Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Институционализм Джона Кеннета Гэлбрейта (1908-2006)




Институционализм Дж. Гэлберта;

Институционализм Гэрри Беккера;

Институционализм Питирима Сорокина;

Институционализм Макса Вебера;

Норма как базовый элемент институтов;

Норма – предписание определенного поведения, обязательное для выполнения в целях поддержания порядка в системе взаимодействий.

Элементы нормы:

1) Атрибуты определенной группы людей, на которых распространяются нормы;

2) Характер обязанности: может, должен, не должен;

3) Цель;

4) Условие, при котором действует норма;

5) Санкции.

Виды норм:

1) Совместная стратегия (атрибут + цель + условие);

2) Правило (атрибут + характер обязанности + цель + условие + санкции).

Экономисты, т.е институционалисты по-другому объясняют нормы: считают, что человек свободен в своем выборе, нормы объясняют как результат рационального действия, договора между людьми на примере теорий общественного выбора Джеймса Бьюкенена: Политика – это сложный институциональный процесс, когда люди выбирают из разных альтернатив какое-то решение, подобно тому, как на рынке выбирают товары.

Нормы эффективны только тогда, когда основаны на эгоистических интересах, ценностях и помогают взаимовыгодной реализации индивидуальных интересов – методологический индивидуализм (свойства целого из свойств людей) последовательно должны приниматься: конституция, законы, подзаконные акты.

Макс Вебер - немецкий социолог, создавал общую социологию, внес вклад в политический социализм, социальное право, социальную религию, теорию капитализма.

Свою теорию назвал «понимающая социология» - философия здравого смысла; относил социологию к гуманитарным наукам, выделил 4 типа социального действия:

1) Рациональное (когда все предметы и люди являются инструментами для достижения собственных рациональных целей – «все ради цели»);

2) Ценностнорациональное (человек будет действовать по своим убеждениям независимо от получения результата – «отдать жизнь за убеждения»);

3) Аффективное (эмоциональное, некоторые предрасположены к одному, некоторые к другому);

4) Традиционное (определяется традициями и обычаями).

3 типа легитимации (узаконивания) власти:

1) Рациональный – основан на вере в законность существующих порядков, демократию;

2) Традиционный – основан на обычаях, косвенно с религией;

3) Харизматический, харизма – особые качества, таланты; харизматичный лидер идет против традиций, сам предлагает идеи, методы их достижения, создается новый культ, лидеров почти обожествляют, большая доля эмоционального воздействия. Такая власть нехарактерна для долгосрочной регулярной экономики, может перерасти в традиционную или легальную.

В чистом виде этих типов экономики нет, они сочетают разные элементы.

Вебер еще написал «социальные причины падения античной культуры»: неэффективность рабского труда, у рабов чаще всего не было семьи, жены, была только организованная проституция, детей-наследников не было, а рабов было большинство, воевать перестали, рабов становилось мало, трудиться некому.

 

Поступил на психоневрологический факультет, так как он хотел заниматься психологией, но его отчислили, он восстановился. Основал кафедру социологии в одном из университетов. Кооперировался с физиологами и пытался найти связь физиологии и психологии. Сорокина сослали за границу на «философском переходе».

В США он основал социологию в Гарварде в 1931 году. Его можно назвать старым институциалистом, теория «социальная и культурная динамика»: тем он изложил макросоциологию, альтернатива марксизму, объяснение демографии, социологии, политике, экономике, истории, политологии и культурологии.

Главное место он отводил человеку, а не экономике; теория ближе к идеализму, но более точно – дуализму (между материализмом и идеализмом): культура – все, что создано человечеством: и плохое и хорошее.

Создал социокультурные типы – поведение и мировоззрение людей:

1) Идеациональный (сверхчувствительный). Это религиозное мировоззрение, главное – мир потусторонний, духовные цели у человека первичны, физические потребности минимизируются, крайний вариант – монахи, аскеты);

a) Аскетический идеационализм: монахи, йоги;

b) Активный идеационализм: проповедники, завоеватели, реформаты, с уклоном в религию.

2) Чувственная культура (это современная культура, главное – получать эмоции)

a) Активная чувственная (то, чему обучают – бизнес, предпринимательство, открытия);

b) Пассивная чувственная (прожигание жизни алкоголем, наркоманией);

c) Циничная чувственная (приспособление, не нравится, но придется для сохранения, например деловых отношений (контракт в бане).

3) Смешанная – это элементы двух предыдущих:

a) Идеалистическая (среднее между чувственной и религиозной (религиозен, но не монах, удовлетворяет потребности);

b) Псевдоидеациональная (люди не по своей воле в отчаянии или закрепощены (рабы, заключенные, потерпершие в стихийном бедствии)

 

Гэри Беккер — признанный лидер того направления институционализма, которое несколько иронически называют “экономическим империализмом”. Речь идет о претензии на то, что “экономический подход является всеобъемлющим, он применим ко всякому человеческому поведению”
Книга “Человеческое поведение” показывает, как Беккер реализует провозглашенную им “империалистическую” стратегию. В этом сборнике статей американского экономиста отражены все основные направления его научных исканий: теория человеческого капитала, экономика дискриминации, экономический анализ преступности, экономика семьи, изучение привычек и вкусов. В “добеккеровские” времена эти вопросы находились исключительно в ведении социологов и криминологов.
В своем анализе Беккер исходил из представлений о человеческом поведении как рациональном и целесообразном, применяя такие понятия, как редкость, цена, альтернативные издержки и т. п., к самым разнообразным аспектам человеческой жизни, включая и те, которые традиционно находились в ведении других социальных дисциплин. Сформулированная им модель стала основной для всех последующих исследований в этой области. Преступники под пером Беккера оказываются не “извергами рода человеческого”, а вполне рациональными людьми, рассматривающими нарушение закона как наиболее выгодную для них разновидность бизнеса.
Человеческий капитал — это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть: образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.
Первоначальные интересы исследователя заключались в оценке экономической отдачи от образования.
Беккер первым осуществил статистически корректный подсчет экономической эффективности образования. Для определения дохода, например, от высшего образования из пожизненных заработков тех, кто окончил колледж, вычитались пожизненные заработки тех, кто не пошёл дальше средней школы. Издержки обучения, наряду с прямыми затратами (плата за обучение, общежитие и т. д.), в качестве главного элемента содержат «упущенные заработки», то есть доход, не дополученный учащимися за годы учёбы. По существу потерянные заработки измеряют ценность времени учащихся, затраченного на обучение, и являются альтернативными издержками его использования. Определив отдачу от вложений в учёбу как отношение доходов к издержкам, Беккер получил цифру в 12 — 14 % годовой прибыли.

Старый институционалист. Родился в Канаде. 60-70-е гг.- его критиковали в Советском союзе. Был награждён медалью свободы дважды. Был советником президента Кеннеди и Клинтона. 88 – иностранный член Российской академии наук.93 г. – золотая медаль Ломоносова.

Один из создателей Римского клуба. (общественная организация, созданная политическими деятелями, которая сотрудничает с ООН).

Экономическая теория и цели общества

Новое индустриальное общество

Капитализма уже не существует. Капитализм – это власть капитала, владельцев капитала (по Марксу).

Два основных типа организации:

Рыночная система – самый мелкий бизнес, средний

Планирующая система – не зависит от реакции рынка, ТНК

Власть принадлежит техноструктуре. Техноструктура управляет корпорациями.

Техноструктура – общественная прослойка, включающая учёных, конструкторов, специалистов по технологии, управлению, финансам, т.е. по всем специальностям, которые требуются для нормальной работы в крупных корпорациях. Это реальные крупные хозяева экономики и всей жизни. Информация сложная (требует знаний, получ. в колледже, университете), глубокая.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.