Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Предмет и методы зоопсихологии

Зоопсихология

 

дОНЕЦК

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………… 2

Тема 1. Предмет и методы зоопсихологии …………………………….3-4

Тема 2. Эволюция психики………………………………………………5-8

Тема 3. Инстинкт ………………………………………………………..9-10

Тема 4. Виды научения ………………………………………………….11-13

Тема 5. Игра у животных ………………………………………………..14-15

Тема 6. Социальное поведение у животных…………………………….16-17

Тема 7. Формы организации сообществ у животных…………………..18-21

Тема 8.Организация сообществ у приматов …………………………….22-23

Тема 9. Социальная жизнь человекообразных обезьян ………………...24-27

Вопросы для контрольных работ …………………………………………28

Литература …………………………………………………………………29


 

 

введение.

 

Зарождение научной зоопсихологии и сравнительной психологии началось в конце 18 - начале 19 в.в. благодаря работам Ж.Леклерк-Бюффона и Ж.Ламарка. Как самостоятельная психологическая отрасль зоопсихология оформилась к концу 19 столетия. Зоопсихологические исследования оказали значительное влияние на развитие важных психологических школ двадцатого века, таких как бихевиоризм и гештальтпсихология.

Зоопсихология тесно связана с такими областями научного знания, как сравнительная психология и этология. В последние десятилетия отмечается сближение зоопсихологических и этологических исследований, которое привело к формированию нового взгляда на поведение и психическую активность животных. Можно говорить о выработке новой методологии зоопсихологического исследования, предполагающей тщательный анализ условий: физических, экологических, социальных, в которых осуществляется жизнедеятельность животного. Психическая активность рассматривается при этом в связи с выполняемой ею адаптивной функцией.

Особенное значение получают в современной зоопсихологии исследования сообществ животных. Возможность проследить предпосылки общественного поведения человека, провести сравнительный анализ социальной жизни людей и других животных, в первую очередь - человекообразных обезьян, позволяет по-новому оценить многие актуальные проблемы человечества, начиная от агрессивности и заканчивая разрушением собственной среды обитания.

 

 

Зоопсихология тесно связана со сравнительной психологией и этологией (см. таблицу). Ключевые понятия, необходимые для понимания темы: психика, поведение, психическая деятельность.

Психика рассматривается как " форма отражения, позволяющая животному организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды " (Фабри).

Психика проявляется в поведении - совокупности проявлений внешней активности животного, посредством которой осуществляется взаимодействие с окружающей средой.

Психическая деятельность - " весь комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс психического отражения как продукт внешней активности животного" (Фабри). Таким образом, путь к познанию психических процессов лежит через изучение и анализ жизнедеятельности животных, через анализ их поведения, осуществляемого в конкретных средовых условиях.

 

Научная дисциплина Объект изучения Предмет изучения
зоопсихология (психологическая дисциплина) Психическая деятельность животных. Происхождение и развитие в онто- и филогенезе психических процессов у животных; предпосылки и предыстория человеческого сознания.
сравнительная психология (психологическая дисциплина) Психическая деятельность человека и животных. закономерности и развитие психики животных, включая человека; общее и различное в психической деятельности человека и других животных.
этология (биологическая дисциплина) Поведение животных, рас­сматриваемое как эколо­гический фактор, т.е. как фактор приспособления к условиям среды. Общебиологические основы и закономер­ности поведения животных, изменения поведения в ходе филогенеза и зарождение новых форм поведения.

 

Основоположник отечественной зоопсихологии В.А.Вагнер считал зоопсихологию частью сравнительной психологии. Зоопсихология охватывает широкий спектр исследований - начиная с проблемы качественного различия отражения у растений и животных и заканчивая проблемой предпосылок сознания человека. Сравнительная психология опирается на данные зоопсихологии и психологии человека (общей, возрастной, социальной и др.).

В зоопсихологических исследованиях акцент делается на психических аспектах поведения, в этологических исследованиях - на биологических аспектах. Однако оба эти аспекта взаимосвязаны. Без учета психических факторов не могут быть охвачены все биологические аспекты поведения, т.к. психика выполняет регулирующую роль в отношения организмах со средой. С другой стороны, для изучения психического мира животных необходимы этологические знания: о биологических аспектах их поведения, и прежде всего - об их естественном поведении в природных условиях.

Методы исследования психики животных направлены на психологический анализ двигательной активности (конкретных движений животного) в ходе решения определенных задач. Основные методы - наблюдение и эксперимент. Наблюдение является ведущим методом при изучении поведения животных в естественных условиях (что позволяет установить, решение каких задач является необходимым условием для выживания представителей конкретного вида животных). Эксперимент предполагает организацию специальных задач. Важным условием экспериментального исследования в зоопсихологии является его экологическая валидность (биологическая адекватность применяемой методики и условий проведения эксперимента). Для многих психологов, изучавших поведение животных, было характерно предпочтение лабораторного эксперимента (в наибольшей степени это относится к представителям бихевиоризма), в то время как этологи опирались на наблюдение и естественный эксперимент.

Наблюдение и эксперимент не являются специфическими методами зоопсихологии. Вместе с тем в зоопсихологии был разработан целый ряд конкретных экспериментальных методик.

Метод "лабиринта". Для достижения некого желаемого результата животное должно найти верный путь в системе ходов (лабиринте). Большинство лабиринтов состоит из Т-образных элементов и тупиков. Этот метод применяют для изучения способности к научению, изучения пространственной ориентации, памяти, переноса навыков и др.

Метод "обходного пути". Для достижения привлекательного объекта (как правило, воспринимаемого непосредственно) животному приходится обойти одну или несколько преград.

Метод "проблемного ящика". Существует несколько вариантов. В проблемном ящике Торндайка для того, чтобы попасть на волю, животное должно привести в действие запирающее устройство (рычаги, затворы и т.п.). В проблемном ящике Скиннера животное, нажимая на рычаг, получает определенное подкрепление. Имеются также другие модификации "проблемного ящика".

Метод "проблемной (двухфазной) задачи ". Для достижения желаемого объекта животное должно использовать орудие. Чаще всего в качестве орудий применяются палки (простые или составные), посредством которых животное сбивает или подтягивает объект, либо ящики, с помощью которых ему удается достать высоко подвешенный предмет. Метод используется для изучения интеллекта животных (чаще всего - человекообразных обезьян).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды административной ответственности за нарушение земельного законодательства, норм и правил в сфере земельно-имущественных отношений | Тема 2. эволюция психики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.