Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарождение текстильного, кожевенного и мехового производства

Изобретение колеса и колесных повозок. Развитие транспорта

В качестве сухопутного транспорта наряду с известными с времен мезолита волокушами стали широко использоваться лыжи и транспортные устройства на полозьях: сани, салазки и т. п. Расширение производственной деятельности и потребности в транспортировках различных грузов потребовало прокладки новых дорог-волоков и улучшения их качества.

6 тыс. лет назад шумерами было изобретено колесо, вначале самой простой конструкции, в виде сплошного деревянного диска, что позволило существовавший до того сухопутный транспорт в полном смысле «поставить на колеса». Предшественниками колесной повозки, появившейся в самом конце неолита, стали салазки и платформы для перемещения тяжестей, под которые подкладывались катки. Оставалось только научиться закреплять эти катки (колесные скаты), как это делается с колесными парами в современных железнодорожных платформах.

В начале 4 тысячелетия до н. э. появились одноосные (двухколесные), а к середине тысячелетия — и двухосные (четырехколесные) повозки. В качестве тягловой силы стали использовать вначале ослов и крупный рогатый скот позднее — лошадей. На базе колеса были основаны к другие выдающиеся изобретения неолита — гончарный круг, ручная мельница (рушилка), маховик.

Развитие сухопутного транспорта потребовало прокладки дорог. Вначале это были звериные и охотничьи тропы, а позднее стали использовать к тропы, протоптанные при перегонке стад скота. В труднопроходимых местах укладывали ветки и устраивали деревянные настилы (гати). Для преодоления водных преград стали сооружаться мосты, сначала подвесные, потом установленные на сваях.

В качестве водного транспорта использовались уже известные ранее плоты, лодки-однодревки и тростниковые лодки, для приведения в движение которых стали применять шесты и весла. Позднее, когда люди с помощью топора и тесла научились от стволов деревьев отщеплять доски, их стали использовать вначале для наращивания бортов долбленых лодок, а потом и сооружать полностью дощатые суда. При этом широко использовались уже освоенные операции пиления, сверления, а также строгания с помощью двуручного струга.

Развитие земледелия и животноводства позволило и более успешно решать проблему обеспечения потребностей человека в одежде и обуви.

Из конопли, льна, шерсти и пуха люди научились прясть пряжу. Для этого из пучка материала, закрепленного на прясле, вытягивались волокна, ссучивались пальцами и наматывались на веретено, которое другой рукой приводилось в быстрое вращательное движение. Для придания веретену устойчивого и равномерного вращения на него насаживались пряслица — каменные или глиняные кружки (маховички).

Из волокон, волоса, полосок кожи и прутьев люди научились плести самые разнообразные плетеные изделия: веревки, циновки, сети, корзины, сумки и др. Из плетеных полос потом шилась одежда, а производство пряжи и плетение положили начало ткачеству.

Первые примитивные ткацкие станки появились в пятом тысячелетии до н. э. и представляли две горизонтальные палки, из которых верхнею обычно заменял горизонтальный сук, на которые натягивались нити основы. Между нитями основы с помощью пальцев или прутика продергивалась поперечная (уточная) нить и поджималась с помощью перемещавшегося вверх-вниз ползуна. Данный принцип образования полотна (тканья) остался неизменным и до наших дней, усовершенствовалась лишь техника ткачества.

Животноводство стало обеспечивать достаточное количество шкур и способствовало появлению кожевенного и мехового производств. Для выделки шкур появились усовершенствованные мездрильные скребки, а в результате появления керамической посуды возросла роль химической обработки и применения растительных дубителей (коры дуба, корней, каштанов и др.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Неолит. Сельскохозяйственная и бытовая техника. Развитие рыболовства, транспорта и применения огня | Жилищное строительство и производство керамики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.