КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стадии формирования качества продукции
Формирование и поддержание качества продукции происходит на всех стадиях ее жизненного цикла, начиная от маркетинговых исследований и заканчивая утилизацией и переработкой использованной продукции.
Рисунок 5 – Петля качества
Управление качеством имеет смысл лишь в том случае, если оно осуществляется на всех стадиях процесса существования продукции. Этот процесс существования продукции принято определять основными стадиями так называемого жизненного цикла: исследование и проектирование, изготовление, обращение, потребление или эксплуатация. Этапам исследования и проектирования принадлежит определяющая роль в повышении уровня качества продукции. Цели управления на стадии проектирования: а) формирование уровня качества продукции, соответствующего наиболее высоким требованиям, современным достижениям научно-технического прогресса и прогнозу общественных потребностей на период производства продукции; б) подготовка комплекта нормативно-технической документации (НТД) для изготовления, обращения, потребления или эксплуатации продукции при соблюдении установленных экономических показателей. На этой стадии целесообразно осуществлять следующие мероприятия: - выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ, направленных на создание моделей, образцов с показателями качества, соответствующими техническим заданиям и действующим стандартам, техническим условиям и другой НТД; - разработка и внедрение НТД; - осуществление нормоконтроля за соблюдением стандартов; - прогнозирование и оптимизация уровня качества продукции; - разработка конструкторских и технологических мероприятий, направленных на достижение планируемого уровня качества продукции, внедрение методов и средств ее изготовления, испытания и контроля; - анализ информации о качестве аналогичной продукции, а также оценка уровня качества; - классификация и определение показателей качества продукции, а также оценка уровня качества; - подготовка продукции к проведению сертификации; - научно-исследовательская работа, если она проводится на предприятии-изготовителе, осуществляется преимущественно конструкторскими и технологическими отделами. В процессе проведения разработки изделия в него закладывают уровень качества, который затем обеспечивается производством, сохраняется в обращении и поддерживается в эксплуатации или потреблении. Система управления качеством продукции на стадии разработки обеспечивает постоянные и высокие темпы роста технического уровня и качества вновь создаваемой продукции. Для особо сложных изделий создают специальные программы работ по управлению качеством на стадии разработки. По характеру работ следует различать разработку принципиально новых образцов и работы по модернизации и совершенствованию уже находящихся в производстве. Этапу разработки изделия должно предшествовать глубокое изучение тенденций и прогнозов развития в данной области техники. На основе подробного анализа характера и объема потребностей, для которых разрабатывается продукция, из совокупности показателей качества выбираются основные показатели, на существенное улучшение которых должно быть обращено особое внимание. В процессе подготовки к разработке или модернизации изделия, а также при их проведении необходимо изучать и реализовывать требования действующих стандартов, включая комплексные, опережающие и ступенчатые, осуществлять унификацию и агрегатирование продукции, применять стандарты Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), Единой системы технологической документации (ЕСТД). Большое значение имеет сокращение цикла " проектирование –постановка на производство ". Решению этих задач способствует разработка систем управления качеством в научно-исследовательских, проектных, конструкторских и технологических организациях. Следующим этапом системы управления качеством является стадия производства продукции. Целью управления качеством продукции на этапе изготовления является производство продукции в соответствии с плановым заданием и с уровнем качества, сформированным на первой стадии ее жизненного цикла, а также повышение качества продукции на основе опыта эксплуатации путем улучшения свойств продукции и совершенствования технологии производства при соблюдении установленных экономических показателей. Управление показателями качества на стадии изготовления, выбор оптимальных технологических процессов при изготовлении продукции – задача чрезвычайной ответственности, связанная с постоянным совершенствованием и усложнением технологических процессов, непрерывным стремлением улучшить экономические показатели производства. Обеспечение установленного НТД уровня качества в сочетании с повышением качества на стадии изготовления продукции является одной из главных задач предприятия. На стадии производства осуществляются следующие мероприятия: - процесс изготовления продукции; - обеспечение и контроль необходимого уровня качества оборудования, оснастки, технологических режимов, контрольно-измерительной техники; - разработка и осуществление организационно-технических мероприятий по повышению качества, предупреждению отклонений от установленных норм и брака, устранению причин выпуска продукции, не соответствующих требованиям НТД.; - внедрение и соблюдение НТД; - внедрение входного контроля, поступающих на предприятие сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий; - обеспечение и контроль хранения сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий и готовой продукции на складах предприятия, во время транспортирования внутризаводским транспортом в соответствии с требованиями НТД; - проведение мероприятий с поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий по обеспечению поставок, отвечающих нормативно-технической документации; - организация операционного, приемочного контроля и испытания готовой продукции; - внедрение инспекционного контроля, соблюдение требований НТД; - сбор и накопление информации о качестве продукции на стадии эксплуатации, учет и анализ причин брака и рекламаций; - создание системы материального и морального стимулирования работников предприятия за выпуск продукции установленного уровня качества. Достижение поставленных целей и задач на стадии производства обеспечивает эффективная система управления качеством продукции на предприятии, объединении. На стадии реализации и обращения управление качеством направлено на создание необходимых условий, обеспечивающих сохранение свойств продукции при ее транспортировании, складировании и реализации в соответствии с установленными стандартами и техническими условиями, сопровождающими изделие. Транспортирование должно осуществляться в соответствии нормативами по загрузке и выгрузке продукции, при обеспечении надежной защиты от ударов, попадания влаги и др. неблагоприятных воздействий, указанных в сопроводительной документации. Хранение должно обеспечить защиту изделий от климатических воздействий, от воздействий, отрицательно влияющих на качество продукции. Основная задача складских хозяйств – обеспечить сохранение свойств, хранимых изделий и довести их до потребителя с тем уровнем качества, который гарантирован изготовителем согласно НТД. Работа с посредниками и торгующими организациями по созданию и обеспечению оптимальных условий работы системы управления качеством на этих этапах немаловажна в дальнейшей судьбе продукции и ее продвижении на рынке. Период эксплуатации (потребления) продукции является не менее важным для предприятия-изготовителя. Предприятие-изготовитель должно быть кровно заинтересовано в том, чтобы его продукция работала эффективно и безотказно. Для этого предприятие-изготовитель должно поддерживать постоянные контакты с потребителем своей продукции, активно воздействовать на процесс эксплуатации, оказывая техническую помощь и совместно с ремонтниками и эксплуатационщиками решать возникающие проблемы. Накопленная статистика эксплуатационных проблем передается на обработку и анализ в конструкторкие и проектные организации с целью устранения причин, вызывающих недостатки в эксплуатации продукции. Помимо решения технических проблем, предприятие, поддерживающее тесные контакты с потребителем повышает свой престиж, что способствует завоеванию рынка. Для достижения поставленных задач предприятие-изготовитель осуществляет следующие мероприятия: - собирает, обрабатывает и анализирует информацию о том, как изделие работает в условиях потребителя во время хранения и в период эксплуатации, какие претензии у заказчика (потребителя) к качеству продукции, какова степень соответствия продукции требованиям и нуждам потребителя и т.п.; - снабжает потребителя эксплуатационной и ремонтной документацией, применение которой обеспечивает минимальный межремонтный ресурс; - выполняет гарантийный ремонт изделий; - снабжает потребителя запасными частями, инструментами и принадлежностями к выпущенным изделиям; - командирует своих квалифицированных работников для оказания консультации и помощи при проведении монтажных работ, а в дальнейшем при проведении ремонтных работ, если возникнет необходимость. Поддержание качества в эксплуатации и эффективное использование продукции в значительной мере зависят от квалификации персонала, применяющего и обслуживающего эту продукцию. Поэтому для подготовки и обучения эксплуатационного персонала предприятие-изготовитель осуществляет проведение на своих предприятиях учебных курсов и семинаров для работников ремонтных предприятий, складов и организаций, занятых эксплуатацией продукции. Для наиболее полной и рациональной эксплуатации продукции, своевременного и высококачественного проведения ремонтов и технического обслуживания разрабатываются и внедряются системы управления качеством на ремонтных предприятиях и организациях.
Система показателей качества продукции (СПКП) СПКП- комплекс национальных стандартов устанавливающих ПКП для видов промышленной продукции, а также устанавливает применения критериев. СПКП рассмотрим на примере ГОСТ 4.200—78
Система показателей качества продукции СТРОИТЕЛЬСТВО Основные положения Настоящий стандарт устанавливает основные положения системы показателей качества строительных материалов, конструкций, зданий и сооружений и их элементов, инженерного оборудования, а также оснастки и инструмента. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Система показателей качества продукции. Строительство (СПКПС) — комплекс государственных стандартов, устанавливающих номенклатуру показателей качества конкретных групп и видов промышленной продукции, применяемой в строительстве, и номенклатуру показателей качества отдельных зданий и сооружений массового строительства и их элементов, а также область применения критериев и показателей качества, установленных этими стандартами. 1.2. СПКПС устанавливает единые критерии и номенклатуру показателей качества продукции, применяемые при: разработке стандартов, технических условий и других нормативных документов; выборе оптимального варианта новой продукции; аттестации продукции, прогнозировании и планировании ее качества; разработке систем управления качеством; представлении отчетности и информации о качестве. 1.3. Перечни стандартов, входящих в СПКПС, публикуются Государственным комитетом СССР по стандартам в установленном порядке. 1.4. СПКПС состоит из стандарта основных положений и стандартов на номенклатуру показателей качества продукции конкретных групп и видов. Распределение стандартов СПКПС по группам продукции приведено в таблице 3
1.5. Стандарты СПКПС должны содержать: номенклатуру показателей качества, необходимых для характеристики потребительских свойств продукции; перечень видов продукции, на которые устанавливается номенклатура показателей качества; указания по определению количественных значений показателей качества; указания по применению показателей качества в зависимости от вида решаемых задач; термины и определения, которые не установлены другими стандартами. 1.6. Количественные значения показателей качества промышленной продукции, применяемой в строительстве, определяются методами, приведенными в стандартах и технических условиях на конкретные виды продукции и в отраслевых методиках оценки уровня качества продукции, утверждаемых министерствами (ведомствами), являющимися ведущими в производстве данной продукции, а отдельных зданий и сооружений массового строительства, их элементов и требований к качеству строительно-монтажных работ—в соответствующих стандартах, строительных нормах и правилах. Принцип обозначения стандартов СПКПС
1.7. Основные термины, применяемые в настоящем стандарте, и их определения приведены в справочном приложении. 1.8. Государственные стандарты СПКПС входят в Систему показателей качества продукции (класс 4) в виде специальной классификационной группы 2. Номер стандарта составляется из цифры, присвоенной классу стандартов трехзначного числа (после точки), первая цифра которого обозначает классификационную группу стандартов СПКПС, а две последующие определяют порядковый номер стандарта, и двузначного числа (после тире), обозначающего последние две цифры года регистрации стандарта. Пример обозначения стандарта СПКПС «Основные положения»: ГОСТ 4.200—78 2. НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА 2.1. Качество продукции характеризуется совокупностью критериев: технический уровень; стабильность показателей качества; экономическая эффективность; конкурентоспособность на внешнем рынке. 2.2. Номенклатура показателей качества продукции по критериям приведена в таблице 4.
Примечание. Номенклатура показателей качества может быть изменена (увеличена или сокращена) в государственных стандартах на номенклатуру показателей конкретных групп и видов продукции.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 9308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |