Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Некоторые обнадеживающие знаки толерантности и их социальные проявления

Социальные проявления нетерпимости, которые нарушают права человека

От тех разновидностей нетерпимости, которые можно квалифицировать как дискриминацию или нарушение прав человека, предостерегают международные стандарты. Указанные ниже самые тяжелые формы нетерпимости ведут к насилию,

Расизм. Отрицание прав человека на основании расовой принадлежности, исходящее из предпосылки о превосходстве одних рас над другими.

Ксенофобия. Боязнь иностранцев и представителей других культур вообще, неприязнь к ним; убежденность в том, что «чужие»могут нанести обществу (человеку)вред.

Этноцентризм. Отчуждение других по причине их принадлежности к иной культуре или по причине употребления ими иного языка, основанное на представлении о том, что одни культуры являются более ценными и развитыми, чем другие.

Агрессивный национализм. Вера в то, что одна нация превосходит другие и имеет право ими распоряжаться.

Эксплуатация. Использование времени и труда людей без справедливого возмещения их затрат; неразумное, расточительное отношение к природным ресурсам и окружающей среде.

Религиозный фанатизм. Насаждение определенной веры, религиозных ценностей, обрядов (иногда в масштабах целых сообществ),предоставление преимуществ сторонникам одной веры на основании представления, что данная вера является единственной правильной интерпретацией религиозной или духовной истины.

Тоталитаризм. Препятствование свободному, открытому обсуждению

политических идей,стратегий и тактик;препятствование политическому участию, свободным и справедливым выборам;ограничение свободы распространения информации; наказание политических диссидентов, а также стремление государства к тотальному контролю над частной жизнью человека.

Сексизм. Политика, формы поведения, направленные на исключение женщин из полноценного участия в жизни общества, на отрицание возможности для женщин пользоваться всеми правами человека. Такая политика и формы поведения основаны на предположении о том, что мужчины по своей природе являются высшими по сравнению с женщинами существами.

 

Приводимые здесь признаки относятся ко всему обществу, включая все его уровни.

Язык. Отсутствие расовых, этнических или гендерных эпитетов. В средствах массовой информации, учебниках используется недвусмысленный язык, в описании событий и людей не допускаются предвзятые оценки. В образовании и в средствах массовой информации используется язык меньшинств.

Общественный порядок. Характеризуется равенством всех людей, то есть равным доступом к общественным благам, разновидностям общественной деятельности, образованию и экономическим возможностям, независимо от социальной принадлежности, пола, национальности, вероисповедания, возраста и т.д.

Общественные отношения. Основаны на взаимном уважении человеческого достоинства всех членов общества и уважении прав человека.

Политические процессы. По своей сути демократические, предполагают равные возможности для участия меньшинств, мужчин и женщин.

Отношения между большинством, меньшинством и коренным населением. Общество в целом или отдельная группа (школа, бизнес и т.д.) намеренно обеспечивает возможность совместного участия представителей большинства и меньшинств в разных видах активности. При этом гарантируется, что культурная самобытность и языки меньшинств будут сохранены, что их использование будет поощряться, что будут уважаться человеческое достоинство, все права людей, принадлежащих к меньшинствам или коренному населению.

Общественные мероприятия, традиции. Публичные мероприятия, посвященные историческим датам,предполагают участие каждого заинтересованного человека в их планировании и проведении. Исторические даты, национальные праздники и т.д.отмечаются в масштабе всего сообщества,проявляется чуткость ко всем, для кого данные исторические события могут иметь значение.

Культурные события и праздники. Люди любой культуры в обществе имеют возможность соблюдать свои традиции и отмечать свои праздники наряду со всеми остальными общими и местными традициями и праздниками.

Религиозная практика. Всем людям гарантирована свобода вероисповедания,возможность отправления религиозных обрядов. Никого не принуждают участвовать в отправлении религиозных обрядов против воли.

Межгрупповое сотрудничество. Все группы общества участвуют в решении общих проблем 1.Общественные проблемы и противоречия решаются совместно всеми группами общества. Межэтнический и межрелигиозный диалог по поводу общих проблем и отношений между группами является частью общественных дискуссий (discourse).

В той мере, в какой эти перечисленные признаки обнаруживаются в обществе, можно считать, что это общество развивается в русле культуры мира, демократии и прав человека.

 

Толерантность, концептуальная схема: социальные цели и проблемы

 

Ценности Социальные цели Проблемы Процессы, укореняющие Толерантность
Мир   Гражданский диалог, спор; конструктивный (продуктивный) конфликт; отношения сотрудничества в обществе   Насилие – физическое, структурное, культурное, психологическое   Поддержание мира и другие средства ограничения насилия и облегчение его негативных последствий Переговоры, посредничество, рассмотрение споров (ненасильственное разрешение конфликтов)  
Права человека   Множественность культур; разнообразие религий; политический плюрализм; равенство экономических возможностей; социальная справедливость; здоровая окружающая среда   Расизм, этноцентризм, нищета, эксплуатация, предубежденность, дискриминация, угнетение, сексизм, разрушение окружаю щей среды   Кросс культурное сотрудничество, межрелигиозный и межкультурный диалог, защита прав человека, справедливое распределение ресурсов, стабильное развитие  
Демократия   Множественность теорий политической философии и разнообразие мнений; обсуждение публичной политики, полная, доступная всем информация; возможность выбора   Преграды для политического участия; отрицание фундаментальных свобод; цензура и манипуляция общественно значимой информацией   Честные и открытые политические дискуссии; принятие решений на основе представительства/ участия, ответственные, независимые средства информации, имеющие возможность информировать общественность о проблемах в жизни общества  

 

Толерантная личность - правильно воспринимает и понимает единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимает и уважает права, обычаи, взгляды и традиции других людей, может найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

Перспективы социального согласия в существенной мере определяются именно возможностью координации различных ценностных ориентаций или хотя бы их взаимной толерантностью. Реален ли какой-то межкультурный, межгрупповой, межэтнический, межконфессиональный ценностный «общий знаменатель», на основе которого оказался бы осуществимым процесс ценностной «взаимодополнительности», и, в конечном счете, расширяющегося социального согласия? Такой «общий знаменатель» – предмет трудных поисков.

Вероятно, идейной парадигмой поисков ценностного сближения может стать «мультикультурализм», т.е. фактически концепция «толерантности культур», стремящаяся преодолеть крайности ценностного абсолютизма и этноцентризма, с одной стороны, культурного релятивизма – с другой. Согласно этой концепции, следует терпимо, с уважением относится ко всем культурам и культурным различиям, но одновременно признавать транскультурные ценности, которые могут возникать локально и иметь местную специфику в различных культурах. «Мультикультурализм должен отбросить идею, что культурные ценности и идеалы правомерны только в рамках тех или иных культур, и напротив принять идею, что некоторые ценности и идеалы обладают транскультурной легитимностью… Сторонник мультикультурализма не обязан рассматривать как правомерные все культурно специфические идеалы и акции, а только те, которые не нарушают сам мультикультуральный принцип». А нарушает его, в частности, нетерпимость к другим народам, культурам, религиям, претензии на обладание единственной истиной. «Транскультурные ценности» в этом контексте, в сущности, не что иное, как общегуманистические принципы.

К самостоятельному изучению:

Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. «Воспитание толерантности школьников»

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Некоторые симптомы нетерпимости и их проявление в поведении | Воспитание толерантности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.