КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диспозиция
Гипотеза Гипотеза включается в нормы для того, чтобы ограничить права, например, право на увольнение администрацией организации, на заключение договора и т. д. Диспозиция устанавливает права и обязанности сторон. Право — субъективное право — это возможность, установленная в норме права человека удовлетворять свою потребность в жилье, питании и т. д. Права человека можно различать, расположить по юридической силе. Юридическая сила — это степень обязательности и реальности права. Объективное право имеет сложную структуру, включает ряд полномочий: — право на собственные действия, возможность действовать самостоятельно, например, обратиться в суд и т. д.; — право требовать от обязанного субъекта выполнить свои обязанности, например, директор школы отказал учителю в предоставлении отпуска — требование представления отпуска; — право прибегнуть к содействию государственного аппарата для применения, в частности, мер государственного принуждения, если обязанная сторона не выполняет обязанности. Субъективные права человека можно разделить на следующие виды по юридической силе: Первый вид — право, которое человек может реализовать собственными силами, действиями, без обязательного активного участия обязательной стороны. Второй вид — право, которое можно осуществить только тогда, когда определенную обязанность выполняет другая сторона. Это наиболее распространенный вид образовательных правоотношений. Третий вид — право, которое можно реализовать лишь в консенсуальном порядке, т.е. по соглашению сторон в договорном порядке. Четвертый вид — право, в котором юридическая сила еще более слаба. Это право можно реализовать только при наличии двух юридических фактов — выполнению обязанности обязанной стороной и признанию правомерности действий должностным лицом или организацией — органом власти или управления — санкционирование таких действий и установление такого права в локальном нормативном акте. Юридическая обязанность — это мера должного, установленного законом поведения, то есть обязанность лица совершать определенные действия или воздержаться от их совершения. Обязанности можно классифицировать по трем группам: Первая группа — постоянные обязанности, которые необходимо выполнять все время. Вторая группа — обязанности, связанные с каким-то определенным событием, например, обязанность сдать экзамены, выдать диплом и т.д. Третья группа — обязанности, которые выполняются по требованию управомоченного лица. 4. Обычно люди спокойно живут в рамках действующего права, добровольно соблюдают нормы права, то есть ведут себя правомерно. Но не все и не всегда. Некоторые в силу легкомысленности, поспешности, плохого воспитания или личной распущенности нарушают нормы права, совершают правонарушения. Правонарушение — это общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права и наносящее вред обществу. Характерными признаками правонарушения являются следующие: 1. Наличие конкретного деяния, то есть действия или бездействия. Не мысли, не чувства, не замыслы, не намерения, а именно деяния. 2. Противоречие деяния нормам права и прежде всего — покушение на чьи-либо охраняемые законом интересы. Покушение на интересы, не охраняемые законом, правонарушением не считаются. 3. Нарушение нормы права человеком, т.е. физическим лицом. Если нарушение совершено организацией, то правонарушителем все равно признается конкретное лицо, действующее от имени и по поручению организации. Но нарушение нормы права недееспособным лицом правонарушением не является. 4. Виновное поведение субъекта права. Причинение вреда в состоянии необходимой обороны или в целях предотвращения значительно большего вреда виновным поведением не признается. 5. Общественно-опасный характер деяния, то есть причинение вреда или создание опасности вреда для личности, собственности, государства или общества в целом. 6. По закону деяние влечет за собой применение мер государственного воздействия. В зависимости от степени общественной опасности правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Наиболее опасным видом правонарушения является преступление. Уголовный кодекс Российской федерации определяет преступление следующим образом: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания» (УКРФ, ст. 14). Проступок от преступления отличается меньшей степенью общественной опасности. В зависимости от сферы общественных отношений проступки подразделяются на следующие разновидности. Административные проступки — это правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения в области исполнительной и распорядительной деятельности государства, не связанные с исполнением служебных обязанностей: нарушение правил дорожного движения, пожарной безопасности, санитарной гигиены на предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях, распитие спиртного и азартные игры в общественном месте, безбилетный проезд и т. п. Дисциплинарный проступок — это правонарушение в сфере трудовых отношений: опоздание на службу, прогул, не выполнение распоряжения, нарушение технологии, халатное выполнение служебных обязанностей и т.п. Гражданский проступок — это правонарушение в сфере гражданских правоотношений: неисполнение договорных обязательств, причинение вреда, распространение порочащих сведений и т. п. Финансовые проступки — это правонарушения в сфере обращения денежных ресурсов: нарушение финансовой отчетности, завышение цен, сокрытие или недоплата налогов и т.п. Российское право выделяет также проступки: материальные — в сфере трудовых отношений, семейные — в области брачно-семейных отношений, процессуальные — в процессе осуществления правосудия. Для правильной квалификации правонарушений законодатель выделяет четыре его структурных элемента. 1. Объект правонарушения — явление или отношение, на которые направлено противоправное деяние. Таким объектом могут быть: жизнь, здоровье, имущество, достоинство человека, имущество или репутация физического лица, общественный порядок, окружающая среда. 2. Субъект правонарушения — лицо, физическое или юридическое, совершившее противоправное деяние. При этом имеется в виду, что и то и другое лицо обладают правоспособностью, дееспособностью. 3. Объективная сторона правонарушения — это внешнее проявление противоправного деяния: действие или бездействие, противоправность, причиненный вред, причинная связь между деянием и вредным последствием, место, время, способ и обстановка противоправного деяния. 4. Субъективная сторона правонарушения — вина, мотив, цель. Вина может быть умышленной или неосторожной, в свою очередь умысел может будь прямым или косвенным, а неосторожность — самонадеянностью или небрежностью. В соответствии с законом правонарушение влечет за собой юридическую ответственность, что не исключает применения вместо нее мер воспитательного воздействия с учетом личности нарушителя и обстоятельств правонарушения. Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние. Основными признаками юридической ответственности являются: — неблагоприятные последствия, дополнительное бремя для правонарушителя, например, компенсация причиненного вреда, сверх этого — уплата штрафа и компенсация морального ущерба; — наложение ответственности от имени государства, причем добровольное исполнение назначенной ответственности не меняет ее принудительного характера; — привлечение к ответственности только за конкретное правонарушение виновного характера; — сочетание ответственности с государственным порицанием действий правонарушителя — правоприменительное решение административного или судебного органа как правило объявляется публично. В соответствии с видами правонарушений выделяются следующие виды юридической ответственности. Уголовная ответственность — за уголовные преступления. Этот вид ответственности характеризуется наиболее жесткими санкциями, в числе которых штраф до 1000 минимальных зарплат, лишение свободы до 30 лет или пожизненно и смертная казнь. Уголовная ответственность устанавливается только законом (Уголовным Кодексом РФ) и применяется только в судебном порядке. Административная ответственность — за административные проступки. Эти правонарушения зачастую близко граничат с уголовными преступлениями, а при определенных условиях могут быть квалифицированы как уголовные. Поэтому административные санкции, хотя и менее жесткие по сравнению с уголовными, но достаточно ощутимы: штраф до 100 минимальных зарплат, лишение специальных прав до 3-х лет, конфискация предметов, административный арест до 15 суток и другие. Устанавливается Кодексом РФ об административных правонарушениях. Дисциплинарная ответственность — за нарушение служебных обязанностей устанавливается Трудовым кодексом РФ (ТК РФ), правилами внутреннего трудового распорядка, уставами, должностными инструкциями и другими нормативными документами, дисциплинарная ответственность включает выговор, лишение премии, понижение в должности и другие санкции, влияющие на материальное и правовое положение работника и степень уважения к нему. Гражданская ответственность — за нарушение гражданско-правовых, в основном — договорных правоотношений, и чаше всего за причинение имущественного или морального вреда гражданам и организациям, с которыми правонарушитель не находился в трудовых правоотношениях. Суть гражданской ответственности — в возмещении имущественного вреда, к чему могут быть добавлены штрафные санкции и обязанность возместить моральный ущерб. Характер и мера ответственности устанавливаются судом. Финансовая ответственность наступает, прежде всего, за нарушение правил обращения с денежными ресурсами. Финансовые санкции могут выражаться в кратном размере к нарушению, в крупном штрафе, в аресте банковского счета и других финансовых неприятностях. Кроме рассмотренных, к правонарушителю могут быть применены и другие меры государственного принуждения: меры предупреждения, меры пресечения и правовосстановительные меры. Меры предупреждения могут быть двух видов: а) меры предупреждения возможных правонарушений — проверка документов, досмотр багажа и груза, административный надзор за освобожденными из мест лишения свободы и др.; б) меры предотвращения нарушений общественной безопасности при стихийных бедствиях, авариях, несчастных случаях — ограничение или прекращение движения транспорта и пешеходов, ограничение или прекращение доступа граждан к объекту опасности, карантинные мероприятия и др. Принуждение заключается в том, что эти меры ограничивают права граждан на передвижение или пребывания там, где им нужно. Меры пресечения принимаются с целью прекращения совершающихся противоправных деяний и недопущения новых. Эти меры многообразны и включают: привод и официальное предостережение, изъятие имущества (оружия, документов, печатей и т.п.), административное задержание, помещение в медицинский вытрезвитель или в психиатрическую больницу, использование собак, применение технических средств (дубинок, наручников, газов, водяной струи), применение огнестрельного оружия и других средств. Правовосстановительные меры применяются при совершении проступков с незначительным отклонением от нормального правопорядка, приобретших характер правонарушения. Смысл этих мер — принуждение лица к исполнению лежащей на нем обязанности, которую оно почему-либо не исполнило. Применение мер юридической ответственности в любом случае предполагает вторжение государства в правовой статус личности, в ее личные, гражданские, экономические и другие права. Косвенно юридические санкции могут затрагивать интересы родных, друзей, сотрудников и партнеров наказываемого. Поэтому правоприменитель обязан строго соблюдать установленные принципы и правила применения юридических санкций. Заключаются они в следующем: — юридическая ответственность накладывается в точном соответствии с законом или другим нормативным актом за деяния, прямо запрещенные правовыми нормами и в пределах санкций соответствующей нормы; — закон, устанавливающий или усиливающий меру юридической ответственности, обратной силы не имеет, и наоборот — закон, ослабляющий или отменяющий юридическую ответственность, имеет обратную силу; — юридическая ответственность наступает только за виновные деяния. Если лицо: а) не предвидело, не могло и не должно было предвидеть последствия своего деяния, б) не желало их наступления или в) не могло руководить своими действиями, то юридическая ответственность не наступает; — к юридической ответственности привлекаются только конкретный и непосредственный нарушитель правовой нормы, вина которого доказана, то есть участник, соучастник или организатор правонарушения; — правоприменитель обязан квалифицировать вид правонарушения точно, в соответствии с законом; нельзя за проступок привлекать к уголовной ответственности, нельзя за преступление ограничиваться административным или дисциплинарным воздействием; — мера юридической ответственности должна соответствовать тяжести правонарушения, степени вины и учитывать личностные данные правонарушителя — его возраст, поведение до правонарушения и др.; — за одно правонарушение как правило накладывается только одно взыскание; дополнительные к основному взыскания (конфискация имущества, лишение права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью, лишение специального или воинского звания и т. п.) применяются только в соответствии с законом; — правоприменители — компетентные органы и должностные лица — должны стремиться к неотвратимости юридического реагирования на правонарушения, имея в виду целесообразные формы реагирования: от самого строгого взыскания до публичного или индивидуального внушения; — сроки привлечения к юридической ответственности нельзя затягивать, ибо в этом случае санкции теряют свою актуальность, могут перестать соответствовать самому правонарушению или потеряют право их применения ввиду истечения срока давности; — и, наконец, применитель юридических санкций должен строго соблюдать установленные порядок и процедуры привлечения к юридической ответственности, не допуская при этом действий, унижающих достоинство привлекаемого к ответственности. Литература и документы 1. Алексеев С.С. Введение в право.М., 2001. 2. Варывдин В.А. Основы российского права в схемах, таблицах, определениях.М., 2002. 3. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2002.
Лекция 2. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
1. СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ РОССИИ 3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4. КОНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА ОРГАНОВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА 1. Конституционное право как отрасль российского права берет свое начало от понятия «конституция». Конституции как основной закон государства появились в конце XVIII века. Первая конституция была принята в 1787 г. в США. В Европе первые конституции были приняты в 1791 г. во Франции и в Польше. Эти конституции появились на волне борьбы за независимость, на волне буржуазных революций. Их появление связано с необходимостью ограничить абсолютную власть монархов, добиться с помощью закона консенсуса всех слоев общества в данной стране. В последующие годы конституции как политико-правовой документ, обладающий высшей юридической силой, принимались в других странах мира. В России борьба за утверждение конституционного правления началась в XIX веке, но в условиях царизма принять конституцию не удалось. Первая конституция в России была принята в 1918 году, как Конституция РСФСР — конституция первого в мире государства рабочих и крестьян. В годы Советской власти конституция несколько раз изменялась — принимались новые тексты конституций в связи с принятием Конституции СССР. Измененные и дополненные Конституции РСФСР принимались в 1925 г., в 1937 г., в 1978 г. Ныне действующая Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция — (устройство, установление) основной закон государства, закрепляющий основы общественного и экономического строя данной страны, форму правления и форму государственного устройства, правовое положение личности, порядок организации и компетенцию органов власти и управления в центре и на местах, организацию и основные принципы правосудия, избирательной системы. Можно сказать, что конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекты государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина. Конституции не принимаются впрок. Они фиксируют те общественно-политические и экономические реалии, которые сложились в стране к моменту принятия конституции. Основной закон страны — конституция обладает определенными юридическими свойствами. А именно: она носит учредительный характер, имеет высшую юридическую силу, обладает прямым действием, установлен особый порядок ее принятия и изменения. Конституция как закон не может ответить на все вопросы, обеспечить все потребности, которые возникают при реализации именно конституционных норм. Поэтому возникает необходимость принимать законодательные акты, которые по своему значению и положению близки к конституции. Отсюда возникает конституционное (государственное) право. Конституционное право России — это отрасль права, система юридических норм, регламентирующих организацию государственной власти в стране, основные формы осуществления этой власти, отношения государства и гражданина. Это ведущая, базовая отрасль российской правовой системы. Нормы конституционного права сосредоточены в Конституции РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъектов Федерации и других нормативных актах, в которых регулируются основные вопросы социально-экономического, политического и территориального устройства государства, порядок его отношений с институтами гражданского общества, осуществление основных прав и свобод человека и гражданина. В системе конституционного права России основным законом является Конституция Российской Федерации. Кроме нее — федеральные конституционные законы о Конституционном Суде, о Правительстве РФ, о судебной системе РФ, о государственной символике РФ и другие. Федеральные законы о прокуратуре РФ, о выборах Президента РФ, об общественных объединениях, о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, об основных принципах организации местного самоуправления в РФ и другие. Законы субъектов Российской Федерации — Конституции и Уставы субъектов Федерации, законы о структуре органов государственной власти, о выборах губернаторов и других институтов власти, о мировых судьях, о местном самоуправлении и другие. Таким образом, конституционное право заключает в себе, изучает и реализует двадцать две конституции, шестьдесят восемь уставов субъектов Федерации, которые действуют на правах конституций, тринадцать конституционных федеральных законов (приняты еще не все) и многое другое. Чтобы государство Российское нормально функционировало, совершенно необходимо, чтобы весь правовой массив конституционного права был синхронизирован по содержанию, по лицам, по времени и территориям, чтобы соответствовали и не противоречили Конституции Российской Федерации. Поэтому, чтобы разобраться с конституционным правом России, необходимо глубоко понять смысл, суть и основное содержание Главного Закона страны — Конституцию Российской Федерации. Основное содержание Конституции РФ состоит в том, что она нормами конституционного права закрепляет основные государственно-правовые институты: основы конституционного строя Российской Федерации; основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; структурные элементы гражданского общества; государственное устройство Российской Федерации; систему государственной власти и местного самоуправления. Место Конституции РФ и конституционного права России в системе российского права и текущего законодательства определяется тем, что Конституция РФ является правовой базой для всех отраслей права и для текущего законодательства. Она обладает высшей юридической силой, характеризуется более стабильным характером своих норм по сравнению с нормами текущего законодательства и других отраслей права. Из сказанного следует, что все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции — их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене. В отличие от обычных законов Конституция государства характеризуется стабильностью и долговечностью. Эти ее качества обусловлены двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям. Во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности. Президент Российской Федерации в своем обращении по радио к россиянам отметил, что Конституция РФ определяет общие законы жизни страны и каждого россиянина, она создала условия для начала исправления положения в экономике. Конституция — стержень новой российской государственности. Именно она служит фундаментом для создания сбалансированных отношений между ветвями власти, между Центром и регионами. Далее он подчеркнул, что Конституция РФ — основа нашего движения вперед. Исходя из требований жизни, в нее могут вноситься изменения и дополнения. Однако торопиться с этим не следует. Это должен быть естественный процесс. Все новое здесь должно быть основано на зрелом опыте и пройти испытание временем. Конституция — самое неподходящее поле для импульсивных решений и непродуманных экспериментов. Обеспечить то положение, которое должна занимать Конституция РФ в стране — дело не простое. Законодательно должна быть обеспечена охрана Конституции РФ. Основы ее охраны и защиты заложены уже в самой Конституции. Во-первых, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации (п. 2 ст. 15 КРФ). Во-вторых, Президент РФ является гарантом Конституции РФ... В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (п. 2 ст. 80 КРФ). В-третьих, Конституцией РФ учрежден Конституционный Суд Российской Федерации. Он создан для защиты конституционного строя, для защиты основных прав и свобод человека, для поддержания верховенства и прямого действия Конституции. Конституционный Суд решает следующие задачи: рассмотрение дел о конституционности законов; дает заключения о соответствии Конституции РФ; дает общеобязательное толкование Конституции РФ; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения; обвинения против Президента РФ. В каждой республике — субъекте Федерации создается свой Конституционный суд (ст. 125 К РФ). Особо следует сказать о том, что Конституция РФ имеет прямое действие (п. 1 ст. 15 К РФ). Это означает, что суд или иной государственный орган не могут отказаться непосредственно применять конституционные нормы, ссылаясь на то, что отсутствуют разъясняющие и детализирующие их законы и подзаконные акты. В прошлом, когда еще был СССР, Конституция больше считалась политическим декларативным документом, который в целом правильно ориентирует, но непосредственно его не применяют, так как нужны специальные законы (гражданские, административные, семейные, уголовные и т. д.), чтобы конституционные положения выполнялись. Такая позиция ослабляла значение Конституции как Основного Закона, как правового акта, призванного обладать высшей юридической силой. В нынешней Конституции РФ этот недостаток устранен. Поэтому в современных условиях очень остро стоит вопрос о конституционной законности. Конституционная законность — режим неукоснительного соблюдения конституции и иных конституционно-правовых актов всеми субъектами конституционно-правовых отношений. С момента принятия нынешней Конституции РФ в ее адрес раздается немало критических замечаний, в том числе и вполне справедливых. Вместе с тем Россия может возродиться как великая держава, если мы все — от Президента РФ до любого гражданина — будем неуклонно выполнять требования ныне действующей Конституции РФ со всеми ее достоинствами и недостатками. 2. В главе первой Конституции РФ законодательно определены основы конституционного строя и те начала российской государственности, которые даны в характеристике Российского государства. Российская Федерация — Россия — есть демократическое, федеративное, правовое (п. 1 ст. 1 КРФ), суверенное (п. 1 ст. 4 КРФ), социальное (п. 1 ст. 7), светское (п. 1 ст. 14) государство с республиканской формой правления. Для демократического государства характерно, что единственным источником власти является многонациональный народ России. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы. Народ не только избирает органы власти, но имеет право сам участвовать в их работе, контролировать деятельность органов и должностных лиц государственного аппарата и местного самоуправления. О демократизме России свидетельствует наличие широкого спектра прав и свобод граждан, которые не только декларированы, но и реально осуществляются. Россия — федеративное государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования — субъекты федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа — всего 89 субъектов федерации). Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти. Все субъекты РФ между собой равноправны. Кроме Конституции РФ, отношения субъектов РФ с Центром определяются Федеративным Договором: Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, подписанный 31 марта 1992 года. Россия — правовое государство. Это такое состояние Российского государства, при котором имеет место максимальная политико-юридическая защищенность законных интересов, чести и достоинства личности, существует наибольшая (в границах реально возможного) обеспеченность прав и свобод человека и гражданина РФ. В правовом государстве обеспечено верховенство закона во всех сферах государственной и общественной жизни, взаимная ответственность государства перед личностью и личности перед государством. Конституция РФ устанавливает, что Россия является правовым государством. Свое развитие это положение находит в нормах о свободах и правах человека и гражданина, в предусмотренных Конституцией демократических принципах и институтах, в верховенстве Конституции и в прямом действии конституционных норм. Однако формирование правового государства — процесс сложный, и он связан с необходимостью преодоления стереотипов правового нигилизма, повышения правовой культуры государственных служащих и граждан, совершенствования судебной системы и с рядом других факторов политического и правового характера. Российская Федерация — суверенное государство, носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ. Суверенитет — это такое свойство, а точнее, состояние власти, которое обеспечивает государству возможность свободно, самостоятельно осуществлять свою внутреннюю и внешнюю политику. Суверенитет предполагает независимость государства во внешнеполитической сфере и верховенство, непререкаемость его решений в делах внутренних. При всей значимости принципа суверенитета он не рассматривается ныне как неограниченный и абсолютный, а находится в определенных отношениях с другими основополагающими, общепризнанными принципами международного и конституционного права. В сфере внутренних отношений он не должен вступать в противоречие с правами человека и гражданина в том виде, как они провозглашены международным правом. Все конституционные принципы должны согласовываться с правами и свободами человека. Во внешних отношениях суверенитет ограничен рядом общепризнанных принципов международного права, как, например, запретом развязывания войны, обязательствами, взятыми на себя государством как членом международных надгосударственных организаций. Например, Организация Объединенных Наций, Совет Европы и другие. Российская Федерация — социальное государство. Это значит, что государство берет на себя в объеме своих возможностей обеспечение определенного уровня жизни своих граждан, удовлетворение их материальных и духовных потребностей. Социальное государство тесно связано с институтом социально-экономических прав. Оно обеспечивает конституционную гарантию государственной поддержки образования, здравоохранения, социального обеспечения, обеспечения занятости, охраны труда, помощи социальным группам с низкими доходами и т.д. При всей значимости социальной деятельности государства важно видеть тот рубеж, переход которого ведет к снижению активной деятельности людей. Конституция РФ исходит из того, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека должно быть делом не только государства, а также делом ума, рук, инициативы самого человека, его прилежного труда, а государство должно создать для этого условия. Россия — светское государство, то есть такое государство, где последовательно проведено отделение церкви от государства, не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов. Церковь отделена от государства. В школах — светское образование. Брак регистрируется в органах ЗАГС, т.е. государством. Все религиозные конфессии равны перед законом. Конституция гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания. Принцип светского государства зафиксирован в конституциях многих зарубежных стран (Франция, Бразилия и др.). Для России правовая, именно конституционная регламентация положения религии в государстве очень важна, так как в России более сорока религиозных конфессий. Россия — государство с республиканской формой правления. Республика — это форма государства, призванная в максимальной степени обеспечить принцип народовластия. Республика выступает как антипод монархии, диктатуре. Внешнее выражение республиканского государства в том, что все или практически все должностные лица и органы государственной власти и государственного управления избираются гражданами страны и подконтрольны своим гражданам. Республиканская форма правления в XX веке в Европе стала ведущей. Эта форма правления тесно переплетена с институтами демократии. Можно сказать: республиканская форма правления — демократически организованная власть в стране. Известно, что республики бывают разные; президентские, полупрезидентские, парламентские; В Конституции РФ 1993 г. Россия характеризуется как демократическое государство с республиканской формой правления. Такое определение адекватно определению «демократическая республика». Действительно, Конституция РФ содержит все демократические республиканские атрибуты, которые осуществляются в практической политической и государственной жизни России: народ — единственный источник власти, наличие работоспособных представительных органов, всенародно избранный Президент РФ, на демократической основе сформировано Правительство РФ и судебная власть при активном участии Президента, политический плюрализм, соответствующий международным стандартам набор прав и свобод граждан России. По принятой в мире системе оценок Российская Федерация — президентская республика. К основам конституционного строя относится не только характеристика Российского государства. К ним относятся и основные принципы, ведущие начала (основные правила), лежащие в основе политической системы российского общества, формы правления и государственного устройства, отношений государства и гражданина. Эти принципы, размещенные в первой главе Конституции РФ, определяют все последующее содержание Конституции РФ. Совершенно не случайно первую главу образно называют «конституцией в Конституции». Никакие другие нормы Конституции РФ не должны противоречить основам конституционного строя, то есть тем принципам, которые заложены в первой главе. В первой главе Конституции РФ закреплены следующие принципы конституционного строя: — человек, его права и свободы высшая ценность государства (ст. 2 КРФ); — народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ (ст. 3 КРФ); — верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России (ст. 4 КРФ); — целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации, ее государственная целостность (ст. 4, 5 КРФ); — невозможность лишения гражданства гражданина Российской Федерации, а также лишения его права изменить гражданство (ст. 6 КРФ); — политика Российского государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 КРФ); — гарантированность единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8 КРФ); — разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех трех властей самостоятельны (ст. 10 КРФ); — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами (ст. 11 КРФ); — гарантируется местное самоуправление, органы которого не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 КРФ); — идеологическое многообразие, отказ от какой-либо единой государственной или обязательной идеологии (п.п. 1 и 2 ст. 13КРФ); — политический плюрализм, многопартийность (п. 3 ст. 13); — запрещение создания и деятельность общественных объединений, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и других дел, направленных на разрушение Российского государства (п. 5 ст. 13 КРФ); — отделение религиозных объединений от государства, их равенство перед законом, свобода совести (ст. 14 КРФ); — Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (п. I ст. 15 КРФ); — органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать КонституциюРФ и законы (п. 2 ст. 15); — законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются (п. 3 ст. 15); — общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (п. 4 ст. 15); — плюрализм и юридическое равенство всех форм собственности (частной, государственной, муниципальной и иных) (ст. 8 КРФ); — приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст. 1 и другие КРФ); — никакие другие положения настоящей Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (п. 2 ст. 16 КРФ). Перечислено более двадцати принципов. Это далеко не весь перечень принципов, которые содержит Конституция, но названные составляют основу конституционного строя. Попробуйте представить себе — мы отказались от какого-либо или от некоторых принципов и государство Российское переходит в новое качественное состояние. Поэтому там, где речь идет о принципах, нужно с большой осторожностью, очень хорошо подумав и не один раз, только тогда можно ставить вопрос о внесении поправок или о замене тех или иных положений первой главы Конституции РФ, а, следовательно, в остальной текст Конституции и в действующее законодательство. Именно поэтому предусмотрен и особый порядок внесения поправок (изменений и дополнений) в первую главу Конституции РФ. Основы конституционного строя могут быть отменены, изменены или дополнены только самим народом в ходе референдума либо специально созываемым для этих целей Конституционным Собранием (ст. 135 КРФ), так как речь идет о пересмотре принципов. Исходя из изложенного, каждый гражданин Российской Федерации должен выработать в себе правильное, грамотное отношение не только к Конституции РФ в целом, но и к ее первой главе. Во-первых, знание основ конституционного строя, его принципов в значительной степени облегчает понимание остальных положений КонституцииРФ, Конституций и Уставов субъектовРФ. Во-вторых, знание основ конституционного строя позволит каждому гражданину давать верную оценку законам, иным правовым актам, которые принимаются в России, давать юридически правильную оценку действиям органов государственной власти и управления, местного самоуправления, должностных лиц и отдельных граждан. Знание и понимание принципов поможет отличить произвол от правомерных действий. Ибо законы создаются не для юристов, их должны знать, понимать и ими руководствоваться все граждане страны. В-третьих, знание и глубокое понимание гражданами основ конституционного строя позволит в тех случаях, когда в действующих законах и других нормативно-правовых актах отсутствуют необходимые нормы или они противоречат Конституции РФ, гражданин вправе реализовать свои права, руководствуясь Конституцией, так как Конституция РФ — прямого действия и имеет возможность прибегнуть к защите суда, Конституционного Суда и даже Международного Трибунала. Без знания и понимания основ конституционного строя затруднительно отстаивать свои права и свободы. Поэтому первая глава Конституции Российской Федерации имеет большое практическое значение не только и может быть не столько для профессиональных юристов и государственных чиновников, сколько для каждого гражданина Российской Федерации. Недобросовестный государственный деятель, недобросовестный юрист предпочли бы, чтобы граждане России не знали и не понимали основ конституционного строя, их принципов. 3. Права и свободы человека — это понятие, характеризующее круг социальных возможностей личности в экономической, политической и других сферах, которые современные государства обязаны гарантировать. Права и свободы в совокупности с обязанностями и институтом гражданства составляют правовой статус личности человека. При этом права и свободы занимают ведущее место. Ибо именно права и свободы человека и гражданина являются важнейшим институтом современного конституционного права не только в России, но и за рубежом. Известно, что положения о правах человека были сформулированы еще в Римском праве, когда в 212 году до н.э. римский император Каракалла издал указ о наделении правами римских граждан, всех свободных жителей Римской империи. Современному этапу развития института прав и свобод человека начало положила французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.). С этого момента как результат Великой Французской буржуазной революции начал складываться первоначальный каталог гражданских и политических прав (свобода и равноправие, неприкосновенность личности, право собственности, избирательное право и другие). Решающий качественный скачок в развитии института прав и свобод человека произошел во второй половине XX века после создания Организации Объединенных Наций в 1945 г. Уже в Уставе ООН в ст. 55 записано: «С целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов. Организация Объединенных Наций содействует: а) Повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития; в) Разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования; с) Всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Таким образом, уважение и защита прав и свобод человека — одна из главных целей ООН. Устав ООН и другие документы положили начало тому, что в развитии института прав и свобод человека приобретает ведущую роль международное право. Ныне действует более ста международно-правовых документов по правам и свободам человека, под многими из которых стоит подпись Российской Федерации. Основополагающими документами являются следующие: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенция о правах ребенка (1989 г.), Хельсинкский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) и другие. В этих международно-правовых документах создан масштабный международный стандарт по правам и свободам человека. При этом было обращено внимание и на обязанности. Во Всеобщей Декларации прав человека в ст. 29 уже было записано: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе». В России институт прав и свобод человека складывался исторически на основе международных правовых норм, собственных правовых установлений и тех объективных экономических и политических условий, которые имелись в стране. Все Конституции России, начиная с Конституции РСФСР 1918 года, имели разделы о правах, свободах и обязанностях граждан, но впервые права и свободы в соответствии с международными стандартами были записаны в Конституции РСФСР 1978 г. Отсюда полное определение правового статуса личности — система признанных и закрепленных государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов личности как субъекта права. Права и свободы представляют собой социальные возможности человека и гражданина, признанные и обеспечиваемые государством, выражающие притязания государства к человеку и гражданину, его поведению. Есть люди, которые утверждают, что права и свободы не могут дароваться государством, они неотчуждаемы. Человек мол при рождении автоматически наделяется правами и свободами, а дело государства их обеспечивать. Доля истины в этом конечно есть, как и в том, что государство создано людьми для своего обслуживания. Проблема, однако, в другом. В современных условиях ни одно право, ни одна свобода не будут реализованы без защиты, без организаторской роли государства. Принижение роли государства в реализации прав и свобод человека вредит человеку, реализации его прав и свобод и даже выполнению обязанностей. Положение с правами человека в конкретной стране — один из основных показателей демократизма данного государства, развития в нем гражданского общества. Концепция прав и свобод человека продолжает развиваться и в теоретическом плане, и в практическом, и правовом. Существенной проблемой по-прежнему остается приведение национальных законодательств, политико-правовой и экономической практики в соответствии с международными стандартами прав и свобод человека. Основные положения правового статуса личности изложены во второй главе Конституции РФ ст. ст. 17-64. Глава очень емкая и в целом соответствует международным стандартам. Конституция устанавливает основные принципы правового статуса личности: — закрепление прав и свобод, установленных общепризнанными международными актами; — принцип неотчуждаемости основных прав и свобод личности и принадлежность прав и свобод каждому от рождения; — равенство прав и свобод человека и гражданина; — принцип единства прав и обязанностей гражданина; — недопустимость нарушения прав и свобод других лиц в результате осуществления прав и свобод человека и гражданина; — непосредственно действующий характер прав и свобод человека и гражданина; — определяющий характер прав и свобод человека и гражданина по отношению к природе, содержанию и применению законов, деятельности властных структур государства, органам местного самоуправления; — обеспечение прав и свобод человека и гражданина правосудием. В соответствии с перечисленными принципами. Конституция РФ устанавливает конкретные права, свободы и обязанности. В Конституции РФ они не сгруппированы. В учебных целях мы сгруппируем права, свободы и обязанности. 1. Гражданские, социально-экономические права: — право на частную собственность, в том числе, на землю (ст. 35 и ст. 36 КРФ); — свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 КРФ), — право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 КРФ); — право на свободный труд (ст. 37 КРФ); — право на защиту от безработицы (ст. 37 КРФ); — право на образование (ст. 43 КРФ); — право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ст. 44 КРФ); — право на охрану здоровья и на медицинскую помощь (ст. 41 КРФ); — право на отдых (ст. 37 КРФ); — право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и др. (ст. 39КРФ); — право на жилище (ст. 40КРФ); — право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ст. 37 КРФ); — право на имущество, владение, пользование и распоряжение им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35 КРФ). 2. Политические и общественные права: — право на равенство перед судом и законом (ст. 19 КРФ); — право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 КРФ); — право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 КРФ); — право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 КРФ); — право на равный доступ к государственной службе (ст. 32 КРФ); — право на участие в отправлении правосудия (ст. 32 КРФ); — право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах (ст. 32 КРФ); — право на личное обращение, а также направление индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 КРФ); — право на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законами (ст. 45 КРФ); — право на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 КРФ); — право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой зашиты (ст. 46 КРФ); — право на защиту от преступлений и злоупотреблений властью, на доступ к правосудию в этой связи и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 КРФ); — право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 КРФ). 3. Основные личные права граждан: -- право на жизнь (ст. 20КРФ); — право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 26 КРФ); — право на свободное передвижение, на выбор места пребывания и жительства в РФ (ст. 27 КРФ); — право на свободный выезд за пределы РФ и беспрепятственное возвращение в РФ (ст. 27 КРФ); — право на информацию, полученную любым законным способом (ст. 29 КРФ); — право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатно (ст. 48 КРФ); — право на охрану государством достоинства личности гражданина России (ст. 21 КРФ); — право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 КРФ); — право на неприкосновенность частной жизни, личные и семейные тайны, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 КРФ); — право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 КРФ); — право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека, если иное не предусмотрено законом (ст. 24 КРФ); — право на двойное гражданство (ст. 62 КРФ); — право на неприкосновенность жилища (ст. 25 КРФ); — право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47 КРФ); — право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 47 КРФ); — право на пользование помощью адвоката (ст. 48 КРФ); — право на презумпцию невиновности (ст. 49 КРФ); — право на пересмотр приговора вышестоящим судом, на прошение о помиловании или смягчения наказания (ст. 50 КРФ); — право на определение и указание своей национальной принадлежности (ст. 26 КРФ); — право на государственную защиту семьи (ст. 38КРФ); 4. Свободы человека и гражданина: — свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28КРФ); — свобода мысли и слова (ст. 29 КРФ); — свобода массовой информации (ст. 29 КРФ); — свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ст. 44 КРФ); — свобода митингов, шествий, демонстраций, собраний (ст. 31 КРФ). 5. Обязанности человека и гражданина Российской Федерации: — строго соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15 КРФ); — недопустимость нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении своих прав и свобод (ст. 17КРФ); — каждый обязан не допускать пропаганды и агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду (ст. 29КРФ); — каждый обязан заботиться о своих детях, их воспитании (ст. 38 КРФ); — трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38 КРФ); — обязанность получить общее среднее образование (ст. 43 КРФ); — каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44 КРФ); — каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 КРФ); — каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 КРФ); — обязанность защищать Отечество — Российскую Федерацию (ст. 59 КРФ); — обязанность нести военную службу (ст. 59 КРФ). Мы систематизировали и перечислили основные права, свободы и обязанности человека и гражданина Российской Федерации. Даже из простого перечня ясно, что выполнить все не так просто. Для этого нужно напряжение сил государства и каждого гражданина, для этого нужна мобилизация экономических, культурных и других ресурсов страны. Тем более, что кроме конституционно закрепленных, права и обязанности есть и в других многочисленных законах: в уголовном законодательстве, в гражданском законодательстве, в семейном, административном, экологическим и так далее. Гарантом реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации выступают: 1) Президент РФ и другие органы государственной власти и государственного управления, органы местного самоуправления. 2) Судебная система и система правоохранительных органов, в том числе прокуратура и другие органы, отвечающие за безопасность страны. 3) Общественно-политические объединения граждан (политические партии, профсоюзные организации и другие), каждый гражданин России в меру своей активности, правовой и политической культуры должен в рамках закона добиваться реализации своих прав и свобод. 4) Продуманная и реалистическая внутренняя и внешняя политика государства, международное сотрудничество в области соблюдения прав и свобод человека. 5) Экономическая система Российской Федерации, ее природные ресурсы. Кроме того, по примеру многих стран у нас стали создаваться специальные учреждения по правам человека. Например, Уполномоченный по правам человека при парламенте. Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Комиссия должна составлять ежегодно доклад о соблюдении прав человека в Российской федерации, в котором должны содержаться оценки состояния прав и свобод человека в России и предложения по их наиболее полной реализации. Органы и общественные организации сейчас остро ставят вопрос об усилении научной и воспитательной работы по вопросам прав человека. Опыт показывает, чтобы реализовать права, каждый человек должен их знать. Каждый человек должен понимать как реализуются те или иные права и свободы, какие материальные и духовные ресурсы необходимы для их реализации. Речь идет о том, чтобы среди населения Российской Федерации формировали культуру реализации прав и свобод человека, потребность выполнять свои обязанности. 4. В ст. 10 КРФ записано: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». В России эти ветви власти представлены: Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительством Российской Федерации и судами Российской Федерации. Государственная власть в субъектах Российской Федерации осуществляется органами государственной власти, которые образуют сами субъекты Федерации. Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти не должна абсолютизироваться.Онидолжны взаимодействовать между собой, чтобы руководство страной не превратилось в систему, описанную великим баснописцем И.А. Крыловым: «лебедь — рак — щука». В этом случае будет невозможно элективное функционирование государственного управленческого организма. Однако в этом взаимодействии они должны уравновешивать друг друга. Взаимное ограничение их полномочий на основе Конституции, четкое разделение функций в государственном едином управлении позволяет разумно и согласованно решать различные вопросы государственной политики, достигать необходимых результатов всех сфер общества во имя интересов и на благо народа. Чтобы обеспечить согласованное взаимодействие всех ветвей власти, одних конституционных норм недостаточно. Нужна система Федеральных законов и законов субъектов Федерации, которые закрепляли бы процедуры осуществления полномочий федеральных органов власти и формы их взаимодействия, невмешательства в компетенцию друг друга. Здесь важное значение имеют Федеральные законы о способах формирования каждой ветви власти, Федеральные конституционные законы о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе РФ и другие. Перечень конституционных полномочий федеральных органов власти, способы их осуществления дополняются этими законами. Рассмотрим полномочия основных органов Российского государства. Ключевой фигурой в системе органов государства является Президент Российской Федерации. Он — глава государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В связи с существом и правовой спецификой полномочия Президента РФ можно свести к пяти группам. 1. Его права и обязанности, связанные с деятельностью Федерального Собрания РФ, его палат. Он назначает выборы Государственной Думы; может распустить ее к случаях, предусмотренных Конституцией РФ; вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует Федеральные конституционные и Федеральные законы; обращается к Федеральному Собранию с ежегодными Посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики, государства; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, кандидатуру Генерального прокурора; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банкаРФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации. 2. Его права и обязанности, связанные с деятельностью Правительства РФ. Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; принимает решение о его отставке; утверждает положения Председателя Правительства о структуре Федеральных органов исполнительной власти; назначает по предложению Председателя Правительства кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров; отменяет постановления и распоряжения правительства в случае их противоречия Конституции, Федеральным законам и указам Президента РФ; принимает или отклоняет отставку Правительства РФ. 3. Его права и обязанности в области обороны и внешних сношений. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил РФ, то есть возглавляет Вооруженные Силы РФ; назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил РФ; утверждает военную доктрину Российского государства; формирует и возглавляет Совет Безопасности, статус которого определяется Федеральным законом; в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; осуществляет руководство внешней политикой РФ; ведет переговоры и подписывает международные договоры; подписывает ратификационные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает и освобождает после консультации с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях; как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. 4. Его компетенция, связанная с координацией деятельности соответствующих властных структур государства. Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти субъектов РФ и органами государственной власти Российской Федерации, передать в случае недостижения согласованного решения разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда; он вправе приостановить действие акта органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречий этих актов Конституции РФ и Федеральным законам, международным обязательствам России; призван обеспечивать осуществление полномочий Федеральной государственной власти на всей территории страны, согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. 5. Другие полномочия Президента РФ. Он является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; назначает референдумы; формирует Администрацию Президента; назначает и освобождает полномочных представителей Президента; вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное и чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; решает вопросы гражданства в России и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет помилование. Приведенный перечень не исчерпывает в полной мере всех прав и обязанностей Президента Российской Федерации. Это основные, которые записаны в Конституции РФ. На практике этот перечень значительно шире, так как он дополняется другими Федеральными конституционными и Федеральными законами. Законодательным и представительным органом Российской Федерации является федеральное собрание — парламент России. Состоит из двух палат — Совет Федерации, который формируется из 178 членов, и Государственной Думы, которая избирается в составе 450 депутатов. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Из своего состава они избирают Председателей и заместителей председателей палат. К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указа Президента РФ о введении военного положения; утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории России; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшею Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; обладает правом законодательной инициативы и рассматривает законы, принятые Государственной Думой, и выносит по ним свой вердикт — одобрить или отклонить. К ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии ПравительствуРФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банкаРФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности; главное — принятие Федеральных конституционных и Федеральных законов. Основная функция Федерального Собрания — принятие законов. Сначала проект закона поступает в Государственную Думу, где он принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов. Затем закон поступает в Совет Федерации, который рассматривает его в течение не более 14 дней и одобряется или отклоняется простым большинством голосов общего числа членов Совета Федерации. Отклоненный Советом Федерации закон возвращается в Государственную Думу, после чего-либо образуется согласительная комиссия из представит
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |