ГК регулирует отношения, связанные с поставкой товаров для государственных
нужд, как один из видов купли - продажи. Выступая в качестве покупателя
товаров, необходимых для удовлетворения потребностей государства
(Российской Федерации и субъектов Российской Федерации), государство
действует как участник гражданско - правовых отношений. В подобных
случаях в целях регулирования указанных правоотношений подлежат
применению нормы, определяющие участие юридических лиц в
отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не
вытекает из закона или особенностей таких субъектов гражданского права,
как Российская Федерация и субъекты Российской Федерации (ст. 124 ГК). Основная цель норм, регламентирующих отношения по поставкам товаров для
государственных нужд (§ 4 гл. 30 ГК), состоит в установлении специальных
правил, которые учитывают особенности данных правоотношений, вызванные
участием в них такого своеобразного субъекта
гражданского права, как государство. Следует отметить, что для российского законодательства (включая
дореволюционное) весьма характерно и даже традиционно наличие специальных
актов законодательства, обеспечивающих особое регулирование отношений,
связанных с поставками товаров для удовлетворения потребностей государства.
Еще в дореволюционном гражданском законодательстве такие
правоотношения регламентировались Положением о казенных подрядах и
поставках, предусматривавшим, к примеру, особенности заключения
договоров поставки и подряда с казной (т.е. с государством). Такие договоры
могли быть заключены только посредством торгов или запечатанных
объявлений.
Торги проводились путем записи предложений желающих вступить в договор
с казной относительно цены товаров или подрядных работ; запись
производилась до тех пор, пока иных предложений о снижении цены уже не поступало. Казенное учреждение принимало то предложение, которое наиболее выгодно государству, и заключало договор с участником торгов, внесшим соответствующее предложение. Заключение договоров посредством запечатанных объявлений состояло в том, что казенное учреждение публиковало объявление, в котором содержалось указание о предмете договора и некоторых его условиях, а также приглашение потенциальным поставщикам и подрядчикам делать свои предложения. Такие предложения предъявлялись в запечатанных пакетах, которые вскрывались одновременно. Расчет был на то, что каждый желающий вступить в договор с казной, опасаясь более привлекательных предложений со стороны конкурентов, будет стараться предложить наиболее выгодные для государства условия <*>. -------------------------------- <*> См., напр.: Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. С. 373 - 374. Законодательные акты о государственных подрядах и поставках принимались также после революции в период НЭПа. Можно назвать, в частности, принятый в 1923 г. Закон "О государственных подрядах и поставках" <*>, который в целях защиты интересов государства устанавливал специальные правила, регулирующие отношения по поставкам с участием в качестве заказчика государственных учреждений и государственных предприятий. В дальнейшем, с формированием глобальной административно - командной системы управления экономикой, когда практически все поставки продукции и товаров осуществлялись на основе плановых актов (фондовых извещений, планов прикрепления, нарядов), нужда в особом регулировании отношений, связанных с поставками продукции и товаров для удовлетворения государственных потребностей, отпала. Отказ от централизованного планирования материально - технического снабжения субъектов хозяйствования, переход к рыночным методам регулирования экономических отношений вновь вызвали необходимость разработки специальных законодательных актов, учитывающих специфику отношений по поставкам товаров для удовлетворения государственных потребностей. В настоящее время сфера действия договоров поставки товаров для государственных нужд - это отношения, связанные с поставками товаров, предназначенных для удовлетворения потребностей государства - Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, для обеспечения обороны и безопасности страны, жизни и здоровья граждан. В свою очередь, потребности государства определяются исходя из следующих целей: необходимость реализации федеральных государственных программ; обеспечение уровня обороноспособности; формирование государственных материальных резервов; реализация экспортных поставок во исполнение международных соглашений с участием Российской Федерации.
|