Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диспозиция

Гипотеза

Гипотеза включается в нормы для того, чтобы ограничить права, например, право на увольнение администрацией органи­зации, на заключение договора и т. д.

Диспозиция устанавливает права и обязанности сторон. Право — субъективное право — это возможность, установленная в норме права человека удовлетворять свою потребность в жи­лье, питании и т. д. Права человека можно различать, располо­жить по юридической силе. Юридическая сила — это степень обязательности и реальности права.

Объективное право имеет сложную структуру, включает ряд полномочий:

право на собственные действия, возможность действо­вать самостоятельно, например, обратиться в суд и т. д.;

— право требовать от обязанного субъекта выполнить свои обязанности, например, директор школы отказал учителю в пре­доставлении отпуска — требование представления отпуска;

— право прибегнуть к содействию государственного аппарата для применения, в частности, мер государственного принужде­ния, если обязанная сторона не выполняет обязанности.

Субъективные права человека можно разделить на следую­щие виды по юридической силе:

Первый вид — право, которое человек может реализовать собственными силами, действиями, без обязательного активного участия обязательной стороны.

Второй вид — право, которое можно осуществить только то­гда, когда определенную обязанность выполняет другая сторона. Это наиболее распространенный вид образовательных правоот­ношений.

Третий вид — право, которое можно реализовать лишь в консенсуальном порядке, т.е. по соглашению сторон в договор­ном порядке.

Четвертый вид — право, в котором юридическая сила еще бо­лее слаба. Это право можно реализовать только при наличии двух юридических фактов — выполнению обязанности обязанной сто­роной и признанию правомерности действий должностным лицом или организацией — органом власти или управления — санкцио­нирование таких действий и установление такого права в локаль­ном нормативном акте.

Юридическая обязанность — это мера должного, установлен­ного законом поведения, то есть обязанность лица совершать оп­ределенные действия или воздержаться от их совершения.

Обязанности можно классифицировать по трем группам:

Первая группа — постоянные обязанности, которые необходи­мо выполнять все время.

Вторая группа — обязанности, связанные с каким-то опреде­ленным событием, например, обязанность сдать экзамены, выдать диплом и т.д.

Третья группа — обязанности, которые выполняются по тре­бованию управомоченного лица.

4. Обычно люди спокойно живут в рамках действующего права, добровольно соблюдают нормы права, то есть ведут себя право­мерно. Но не все и не всегда. Некоторые в силу легкомысленно­сти, поспешности, плохого воспитания или личной распущенно­сти нарушают нормы права, совершают правонарушения.

Правонарушение — это общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права и наносящее вред обществу. Харак­терными признаками правонарушения являются следующие:

1. Наличие конкретного деяния, то есть действия или без­действия. Не мысли, не чувства, не замыслы, не намерения, а именно деяния.

2. Противоречие деяния нормам права и прежде всего — по­кушение на чьи-либо охраняемые законом интересы. По­кушение на интересы, не охраняемые законом, правонарушением не счи­таются.

3. Нарушение нормы права человеком, т.е. физическим ли­цом. Если нарушение совершено организацией, то правонаруши­телем все равно признается конкретное лицо, действующее от имени и по поручению организации. Но нарушение нормы пра­ва недееспособным лицом правонарушением не является.

4. Виновное поведение субъекта права. Причинение вреда в состоянии необходимой обороны или в целях предотвращения значительно большего вреда виновным поведением не признается.

5. Общественно-опасный характер деяния, то есть причине­ние вреда или создание опасности вреда для личности, собствен­ности, государства или общества в целом.

6. По закону деяние влечет за собой применение мер госу­дарственного воздействия.

В зависимости от степени общественной опасности правона­рушения подразделяются на проступки и преступления.

Наиболее опасным видом правонарушения является преступ­ление. Уголовный кодекс Российской федерации определяет пре­ступление следующим образом: «Преступлением признается ви­новно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания» (УКРФ, ст. 14).

Проступок от преступления отличается меньшей степенью общественной опасности. В зависимости от сферы обществен­ных отношений проступки подразделяются на следующие разно­видности.

Административные проступки — это правонарушения, пося­гающие на установленный законом общественный порядок, на отношения в области исполнительной и распорядительной дея­тельности государства, не связанные с исполнением служебных обязанностей: нарушение правил дорожного движения, пожар­ной безопасности, санитарной гигиены на предприятиях, в учре­ждениях и учебных заведениях, распитие спиртного и азартные игры в общественном месте, безбилетный проезд и т. п.

Дисциплинарный проступок — это правонарушение в сфере трудовых отношений: опоздание на службу, прогул, не выполне­ние распоряжения, нарушение технологии, халатное выполнение служебных обязанностей и т.п.

Гражданский проступок — это правонарушение в сфере гра­жданских правоотношений: неисполнение договорных обяза­тельств, причинение вреда, распространение порочащих сведе­ний и т. п.

Финансовые проступки — это правонарушения в сфере об­ращения денежных ресурсов: нарушение финансовой отчетно­сти, завышение цен, сокрытие или недоплата налогов и т.п.

Российское право выделяет также проступки: материальные — в сфере трудовых отношений, семейные — в области брачно-семейных отношений, процессуальные — в процессе осуществления правосудия.

Для правильной квалификации правонарушений законода­тель выделяет четыре его структурных элемента.

1. Объект правонарушения — явление или отношение, на которые направлено противоправное деяние. Таким объектом могут быть: жизнь, здоровье, имущество, достоинство человека, имущество или репутация физического лица, общественный по­рядок, окружающая среда.

2. Субъект правонарушения — лицо, физическое или юриди­ческое, совершившее противоправное деяние. При этом имеется в виду, что и то и другое лицо обладают правоспособностью, дееспособностью.

3. Объективная сторона правонарушения — это внешнее проявление противоправного деяния: действие или бездействие, противоправность, причиненный вред, причинная связь между деянием и вредным последствием, место, время, способ и обста­новка противоправного деяния.

4. Субъективная сторона правонарушения — вина, мотив, цель. Вина может быть умышленной или неосторожной, в свою очередь умысел может будь прямым или косвенным, а неосто­рожность — самонадеянностью или небрежностью.

В соответствии с законом правонарушение влечет за собой юридическую ответственность, что не исключает применения вместо нее мер воспитательного воздействия с учетом личности нарушителя и обстоятельств правонарушения.

Юридическая ответственность — это применение мер государ­ственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние. Основными признаками юридической ответственности являются:

— неблагоприятные последствия, дополнительное бремя для правонарушителя, например, компенсация причиненного вреда, сверх этого — уплата штрафа и компенсация морального ущерба;

— наложение ответственности от имени государства, причем добровольное исполнение назначенной ответственности не ме­няет ее принудительного характера;

— привлечение к ответственности только за конкретное пра­вонарушение виновного характера;

— сочетание ответственности с государственным порицани­ем действий правонарушителя — правоприменительное решение административного или судебного органа как правило объявля­ется публично.

В соответствии с видами правонарушений выделяются сле­дующие виды юридической ответственности.

Уголовная ответственность — за уголовные преступления. Этот вид ответственности характеризуется наиболее жесткими санкциями, в числе которых штраф до 1000 минимальных зарплат, лишение свободы до 30 лет или пожизненно и смертная казнь. Уголовная ответственность устанавливается только законом (Уго­ловным Кодексом РФ) и применяется только в судебном порядке.

Административная ответственность — за административные проступки. Эти правонарушения зачастую близко граничат с уго­ловными преступлениями, а при определенных условиях могут быть квалифицированы как уголовные. Поэтому административ­ные санкции, хотя и менее жесткие по сравнению с уголовными, но достаточно ощутимы: штраф до 100 минимальных зарплат, лишение специальных прав до 3-х лет, конфискация предметов, административный арест до 15 суток и другие. Устанавливается Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Дисциплинарная ответственность — за нарушение служеб­ных обязанностей устанавливается Трудовым кодексом РФ (ТК РФ), правилами внутреннего трудового распорядка, уставами, должностными инструкциями и другими нормативны­ми документами, дисциплинарная ответственность включает вы­говор, лишение премии, понижение в должности и другие санк­ции, влияющие на материальное и правовое положение работни­ка и степень уважения к нему.

Гражданская ответственность — за нарушение гражданско-правовых, в основном — договорных правоотношений, и чаше всего за причинение имущественного или морального вреда граж­данам и организациям, с которыми правонарушитель не находил­ся в трудовых правоотношениях. Суть гражданской ответственно­сти — в возмещении имущественного вреда, к чему могут быть до­бавлены штрафные санкции и обязанность возместить моральный ущерб. Характер и мера ответственности устанавливаются судом.

Финансовая ответственность наступает, прежде всего, за на­рушение правил обращения с денежными ресурсами. Финансо­вые санкции могут выражаться в кратном размере к нарушению, в крупном штрафе, в аресте банковского счета и других финан­совых неприятностях.

Кроме рассмотренных, к правонарушителю могут быть приме­нены и другие меры государственного принуждения: меры преду­преждения, меры пресечения и правовосстановительные меры.

Меры предупреждения могут быть двух видов:

а) меры предупреждения возможных правонарушений — проверка документов, досмотр багажа и груза, административ­ный надзор за освобожденными из мест лишения свободы и др.;

б) меры предотвращения нарушений общественной безопас­ности при стихийных бедствиях, авариях, несчастных случаях — ограничение или прекращение движения транспорта и пешехо­дов, ограничение или прекращение доступа граждан к объекту опасности, карантинные мероприятия и др. Принуждение за­ключается в том, что эти меры ограничивают права граждан на передвижение или пребывания там, где им нужно.

Меры пресечения принимаются с целью прекращения совер­шающихся противоправных деяний и недопущения новых. Эти меры многообразны и включают: привод и официальное предос­тережение, изъятие имущества (оружия, документов, печатей и т.п.), административное задержание, помещение в медицинский вытрезвитель или в психиатрическую больницу, использование собак, применение технических средств (дубинок, наручников, газов, водяной струи), применение огнестрельного оружия и других средств.

Правовосстановительные меры применяются при соверше­нии проступков с незначительным отклонением от нормального правопорядка, приобретших характер правонарушения. Смысл этих мер — принуждение лица к исполнению лежащей на нем обязанности, которую оно почему-либо не исполнило.

Применение мер юридической ответственности в любом слу­чае предполагает вторжение государства в правовой статус лич­ности, в ее личные, гражданские, экономические и другие права. Косвенно юридические санкции могут затрагивать интересы родных, друзей, сотрудников и партнеров наказываемого. Поэто­му правоприменитель обязан строго соблюдать установленные принципы и правила применения юридических санкций. Заключа­ются они в следующем:

— юридическая ответственность накладывается в точном со­ответствии с законом или другим нормативным актом за деяния, прямо запрещенные правовыми нормами и в пределах санкций соответствующей нормы;

— закон, устанавливающий или усиливающий меру юриди­ческой ответственности, обратной силы не имеет, и наоборот —

закон, ослабляющий или отменяющий юридическую ответствен­ность, имеет обратную силу;

— юридическая ответственность наступает только за винов­ные деяния. Если лицо: а) не предвидело, не могло и не должно было предвидеть последствия своего деяния, б) не желало их на­ступления или в) не могло руководить своими действиями, то юридическая ответственность не наступает;

— к юридической ответственности привлекаются только конкретный и непосредственный нарушитель правовой нормы, вина которого доказана, то есть участник, соучастник или орга­низатор правонарушения;

— правоприменитель обязан квалифицировать вид правона­рушения точно, в соответствии с законом; нельзя за проступок привлекать к уголовной ответственности, нельзя за преступление ограничиваться административным или дисциплинарным воз­действием;

— мера юридической ответственности должна соответство­вать тяжести правонарушения, степени вины и учитывать лично­стные данные правонарушителя — его возраст, поведение до правонарушения и др.;

— за одно правонарушение как правило накладывается толь­ко одно взыскание; дополнительные к основному взыскания (конфискация имущества, лишение права занимать определен­ные должности, заниматься определенной деятельностью, лише­ние специального или воинского звания и т. п.) применяются только в соответствии с законом;

— правоприменители — компетентные органы и должност­ные лица — должны стремиться к неотвратимости юридического реагирования на правонарушения, имея в виду целесообразные формы реагирования: от самого строгого взыскания до публич­ного или индивидуального внушения;

— сроки привлечения к юридической ответственности нельзя затягивать, ибо в этом случае санкции теряют свою актуальность, могут перестать соответствовать самому правонарушению или по­теряют право их применения ввиду истечения срока давности;

— и, наконец, применитель юридических санкций должен строго соблюдать установленные порядок и процедуры привлече­ния к юридической ответственности, не допуская при этом дейст­вий, унижающих достоинство привлекаемого к ответственности.

Литература и документы

1. Алексеев С.С. Введение в право.М., 2001.

2. Варывдин В.А. Основы российского права в схемах, таблицах, определениях.М., 2002.

3. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2002.

 

 

Лекция 2. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

 

1. СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ РОССИИ

3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4. КОНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА ОРГАНОВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

1. Конституционное право как отрасль российского права бе­рет свое начало от понятия «конституция». Конституции как ос­новной закон государства появились в конце XVIII века. Первая конституция была принята в 1787 г. в США. В Европе первые конституции были приняты в 1791 г. во Франции и в Польше. Эти конституции появились на волне борьбы за независимость, на волне буржуазных революций. Их появление связано с необ­ходимостью ограничить абсолютную власть монархов, добиться с помощью закона консенсуса всех слоев общества в данной стра­не. В последующие годы конституции как политико-правовой документ, обладающий высшей юридической силой, принима­лись в других странах мира.

В России борьба за утверждение конституционного правле­ния началась в XIX веке, но в условиях царизма принять консти­туцию не удалось. Первая конституция в России была принята в 1918 году, как Конституция РСФСР — конституция первого в мире государства рабочих и крестьян. В годы Советской власти конституция несколько раз изменялась — принимались новые тексты конституций в связи с принятием Конституции СССР. Измененные и дополненные Конституции РСФСР принимались в 1925 г., в 1937 г., в 1978 г. Ныне действующая Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосовани­ем 12 декабря 1993 г.

Конституция — (устройство, установление) основной закон государства, закрепляющий основы общественного и экономиче­ского строя данной страны, форму правления и форму государ­ственного устройства, правовое положение личности, порядок организации и компетенцию органов власти и управления в цен­тре и на местах, организацию и основные принципы правосудия, избирательной системы.

Можно сказать, что конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы уст­ройства общества и государства, определяет субъекты государст­венной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняе­мые государством права гражданского общества, человека и граж­данина. Конституции не принимаются впрок. Они фиксируют те общественно-политические и экономические реалии, которые сложились в стране к моменту принятия конституции. Основной закон страны — конституция обладает определенными юридиче­скими свойствами. А именно: она носит учредительный характер, имеет высшую юридическую силу, обладает прямым действием, установлен особый порядок ее принятия и изменения.

Конституция как закон не может ответить на все вопросы, обеспечить все потребности, которые возникают при реализации именно конституционных норм. Поэтому возникает необходи­мость принимать законодательные акты, которые по своему зна­чению и положению близки к конституции. Отсюда возникает конституционное (государственное) право.

Конституционное право России — это отрасль права, система юридических норм, регламентирующих организацию государст­венной власти в стране, основные формы осуществления этой власти, отношения государства и гражданина. Это ведущая, базо­вая отрасль российской правовой системы. Нормы конституци­онного права сосредоточены в Конституции РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъ­ектов Федерации и других нормативных актах, в которых регули­руются основные вопросы социально-экономического, полити­ческого и территориального устройства государства, порядок его отношений с институтами гражданского общества, осуществле­ние основных прав и свобод человека и гражданина.

В системе конституционного права России основным зако­ном является Конституция Российской Федерации. Кроме нее — федеральные конституционные законы о Конституционном Су­де, о Правительстве РФ, о судебной системе РФ, о государствен­ной символике РФ и другие. Федеральные законы о прокуратуре РФ, о выборах Президента РФ, об общественных объединениях, о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Соб­рания Российской Федерации, об основных принципах органи­зации местного самоуправления в РФ и другие. Законы субъек­тов Российской Федерации — Конституции и Уставы субъектов Федерации, законы о структуре органов государственной власти, о выборах губернаторов и других институтов власти, о мировых судьях, о местном самоуправлении и другие. Таким образом, кон­ституционное право заключает в себе, изучает и реализует два­дцать две конституции, шестьдесят восемь уставов субъектов Фе­дерации, которые действуют на правах конституций, тринадцать конституционных федеральных законов (приняты еще не все) и многое другое. Чтобы государство Российское нормально функ­ционировало, совершенно необходимо, чтобы весь правовой массив конституционного права был синхронизирован по содер­жанию, по лицам, по времени и территориям, чтобы соответст­вовали и не противоречили Конституции Российской Федера­ции. Поэтому, чтобы разобраться с конституционным правом России, необходимо глубоко понять смысл, суть и основное со­держание Главного Закона страны — Конституцию Российской Федерации.

Основное содержание Конституции РФ состоит в том, что она нормами конституционного права закрепляет основные государст­венно-правовые институты: основы конституционного строя Рос­сийской Федерации; основные права, свободы и обязанности че­ловека и гражданина; структурные элементы гражданского обще­ства; государственное устройство Российской Федерации; систему государственной власти и местного самоуправления.

Место Конституции РФ и конституционного права России в системе российского права и текущего законодательства определя­ется тем, что Конституция РФ является правовой базой для всех отраслей права и для текущего законодательства. Она обладает высшей юридической силой, характеризуется более стабильным характером своих норм по сравнению с нормами текущего законо­дательства и других отраслей права. Из сказанного следует, что все другие законы и правовые предписания властных структур госу­дарства должны соответствовать конституции — их правовой ос­нове. Те из них, которые противоречат конституционным прин­ципам и нормам, подлежат отмене.

В отличие от обычных законов Конституция государства ха­рактеризуется стабильностью и долговечностью. Эти ее качества обусловлены двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу абст­рактного содержания ее положений она не подвержена постоян­ным изменениям. Во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособ­ности и долговечности.

Президент Российской Федерации в своем обращении по радио к россиянам отметил, что Конституция РФ определяет об­щие законы жизни страны и каждого россиянина, она создала условия для начала исправления положения в экономике. Кон­ституция — стержень новой российской государственности.

Именно она служит фундаментом для создания сбалансирован­ных отношений между ветвями власти, между Центром и регио­нами. Далее он подчеркнул, что Конституция РФ — основа на­шего движения вперед. Исходя из требований жизни, в нее мо­гут вноситься изменения и дополнения. Однако торопиться с этим не следует. Это должен быть естественный процесс. Все новое здесь должно быть основано на зрелом опыте и пройти испытание временем. Конституция — самое неподходящее поле для импульсивных решений и непродуманных экспериментов.

Обеспечить то положение, которое должна занимать Кон­ституция РФ в стране — дело не простое. Законодательно долж­на быть обеспечена охрана Конституции РФ. Основы ее охраны и защиты заложены уже в самой Конституции. Во-первых, органы государственной власти, органы местного само­управления, должностные лица, граждане и их объединения обя­заны соблюдать Конституцию Российской Федерации (п. 2 ст. 15 КРФ). Во-вторых, Президент РФ является гарантом Конститу­ции РФ... В установленном Конституцией РФ порядке он при­нимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает со­гласованное функционирование и взаимодействие органов госу­дарственной власти (п. 2 ст. 80 КРФ). В-третьих, Конституцией РФ учрежден Конституционный Суд Российской Федерации. Он создан для защиты конституционного строя, для защиты основ­ных прав и свобод человека, для поддержания верховенства и прямого действия Конституции. Конституционный Суд решает следующие задачи: рассмотрение дел о конституционности зако­нов; дает заключения о соответствии Конституции РФ; дает об­щеобязательное толкование Конституции РФ; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения; обвинения против Президента РФ. В каждой республике — субъекте Феде­рации создается свой Конституционный суд (ст. 125 К РФ).

Особо следует сказать о том, что Конституция РФ имеет пря­мое действие (п. 1 ст. 15 К РФ). Это означает, что суд или иной го­сударственный орган не могут отказаться непосредственно приме­нять конституционные нормы, ссылаясь на то, что отсутствуют разъясняющие и детализирующие их законы и подзаконные акты. В прошлом, когда еще был СССР, Конституция больше считалась политическим декларативным документом, который в целом пра­вильно ориентирует, но непосредственно его не применяют, так как нужны специальные законы (гражданские, административные, семейные, уголовные и т. д.), чтобы конституционные положения выполнялись. Такая позиция ослабляла значение Конституции как Основного Закона, как правового акта, призванного обладать высшей юридической силой. В нынешней Конституции РФ этот недостаток устранен.

Поэтому в современных условиях очень остро стоит вопрос о конституционной законности. Конституционная законность — режим неукоснительного соблюдения конституции и иных кон­ституционно-правовых актов всеми субъектами конституционно-правовых отношений. С момента принятия нынешней Конститу­ции РФ в ее адрес раздается немало критических замечаний, в том числе и вполне справедливых. Вместе с тем Россия может возродиться как великая держава, если мы все — от Президента РФ до любого гражданина — будем неуклонно выполнять требо­вания ныне действующей Конституции РФ со всеми ее достоин­ствами и недостатками.

2. В главе первой Конституции РФ законодательно определены основы конституционного строя и те начала российской государ­ственности, которые даны в характеристике Российского госу­дарства.

Российская Федерация — Россия — есть демократическое, федеративное, правовое (п. 1 ст. 1 КРФ), суверенное (п. 1 ст. 4 КРФ), социальное (п. 1 ст. 7), светское (п. 1 ст. 14) государство с республиканской формой правления.

Для демократического государства характерно, что единствен­ным источником власти является многонациональный народ Рос­сии. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через ор­ганы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы. Народ не только избирает орга­ны власти, но имеет право сам участвовать в их работе, контролировать деятельность органов и должностных лиц государственного аппарата и местного самоуправления. О демократизме России сви­детельствует наличие широкого спектра прав и свобод граждан, которые не только декларированы, но и реально осуществляются.

Россия — федеративное государство, составными частями ко­торого являются относительно самостоятельные государственные образования — субъекты федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа — всего 89 субъектов федерации). Федеративное устрой­ство России основано на ее государственной целостности, един­стве системы государственной власти. Все субъекты РФ между собой равноправны. Кроме Конституции РФ, отношения субъек­тов РФ с Центром определяются Федеративным Договором: До­говор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Феде­рации, подписанный 31 марта 1992 года.

Россия — правовое государство. Это такое состояние Россий­ского государства, при котором имеет место максимальная поли­тико-юридическая защищенность законных интересов, чести и достоинства личности, существует наибольшая (в границах ре­ально возможного) обеспеченность прав и свобод человека и гражданина РФ. В правовом государстве обеспечено верховенст­во закона во всех сферах государственной и общественной жиз­ни, взаимная ответственность государства перед личностью и личности перед государством. Конституция РФ устанавливает, что Россия является правовым государством. Свое развитие это положение находит в нормах о свободах и правах человека и гра­жданина, в предусмотренных Конституцией демократических принципах и институтах, в верховенстве Конституции и в пря­мом действии конституционных норм. Однако формирование правового государства — процесс сложный, и он связан с необхо­димостью преодоления стереотипов правового нигилизма, повы­шения правовой культуры государственных служащих и граждан, совершенствования судебной системы и с рядом других факто­ров политического и правового характера.

Российская Федерация — суверенное государство, носителем суверенитета и единственным источником власти является много­национальный народ. Суверенитет — это такое свойство, а точнее, состояние власти, которое обеспечивает государству возможность свободно, самостоятельно осуществлять свою внутреннюю и внешнюю политику. Суверенитет предполагает независимость го­сударства во внешнеполитической сфере и верховенство, непрере­каемость его решений в делах внутренних. При всей значимости принципа суверенитета он не рассматривается ныне как неограни­ченный и абсолютный, а находится в определенных отношениях с другими основополагающими, общепризнанными принципами международного и конституционного права. В сфере внутренних отношений он не должен вступать в противоречие с правами че­ловека и гражданина в том виде, как они провозглашены между­народным правом. Все конституционные принципы должны со­гласовываться с правами и свободами человека. Во внешних отно­шениях суверенитет ограничен рядом общепризнанных принци­пов международного права, как, например, запретом развязывания войны, обязательствами, взятыми на себя государством как чле­ном международных надгосударственных организаций. Например, Организация Объединенных Наций, Совет Европы и другие.

Российская Федерация — социальное государство. Это зна­чит, что государство берет на себя в объеме своих возможностей обеспечение определенного уровня жизни своих граждан, удов­летворение их материальных и духовных потребностей. Социаль­ное государство тесно связано с институтом социально-экономи­ческих прав. Оно обеспечивает конституционную гарантию госу­дарственной поддержки образования, здравоохранения, социаль­ного обеспечения, обеспечения занятости, охраны труда, помо­щи социальным группам с низкими доходами и т.д. При всей значимости социальной деятельности государства важно видеть тот рубеж, переход которого ведет к снижению активной дея­тельности людей. Конституция РФ исходит из того, что обеспе­чение достойной жизни и свободного развития человека должно быть делом не только государства, а также делом ума, рук, ини­циативы самого человека, его прилежного труда, а государство должно создать для этого условия.

Россия — светское государство, то есть такое государство, где последовательно проведено отделение церкви от государства, не существует какой-либо государственной или обязательной ре­лигии, признается свобода религии и атеизма, религиозных и ан­тирелигиозных взглядов. Церковь отделена от государства. В школах — светское образование. Брак регистрируется в органах ЗАГС, т.е. государством. Все религиозные конфессии равны перед законом. Конституция гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания. Принцип светского государства за­фиксирован в конституциях многих зарубежных стран (Франция, Бразилия и др.). Для России правовая, именно конституционная регламентация положения религии в государстве очень важна, так как в России более сорока религиозных конфессий.

Россия — государство с республиканской формой правления. Республика — это форма государства, призванная в максималь­ной степени обеспечить принцип народовластия. Республика выступает как антипод монархии, диктатуре. Внешнее выраже­ние республиканского государства в том, что все или практиче­ски все должностные лица и органы государственной власти и государственного управления избираются гражданами страны и подконтрольны своим гражданам. Республиканская форма правления в XX веке в Европе стала ведущей. Эта форма прав­ления тесно переплетена с институтами демократии. Можно сказать: республиканская форма правления — демократически организованная власть в стране. Известно, что республики бы­вают разные; президентские, полупрезидентские, парламентс­кие; В Конституции РФ 1993 г. Россия характеризуется как де­мократическое государство с республиканской формой правле­ния. Такое определение адекватно определению «демократиче­ская республика». Действительно, Конституция РФ содержит все демократические республиканские атрибуты, которые осу­ществляются в практической политической и государственной жизни России: народ — единственный источник власти, нали­чие работоспособных представительных органов, всенародно избранный Президент РФ, на демократической основе сформи­ровано Правительство РФ и судебная власть при активном уча­стии Президента, политический плюрализм, соответствующий международным стандартам набор прав и свобод граждан Рос­сии. По принятой в мире системе оценок Российская Федера­ция — президентская республика.

К основам конституционного строя относится не только ха­рактеристика Российского государства. К ним относятся и ос­новные принципы, ведущие начала (основные правила), лежа­щие в основе политической системы российского общества, формы правления и государственного устройства, отношений го­сударства и гражданина. Эти принципы, размещенные в первой главе Конституции РФ, определяют все последующее содержание Конституции РФ. Совершенно не случайно первую главу образно называют «конституцией в Конституции». Никакие дру­гие нормы Конституции РФ не должны противоречить основам конституционного строя, то есть тем принципам, которые зало­жены в первой главе.

В первой главе Конституции РФ закреплены следующие принципы конституционного строя:

— человек, его права и свободы высшая ценность государст­ва (ст. 2 КРФ);

— народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ (ст. 3 КРФ);

— верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России (ст. 4 КРФ);

— целостность и неприкосновенность территории Россий­ской Федерации, ее государственная целостность (ст. 4, 5 КРФ);

— невозможность лишения гражданства гражданина Россий­ской Федерации, а также лишения его права изменить граждан­ство (ст. 6 КРФ);

— политика Российского государства направлена на созда­ние условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 КРФ);

— гарантированность единства экономического пространст­ва, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической дея­тельности (ст. 8 КРФ);

— разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех трех властей само­стоятельны (ст. 10 КРФ);

— разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государствен­ной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Фе­деративным и иными договорами (ст. 11 КРФ);

— гарантируется местное самоуправление, органы которого не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 КРФ);

— идеологическое многообразие, отказ от какой-либо еди­ной государственной или обязательной идеологии (п.п. 1 и 2 ст. 13КРФ);

— политический плюрализм, многопартийность (п. 3 ст. 13);

— запрещение создания и деятельность общественных объе­динений, цели которых направлены на насильственное измене­ние основ конституционного строя и других дел, направленных на разрушение Российского государства (п. 5 ст. 13 КРФ);

— отделение религиозных объединений от государства, их равенство перед законом, свобода совести (ст. 14 КРФ);

— Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, пря­мое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоре­чить Конституции РФ (п. I ст. 15 КРФ);

— органы государственной власти, органы местного само­управления, должностные лица, граждане и их объединения обя­заны соблюдать КонституциюРФ и законы (п. 2 ст. 15);

— законы подлежат официальному опубликованию. Неопуб­ликованные законы не применяются (п. 3 ст. 15);

— общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации явля­ются составной частью ее правовой системы. Если международ­ным договором РФ установлены иные правила, чем предусмот­ренные законом, то применяются правила международного дого­вора (п. 4 ст. 15);

— плюрализм и юридическое равенство всех форм собствен­ности (частной, государственной, муниципальной и иных) (ст. 8 КРФ);

— приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст. 1 и другие КРФ);

— никакие другие положения настоящей Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Россий­ской Федерации (п. 2 ст. 16 КРФ). Перечислено более двадцати принципов. Это далеко не весь перечень принципов, которые содержит Конституция, но названные составляют основу кон­ституционного строя. Попробуйте представить себе — мы отка­зались от какого-либо или от некоторых принципов и государ­ство Российское переходит в новое качественное состояние. Поэтому там, где речь идет о принципах, нужно с большой ос­торожностью, очень хорошо подумав и не один раз, только то­гда можно ставить вопрос о внесении поправок или о замене тех или иных положений первой главы Конституции РФ, а, следовательно, в остальной текст Конституции и в действую­щее законодательство.

Именно поэтому предусмотрен и особый порядок внесения поправок (изменений и дополнений) в первую главу Конститу­ции РФ. Основы конституционного строя могут быть отменены, изменены или дополнены только самим народом в ходе рефе­рендума либо специально созываемым для этих целей Конститу­ционным Собранием (ст. 135 КРФ), так как речь идет о пере­смотре принципов.

Исходя из изложенного, каждый гражданин Российской Фе­дерации должен выработать в себе правильное, грамотное отноше­ние не только к Конституции РФ в целом, но и к ее первой главе.

Во-первых, знание основ конституционного строя, его прин­ципов в значительной степени облегчает понимание остальных положений КонституцииРФ, Конституций и Уставов субъек­товРФ.

Во-вторых, знание основ конституционного строя позволит каждому гражданину давать верную оценку законам, иным пра­вовым актам, которые принимаются в России, давать юридиче­ски правильную оценку действиям органов государственной вла­сти и управления, местного самоуправления, должностных лиц и отдельных граждан. Знание и понимание принципов поможет отличить произвол от правомерных действий. Ибо законы созда­ются не для юристов, их должны знать, понимать и ими руково­дствоваться все граждане страны.

В-третьих, знание и глубокое понимание гражданами основ конституционного строя позволит в тех случаях, когда в дейст­вующих законах и других нормативно-правовых актах отсутству­ют необходимые нормы или они противоречат Конституции РФ, гражданин вправе реализовать свои права, руководствуясь Кон­ституцией, так как Конституция РФ — прямого действия и име­ет возможность прибегнуть к защите суда, Конституционного Суда и даже Международного Трибунала.

Без знания и понимания основ конституционного строя за­труднительно отстаивать свои права и свободы. Поэтому первая глава Конституции Российской Федерации имеет большое прак­тическое значение не только и может быть не столько для про­фессиональных юристов и государственных чиновников, сколько для каждого гражданина Российской Федерации. Недобросовест­ный государственный деятель, недобросовестный юрист предпо­чли бы, чтобы граждане России не знали и не понимали основ конституционного строя, их принципов.

3. Права и свободы человека — это понятие, характеризующее круг социальных возможностей личности в экономической, по­литической и других сферах, которые современные государства обязаны гарантировать. Права и свободы в совокупности с обя­занностями и институтом гражданства составляют правовой ста­тус личности человека. При этом права и свободы занимают ве­дущее место. Ибо именно права и свободы человека и граждани­на являются важнейшим институтом современного конституци­онного права не только в России, но и за рубежом.

Известно, что положения о правах человека были сформули­рованы еще в Римском праве, когда в 212 году до н.э. римский император Каракалла издал указ о наделении правами римских граждан, всех свободных жителей Римской империи.

Современному этапу развития института прав и свобод чело­века начало положила французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.). С этого момента как результат Великой Французской буржуазной революции начал складываться перво­начальный каталог гражданских и политических прав (свобода и равноправие, неприкосновенность личности, право собственно­сти, избирательное право и другие).

Решающий качественный скачок в развитии инсти­тута прав и свобод человека произошел во второй половине XX века после создания Организации Объединенных Наций в 1945 г. Уже в Уставе ООН в ст. 55 записано: «С целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и друже­ственных отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов. Организация Объединенных Наций содействует:

а) Повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;

в) Разрешению международных проблем в области экономи­ческой, социальной, здравоохранения и подобных проблем; меж­дународному сотрудничеству в области культуры и образования;

с) Всеобщему уважению и соблюдению прав человека и ос­новных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и ре­лигии». Таким образом, уважение и защита прав и свобод чело­века — одна из главных целей ООН.

Устав ООН и другие документы положили начало тому, что в развитии института прав и свобод человека приобретает веду­щую роль международное право. Ныне действует более ста меж­дународно-правовых документов по правам и свободам человека, под многими из которых стоит подпись Российской Федерации. Основополагающими документами являются следующие: Всеоб­щая декларация прав человека (1948 г.), Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенция о правах ребенка (1989 г.), Хельсинкский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) и другие. В этих международно-правовых документах создан масштабный международный стандарт по правам и свободам человека. При этом было обращено внимание и на обязанности. Во Всеобщей Декларации прав человека в ст. 29 уже было записано: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. При осу­ществлении своих прав и свобод каждый человек должен под­вергаться только таким ограничениям, какие установлены зако­ном исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосос­тояния в демократическом обществе».

В России институт прав и свобод человека складывался ис­торически на основе международных правовых норм, собствен­ных правовых установлений и тех объективных экономических и политических условий, которые имелись в стране. Все Конститу­ции России, начиная с Конституции РСФСР 1918 года, имели разделы о правах, свободах и обязанностях граждан, но впервые права и свободы в соответствии с международными стандартами были записаны в Конституции РСФСР 1978 г.

Отсюда полное определение правового статуса личности — система признанных и закрепленных государством в законода­тельном порядке прав, свобод и обязанностей, а также закон­ных интересов личности как субъекта права. Права и свободы представляют собой социальные возможности человека и граж­данина, признанные и обеспечиваемые государством, выра­жающие притязания государства к человеку и гражданину, его поведению.

Есть люди, которые утверждают, что права и свободы не могут дароваться государством, они неотчуждаемы. Человек мол при ро­ждении автоматически наделяется правами и свободами, а дело государства их обеспечивать. Доля истины в этом конечно есть, как и в том, что государство создано людьми для своего обслужи­вания. Проблема, однако, в другом. В современных условиях ни одно право, ни одна свобода не будут реализованы без защиты, без организаторской роли государства. Принижение роли государ­ства в реализации прав и свобод человека вредит человеку, реали­зации его прав и свобод и даже выполнению обязанностей.

Положение с правами человека в конкретной стране — один из основных показателей демократизма данного государ­ства, развития в нем гражданского общества. Концепция прав и свобод человека продолжает развиваться и в теоретическом плане, и в практическом, и правовом. Существенной проблемой по-прежнему остается приведение национальных законо­дательств, политико-правовой и экономической практики в со­ответствии с международными стандартами прав и свобод чело­века. Основные положения правового статуса личности изложе­ны во второй главе Конституции РФ ст. ст. 17-64. Глава очень емкая и в целом соответствует международным стандартам. Конституция устанавливает основные принципы правового ста­туса личности:

— закрепление прав и свобод, установленных общепризнан­ными международными актами;

— принцип неотчуждаемости основных прав и свобод лич­ности и принадлежность прав и свобод каждому от рождения;

— равенство прав и свобод человека и гражданина;

— принцип единства прав и обязанностей гражданина;

— недопустимость нарушения прав и свобод других лиц в результате осуществления прав и свобод человека и гражданина;

— непосредственно действующий характер прав и свобод че­ловека и гражданина;

— определяющий характер прав и свобод человека и гражда­нина по отношению к природе, содержанию и применению за­конов, деятельности властных структур государства, органам ме­стного самоуправления;

— обеспечение прав и свобод человека и гражданина право­судием.

В соответствии с перечисленными принципами. Конститу­ция РФ устанавливает конкретные права, свободы и обязанно­сти. В Конституции РФ они не сгруппированы. В учебных целях мы сгруппируем права, свободы и обязанности.

1. Гражданские, социально-экономические права:

— право на частную собственность, в том числе, на землю (ст. 35 и ст. 36 КРФ);

— свободное использование своих способностей и имуще­ства для предпринимательской деятельности и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 КРФ),

— право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 КРФ);

— право на свободный труд (ст. 37 КРФ);

— право на защиту от безработицы (ст. 37 КРФ);

— право на образование (ст. 43 КРФ);

— право на участие в культурной жизни и пользование уч­реждениями культуры (ст. 44 КРФ);

— право на охрану здоровья и на медицинскую помощь (ст. 41 КРФ);

— право на отдых (ст. 37 КРФ);

— право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и др. (ст. 39КРФ);

— право на жилище (ст. 40КРФ);

— право на индивидуальные и коллективные трудовые спо­ры, включая право на забастовку (ст. 37 КРФ);

— право на имущество, владение, пользование и распоря­жение им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35 КРФ).

2. Политические и общественные права:

— право на равенство перед судом и законом (ст. 19 КРФ);

— право на объединение, включая право создавать профес­сиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 КРФ);

— право собираться мирно без оружия, проводить собра­ния, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 КРФ);

— право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 КРФ);

— право на равный доступ к государственной службе (ст. 32 КРФ);

— право на участие в отправлении правосудия (ст. 32 КРФ);

— право избирать и быть избранным в органы государст­венной власти и органы местного самоуправления, а так­же участвовать в референдумах (ст. 32 КРФ);

— право на личное обращение, а также направление инди­видуальных и коллективных обращений в государствен­ные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 КРФ);

— право на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законами (ст. 45 КРФ);

— право на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 КРФ);

— право на обращение в межгосударственные органы по за­щите прав и свобод человека, если исчерпаны все имею­щиеся внутригосударственные средства правовой зашиты (ст. 46 КРФ);

— право на защиту от преступлений и злоупотреблений властью, на доступ к правосудию в этой связи и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 КРФ);

— право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов го­сударственной власти или их должностных лиц (ст. 53 КРФ).

3. Основные личные права граждан:

-- право на жизнь (ст. 20КРФ);

— право на пользование родным языком, на свободный вы­бор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 26 КРФ);

— право на свободное передвижение, на выбор места пре­бывания и жительства в РФ (ст. 27 КРФ);

— право на свободный выезд за пределы РФ и беспрепятст­венное возвращение в РФ (ст. 27 КРФ);

— право на информацию, полученную любым законным способом (ст. 29 КРФ);

— право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатно (ст. 48 КРФ);

— право на охрану государством достоинства личности гра­жданина России (ст. 21 КРФ);

— право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 КРФ);

— право на неприкосновенность частной жизни, личные и семейные тайны, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 КРФ);

— право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 КРФ);

— право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы чело­века, если иное не предусмотрено законом (ст. 24 КРФ);

— право на двойное гражданство (ст. 62 КРФ);

— право на неприкосновенность жилища (ст. 25 КРФ);

— право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47 КРФ);

— право обвиняемого в совершении преступления на рас­смотрение его дела судом с участием присяжных заседа­телей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 47 КРФ);

— право на пользование помощью адвоката (ст. 48 КРФ);

— право на презумпцию невиновности (ст. 49 КРФ);

— право на пересмотр приговора вышестоящим судом, на прошение о помиловании или смягчения наказания (ст. 50 КРФ);

— право на определение и указание своей национальной принадлежности (ст. 26 КРФ);

— право на государственную защиту семьи (ст. 38КРФ);

4. Свободы человека и гражданина:

— свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28КРФ);

— свобода мысли и слова (ст. 29 КРФ);

— свобода массовой информации (ст. 29 КРФ);

— свобода литературного, художественного, научного, тех­нического и других видов творчества (ст. 44 КРФ);

— свобода митингов, шествий, демонстраций, собраний (ст. 31 КРФ).

5. Обязанности человека и гражданина Российской Феде­рации:

— строго соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15 КРФ);

— недопустимость нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении своих прав и свобод (ст. 17КРФ);

— каждый обязан не допускать пропаганды и агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду (ст. 29КРФ);

— каждый обязан заботиться о своих детях, их воспитании (ст. 38 КРФ);

— трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны забо­титься о нетрудоспособных родителях (ст. 38 КРФ);

— обязанность получить общее среднее образование (ст. 43 КРФ);

— каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и куль­туры (ст. 44 КРФ);

— каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 КРФ);

— каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 КРФ);

— обязанность защищать Отечество — Российскую Федера­цию (ст. 59 КРФ);

— обязанность нести военную службу (ст. 59 КРФ).

Мы систематизировали и перечислили основные права, сво­боды и обязанности человека и гражданина Российской Федера­ции. Даже из простого перечня ясно, что выполнить все не так просто. Для этого нужно напряжение сил государства и каждого гражданина, для этого нужна мобилизация экономических, куль­турных и других ресурсов страны. Тем более, что кроме консти­туционно закрепленных, права и обязанности есть и в других многочисленных законах: в уголовном законодательстве, в граж­данском законодательстве, в семейном, административном, эко­логическим и так далее.

Гарантом реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации выступают:

1) Президент РФ и другие органы государственной власти и государственного управления, органы местного самоуправле­ния.

2) Судебная система и система правоохранительных органов, в том числе прокуратура и другие органы, отвечающие за безо­пасность страны.

3) Общественно-политические объединения граждан (поли­тические партии, профсоюзные организации и другие), каждый гражданин России в меру своей активности, правовой и полити­ческой культуры должен в рамках закона добиваться реализации своих прав и свобод.

4) Продуманная и реалистическая внутренняя и внешняя по­литика государства, международное сотрудничество в области со­блюдения прав и свобод человека.

5) Экономическая система Российской Федерации, ее при­родные ресурсы.

Кроме того, по примеру многих стран у нас стали создавать­ся специальные учреждения по правам человека. Например, Уполномоченный по правам человека при парламенте. Комис­сия по правам человека при Президенте РФ. Комиссия должна составлять ежегодно доклад о соблюдении прав человека в Рос­сийской федерации, в котором должны содержаться оценки со­стояния прав и свобод человека в России и предложения по их наиболее полной реализации.

Органы и общественные организации сейчас остро ставят вопрос об усилении научной и воспитательной работы по вопро­сам прав человека. Опыт показывает, чтобы реализовать права, каждый человек должен их знать. Каждый человек должен пони­мать как реализуются те или иные права и свободы, какие мате­риальные и духовные ресурсы необходимы для их реализации. Речь идет о том, чтобы среди населения Российской Федерации формировали культуру реализации прав и свобод человека, по­требность выполнять свои обязанности.

4. В ст. 10 КРФ записано: «Государственная власть в Россий­ской Федерации осуществляется на основе разделения на зако­нодательную, исполнительную и судебную. Органы законода­тельной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». В России эти ветви власти представлены: Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием (Совет Федерации и Госу­дарственная Дума), Правительством Российской Федерации и судами Российской Федерации.

Государственная власть в субъектах Российской Федерации осуществляется органами государственной власти, которые обра­зуют сами субъекты Федерации.

Самостоятельность органов законодательной, исполнитель­ной и судебной власти не должна абсолютизироваться.Онидолжны взаимодействовать между собой, чтобы руководство страной не превратилось в систему, описанную великим басно­писцем И.А. Крыловым: «лебедь — рак — щука». В этом случае будет невозможно элективное функционирование государствен­ного управленческого организма. Однако в этом взаимодействии они должны уравновешивать друг друга. Взаимное ограничение их полномочий на основе Конституции, четкое разделение функций в государственном едином управлении позволяет ра­зумно и согласованно решать различные вопросы государствен­ной политики, достигать необходимых результатов всех сфер об­щества во имя интересов и на благо народа.

Чтобы обеспечить согласованное взаимодействие всех ветвей власти, одних конституционных норм недостаточно. Нужна сис­тема Федеральных законов и законов субъектов Федерации, ко­торые закрепляли бы процедуры осуществления полномочий фе­деральных органов власти и формы их взаимодействия, невме­шательства в компетенцию друг друга. Здесь важное значение имеют Федеральные законы о способах формирования каждой ветви власти, Федеральные конституционные законы о Прави­тельстве РФ, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе РФ и другие. Перечень конституционных полномочий федераль­ных органов власти, способы их осуществления дополняются этими законами. Рассмотрим полномочия основных органов Российского государства. Ключевой фигурой в системе органов государства является Президент Российской Федерации. Он — глава государства. Он обеспечивает согласованное функциониро­вание и взаимодействие органов государственной власти. Он оп­ределяет основные направления внутренней и внешней полити­ки государства.

В связи с существом и правовой спецификой полномочия Президента РФ можно свести к пяти группам.

1. Его права и обязанности, связанные с деятельностью Фе­дерального Собрания РФ, его палат. Он назначает выборы Госу­дарственной Думы; может распустить ее к случаях, предусмот­ренных Конституцией РФ; вносит законопроекты в Государст­венную Думу; подписывает и обнародует Федеральные конститу­ционные и Федеральные законы; обращается к Федеральному Собранию с ежегодными Посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики, госу­дарства; представляет Совету Федерации кандидатуры для назна­чения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, кандидатуру Генерального прокурора; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банкаРФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Феде­рации.

2. Его права и обязанности, связанные с деятельностью Пра­вительства РФ. Президент РФ назначает с согласия Государст­венной Думы Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; прини­мает решение о его отставке; утверждает положения Председате­ля Правительства о структуре Федеральных органов исполни­тельной власти; назначает по предложению Председателя Прави­тельства кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров; отменяет постановле­ния и распоряжения правительства в случае их противоречия Конституции, Федеральным законам и указам Президента РФ; принимает или отклоняет отставку Правительства РФ.

3. Его права и обязанности в области обороны и внешних сношений. Президент РФ является Верховным Главнокомандую­щим Вооруженных Сил РФ, то есть возглавляет Вооруженные Си­лы РФ; назначает и освобождает от должности высшее командова­ние Вооруженных Сил РФ; утверждает военную доктрину Россий­ского государства; формирует и возглавляет Совет Безопасности, статус которого определяется Федеральным законом; в случае аг­рессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное по­ложение с незамедлительным сообщением об этом Совету Феде­рации и Государственной Думе; осуществляет руководство внеш­ней политикой РФ; ведет переговоры и подписывает международ­ные договоры; подписывает ратификационные грамоты аккреди­туемых при нем дипломатических представителей; назначает и ос­вобождает после консультации с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранных государствах и междуна­родных организациях; как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

4. Его компетенция, связанная с координацией деятельности соответствующих властных структур государства. Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти субъектов РФ и органами государственной власти Российской Федерации, передать в случае недостижения согласованного решения разре­шение спора на рассмотрение соответствующего суда; он вправе приостановить действие акта органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречий этих актов Конституции РФ и Федеральным законам, международным обязательствам России; призван обеспечивать осуществление полномочий Феде­ральной государственной власти на всей территории страны, со­гласованное функционирование и взаимодействие органов госу­дарственной власти.

5. Другие полномочия Президента РФ. Он является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, прини­мает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; назначает рефе­рендумы; формирует Администрацию Президента; назначает и освобождает полномочных представителей Президента; вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное и чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; решает вопро­сы гражданства в России и предоставления политического убе­жища; награждает государственными наградами, присваивает по­четные звания, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет помилование.

Приведенный перечень не исчерпывает в полной мере всех прав и обязанностей Президента Российской Федерации. Это ос­новные, которые записаны в Конституции РФ. На практике этот перечень значительно шире, так как он дополняется другими Фе­деральными конституционными и Федеральными законами.

Законодательным и представительным органом Российской Федерации является федеральное собрание — парламент России. Состоит из двух палат — Совет Федерации, который формирует­ся из 178 членов, и Государственной Думы, которая избирается в составе 450 депутатов.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздель­но. Из своего состава они избирают Председателей и заместите­лей председателей палат.

К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изме­нения границ между субъектами РФ; утверждение указа Прези­дента РФ о введении военного положения; утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории России; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшею Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; на­значение на должность и освобождение от должности заместите­ля Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудито­ров; обладает правом законодательной инициативы и рассматри­вает законы, принятые Государственной Думой, и выносит по ним свой вердикт — одобрить или отклонить.

К ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии ПравительствуРФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Цен­трального банкаРФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от долж­ности Уполномоченного по правам человека, действующего в со­ответствии с Федеральным конституционным законом; объявле­ние амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности; главное — принятие Федераль­ных конституционных и Федеральных законов.

Основная функция Федерального Собрания — принятие за­конов. Сначала проект закона поступает в Государственную Ду­му, где он принимается простым большинством голосов от об­щего числа депутатов. Затем закон поступает в Совет Федера­ции, который рассматривает его в течение не более 14 дней и одобряется или отклоняется простым большинством голосов об­щего числа членов Совета Федерации. Отклоненный Советом Федерации закон возвращается в Государственную Думу, после чего-либо образуется согласительная комиссия из представит

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции права. Функции права — это способ взаимодействия права и других явлений, таких, как поведение человека, организаций.Под функцией права понимаются основные | Тест №1
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.236 сек.