Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. игра у животных

 

Игровой период в развитии поведения выделяется у детенышей высших животных. Известный энтомолог К.Фриш подчеркивал, что отсутствие игры у насекомых и ее наличие у высших позвоночных указывает на существенное различие между этими группами животных, связанное с перевесом наследуемых форм поведения у первых и решающей ролью индивидуального накопления опыта у вторых.

Фабри отмечает, что существуют два подхода к пониманию содержания и функций игровой активности. В первом, сформулированном в 19 в. Спенсером, игра рассматривается как расход "избыточной энергии", выполнение "холостых" действий. В рамках второго подхода подчеркивается функциональность игровой активности, которая рассматривается как упражнение в наиболее важных областях жизнедеятельности (Гроос, Ллойд-Морган).

Характеризуя игровую активность, многие исследователи подчеркивают ее отличие от инстинктивных действий. Если последние выполняются в жестких не изменяющихся формах, то для игры характерна лабильность, изменчивость форм. Также игра не имеет утилитарного значения и направлена на "биологически нейтральные объекты", не привлекающие животных в остальное время. В игровой активности имитируются биологически значимые действия, а объекты, на которые направляется эта активность, получают новое - условно-символическое - значение.

Д.Б.Эльконин предполагал, что игра препятствует фиксации инстинктивных форм деятельности на ранних этапах созревания, создавая условия для развития ориентировочно-исследовательской активности и соответствующих афферентно-двигательных систем.

Благодаря манипуляционным играм происходит значительное развитие двигательной активности, "отрабатываются" сложные двигательные акты. Эксперимент, проведенный с детенышем шимпанзе (Ниссен и др.), подтвердил роль игровой активности в развитии как предметного манипулирования, так и координации движений кистей и пальцев. Детеныш был лишен возможности играть с предметами, однако движения рук при этом не ограничивали. В результате такого ограничения у шимпанзе остались несовершенными хватание и ощупывание, не сформировались характерные для приматов социальные реакции цепляния и обыскивания.

В ходе игры осуществляется облигатное научение, результатом которого являются видотипичные формы поведения. В различных исследованиях была доказана роль сексуальных игр в формировании действий, относящихся к репродукционному поведению, таких как ухаживание и подготовка к спариванию.

В игре совершенствуется общая лабильность поведения и происходит широкое ознакомление с окружающим миром. Это становится возможным благодаря родительской опеке, обеспечивающей детенышам пищу и безопасность. Как показывают полевые наблюдения, детеныши бурых медведей, вынужденные самостоятельно искать корм, играют реже, чем детеныши других хищных животных.

Важная роль игры связана с формированием навыков общения. Совместные игры встречаются у животных, которым свойственны развитые формы группового поведения. Фабри подчеркивает, что в совместных играх, также как и в манипуляционных, проявляются особенности образа жизни животных. Так, у детенышей морской свинки игры включают прыжки и "бодание", а у сурков в играх преобладает борьба, когда детеныши охватывают друг друга передними конечностями и толкаются. В совместных играх львят встречаются подкрадывание, нападение, преследование и "борьба", характерные для кошачьих. При этом в ходе игры партнеры постоянно меняются ролями.

Отмечено, что складывающиеся в ходе совместной игры отношения принимают иерархический характер. Отношения демонстративного превосходства и подчинения возникают на основе неритуализованного агрессивного общения. При этом отдельные движения получают сигнальное значение. Так, "трепание" партнера может быть не столько проявлением насилия, сколько демонстрацией превосходства, запугиванием. В случае, когда в совместные игры включается какой-либо предмет, демонстративное поведение проявляется в оспаривании, захвате, отнятии объекта. При этом привлекательность объекта в значительной степени определяется возникающей вокруг него конкуренцией.

Совместные игры возможны благодаря особым сигналам, выполняющим функцию ключевых стимулов игрового поведения. К ним относятся специфические позы, движения, звуки, сообщающие партнеру о желании и готовности вступить в игру. Для детенышей псовых характерна особая игровая манера приближения с раскачиванием головы и пригибанием книзу передней части туловища, у шимпанзе в качестве приглашения к игре отмечаются "игровая походка", подставление спины, хватание за ногу.

Совместные игры для многих животных являются необходимым условием развития коммуникативной сферы. Лишение возможности играть со сверстниками приводит к тому, что повзрослевшее животное не может нормально общаться с себе подобными, особенно с половыми партнерами, а также не готово к материнскому поведению.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 4. Виды научения | Тема 6. социальное поведение животных
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.