Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отношение к труду и технике человека античного периода

Для наиболее ранней, восходящей стадии рабовладельческого общества, когда были еще живы и заметны традиции первобытнообщинного строя, характерна высокая оценка человеческого труда и тех живых и мертвых орудий, которыми пользуется человек в своем приспособлении к природе.

Отношение к труду рабов со стороны свободных слоев населения было достаточно определенным: Раб нерадив; не принудь господин повелением строгим К делу его — за работу он сам не возьмется с охотой.

Однако в глазах не только свободных от рабства ремесленников, но даже представителей господствующих классов существование рабского труда вовсе не принижало значение труда вообще. На стенах гробниц египетских вельмож IV—III тыс. до н.э. постоянно создавались изображения представителей самых разных профессий, работающих в хозяйствах знати и жречества. Мы видим литейщиков меди и золотых дел мастеров, плотников и каменотесов, кожевенников и ткачей, гончаров и пекарей, землепашцев и садоводов, охотников и рыбаков непременно в процессе труда, с подробным изображением всех орудий и средств производства. Хотя выполнение этих картин в гробницах и было связано со своеобразными представлениями египтян о загробной жизни, характерно их внимание к производственному процессу, во всех его подробностях, которое проявляли строители подобных погребений.

Поскольку культура древнего общества носила обычно религиозно-мифологическую окраску, уважение к труду и технике, восхищение результатами их применения проявлялись в мифах, преданиях, культах, многие из которых были народного происхождения, но поддерживались и официально признавались также и правящими классами.

Особенно это относится к народам, у которых рабовладельческие порядки тогда только формировались. Примером этого может служить древнегреческий эпос «Илиады» и «Одиссеи», сложившийся к VIII в. до н.э., но изображавший события XIII—XII вв. до н.э. Герои этого эпоса, представители племенной знати во главе с басилеями, будучи владельцами рабов и слуг, отнюдь не считают для себя зазорным физический труд. Их жены и дочери ткут, прядут, стирают белье вместе с рабынями. Свинопас Эвмей оказывается лучшим, вернейшим другом прославленного Одиссея (Улисса) — басилея Итаки, именуется «богоравным». Одиссей не только герой-военачальник и отважный путешественник, но и искусный мастер. В «Одиссее» подробно описывается, например, как он изготовлял собственную кровать: Ствол отрубил топором, а отрубок у корня, отвсюду Острою медью его по шнуру обтесав, основаньем Сделав кровати, его пробуравил и скобелью брусья Выгладил, в раму связал и к отрубку приладил.

В древнейших религиях Двуречья существовал миф о первых правителях-полубогах (число их определяли по-разному—то 7, то 10), которые будто бы научили людей всем достижениям техники и культуры. Одного из этих мудрецов вавилоняне называли Умману, т. е- Мастер. Он воплощал человеческую изобретательность.

Покровителем конструкторов и ученых был у вавилонян бог мудрости Эа. Когда, гласит один из мифов, боги решили послать на землю потоп, Эа передал об этом весть жителю Шуррипака Утнапиштиму Разумнейшему. По совету бога мудрости Утнапиштим в течение 5 дней составил чертежи огромной баржи с шестиярусной надстройкой, высотой в 140 локтей (70 м). Он поместил на корабль свою семью, ремесленников различных отраслей, представителей всех пород скота и «зверей полевых». Затем вошел сам, запер вход и поручил управление судном Пузур-Белу, мореходу. Так, согласно этому мифу, были спасены от истребления достойнейшие люди, и для них была сохранена возможность занятий ремеслами, скотоводством и охотой.

Во времена древней микенской культуры зародилось почитание Афины Паллады — вооруженной покровительницы мирного труда и мудрости. Одним из прозвищ этой могущественной богини было Эргана («Труженица»). Древние греки считали, что она научила людей обуздывать коней и запрягать быков, лить бронзу, строить корабли, подарила людям плуг и борону, веретено и ткацкий станок. Вместе с тем, как богиня мудрости, Афина именовалась (особенно в городе Афинах, сделавшемся главным центром культа богини) покровительницей наук, законодательства и всей городской культуры.

Непосредственное отношение к мастерству и изобретательству имел, согласно эллинским мифам, бог Гефест. Первоначально это было божество подземного огня, чтимое на эгейском острове Лемносе и в некоторых областях Азии, где наблюдались вулканические явления. В дальнейшем Гефест стал покровителем (и художественным символом) кузнечного дела и хитроумного изобретательства. Гефест изображался могучим хромым кузнецом с молотом или клещами, в конической шапке и хитоне ремесленника. В конце этой части мы еще вернемся к преданиям о чудесных вещах, которые изготовлялись в мастерской Гефеста.

Еще более замечателен миф о титане Прометее (это имя значит «Прозорливец» или «Радетель»). Прометей (первоначально — также одно из божеств огня) выступает как защитник людей от богов, отнюдь не возражавших против того, чтобы люди оставались в первобытном, невежественном состоянии. Он похищает у богов огонь и обучает людей, как им пользоваться. Согласно позднейшим мифам, Прометей научил людей и другим знаниям: зодчеству, металлургии, мореплаванию, письменности и т. д. Наконец, некоторые предания гласят, что Прометей слепил из земли или глины и самых первых людей. Когда же Зевс в припадке гнева решил погубить людей посредством потопа (вариант шумеро-вавилонского мифа, о котором шла речь выше), то Прометей помог людям спастись на корабле, построенном по его указаниям. За похищение огня и противодействие воле богов Зевс велел приковать Прометея к скале в горах Кавказа и послал орла, чтобы тот вечно клевал печень у титана.

Но Прометей был не одинок. В Южной Америке первый инка, легендарный Манко Капаки, прибывший из-за моря, научил окрестные племена земледелию и ремеслам. Ицамна (Юкатан) или Саме (Южная Америка.), прибывший также с востока, из-за океана, научил население заниматься сельским хозяйством и скотоводством, делать мосты и рубить деревья Он же, согласно преданиям, принес письменность. Бог Богика в образе бородатого старца принес людям календарь. Герой мексиканского эпоса Кецалькоатль принес людям знание металлургии и сельского хозяйства. Некое фантастическое существо — Оаннес научил вавилонских жителей письменности, различным искусствам, обучил людей строить города и сооружать храмы, составлять законы и объяснил им основы геометрических знаний. Египетский бог Озирис обучил жителей сельскому хозяйству, ирригации, строительству, музыке, врачеванию и календарю

Можно с большой вероятностью допустить, что в основе многих древних легенд и мифов о создателях поразительных и чудесных вещей лежали воспоминания о вполне реальных конструкторах, изобретателях, ученых, подлинные имена которых забыты. Таков, например, греческий миф о Дедале и Икаре.

В образе Дедала (по-гречески это слово означает «Искусник») увековечена деятельность критских мастеров позднеминойского периода — времени наивысшего расцвета крито-микенской культуры (II тыс. до н.э). Согласно легенде, Дедал происходил из Афин. поступил на службу к критскому царю Миносу. Дедалу приписывались изобретения многих плотничьих орудий — рубанка, отвеса и т. д и постройка лабиринта, как греки именовали Кносский дворец

Более того, истории известны факты обожествления героев-просветителей. Мореплаватель Кадм, например, привезший в Грецию письменность, был официально возведен в ранг полубога. «Египтяне наделяли божественностью и святостью изобретателей вещей» (Ф. Бэкон).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Возникновение рабовладельческих обществ и рабовладельческого государства | Зарождение письменности и появление письменных принадлежностей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.