КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 8
Тема 7 Поршневые компрессоры холодильных машин
Один из основных элементов (можно даже сказать:главный элемент) парокомпрессионной холодильной машины - компрессор. Он обеспечивает циркуляцию хладагента в системе холодильной машины, создает высокое давление, достаточное для перехода хладагента из парообразного состояния в жидкое (в конденсаторе), и низкое давление, при котором он кипит (в испарителе) при заданной низкой температуре. Наиболее широкое распространение получили холодильные компрессоры четырех типов: поршневые, винтовые, ротационные и центробежные. Первые три типа относят к классу компрессоров объемного действия - сжатие пара в них происходит за счет уменьшения начального объема. Центробежные относят к классу компрессоров динамического действия — хладагент непрерывно перемещается с большой скоростью через проточную часть компрессора, при этом кинетическая энергия потока преобразуется в потенциальную, а плотность хладагента повышается.
Классификация поршневых компрессоров
1. По роду холодильного агента: аммиачные, фреоновые и углекислотные. 2. По направлению движения паров холодильного агента: прямоточные и непрямоточные. Прямоточные - движение холодильного агента в цилиндре идет в одном направлении, а всасывающий клапан находится в верхней части поршня. Непрямоточные – в которых всасывающий и нагнетательный клапаны расположены в верхней части блока цилиндра на клапанной доске, а пар меняет направление движения за цикл работы поршня. 3. По числу ступеней сжатия: одно-, двух- и многоступенчатые. 4. По числу цилиндров: одно-, двух- и многоцилиндровые. 5. По расположению оси цилиндра: вертикальные, горизонтальные и угловые. Угловые подразделяются на V-образные, веерообразные и радиальные. 6. По числу рабочих полостей: простого действия, в которых холодильный агент сжимается только одной стороной поршня и двойного действия, где сжатие осуществляется поочередно обеими сторонами поршня. 7. По числу оборотов коленчатого вала: тихоходные (n<500 об/мин) и быстроходные (n>500 об/мин). 8. По величине холодопроизводительности: а) малые (Qo до 12 кВт) б) средние (от 12 до 90 кВт) в) крупные (свыше 90 кВт) 9. По степени герметичности: а) герметичные б) бессальниковые (полугермитичные) в) открытые (сальниковые) Поршневые компрессоры в настоящее время применяют почти исключительно в машинах малой и средней холодопроизводительности. Принцип действия поршневого компрессора весьма прост. Внутри цилиндра перемещается поршень. При его движении в одном направлении происходит всасывание паров хладагента, в обратном направлении — сжатие и нагнетание. Пар поступает в цилиндр через всасывающий клапан, который немедленно закрывается, как только всасывание закончилось. Сжатый пар выталкивается из цилиндра через нагнетательный клапан, свободно открывающийся только в одну сторону, благодаря чему пар не может возвратиться в цилиндр. Нагнетательный клапан всегда размещается в крышке цилиндра, а всасывающий — либо в крышке, либо в днище. В последнем случае всасываемый и сжимаемый пар проходит прямо от одного конца цилиндра к другому, поэтому такой компрессор называют прямоточным (рис. 17). Когда же оба клапана находятся рядом в крышке, поток пара делает поворот на 180 градусов, и такой компрессор называют непрямоточным (рис. 18).
РИС. 18. Непрямоточный поршневой холодильный компрессор: 1 - блок-картер; 2 - всасывающий патрубок; 3 - блок цилиндров; 4 - крышка цилиндров; 5 - клапанная группа; 6 - нагнетательный патрубок;7 - шатунно-поршневая группа; 8 - коленчатый вал;9 - фильтр
Современные поршневые холодильные компрессоры конструируют исключительно по непрямоточной схеме. Это объясняется тем, что у непрямоточных компрессоров, по сравнению с прямоточными, существенно короче и, главное, легче поршень, что позволяет делать их более компактными и гораздо более высокооборотными. Возвратно-поступательное движение поршня, в цилиндре обеспечивается кривошипно-шатунным механизмом, состоящим из коленчатого или эксцентрикового вала и шатуну (рис. 19 а). Иногда в компрессорах малых холодильных машин применяют кривошипно-кулисный механизм (рис. 19 б). Чтобы предотвратить утечку хладагента в окружающую среду, механизм движения поршня помещают в непроницаемый для пара хладагента корпус (картер), соединяемый с цилиндром в одну неразъемную отливку, реже - с помощью шпилек. В первом случае цилиндрами служат гильзы, плотно вставленные в расточки корпуса. В этом случае он называется блок-картером. Для того чтобы предотвратить, по возможности, утечку сжимаемого пара через зазор между стенками цилиндра и поршнем, в кольцевые проточки поршня вставляют пружинящие поршневые кольца. Коленчатый вал соединяется с приводящим его в движение валом двигателя клиноременной передачей либо непосредственно муфтой. В этом варианте двигатель располагается снаружи компрессора. Электродвигатель может также находиться внутри картера: его ротор насаживают непосредственно на коленчатый вал.
Рисунок 19. Бессальниковый холодильный компрессор: 1–блок картер; 2 – ротор электродвигателя; 3 – статор электродвигателя; 4 – герметизированные электровводы Существует два типа компрессоров с электродвигателем внутри картера - так называемые бессальниковые и герметичные компрессоры. У бессальниковых компрессоров (рис. 19) картер разъемный, благодаря чему их можно ремонтировать на месте эксплуатации. Герметичные компрессоры (рис. 20) наглухо заваривают в состоящий из двух половин кожух со впаянными в него всасывающей и нагнетательной трубками и электропроводами для питания электродвигателя. Такие компрессоры ремонтируют только на специализированном предприятии, зато при массовом производстве они обходятся значительно дешевле, а в случае поломки их можно заменить целиком. Бессальниковые и герметичные компрессоры применяют только во фреоновых холодильных машинах. Если в качестве хладагента служит аммиак, размещать электродвигатель внутри картера недопустимо. Аммиак весьма агрессивен по отношению к меди и имеет незначительное электрическое сопротивление, поэтому очень трудно защитить медные обмотки электродвигателя от разрушения. Если двигатель располагается вне герметичного компрессора, то конец коленчатого вала должен быть выведен через картер наружу и необходимо позаботиться о том, чтобы в этом месте не было утечек хладагента. Достигается это с помощью сальникового уплотнения. Оно состоит из двух кольцеобразных деталей, одна из которых крепится к вращающемуся о валу, а другая — к неподвижному корпусу. Плотный контакт тщательно отполированных поверхностей двух колец обеспечивается специальной пружиной. Благодаря высокой чистоте обработки поверхностей, подбору материалов и обильной смазке кольца при вращении почти не изнашиваются, а потери на трение оказываются очень небольшими. Масляный слой между соприкасающимися поверхностями колец дополнительно препятствует просачиванию хладагента через сальниковое уплотнение. Иногда для надежности в сальниковом уплотнении применяют две пары трущихся колец. Очень важна для эффективной работы компрессора хорошая смазка. Смазывать необходимо все трущиеся детали: подшипники коленчатого вала, шатунные шейки, поршневые пальцы, цилиндры, сальниковые уплотнения. Простой вариант смазки - разбрызгивание масла, налитого до определенного уровня в картер, при вращении коленчатого вала. Более надежной является принудительная смазка с помощью масляного насоса (шестереночного, лопастного, центробежного и др.). Нагнетаемое насосом масло через каналы, просверленные в коленчатом валу, подается к шатунным шейкам. Иногда в крупных поршневых компрессорах путь масла продлевается по сверлениям в шатунах к поршневым пальцам. Смазочное масло, заливаемое в картер, частично уносится потоком хладагента, из-за чего при длительной работе компрессора может возникнуть опасность сухого трения в трущихся парах. Чтобы избежать этого, в холодильной машине после компрессора устанавливают маслоотделитель, из которого масло периодически возвращается обратно в картер. В холодильных машинах, работающих на хладагентах, которые хорошо растворяют масло (таким свойством обладают многие фреоны), маслоотделители обычно не ставят, так как масло свободно циркулирует по системе вместе с хладагентом и своевременно возвращается в картер с потоком всасываемого пара. При работе компрессор нагревается за счет теплоты сжатого пара и различных потерь (в основном из-за трения), поэтому его температура может повышаться довольно значительно. Чтобы компрессор не перегревался (а это может привести к подгоранию масла, заклиниванию и другим неприятностям), применяют охлаждающие водяные рубашки, охлаждающие змеевики в масляной ванне картера, оребренный корпус, вентилятор для принудительного обдува корпуса. В компрессорах устанавливают также приборы, облегчающие обслуживание или повышающие безопасность, - манометры, запорные вентили, указатели уровня масла, фильтры, приборы автоматической защиты и т. д. Некоторые модели компрессоров снабжены специальными устройствами для регулирования производительности. Объемная производительность компрессора V км, м3/с, тем больше, чем больше объем его цилиндра м3 (где D - диаметр цилиндра, м; S - расстояние между двумя крайними положениями поршня, м), число цилиндров z и частота вращения (число оборотов) п, 1/с, вала компрессора. Теоретическая, при отсутствии каких-либо потерь, объемная производительность Vкм.т= Ее называют также объемом, описываемым поршнями. Если эту величину умножить на плотность всасываемого пара r, кг/м3, то получим теоретическую массовую производительность компрессора G км,т.= V км,тr, кг/с. Действительная производительность компрессора всегда меньше теоретической: Коэффициент l, называемый коэффициентом подачи или наполнения, учитывает потери, связанные с наличием мертвого пространства, подогревом всасываемого пара, утечками пара через неплотности, гидравлические потери в клапанах. Мертвое пространство (или мертвый объем ) — это небольшое свободное пространство в цилиндре, в котором остается сжатый пар, когда поршень достигает крайнего положения в конце хода нагнетания. Оно предохраняет поршень от удара о клапанную доску. По мере того, как поршень движется в цилиндре в обратном направлении, пар, находящийся в мертвом пространстве под высоким давлением нагнетания, начинает расширяться, заполняет цилиндр и затрудняет тем самым всасывание новой порции пара. В результате в цилиндр поступает нового пара меньше, чем могло бы. Это можно рассматривать как потерю производительности компрессора по сравнению с теоретической. Конструкторы стараются свести мертвое пространство к минимуму. В современных компрессорах оно составляет 3 - 4 % полного объема цилиндра, и лишь в редких случаях его удается уменьшить до 1,5 - 2%. Потеря производительности из-за других, названных выше причин, каждой в отдельности, как правило, меньше, но общие потери из-за них могут быть и больше, чем потери из-за наличия мертвого пространства. Действительная производительность компрессора меньше теоретической на 10 - 40 %. Коэффициент подачи l = 0,9...0,6. Конкретное значение l зависит от многих факторов: конструкции компрессора. качества его изготовления, режима работы (чем больше отношение давления нагнетания к давлению всасывания, тем меньше l), вида хладагента и др. В технической документации, как правило, указывается холодопроизводительность компрессора. Это понятие условное, так как сам компрессор холода не производит. Холод вырабатывает холодильная машина, которая, помимо компрессора, имеет другие обязательные элементы, а ее холодопроизводительность зависит от вида хладагента и термодинамического цикла. Если они оговорены, то известна удельная массовая холодопроизводительность компрессора g0км кДж/кг и его холодопроизводительность, кВт, легко подсчитывается по формуле Q0км=Qкм.д q0км Если известен объем, описываемый поршнями V км.т производительность компрессора можно определить как Q 0км= V км.т lq vкм где (q vкм — удельная объемная холодопроизводительность компрессора, кВт/м3. По аналогии с холодильной машиной можно определить условный холодильный коэффициент компрессора e мк= Q окм/ N Для компрессоров с электродвигателем, встроенным в корпус, в эту формулу подставляют мощность N э измеренную электроприборами на клеммах питания (eэ.км= Q 0км/ N э) В этом случае холодильный коэффициент называют электрическим. Для компрессоров с вынесенным из корпуса двигателем определяют так называемый эффективны й холодильный коэффициент e екм= Q окм/ N е , для вычисления которого в формулу подставляют механическую мощность N е, на приводном валу компрессора. Еще одним важным показателем является коэффициент полезного действия (КПД) h км компрессора, который дает представление о том, насколько действительная потребляемая мощность больше теоретической, т.е. затрачиваемой на сжатие пара при отсутствии каких-либо потерь: теоретическую мощность находят с помощью i,lg p -диаграммы: N т= lG rv.т=(i2-i1) Для компрессоров со встроенным электродвигателем определяют электрический КПД h э.км= N т/ N э.д. а для компрессора с вынесенным двигателем эффективный КПД hекм =N т /Nе ,. КПД компрессора, как и коэффициент подачи, зависит от режима работы, в первую очередь, от отношения давлений нагнетания и всасывания. Для современных компрессоров со встроенным электродвигателем hэ.км = 0,45...0,7, для компрессоров с вынесенным двигателем hе.км = 0,6…0,77. Более высокие значения hе.км объясняются тем, что в этом коэффициенте не учитываются электрические потери, входящие в hэкм В настоящее время широко используют поршневые холодильные компрессоры холодопроизводительностью при так называемых стандартных условиях (сравнительных, наиболее распространенных значениях t0, tк, tвс и tн) от десятков ватт до примерно 250 кВт. Однако, несмотря на совершенство, поршневые компрессоры понемногу уступают место компрессорам других типов, отличающимся более длительным рабочим ресурсом, меньшей виброактивностью и большей компактностью. Сокращение области, применения компрессоров поршневого типа будет происходить в ближайшие годы в основном за счет вытеснения компрессоров большой холодопроизводительности. Компрессоры же малой холодопроизводйтельности, видимо, еще долго будут удерживать главенствующее положение в компрессорном парке.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |