его компетенции;

в пределах своей компетенции контроль за экспортом и импортом химикатов, микроорганизмов и других биологических агентов и токсинов, оборудования, научно-технической информации и услуг, которые могут быть использованы при создании химического и бактериологического (биологического) оружия, а также других товаров и технологий, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, в соответствии с утвержденными списками контролируемых товаров и технологий.

Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.09.2012 № 881 «Вопросы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации» закреплено, что в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации находятся организации, ранее находившиеся в ведении Федерального агентства по промышленности.

Пунктом 8 данного Постановления предписано Министерству промышленности и торговли Российской Федерации внести в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения об отнесении к ведению Министерства организаций, ранее находившихся в ведении Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в сфере установленных функций.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) в соответствии с Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от от 17 июня 2004 г. № 294 (в ред. от 26.12.2011 года № 1132) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Агентства; )
- осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству;
- выполняет функции компетентного административного органа Российской Федерации в соответствии с Соглашением о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенным в г. Женеве 20 марта 1958 г.;
- организует:

- экспертизу и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, а также межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ;

- экспертизу проектов национальных стандартов;
- ведение Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений и предоставление содержащихся в нем сведений;

- проведение в установленном порядке поверки средств измерений в Российской Федерации;

- сбор и обработку информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов, а также информирование приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам соблюдения требований технических регламентов;

- обязательную метрологическую экспертизу содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений;
осуществляет:

- опубликование в установленном порядке уведомлений о разработке и завершении публичного обсуждения проектов технических регламентов, проекта федерального закона о техническом регламенте, принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении, а также заключений экспертных комиссий по техническому регулированию на проекты технических регламентов;
- опубликование уведомлений о разработке, завершении публичного обсуждения и утверждении национального стандарта, перечня национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов, официальное опубликование национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и их распространение;
- руководство деятельностью Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;
- принятие программы разработки национальных стандартов;
- утверждение национальных стандартов; 5.4.9. проведение в установленном порядке работ по аккредитации в области обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства;

- организационно-методическое руководство работами по созданию федеральной системы каталогизации для федеральных государственных нужд;

- функции национального органа по стандартизации и т. д.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социально – правовая характеристика структуры экономики как объекта государственного управления и регулирования | Административно-правовое регулирование отношений в строительном комплексе

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2117; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.007 сек.