Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обязательные правовые условия предоставления и изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

1. Комментируемая статья содержит общие положения относительно возможности изъятия земель для государственных или муниципальных нужд. Признавая необходимость изъятия земель, законодатель указывает на исключительность такого рода случаев. При этом подчеркивается необходимость исходить из общего принципа земельного законодательства: сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (см. ст.1 Кодекса и комментарий к ней).

Закон предполагает возможность изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд как безвозмездно, так и путем выкупа. Статья 279 ГК РФ определяет, что земельный участок может быть изъят путем выкупа, который осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Федерации или муниципальным образованием в зависимости от того, для чьих нужд он изымается. Цели изъятия земельного участка обозначены без достаточной конкретизации, которая относится к предмету правового регулирования других нормативных актов.

Выполнение международных обязательств Российской Федерации может предполагать изъятие земельных участков, например, для создания международного исследовательского учреждения. Земельный участок может быть изъят для размещения объектов государственного или муниципального значения, но при условии, что отсутствуют другие варианты размещения объектов. Такое условие не действует применительно к случаям изъятия земельных участков для выполнения международных обязательств.

Основаниями изъятия земельных участков могут быть и иные обстоятельства, предусмотренные федеральными законами, законами субъектов Федерации (если речь идет о землях, находящихся в собственности субъектов Федерации или муниципальной собственности). Возможно изъятие земельных участков, принадлежащих пользователю не только на праве собственности, но и на иных правовых основаниях (по договору аренды, на основании права постоянного пользования и др.). В зависимости от того, на каком правовом основании осуществлялось владение земельным участком, будет решаться вопрос о его выкупе.

Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр, временно или постоянно могут отчуждаться для государственных нужд с возмещением собственникам указанных земельных участков их стоимости в соответствии с земельным законодательством. Решение об отчуждении таких земельных участков принимается федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разделением их полномочий. (ст.25.1 Закона РФ от 21.02.1992г. "О недрах" в редакции ФЗ от 03.03.1995г.).

2. В случаях, предусмотренных ст.79, 83, 94 и 101 Кодекса, для отдельных категорий земель установлены ограничения изъятия. Так, согласно п.3 ст.83 земельные участки в городских и сельских поселениях могут быть изъяты для государственных или муниципальных нужд в целях застройки только в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений.

3. Условия и порядок изъятия земельных участков путем выкупа определяет ст.279 ГК РФ. Собственник земельного участка должен быть не позже чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп до истечения этого срока допускается только с согласия собственника. Права собственника земельного участка, подлежащего изъятию, определяются ст.280 ГК РФ. Соответствующие правила о безвозмездном изъятии земельного участка и выкупе установлены также в ст.55 Кодекса.

Основанием для изъятия земельного участка может быть также необходимость перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую. В таком случае перевод сопровождается изъятием участка в соответствии со ст.6 ФЗ от 21.12.2004г. "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Возмещение убытков различным землепользователям в связи с изъятием у них земельных участков в правовом поле Российской Федерации.

Согласно ст.57 ЗК РФ возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков 1. Возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные: 1) изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд; 2) ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц; 3) временным занятием земельных участков; 4) ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. 2. Убытки возмещаются: 1) землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи; 2) собственникам земельных участков в случаях, предусмотренных подпунктами 2, 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи. 3. Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель. 4. При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. 5. Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации. Статья 58. Возмещение потерь сельскохозяйственного производства и потерь лесного хозяйства 1. Потери сельскохозяйственного производства подлежат возмещению в трехмесячный срок после принятия решения об: 1) изъятии сельскохозяйственных угодий, оленьих пастбищ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства; 2) изменении целевого назначения сельскохозяйственных угодий, оленьих пастбищ, находящихся в собственности граждан или юридических лиц. 2. Потери сельскохозяйственного производства возмещаются: 1) лицами, которым предоставляются земли сельскохозяйственного назначения, оленьи пастбища для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства; 2) лицами, для которых устанавливаются охранные, санитарно-защитные зоны. 3. Потери сельскохозяйственного производства возмещаются в случаях, если земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или передаются в собственность бесплатно. В случаях продажи земельных участков или передачи их в аренду потери сельскохозяйственного производства включаются в стоимость земельных участков или учитываются при установлении арендной платы. 4. При расчете потерь сельскохозяйственного производства используются нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий, а также в зависимости от качества сельскохозяйственных угодий иные установленные Правительством Российской Федерации методики. 5. Средства, поступающие в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного производства, зачисляются в соответствующий местный бюджет и могут направляться на финансирование мероприятий по охране земель, в том числе мероприятий по повышению плодородия почв, а при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта освоения новых земель на их освоение в соответствии с бюджетным законодательством. 6. При переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) при изъятии земель лесного фонда возмещаются потери лесного хозяйства. Потери лесного хозяйства возмещаются лицами, которым предоставляются земли лесного фонда для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) при изъятии у них земель лесного фонда. Порядок возмещения потерь лесного хозяйства утверждается Правительством Российской Федерации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Юридический порядок изъятия и предоставления земельных участков для государственных и муниципальных нужд | Понятие и общая характеристика государственного контроля за земельным фондом РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.