КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 10 Политическое сознание и политическая культура
План лекции: 1 Сущность и пути формирования политического сознания. 2 Понятие политической культуры. 3 Особенности современной казахстанской политической культуры и проблемы социализации в Республике Казахстан. FЦель лекции: выработать у студентов умение разбираться и ориентироваться в политических процессах, протекающих в Казахстане и за его пределами. &. 1 Политическое сознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к осуществляемой и желаемой политике, определяющих способность к участию в управлении делами общества и государства. Политическое сознание - одна из основных форм общественного сознания, она возникает вместе с появлением государственности, политической власти. Это наиболее общая категория, характеризующая политику. По своему содержанию она охватывает чувственные и теоретические, ценностные и нормативные представления граждан, опосредствующие их связи с институтами власти. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов, определять природу деятельности в сфере власти как отдельных людей, так и их общественных объединений. Поэтому от политического сознания напрямую зависят содержание и характер политического процесса, цели и средства режима правления. Сущность политического сознания заключается в том, что это результат и одновременно процесс отражения и освоения политической реальности с учетом интересов людей. Функции политического сознания: 1) регулятивная (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия); 2) оценочная (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям); 3) интегрирующая (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок); 4) познавательная (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность); 5) прогностическая (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях); 6) мобилизующая (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения). По глубине отражения действительности выделяют следующие уровни политического сознания: идеологический (формируется определенными социальными группами на основе целенаправленного исследования политического процесса и обладает такими чертами, как целостность, систематизированность, способность к прогнозированию, сопряжен с выработкой концепций, идей, понятий, воплощается в декларациях, программах и т.п.); психологический (формируется на базе жизненного повседневного опыта людей и обладает такими чертами, как противоречивость, поверхностность, несистематизированность, эмоциональность и т.д.). В зависимости от субъектов политическое сознание может быть: - массовым (выражает общественное мнение, настроение и действие масс); - групповым (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит); - индивидуальным (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней). В концентрированном виде политическое сознание содержится в массовых идеологиях. Идеология - это система ценностей, взглядов, убеждений, в которых выражается отношение к действительности. Политическая же идеология есть систематизированная совокупность понятий и представлений, с помощью которых различные субъекты (личность, группа, класс, общество и т.п.) осознают свои политические позиции и интересы и которые выступают зачастую в качестве мотивов их политической деятельности. Именно в функциональной зависимости содержания политической идеологии от интересов и действий социальной группы состоит ее специфика как формы общественного сознания. Она являет собой систему представлений как о существующей политической действительности, так и о необходимых ее изменениях с точки зрения общности, интересы и действия которой данная идеология обслуживает. В отличие от социально-психологического уровня сознания идеология является систематизированным, логически связанным духовным образованием. Идеология - это ценностное сознание, ибо в ней происходит не просто отражение каких-либо интересов, а отражение с оценкой их значимости, соответствия либо несоответствия тенденциям общественного развития. В отличие от науки, задачей которой является поиск истины, функции идеологии заключаются в следующем: 1) в овладении массовым политическим сознанием населения, внедрении в него своих критериев оценки происходящего, формировании программы, в соответствии с которой люди должны ориентироваться в политическом пространстве (идеология должна создавать позитивный образ проводимого политического курса, его соответствия интересам общества); 2) в стимулировании целенаправленных действий субъектов политики; 3) в интегрировании общества на основе определенных интересов, целей, взглядов, сплочении людей и аккумулировании их энергии и т.п. Идеология - это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика, что проявляется в таких ее уровнях: - теоретическом (на котором формулируются основные положения, выражающие интересы и идеалы того или иного класса, слоя, нации, государства); - программном (где интересы и идеалы трансформируются в программы и лозунги политической элиты и выступают идейной основой для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения); - поведенческом (который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии и меру их воплощения в конкретных формах политического участия, в определенном типе политического поведения). Идеология является одним из важнейших компонентов политического процесса, вне ее не бывает политического действия, не могут существовать ни движение, ни политическая партия. Именно идеи, превращаясь в систему убеждений человека, предрасполагают его к действию, нацеленному на осуществление признанной им наилучшей формы общественного устройства (В.А. Мельник). Идеология и политика в равной мере активны и связаны с борьбой и многообразием мнений, взглядов, программ. Они неизбежно поляризуются на различные (зачастую прямо противоположные) направления с положительными и отрицательными оценками, на левые и правые, революционные и реакционные, прогрессивные и консервативные. Вместе с тем и идеология, и политика способны на компромиссы, взаимоприемлемые решения. 2 Политическая культура - явление не однородное, ее можно классифицировать по следующим основаниям: По уровню общности: 1. Общая политическая культура - наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения. 2. Субкультуры - совокупность политических ориентации и моделей политического поведения, характерная для определенных социальных групп и регионов и отличающаяся от доминирующей в обществе. Обычно выделяют следующие субкультуры: социально-классовые; национально-этнические; религиозно-политические; региональные. По отношению к власти: Господствующая. Контркультура. В процессе формирования политической культуры сформировались и развиваются ее функции. Они являются теми направляющими, по которым политическая культура входит в жизнь и быт человеческого общества. Именно с помощью функций она становится реально осязаемой, понятной, а, следовательно, практически значимой и достижимой. Основные функции политической культуры: Познавательная. Политическая культура вооружает людей знаниями, необходимыми для формирования каждым человеком своего собственного, компетентного мнения по вопросам политики и политической жизни, успешной деятельности в сфере политики. Познавательная функция является основой остальных функций политической культуры, ибо всякая функция начинается с овладения определенными знаниями. Особое значение здесь имеют знания политических и правовых норм, законов страны, политических принципов, способов политического управления обществом, структуры и функций политической системы и т. д. Воспитательная. Эта функция предусматривает: формирование и развитие у людей политического сознания, умения осмысливать полученные знания; привитие навыков практического участия в политической жизни; формирование умений грамотно анализировать политические и социальные процессы, происходящие в обществе; формирование умного, непредвзятого, неистеричного отношения к политическим лидерам, к политическим партиям. Регулятивная функция обеспечивает компетентное воздействие граждан на политический процесс индивидуально и через политические и гражданские ассоциации. От уровня и состояния политической культуры зависит - воспримет или не воспримет население страны определенные политические и социальные решения государственных органов; согласится ли оно с этими решениями добровольно по внутреннему убеждению или по принуждению, воспримет их активно или пассивно с одобрением или возмущением, примет на веру или потребует доказательств правильности политических решений. Коммуникативная. Политическая культура передается через политические традиции, стереотипы политического мышления и поведения, через социально-политические теории и концепции. Все это усваивается новыми поколениями, используется на практике. Здесь важно использовать опыт других стран, изучать и применять социально-политические учения прошлого. Нормативно-ценностная. Эта функция политической культуры закрепляет необходимые явления, установки, мотивы, оценки, нормы, цели, ценность которых доказана или подтверждена законами страны. Они становятся теми ориентирами, на которых и с помощью которых строится политическая жизнь данного общества. Как правило, ценности политической культуры поддерживаются идеологией, общественным мнением, моралью и правом. Интегративная. Политическая культура способствует объединению народов страны, граждан страны на примерно единой политической основе. Это, в свою очередь, дает возможность более эффективной интеграции в экономической, социальной, духовной сферах. Политическая культура всегда служит опорой существующей политической системе, и наличие высокого уровня политической культуры у граждан страны объективно интегрирует этих граждан в единое общество путем формирования широкой социальной базы существующей системы власти, существующего политического режима. Защитная (охранная). Политическая культура способствует охране от разрушения политических традиций и ценностей, существующего общественно-политического строя, который является выбором большинства народа. Эта функция политической культуры выглядит как защита экономической, социальной, политической и духовной сфер нашего общества от самих себя, от нашей политической серости, от нашего политического и общего бескультурья. Политическое бескультурье опаснее внешнего нашествия. Подлинная политическая культура защищает от разрушения государственные структуры, демократические институты, право, нравственность. Без политической культуры невозможно обеспечить стабильность политической системы. Прогностическая. Наличие политической культуры способствует определению возможных путей развития общества, политической системы, помогает прогнозировать будущее. Чтобы каждый гражданин стал политически культурным, он должен обладать следующими видами знаний: (посмотреть...) · знание существующих в стране политических отношений, происходящих событий и явлений в политической жизни общества в целом, его отдельных регионов; · знание сущности, структуры и функций органов государственной власти, политических партий, общественных организаций и проводимой ими политики; · знание норм, принципов, идей, лежащих в основе управления политическими, экономическими, социальными, духовными процессами в обществе; · знание Конституции страны, действующих норм права, правового статуса гражданина (совокупность прав, свобод и обязанностей); · знание форм и способов участия граждан в управлении обществом и государством, в решении многочисленных политических проблем; · знание и понимание правильного сочетания общественных, государственных, коллективных и личных интересов, что является одной из коренных проблем политической жизни; · знание внешней политики страны и сложившихся международных отношений, понимание тесной взаимосвязи внутренней и внешней политики, проблем безопасности страны. Политическая культура - это не только знания, но и конкретная деятельность человека. Процесс политического становления личности, вовлечение человека в политику принято называть политической социализацией. Разумеется, политическую социализацию невозможно ограничить строгими рамками, это творческая многогранная деятельность, но некоторые наиболее существенные направления этой деятельности можно определить. Основные направления политической социализации, поведения и действий политически культурного человека: · участие в работе высших и местных выборных органов (законодательной или исполнительной власти) в качестве штатного работника или на общественно-добровольных началах, работа в различных · комиссиях, комитетах, экспертных группах при органах власти; · членство в политических партиях и общественных организациях, деятельность в них в качестве функционера; · участие в выборах депутатов органов всех ветвей власти, референдумах; · участие в митингах, шествиях, демонстрациях, пикетировании и т. п.; · постоянная забота о приобретении навыков в умении вести политическую борьбу, политические дискуссии цивилизованными методами; · активное участие в обсуждении и принятии Конституции страны, дополнений и изменений в ней, а также основных законодательных актов, участие в опросах и других формах изучения общественного мнения. В качестве субъектов формирования политической культуры обычно выделяют: 1. Государство в лице законодательных, исполнительных и судебных органов. 2. Политические партии и общественно-политические организации. 3. Средства массовой информации. 4. Общественно-политические академические институты. 5. Армия, институт воинской службы. 6. Церковь. 7. Неформальные движения. 8. Семья. В качестве основных направлений формирования политической культуры можно выделить следующие: · систематизированное изучение политической науки (политологии), социально-политических учений прошлого и современных, политических документов государства, Конституции и других законов в других формах организованной учебы, а также методом самообразования; · использование и творческая переработка в сознании политических и других материалов средств массовой информации; · следование определенным политическим традициям и идеалам, политическим и социальным стереотипам своей семьи; · участие в практической политической жизни страны: выборы, референдумы, собрания, реализация своих политических взглядов, политических позиций, умение делать выводы и извлекать уроки из реальной политической жизни; · межличностное общение, обмен с коллегами личным опытом и мнениями по актуальным политическим проблемам; · самостоятельный текущий анализ политической жизни, политических явлений в стране и за рубежом, корректировка своего политического поведения в соответствии с результатами анализа. Таким образом, политическая культура - сложное политическое образование, важное свойство личности. Проблема формирования политической культуры является очень сложным, длительным и динамичным процессом. 3 Особенности современной казахстанской политической культуры Рассматривая феномен политической культуры в целом, мы не можем пройти мимо особенностей казахстанской политической культуры, характер которой во многом предопределил и предопределяет направление развития страны. Следует отметить, что в Казахстане на протяжении всей ее многовековой истории сложилась уникальная политическая культура, формирование которой стало результатом влияния следующих факторов: 1) Особенности геополитического положения страны - традиционно враждебное внешнее окружение, постоянная угроза либо состояние войны и обширные размеры территории; 2) Преобладание коллективного образа и форм жизни под влиянием традиции и культуры; 3) Многовековая отстраненность граждан от рычагов власти и их отчуждение от государства; 4) Как результат административно - бюрократической опеки и ограничений - низкая способность общества к самоуправлению и саморегуляции при решении проблем обыденной жизни, и одновременно - его высокая способность к мобилизации в ситуации войны и иных масштабных бедствий. Влияние всех вышеперечисленных и ряда других факторов предопределили следующие общие особенности казахстанской политической культуры: 1) Приоритет интересов государства и коллектива перед интересами отдельного индивида; 2) Признание решающей роли государства в решении общественных проблем, надежда на защиту и опеку с его стороны; 3) Традиционное патриархальное отношение к власти, персонифицированнное ее восприятие (т.е. в связи с определенными фигурами - носителями), высокие требования к моральному облику руководителей (честность, бескорыстие, самоотверженность и др.); 4) Надежда на призванного разрешить все проблемы сильного лидера; 5) Недооценка и недопонимание роли парламента и иных представительных органов в общественной жизни, подсознательное отождествление власти только с исполнительными органами (президент, правительство, и т.д.) - как следствие этого низкий уровень культуры самих парламентариев; 6) Неуважение к единым законам государства, предпочтение им местных законов, традиций и обычаев; 7) Характерная для представителей практически всех политических сил и идеологий непоколебимая уверенность в правоте собственных идей и принципов, и нетерпимость, агрессивное неприятие чужих; 8) Склонность к стихийным формам политического протеста и бунтам, и одновременно - неспособность к сознательному и организованному гражданскому действию. Очевидно, что подобный тип политической культуры вряд ли может способствовать нормальному и устойчивому функционированию и развитию политической системы, а также цивилизованному протеканию политического процесса. sВопросы для самоконтроля: 1 Что такое «политическая культура», каковы её основные элементы? 2 Назовите факторы, влияющие на процесс формирования и развития политического сознания общества? 3 Какое место в политической культуре занимают политические мифы и политическая символика? 4 Что такое политические стереотипы? Какие политические стереотипы распространены в современном мире? 5 Что представляет собой политическая культура нашего общества сегодня? В каком направлении она развивается? ¨Рекомендуемая литература: 1 Абсаттаров Р.Б. Национальные процессы: особенности и проблемы. -Алматы, 2000. 2 Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии //Полис, 1992. № 4. 3 Берк Размышления о революции во Франции. -М., 1994. 4 Булуктаев Ю.О., Чеботарев А.Е. Политические партии. -Алматы, 2004. 5 Валиханов Ч. Избранные произведения. -Алматы, 1990.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |