Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Основы конституционного строя Германии

Читайте также:
  1. I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
  2. IX. Основы организации управления
  3. Административно-правовые основы регулирования в сфере финансовых отношений
  4. Административно-правовые основы регулирования отношений в сфере экономики
  5. Билет№5:Методологические основы менеджмента. Ситуационный, системный и процессный подход к принятию управленческих решений (привести примеры).
  6. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕОГРАФИИ
  7. Биологические основы реографии
  8. Вариационные основы МКЭ
  9. Военно-политические основы военной доктрины
  10. Военно-стратегические основы военной доктрины.
  11. Военно-экономические основы военной доктрины.
  12. Вопрос 3. Дисциплинарное производство. Основы служебного и ведомственного расследования

 

1. Особенности Конституции Германии

2. Основы избирательной системы Германии

3. Германский федерализм

4. Система высших органов государства

 

1. Особенности Конституции Германии

 

Конституция ФРГ, выработанная в 1948-1949 Г.г. только для Западной Германии, Т.е. для государства на территории трех западных оккупационных зон, в 1990 г. стала Основным законом для всей Германии. Интеграция Германской Демократической Республики в состав ФРГ, осуществленная 3 октября 1990 г., была проведена путем присоединения ГДР исчезла как юридический, в том числе и как международно-правовой субъект. Произошло добровольное присоединение ГДР к ФРГ, увеличившее население и территорию последней. Присоединение произошло на основе СТ. 23 Основного закона ФРГ в действовавшей в то время редакции. Эта статья, перечислявшая земли ФРГ, устанавливала, что "в остальных частях Германии он (Основной закон) должен вступить в силу по их присоединении". В указанное время существовала и другая юридическая возможность объединения ФРГ и ГДР. Имевшая в то время в Основном законе ФРГ СТ. 146 предусматривала возможность выработки новой Конституции, принятой "свободным решением немецкого народа". Как следствие объединения стали и довольно многочисленные поправки к Основному закону, которые, однако, в целом не поколебали его духа и ПРИНЦИПОВ. Основной закон вступил в силу 23 мая 1949 Г.

Основной закон (ст. 20, 28) провозгласил ФРГ как правовое, федеративное, демократическое, республиканское и социальное государство. Эти определения встречаются в других конституциях зарубежных стран. Однако, для Основного закона ФРГ, одного из первых в Европе, отличительной чертой стало провозглашение концепции правового государства. Подобная норма имеется и в других актах (например, в СТ. 1 Конституции Испании 1978 г.), но в Основном законе ФРГ она носит более завершенный характер. "Правовое государство - так Основной закон определяет ФРГ и ее земли (ст. 28), и поэтому все органы и институты, публичные и частные обязаны подчиняться праву. Существующие органы конституционного контроля на государственном уровне и главенство международного права; рецепция норм международного права во внутреннее происходит автоматически, поскольку общие нормы международного права являются составной частью права Федерации. Они имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории (ст. 25). В систему правового государства интегрирован и принцип разделения властей как по горизонтали установление разграничения в компетенции между органами одного уровня, федерального и земельного, так и по вертикали – разграничение компетенции между федерацией и землями. Одной из причин закрепления принципа разделения властей явилось недавнее прошлое Германии: при фашистском режиме осуществлялись массовые и постоянные беззакониям репрессии. Несомненно идеологическое значение концепции правового государства, под которым понимается правовая форма организации и деятельности государственной власти и основанные на праве ее взаимоотношения с индивидами.



Основной закон 1949 Г. учредил в ФРГ строй парламентской республики, в которой система органов государственной власти базируется на принципе разделения властей.

Законодательная власть в ФРГ вверена двухпалатному Парламенту; палаты - Бундестаг и Бундесрат не имеют равного статуса (как в порядке их формирования, так и в объеме полномочий). Нижняя палата - Бундестаг избирается на четыре года путем прямых выборов (половина членов в округах по мажоритарной системе с последующим учетом распределения мест, полученных по мажоритарной системе). Причем каждая земля располагает числом мест от трех до шести в зависимости от численности проживающего в ней населения. Каждая земля может послать столько членов, сколько имеет голосов. Места в Бундесрате распределяются с некоторым завышенным представительством для небольших земель. Для членов Бундесрата установлен принцип согласованной подачи голосов, в соответствии с которым представители каждой земли подают один общий голос. Его члены имеют императивный мандат. Земельные правительства указывают своим представителям, как они должны голосовать по обсуждаемым вопросам.

Средством стабильности исполнительной власти учредители Конституции избрали особый статус главы Правительства Канцлера. Он получает власть непосредственно от Бундестага, будучи избранным по предложению Президента без прений. Жесткие временные рамки, установленные П. 3 и 4 СТ. 63 Конституции для избрания Канцлера и возможного при этом роспуске Бундестага, подчеркивают значение этого лица в системе органов исполнительной власти. Только Федеральный Канцлер несет ответственность перед Бундестагом; министры назначаются и увольняются Федеральным Президентом по предложению Канцлера.

Еще одним элементом обеспечения стабильности Правительства стал конструктивный вотум недоверия Канцлеру, установленный СТ. 67 Основного закона., Канцлер может быть смещен со своего поста только путем избрания Бундестагом большинством голосов его преемника. Будучи процедурой весьма громоздкой, этот вотум недоверия всегда требует значительной консолидации оппозиционных сил вокруг конкретной кандидатуры, противопоставляемой правящему Канцлеру. Деструктивный вотум недоверия, наиболее часто используемый в зарубежных странах, - более "мягкая" и гибкая процедура. Если в результате негативного голосования Правительство уходит в отставку, то в таких случаях у политических партий в Парламенте всегда есть достаточно возможностей времени и выбора кандидатур для формирования нового Правительства. Если Президент по просьбе Правительства распускает парламент в качестве ответной меры на деструктивный вотум, то проводятся новые выборы и речь должна идти о формировании нового Правительства с учетом расстановки политических сил в стране в данный момент.

 

2. Основы избирательной системы Германии

Выборы и голосование - это часть прав и демократических свобод, которыми Основной закон наделил своих граждан. Так, в статье 20 абз. 2 записано, что "государственная власть осуществляется народом путем выборов и голосований, а также через специальные органы - законодательные, исполнительные и судебные.

Часть основополагающих положений об особенностях избирательной системы в ФРГ заложены в самой Конституции, а часть регулируется отдельным законом о выборах в Бундестаг (в редакции 1975 г. с последующими изменениями и дополнениями). Так, в Основном законе установлено, что выборы (в Бундестаг и представительные органы земель, округов и общин) всеобщие, прямые, свободные, равные и тайные (абзац 1 статьи 28 и абзац 1 статьи 38). При выборах в Бундесрат определяется, что право избирать имеют лица, достигшие 18 лет, а право быть избранным - с возраста гражданского совершеннолетия (абзац 2 статьи 38), а далее Конституция содержит отсылочную норму о том, что подробности будут излагаться в федеральном законе.

Федеральный закон уточнил, что избирательным правом обладают все немцы, достигшие 18-ти летнего возраста, обладающие трехмесячным цензом оседлости и нелишенные избирательных прав. Более высокие требования установлены применительно к пассивному избирательному праву.

Особенностью избирательной системы Германии является сочетание в ней элементов системы пропорционального представительства и мажоритарной системы: поскольку половина депутатов Бундестага избирается в одномандатных избирательных округах, а остальные по партийным спискам (земельным спискам) при наличии "пятипроцентной оговорки", означающей, что партия, получившим менее 5% голосов избирателей на территории всей страны мест в Бундестаге не предоставляется.

Каждый избиратель имеет два голоса: один для избрания депутата по избирательному округу, второй - для голосования по земельному списку кандидатов. В первом случае избранным считается тот кандидат, который набрал наибольшее число голосов; при равном количестве голосов вопрос решается жеребьевкой. Более сложным представляется порядок распределения мандатов по земельным спискам. Это происходит следующим образом: подписываются только вторые голоса, полученные каждой партией. В соответствии с их числом и соотношением определяется все количество мандатов, получаемых конкретной партией, затем половина мандатов распределяется между кандидатами, победившими в избирательных округах, а остальные отдаются кандидатам, включенным в партийные списки.

При выборах в избирательном округе предложение о кандидатах могут вносить политические партии, а также лица, обладающие активным избирательным правом (не менее 200). При этом предложение о кандидате должно содержать имя только одного кандидата. Каждый кандидат может быть предложен только в одном избирательном округе и только в одном предложении о кандидате по данному избирательному округу.

Земельные списки кандидатов могут быть представлены только партиями. Каждый кандидат может быть выдвинут только в одной земле, и в ней он может быть внесен только в один партийный список.

День выборов назначает федеральный Президент. Голосование осуществляется лично избирателем. К нему допускается лишь тот, кто внесен в список избирателей или имеет удостоверение на право голосования. В ФРГ закон предусматривает голосование по почте. Избиратель голосует посредством официальных избирательных бюллетеней в официальных конвертах.

Кроме выборов депутатов в Органы представительной власти Основной закон предусматривает выражение воли народа на референдумах и всенародных опросах.

 

3. Германский федерализм

 

В своем Основном законе Германия провозгласила федеративное устройство в сочетании с принципами демократии и социальной защиты, что прямо усматривается из текста статьи 20 абз. 1. Федерация построена по территориальному принципу. Федерацию в Германии называют кооперативной федерацией, поскольку конституционно закреплено и оформлено сотрудничество Федерации и земель между собой, в отличие от Конституций тех стран, которые регламентируют строгий централизм во имя единства наций. При этом Германия в плане спокойствия субъектов Федерации очень сильно отличается, скажем, от России и ряда других федераций. При этом особенностью Основного закона ФРГ является отсутствие в нем специального раздела, регулирующего вопросы федеративного устройства государства, хотя положения, касающиеся этой проблемы, содержатся практически в каждом из развалов Конституции. В ней закреплено, что земли (субъекты Федерации) обладают особым правовым статусом, т.е. имеют свои конституции, законодательство, представительный орган субъекта Федерации - парламент, исполнительную власть - правительство земли. Вместе с тем Основной закон четко определил, что носителем суверенитета является германская федерация в целом, что конституционны и строй земель должен соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социального правового государства (абз. 1 статьи 28). Вместе с тем Федерация гарантирует соответствие конституционного строя земель требованиям Основного закона.

И хотя, Основной закон наделил земли правом осуществлять государственные полномочия и решать государственные задачи, в статье 31 Основного закона подчеркивается, что федеральное право имеет преимущество перед правом земель. Иными словами, если проанализировать положения статей 30 и 31 Основного закона, станет ясно, что Федерация может решать публичные дела только, если это допускает Основной закон, однако федеральное право всегда является приоритетным по отношению к праву земель.

Федеральное принуждение может применяться лишь в случаях, когда земли не выполняют возложенных на них Основным законом и другими федеральными законами обязанностей. Статья 37 Основного закона наделяет федеральное правительство с согласия Бундесрата принимать необходимые меры, чтобы побудить землю к выполнению своих обязанностей. "Все учреждения Федерации и земель должны оказывать друг другу взаимную правовую и административную помощь (абз. 1 статьи 35), а для сохранения или восстановления, общественного порядка или безопасности земля в особо важных случаях может просить о направлении сил и подразделений федеральной пограничной охраны для оказания помощи полиции земли. Земля также может в случае стихийного бедствия или катастрофы просить о направлении ей для оказания помощи полицейских сил другой земли, подразделений федеральной пограничной охраны и вооруженных сил" (абз. 1 статья 35 Основного закона).

Основной закон Германии официально гарантирует равный статус земель. Так в статьях 33, 36, п. 2 абз. 3 СТ. 106 указывается: "Каждый немец имеет в любой земле равные права и обязанности", в высших учреждениях Федерации должны использоваться в надлежащем соотношении чиновники всех земель, а в других учреждениях Федерации набор сотрудников про изводится, как правило, из жителей той земли, где эти учреждения действуют. Основной закон требует обеспечения единого уровня жизни на всей территории Федерации.

Обычно, в любом федеративном государстве наиболее щепетильным является вопрос о разграничении компетенции между центром и субъектом Федерации. В Германии четко разграничена компетенция. При этом к исключительной компетенции Федерации относится следующее: Федерация может издавать общие предписания (статья 75). Кроме того, к исключительной компетенции Федерации отнесено 11 основополагающих направлений: внешние сношения и оборона; гражданство Федерации; валюта; денежное обращение и чеканка монеты; режим мер и весов; федеральные железные дороги и воздушное сообщение; почта, телесвязь; сотрудничество Федерации и земель, в частности, в области охраны основ свободного демократического строя, существования и безопасности федерации и земель. Исключительная компетенция земель в Основном законе не оговорена и носит остаточный характер. Так, в статье 70 Основного-закона прямо сформулировано: "Земли имеют право законодательствовать в той мере, в какой Основной закон не представил такие полномочия Федерации". Статья 72 Основного закона определила, что в сфере конкурирующей законодательной компетенции "земли обладают полномочием на законодательство лишь тогда и поскольку, когда и поскольку Федерация пользуется своими законодательными правами", а в статье 74 прямо указано: "Конкурирующая законодательная компетенция распространяется на следующие области: Гражданское право, Уголовное право и исполнение приговоров, судоустройство, судопроизводство, адвокатура, нотариат, юридическая консультация и т.д.

Высшим законодательным органом земли является представительный орган (лантаг, гражданское собрание, палата депутатов), формируемый путем всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Лантаги избираются на четыре или пять лет. На депутата распространяется иммунитет.

Правительство земли состоит из Премьер-министра (министра-президента) и министров.

4. Система высших органов государства

 

Несмотря на то, что термин "разделение властей" официально в Основном законе не упоминается, вся система органов государства базируется на этом принципе.

В Конституции Германии законодательная власть принадлежит Бундестагу; исполнительная - федеральному Президенту (в небольшой степени) и федеральному Правительству; правосудие осуществляется Федеральным конституционным судом, Федеральным верховным судом (Федеральной судебной палатой и системой нижестоящих судов).

В отличие от других зарубежных государств Парламент в Германии (Бундестаг) однопалатный.

Бундесрат - государственный орган, через посредство которого субъекты федерации участвуют в законодательстве и управлении страной. Бундестаг является органом "верховной бюрократии земель" и не рассматривается ни в Основном законе, ни в научных работах в качестве второй палаты Парламента.

Высказанное мнение не является бесспорным, поскольку ряд ученых и исследователей законодательства ФРГполагают, что эта страна имеет двухпалатный Парламент, который состоит из Бундестага - нижней палаты и Бундесрата верхней палаты.

Бундестаг избирается сроком на четыре года всеобщими, прямыми, равными выборами. В соответствии со СТ. 38 И СТ. 39 Основного закона депутаты Бундестага являются представителями всего народа, не связаны наказами или указаниями и подчиняются лишь своей совести. Члены Бундесрата назначаются правительством земель своего состава и отзываются таким же образом. Каждая земля располагает в Бундесрате определенным количеством мест. В статье 51 Основного закона указано, что голоса от земли могут подаваться только согласованно. Это обеспечивает формальное равенство субъектов Федерации. Срока полномочий Бундесрата Конституция не устанавливает. Его члены имеют императивный мандат; правительства земель предписывают своим представителям, как они должны голосовать по обсуждаемым вопросам.

Парламент страны - Бундестаг выбирает своего председателя (президента), его заместителей и секретарей. Председатель осуществляет распорядительные права в здании Бундестага и обладает в нем полицейской властью; без разрешения председателя в помещения палаты не может проводиться ни обыск, ни изъятие. Эти положения закреплены в статье Основного закона. Бундестаг создает постоянные комитеты, иные вспомогательные органы; он вправе образовывать следственные комитеты (статья 45 Основного закона).

Бундестаг принимает свой регламент. Ныне действующий регламент (а редакции 1986 г. с последующими изменениями и дополнениями подробно урегулировал вопросы выборов председателя, его заместителей и секретарей, деятельности руководящих органов Бундестага, организации фракций и групп депутатов, прав и обязанностей депутатов, деятельности Бундестага, организации и деятельности комитетов Бундестага и иных создаваемых им органов, законодательного процесса и ряд других).

Основной закон гарантирует депутату депутатский иммунитет (неприкосновенность). Это означает, что депутат ни в коем случае не может быть подвергнут преследованию в судебном или административном порядке или иным образом привлечен к ответственности вне Бундестага за свое голосование или высказывание в одном из его комитетов. Привлечение депутата к ответственности или арест возможны лишьс согласия Бундестага, за исключением случаев задержания или совершении деяния в течение дня.

Бундесрат (о его правовом статусе указывал ось выше) состоит из членов правительства земель. Бундесрат избирает своего президента на один год, который имеет право его созыва в соответствии со статьей 52 Основного закона. Президент обязан созвать Бундесрат по требованию представителей не менее двух земель или федерального Правительства. Бундесрат принимает решения большинством голосов. В основном, заседания публичны, однако они могут быть объявлены закрытыми.

В СТ. 52 Основного закона 21 декабря 1993 г. была включена следующая новация: "Для рассмотрения дел Европейского союза Бундесрат может образовать палату по европейским делам, решения которой будут иметь силу решения Бундесрата." В заседаниях Бундесрата имеют право, а в ряде случаях обязаны принимать участие члены федерального Правительства. Федеральное Правительство обязано держать Бундесрат в курсе текущих дел.

Парламент ФРГ осуществляет законодательные полномочия. Конституция разделяет компетенцию между федерациями и землями. Он принимает законы в сфере исключительной компетенции Федерации и конкурирующей компетенции Федерации и земель, а также по вопросам, по которым Федерация может издавать общие правовые предписания (статьи 71 - 75, 77).

Законопроекты, в соответствии с Основным законом, вносятся в Бундестаг федеральным Правительством, депутатами Бундестага или Бундесратом (статья 76 абз. 1). Законопроекты федерального Правительства подлежат внесению сначала в Бундесрат (мнение излагается в течение шести недель). Проекты Бундесрата должны направляться в Бундестаг через федеральное Правительство, которое в течение трех месяцев обязано высказывать по ним свою точку зрения. Законопроекты могут высказывать и группы депутатов Бундестага (одна из фракций, либо не менее 5% депутатов, что установлено в регламенте Бундестага).

Законопроекты рассматриваются в 3-х чтениях. Отличительной особенностью законодательной процедуры в Германии является представленное Бундесрату право, принимать законы в условиях так называемого состояния законодательной необходимости, если федеральное Правительство считает такой законопроект неотложным (статья 8 Основного закона). Бюджет ФРГ принимается Парламентом с соблюдением обычной законодательной процедуры. Он представляется федеральным Правительством. Важнейшую роль в этом процессе играет постоянная комиссия по финансам Бундестага.

Парламент ФРГ ратифицирует международные договоры, если они затрагивают интересы Федерации или вопросы компетенции Федерации. Парламент ФРГ может объявить состояние обороны в случае, если Федерация подверглась агрессии или ей угрожает агрессия. Если Бундестаг не сможет собраться, то совместный комитет из 2/3 членов Бундестага и 1/3 членов Бундесрата принимает решения.

Другой центральной фигурой в государственных структурах ФРГ является федеральный Президент как при федеративной форме государства. Официально он признан главой государства. Он избирается Федеральным собранием (орган состоящий из Членов Бундестага и такого же числа членов, избираемых народными представительствами земель на началах пропорциональности) сроком на 5 лет.

Президентом может быть избран гражданин ФРГ, обладающий избирательным правом и достигший 40 лет. Непосредственное переизбрание допускается только один раз (статья 540 Основного закона).

Федеральный Президент представляет государство в международно-правовых отношениях, он заключает от имени государства договоры с иностранными государствами, аккредитует и принимает послов (статья 59 Основного закона). Федеральный Президент назначает и увольняет федеральных судей, федеральных чиновников, офицеров, и унтер-офицеров. В отдельных случаях он осуществляет от имени Федерации право помилования (статья 60 п. 2 Основного закона).

Вместе с тем Основной закон в статье 61 наделил Бундесрат правом возбудить перед Федеральным конституционным судом обвинение против федерального Президента в нарушении им Основного закона. Если конституционный суд установит виновность федерального Президента, то после предъявления обвинения ой вправе временным приказом постановить, что федеральный Президент не может выполнять свои должностные функции. Это положение закреплено в статье 61 Основного закона.

Федеральное Правительство состоит из федерального Канцлера и федеральных министров. В соответствии со статьей 63 Основного закона федеральный Канцлер избирается без прений Бундестагом по предложению федерального Президента.

Избранным считается тот, кто собрал голоса большинства членов Бундестага. Избранное лицо должно быть назначено федеральным Президентом. Считается, что главную роль в жизни государства играет именно исполнительная власть в лице федерального Правительства и его Канцлера. Германию вследствие этого именуют «канцлерской» Республикой.

Согласно статье 66 Основного закона установлен принцип несовместимости должностей. Ни федеральный Канцлер, ни федеральные министры не могут занимать никакие оплачиваемые должности, работать по профессии, иметь занятие или входить в состав руководства, а без согласия Бундестага - в состав наблюдательного совета какого - либо предприятия, имеющего целью получение прибыли (статья 66 Основного закона).

Канцлера соответствии с Конституцией определяет основные направления политики и несет за них ответственность. В рамках основных направлений каждый федеративный министр ведет дела своей отрасли самостоятельно. При расхождении мнений между федеративными министрами вопрос решается Правительством.

В Конституции особая роль отводится Федеральному министру обороны, который наделен правом издавать приказы и командовать в мирное время. При объявлении состояния обороны командование вооруженными силами переходит к федеративному канцлеру.

Судебная власть в ФРГ является прерогативой судов, а в ФРГ практически осуществляется теория «разделения властей». Организация и деятельность судов а ФРГ регулируется статьями 92 -104 под общим заголовком IX раздела Основного закона "Правосудие". "Судебная власть вверяется судьям; она осуществляется Федеральным конституционным судом, Федеральными судами, предусмотренными в настоящем Основном законе, и судами земель".

Основной закон определяет, что в Германии действует пять ветвей юстиции: общая, административная, финансовая, трудовая, социальная. Каждая из них имеет свой верховный орган. Ими соответственно являются Федеральная судебная палата. Федеральный административный суд. Федеральный финансовый суд, Федеральный суд по трудовым делам и Федеральный суд по социальным делам. Основной закон представляет право Федерации учредить федеральные суды для вооруженных сил - военно-уголовные суды. Указанные суды могут осуществлять свою юрисдикцию лишь в случае введения состояния обороны (так в Германии называется состояние, когда вводится чрезвычайное положение, вызванное опасностью агрессии). Верховным органом для этих судов является Федеральная судебная палата.

Что касается правосудия в землях, то в их конституциях подробно говориться лишь о конституционных судах. Конституция ФРГ не полностью охватила все вопросы функционирования судов, поэтому недостающие пробелы мы видим в Законе о судоустройстве 1877 г. (в редакции 1975 г.), который устанавливает общие начала деятельности юстиции и организацию судов общей юрисдикции. Статус судов специальной юрисдикции регулируется отдельными законами и другими нормативными актами.

Основной закон ФРГ сформулировал четкий принцип: "Судьи независимы и подчиняются только закону". Следующий пункт этой же 97 статьи излагает гарантии такой независимости, а именно: "Судьи, назначенные планомерно и постоянно на штатную должность, могут против их желания до истечения срока полномочий быть уволены, временно или окончательно отстранены от должности или переведены на другое место или уволены в отставку только в силу судебного решения и лишь по основанию и в форме, предусмотренных законом." Законодательством может быть установлен возрастной предел, по достижении которого судьи выходят в отставку. При изменении судебной организации или судебных округов судьи могут быть переведены в другой суд или освобождены от должности, но с сохранением полного содержания. Чрезвычайные суды не допускаются (статья 101 Основного закона). Смертная казнь отменяется (статья 102). Как видно, даже в нормах об основных устоях правосудия разрешаются проблемы защиты прав человека. Так, статья 103 Основного закона гласит: "В суде каждый имеет право быть выслушан в соответствии с законом".

Деяние может подлежать наказанию, только если его наказуемость была установлена законом до его совершения. Никто не может быть подвергнут многократному наказанию за одно и то же деяние на основе общих уголовных законов.

Организация судебной системы ФРГ определяется двумя факторами:

1) федеративным устройством государства;

2) наличием как судов общей юрисдикции, так и судов специальной юрисдикции.

Система общих судов включает в себя действующие в землях участковые суды, высшие земельные суды и действующую на уровне федерации Федеральную судебную палату.

Система специальных судов имеет по общему правилу три уровня:

например, суд по трудовым делам, земельный суд по трудовым делам, Федеральный суд по трудовым делам.

Поскольку прокуратура организационно связана с судами различных инстанций, все прокуроры находятся под общим руководством министра юстиции.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Тема 9. Основы конституционного строя Германии

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 788; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.225.39.142
Генерация страницы за: 0.01 сек.