Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация управления обороны

Организация управления обороны – это важное направление деятельности органов государства.

Основные правовые акты:

1. ФЗ «Об обороне»

2. ФКЗ «О военном положении»

3. Закон «О воинской обязанности и военной службе»

4. ФЗ «О статусе военнослужащих»

Оборона – это система политических экономических военных социальных правовые и иных мер направленных на подготовку к вооружённой защите и собственно вооружённую защиту территории РФ.

Главная цель обороны обеспечить защиту территориальной целостности РФ от нападений извне.

Утверждена военная доктрина. В военной доктрине предусмотрены такие угрозы как приближение к нашей границы НАТО; наращивание военных контингентов на других территория; территориальные претензии к РФ; распространение оружия массового поражения. Основа нашей военной политики – оборона, Россия не ставит задач по захвату других территорий, со своими дай бог справится.

Организация обороны предполагает правовое регулирование в этой сфере.

Военное

Военное строительство – создание и поддержание вооружённых сил в военном состоянии.

Ныне действующая армия комплектуется на основе контракта и на основе призыва.

Призыву на военную службу подлежат лица мужского пола от 18 лет до 27 лет (хотя были предложения увеличить призывной возраст до 35 лет). Военно-обязанными могут являться женщины, есть перечень специальность, которые являются военно-учётными. Женщина которые владеют подобными специальностями являются военнообязанными. В случае объявления мобилизации они будут призваны на военную службу. Законодательство предусматривает основания для отсрочки от призыва на военную службу, и основания для освобождения от военной службы.

Задачей организации обороны является создание мобилизационных резервов.

Резервов, которые нужны на случай обострения военной обстановки.

Мобилизационная подготовка территорий, предприятий означает куда должны быть передислоцированы предприятия, занимающиеся производством той или иной продукцией.

Она предполагает и проведение научных исследований в этой сфере.

 

Основы организации управлении в экономике.

План:

1. общая характеристика организации управления в экономике.

2. управление отдельными отраслями в экономике.

1. Общая характеристика организации управления в экономике.

Экономика – важная сфера жизни общества. От того насколько это сфера развита зависит как будет существовать государство. В последнее время наблюдается переход от административно-командной системы управления к регулированию. Один из 1ых законов РФ «О собственности», в тот период времени действовала Конституция РСФСР, в которой ничего не говорилось о частной собственности. Этот закон предусмотрел виды собственности: государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная, частная. В частной собственности законом предусматривалось нахождение как средств потребления, так и средств производства. Поскольку изменились виды собственности, то поменялось и организация управления: раньше в основе лежало отраслевое управление (для каждой отрасли была предусмотрена своя система управления). Не только изменение форм собственности привело к изменению организации управления. В этой связи стоит отметить процесс приватизации – передачу государственной собственности в частную. Каждому гражданину выдали ваучер, стоимость которого достигало 10 тысяч рублей. Приватизация не завершена. ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества РФ», в нём говорится, что есть государственное имущество не подлежащее приватизации: имущество вооружённых сил; имущество, находящееся в ведении ФСИН и другое. Есть государственное имущество, которое может быть приватизировано, но только с согласия правительства РФ, при этом предусматривается, что за государством может быть закреплена определённая часть приватизированного имущества («золотая акция» - государство сохраняет за собой контрольный пакет акций), к примеру, это относится к оборону-промышленному комплексу. Есть предприятия, которые могут быть приватизированы по решению Федеральных органов исполнительной власти, в чьём ведении они находятся: эти предприятия могут относиться как к федеральному уровню, так и к региональному. Приватизация предусматривала, что, когда государство оставляет за собой контрольный пакет акций, оно направляло в органы управления своих представителей – государственных служащих, они имели ряд преимуществ, к примеру, через Совет Директоров без согласия этих служащих нельзя было принять решения по многим вопросам (решение о распоряжении имуществом, изменение организационно-правовой формы юридического лица). Со временем были созданы унитарные предприятия. Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» закрепляет, что унитарное предприятие не является собственником имущества, оно передано ему на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления. Унитарные предприятия подразделяются ещё на 2 вида: предприятия с правом полного хозяйственного ведения (могут самостоятельно распоряжаться имуществом: предприятие самостоятельно определяет, какую продукцию ему выгоднее производить. Это не дало ожидаемого результата – государству зачастую приходилось поддерживать такие предприятия, к примеру, АвтоВАЗ); на праве оперативного управления (в середине 90х годов они были преобразованы в казённые предприятия: предприятия, которые занимаются производством продукции, которая более, чем на 50% передаётся государству; эти предприятия более чем на 50% финансируются из государственного бюджета, у таких предприятий самостоятельность ограничена ещё больше, чем у предприятия с правом хозяйственного ведения). Многие предприятия стали частными, тут возможность государства диктовать свои условия очень ограничена. Необходимый результат достигается с помощью экономических мер и правового регулирования, к примеру, антимонопольная политика, развитие конкуренции. От Советского Союза нам досталось наличие естественных монополий, есть отрасли экономики, где конкуренции у нас нет, именно поэтому ещё в 1995г. был принят ФЗ «О естественных монополиях», в нём закреплено, что к естественным монополиям отнесены железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт, электросвязи, электроэнергетика; государство в этой связи предусмотрела, что именно оно регулирует цены на продукцию, предоставляемую данными монополистами, цены устанавливаются Федеральной Службой по тарифам; предусмотрено, что государство определяет перечень потребителей, которых нельзя лишить этого права, права быть потребителями. Кроме естественных монополистов, есть и другие монополисты, поэтому предусмотрено, что ежегодно ведётся реестр предприятий, которые на местных рынках имеют 33 и более процентов, надзор за такими монополистами осуществляет ФАС. ФАС призвана не допустить занятие доли рынка предприятиями, при которой остальные предприятия не могли бы конкурировать с данным монополистом; это достигается путём того, что на многие сделки требуется согласие ФАС. Уровень конкуренции обеспечивается и тем, что товары и услуги свободно перемещаются по территории РФ. Осуществляется нормативно-правовое регулирование сфер экономики, а также контроль за исполнением и соблюдением законов, регулирующих ту или иную сферу. Распространены методы косвенного воздействия: лицензирование, сертификация, административный надзор за предприятиями действующими в соответствующих сферах экономики, определение приоритетных сфер экономики (в наше время это наукоёмкое производство, такое производство получает поддержку в качестве государственных контрактов, что является также по сути частным методом косвенного воздействия), банкротство (играет как положительную, так и отрицательную роль; положительная в том, что с рынка уходят неконкурентоспособные предприятия). Всё это в совокупности характеризует изменение организации управления в экономике.

2. управление отдельными отраслями в экономике.

Одной из важнейших отраслей в экономике является промышленность. Министерство промышленности и торговли. Главная задача данного министерства разработка государственной политики в сфере промышленности и соответствующее нормативное регулирование. МПТ призвана определять приоритетные направления развития промышленности. МПТ осуществляет закрепление единых мер измерений. МПТ призвана заниматься не только вопросами промышленности, но также и вопросами развития торговли, хотя торговля неразрывно связана с рынком, где государство сильно ограничено в регулирование.

Во внутренней торговле МПТ определяет регулирование этой внутренней торговли. В этой сфере действуют ряд ФЗ: ФЗ «Об основах …», есть ФЗ определяющее порядок торговли на розничных рынках, все торговые места должны быть перемещены в закрытые помещения; в качестве продавцов не могут быть иностранные граждане. МПТ на основе этих ФЗ обеспечивает более детальную регламентацию в этих сферах деятельности.

Внешнеторговая деятельность. Она очень важна, так как это весомая доля доходов государства. В основе лежит ФЗ «Об основах внешнеторговой деятельности», участниками внешнеторговой деятельности может быть как государство, так и частные лица, субъектам предоставлено право также быть участникам внешнеторговой деятельности. Государство берёт на себя установление правил осуществления внешнеторговой деятельности, установление таможенных правил и т.п. Примером этого является Соглашения (об отмене таможенных правил), заключённое между Россией, Белоруссией и Казахстаном.

Сельское хозяйство – это очень важная сфера, от которой зависит очень многое, в том числе самостоятельность, суверенитет государства. СХ развивается у нас не очень успешно: очень много продуктов производится за рубежом (бананы, Телегин их любит, на экзамен надо прийти с бананом!). Министерство сельского хозяйства призвано заниматься не производством продукцией, а содействием производителям этой продукции. ФЗ «О развитие сельского хозяйства», целями государственной политики в сфере СХ является повышение конкурентоспособности продукции, её доли на рынке, формирование рынка отечественной СХ продукции, оказании поддержки в СХ производителям в приобретении СХ техники, оказании поддержки в производстве химикатов, развитие инфраструктуры, социальной структуры. Это поддержка может проявляться через непосредственные дотации, субсидии, через оказание содействия в реализации собственной программы, к примеру, ограничение продажи зерна за рубеж в период засухи и оказании поддержки производителям. Важная функция органов управления в СХ заключается в том, чтобы оказать содействие в предоставление правовых, юридических услуг. Министерство СХ призвано обеспечить нормативное регулирование с ветеринарном и фитосанитарном контроле (недопустимость распространение заболеваний, вредящих СХ).

Активно используются методы косвенного воздействия, методы прямого воздействия используется очень редко. Существуют казённые предприятия, осуществляющие деятельность в СХ, но их очень мало.

Транспорт – это отрасль, которая позволяет соединить производителя и потребителя. Различают несколько видов транспорта: железнодорожный; водный, морской, речной; воздушный; автомобильный; трубопроводный. Министерство транспорта в РФ призвано решать государственные цели и задачи в этой отрасли экономики. В СССР было несколько видов министерств. Помимо этого министерства в данной отрасли функционирует Федеральная служба по надзору за законодательством в сфере транспорта. Она занимается лицензированием деятельности транспортных предприятий, надзор за их деятельностью. В современный период ставится вопрос об обеспечении безопасности в системе транспорта. Действует в этой сфере и федеральные агентства: железнодорожного транспорта; воздушного; морского, речного транспорта; федеральное дорожное агентство (занимается вопросами устройства дорого, носит очень важное значение для совершенствование и формирование инфраструктуры).

Относительно других отраслей экономики можно посмотреть в учебнике. Но данного материала достаточно для подготовки к экзамену.

 

 

Организация управления в социальной (социально-культурной) сфере.

К социальной сфере относится образование, наука, культура, здравоохранение и социальное обеспечение, физическая культура и спорт.

Для этой сферы в целом характерно, что в отличие от экономики, материальных благ и ценностей здесь не производится, это духовная сфера.

Характеризуется высокое влияние органов государственной власти на учреждение. Управление 3хурвоневое: 1) федеральный уровень; 2) региональный уровень; 3) муниципальный уровень. Велико значение ведомственного подчинения: много ведомственных социальных учреждений, но в последнее время идёт тенденция передачи таких учреждений в иные руки.

Организация управления в сфере науки и образования.

Образование – это процесс обучения и воспитания, который сопровождается констатацией или подтверждением определённого образовательного уровня. Правовую основу составляют 2 ФЗ: 1) ФЗ «Об образовании; 2) ФЗ»О высшим послевузовском профессиональном образовании». В скором времени скорей всего появится ФЗ «Об образовании», который будет консолидировать оба. Есть несколько видов образования:

1. Школьное образование

А) начальное образование

Б) основное общее (среднее) образование – является обязательным для граждан РФ.

В) полное образование

Иногда выделяют ещё и дошкольное образование, но тут нет каких-либо форм контроля.

2. Профессиональное образование

А)

Б) среднее профессиональное образование. Получают в колледжах, в новом ФЗ «Об образовании» в некоторых колледжах будут обучать не только среднему ПО, но и высшему по направлению бакалавриат.

В) высшее профессиональное образование. По современному стандарту 2 уровня: бакалавриат и магистратура.

Г) послевузовское профессиональное образование. Есть несколько видов послевузовского профессионального образования:

- повышение квалификации

- профессиональная переподготовка (получение новых дополнительных знаний)

- подготовка и защита диссертации на соискание ученых степеней кандидатов и докторов наук.

Каждое образовательное учреждение должно соответствовать образовательным стандартам, устанавливаемых Министерством образования и науки.

Образование реализуется на основе опред-ых прицнипов:

1. общедоступность образования. Реализуется через общеобязательность образ-ия (на опред-ом уровне) и через бесплатность образ-ия.

2. светский характер. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях недопустимо обязательное изучение каких-то религии. В прошлом году ввели в школах изучение основ определённой религии в школах, а кто не желает изучать никакую религию может изучать основы этики.

3. принцип плюрализма. Этот принцип имеет свои и плюсы и минусы. В качестве плюсов можно сказать, что раньше дисциплины изучались по одному, двум учебникам, теперь имеется возможность изучать дисциплины по большему количеству учебников (их теперь множества); но минус то в том, что подчас из этих учебников выбирать нечего, поскольку зачастую даже неизвестно, кто является автором этих учебников и увы содержание соответственное; последний государственный стандарт подготовки бакалавров в сфере юриспруденции позволяет каждому ВУЗу учить студентов тому, что преподаватели считают нужным.

Образование можно получить как в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, так и в негосударственных учреждениях. Для образовательной деятельности необходима выдача лицензии (ФЗ «О лицензирование отдельных видов деятельности»), лицензия выдаётся на бессрочный срок по данному закону. Помимо лицензии важным является также аккредитация (бывали случаи, когда учреждения не проходили аккредитацию), позволяет получить диплом государственного образца о соответсвующем образовании.

Министерство образования и науки РФ призвана обеспечить развитие осуществления образования и науки, а также нормативное регулирование в данной области.

МОН:

1. разработка государственных стандартов;

2. установления перечня программ, по которым приоритетно требуются специалисты;

3. организация и подготовка учебной литературы для всех уровней образования;

4. финансирование деятельности учреждений высшего профессионального образования;

5. вопросы организации усыновления на территории РФ.

На региональном уровне это министерство образования. В Перми исполнительные органы выполняют функции относительно школ, детских садов, культурных центров для развития детей.

Относит-но среднего и нчального проф-ого обр-ия вопрос реш-ся неоднозначно: некот наход-ся в ведении РФ, некот-ые в ведении субъектов РФ (к примеру, подготовка учителей начальных классов).

Нам муниципальном уровне. В каждом муниц-ом районе имеется отдел управления образования, которые занимаются вопросами организации детскадовского, школьного образования. Обычно такие органы выполняют функции по финансированию и спос-ию деят-ти школ. Именно эти органы решают вопросы о ликвидации школьных учреждений.

О. как одна из отраслей общественной жизни тесно связанна с наукой. Правовую основу в этой сфере составляют ФЗ «О науке и государственной научно-технчиеской политике». Научная деят-ть этто деят-ть направл-ая на получение новых знаний. Выделяют 2 направл-ие научной деят-ти: фундаментальная и прикладная.

Фундамент-ая наука направлена на получ-ие знаний об общих закономерностях разв-ия обще-ва, природы и др. (фундаментальные вопросы). Прикладная наука напрвл-на на то, как применитьэти знания в тех или иных областях.

В наше время поставлена задача привратить ВУЗы в учреждения, кот. заним-ся не толкьо образованием и наукой. У на создана цепь научных учреждений, кот. возгл-ет РАН. РАН- это государственное учреждение, задачей которого является определение основных направлений научной деятельности.

Академия наук имеет в совеем составе отделения:

1. региональные

2. отделения, сформированные по критерии научной направленности (отделение химии).

Есть научные центры.

Научный центр это самоуправляемый научный орган.

Высшим органом академии является годичное собрание академиков. Есть статус не только академиков, но и член-корреспондент (человек, имеющий возможность в будущем стать академиком; для естественного замещения состава).

Помимо РАН есть ещё рад государственных академий (они отраслевые). В последнее время расплодилось огромное количество самых различных негосударственных академий. Негосударственные академии являются общественными объединения.

Управление наук организует федеральнео министерство образования и науки. На муниципальнмо уровне эти вопросы не рассматриваются, на региональнмо уровне есть органы, оказывающие определённое содействие, но не более.

Организация управления наук:

1. выбор направления развития науки (выбор приоритетов направления науки).

2. финансирование. РФ вкладывает очень мало средств в финансирование науки (РАН проигрывает многим зарубежным ВУЗам).

3. внедрение научных разработок в жизнь.

4. подготовка специалистов, научных работников. Это осуществляются через подготовку кандидатских и докторских диссертация, государство оказывает тут содействие таким образом: министерство по надзору в сфере образования и науки, в ней функционирует ВАК, именно ВАК принимает решение о признание той или иной диссертации достойной звания; ВАК проводят экспертизы по диссертациям.

Культура.

Как самост-ая отрасль соц-ой сферы включ-т в себя разные виды исскуства. Разнов-ью искусства явл-ся кино. К сфере культуры относ-ся клубная работа, орган-ия клубной работы среди населения. Библиотечное дело. Музейное дело. Архивное дело. Это всё подотрасли культуры.

В 1992 г. принят Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре». В нём закреплялось право на свободу творчества (современная культура предполагает творческий плюрализм); право на интеллектуальную собственность – это очень важно! (в последнее время принято решение о создание арбитражных судов, занимающихся интеллектуальной деятельности); обязанность государства по оказанию поддержки в развитие национальных культур национальностей, проживающих на территории РФ.

На федеральном уровне организацию управления культуры осуществляет Министерство культуры РФ (которое призвано заниматься разработкой государственной политики и нормативным регулирвоанием данной сферы деятельности. Сущес-ет федеральная служба в области охраны национального наследия; Федер-ое агентство архивного дела; федер-ое агентство по печати и массовым коммуникациям. Федеральнео агентство по массовым коммуникациям наход-ся в ведения федерального министерства связи и коммуникаций, остальные в ведении федер-ого министерства культуры РФ.

Регионые органы спос-ют выполнению функции.

Деят-ть муниц-ых органов направлена на орган-ию клубной культуры и библиотечного дела. Последнее наход-ся в бедственном состоянии.

Здравоохранение – важное направление социальной сферы.

Ст. 41 КРФ Медицинская помощь в государственных и муниципальных медицинских учреждениях оказыв-ся бесплатно …

Принят Закон «Об основах охраны здоровья Российских граждан». В нём опред-ся в каких случаях в медицинских учреждениях могут оказ-ся платные услуги.

Минситерство здравоохранения и социального развитие организует управление в данной сфере.

Именно это М. определяет технологии, использ-ые в сфере оказ-ия медиц-их услуг. Именно оно опред-т перечень лекарств-ых препаратов, рекомендованных к использованию. Является заказчиком при разрабокте новой медицинской технике, используемой в этой сфере. Одна из функций это подготовка кадров (имеется целая сеть медицинских ВУЗов). М. создаёт и организует деят-ть федеральных центрво по различным направлениям медицинских услуг.

На региональнмо урвоне, органы исполн-ой власти и органным местного самоуправления призваны обесп-ть решения министерства.

М. заним-ся и оранизацией трудовой занятости населения. На р. У. федеральная служба по труду и занятости населения.

М. через РосПотребНадзор контрол-т чем мы дышим, что едим и т.п. в соотв-ии с треб-ями безопасности.

Есть фед служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Наша задача иметь общее представление какой орган, чем призван заниматься.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация управления в сфере юстиции | Датчики перегрузки (линейного ускорения)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.