КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конспект лекций. Специальности: 080102 Мировая экономика
по дисциплине МИКРОЭКОНОМИКА Направление:080100 «Экономика» Специальности: 080102 "Мировая экономика" 080105 "Финансы и кредит" 080109 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"
Форма обучения – очная
Тула 2010 г. Курс лекций разработан доцентом, к.экон.н. Шишловой С.Е. и обсужден на заседании кафедры "Мировая экономика" факультета Экономики и права, протокол №__9___ от «___30_»_____09_________2010__г. Зав. кафедрой _______________________Белоцерковский В.И.
Курс лекций пересмотрен и утвержден на заседании кафедры "Мировая экономика" факультета Экономики и права, протокол №_____ от «____»__________200__г. Зав. кафедрой _______________________Белоцерковский В.И.
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ............................................. 6 1.1. Основные понятия в экономике. Предмет микроэкономики................... 6 1.2. Собственность и хозяйствование.............................................................. 6 1.3. Проблема выбора оптимального решения.............................................. 7 1.4. Экономические блага и их классификации, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ............................................. 8 1.5. Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Кругообороты благ и доходов........................................................................................................................... 9 ТЕМА 2. МЕТОДЫ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.................. 10 2.1. Фактор времени и дисконтирование, потоки и запасы, номинальные и реальные величины......................................................................................................... 10 2.2. Затраты и результаты: общие, предельные и средние величины; альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей); экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом.......... 11 2.3. Экономические риски и неопределенность; краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; метод сравнительной статики............. 16 ТЕМА 3. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ....................... 18 3.1. Спрос на товары и услуги и кривая спроса. Закон спроса................... 18 3. 2. Предложение товаров и услуг, кривая предложения. Закон предложения........................................................................................ 27 3.3. Рыночное равновесие, рынок, равновесная цена. Модель Вальраса и модель Маршала. Излишки потребителя и излишки производителя...................... 33 3.4 Различные положения кривых спроса и предложения.......................... 40 ТЕМА 4: ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ......................... 43 4.1. Ценовая эластичность спроса................................................................. 43 4.2. Эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность............... 51 4.3. Эластичность предложения. Мгновенное, краткосрочное и долговременное рыночное равновесие..................................................................................... 53 ТЕМА 5: ВМЕШАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ..................................................................................................... 56 5.1. Устойчивость рыночного равновесия.................................................... 56 5.2. Паутинообразная модель........................................................................ 57 5.3. Государство в рыночной экономике. Контроль государства над ценами. Повышение налогов, налоговое бремя.............................................................................. 60 ТЕМА 6: ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ.......................... 70 6.1. Понятие полезности экономических благ. Закон убывающей предельной полезности.................................................................................. 70 6.2. Бюджетное ограничение, кривые безразличия. Предельные нормы замещения. Условие равновесия потребителя.................................................................. 72 6.3. Реакция потребителя на изменение цен и дохода. Эффект дохода и замещения 81 ТЕМА 7: ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА............................................................ 83 7.1. Производственная функция, факторы производства, рабочая сила, физический капитал. Изокванты........................................................................................ 83 7.2. Производственный выбор в краткосрочном периоде. Закон убывающей производительности факторов...................................................................... 85 7.3. Производственный выбор в долгосрочном периоде. Замещение факторов производства.................................................................................................. 87 7.4. Изменение размеров производства. Отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная)............................................... 91 ТЕМА 8. ФИРМА И ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ........................................................................................................................... 94 8.3. Валовые выручка и издержки; прибыль бухгалтерская и экономическая. Сущность и структура экономических издержек. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей).......................................................................... 94 8.4. Виды издержек производства в краткосрочном периоде. Переменные и постоянные издержки; общие............................................................................................ 95 8.5. Средние и предельные величины выручки и издержек. Взаимосвязь между издержками и объёмом выпуска.................................................................... 96 8.6 Минимизация издержек производства.................................................... 98 ТЕМА 9: ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ И ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ....................................................................................................... 100 9.1. Поведение фирмы в долгосрочном периоде........................................ 100 9.2 Издержки производства в долгосрочном периоде............................... 104 9.3. Различные виды кривых долгосрочных издержек.............................. 106 ТЕМА 10. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ: ПРОИЗВОДСТВО, ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ....................................................................................... 108 10.1. Общая характеристика рыночных структур..................................... 108 10.2. Основные правила поведения фирмы в различных рыночных структурах.................................................................................................... 109 ТЕМА. 11. ФИРМА В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 111 11.1. Спрос на продукцию отдельно взятой фирмы.................................. 111 11.2. Предложение в краткосрочном и долгосрочном периоде................ 113 11.3. Равновесие в долгосрочном периоде................................................. 115 ТЕМА 12. ФИРМА В УСЛОВИЯХ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ.................... 120 12.1. Характерные черты монополии. Рыночная власть. Показатели монопольной власти, индекс Херфиндаля-Хиршмана...................................................... 120 12.2. Определение цены и объема для максимизации прибыли............... 120 12.3. Регулирование деятельности монополий. Монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация............................................................................... 126 ТЕМА 13. ФИРМА В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ 131 13.1. Монополистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли). Дифференциация продукта.......................................................................... 131 13.2. Равновесие при монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде................................................................................. 133 13.3. Неценовая конкуренция. Реклама....................................................... 136 ТЕМА 14. ФИРМА В УСЛОВИЯХ ОЛИГОПОЛИИ.................................. 138 14.1. Характеристика олигополистического рынка.................................. 138 14.2. Модели ценообразования в условиях олигополии, теория игр и стратегическое поведение фирм, функции реакции фирм, равновесие Курно............................................................................................................ 139 14.3. Специфика издержек производства олигополии.............................. 142 ТЕМА 15. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА.................................. 143 15.1. Спрос и предложение на рынке факторов производства.................. 143 15.2. Особенности рынка труда, заработная плата.................................... 143 15.3. Рынок капитала. Сбережения и инвестиции....................................... 149 15.4. Рынок земли. Экономическая рента................................................... 151 ТЕМА 16. ТЕОРИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ............................................ 154 16.1. Внешние эффекты (экстерналии) и теорема Коуза-Стиглера. Природа и формы проявления внешних эффектов.................................... 154 16.2. Регулирование внешних эффектов: способы устранения последствий, поиск ренты; трансакционные и трансформационные издержки..................................... 158 ТЕМА 17. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА И ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА 161 17.1. Экономическая природа общественных благ. Особенности спроса 161 17.2. Способы предоставления общественных благ.................................. 163 17.3. Общественные блага, общественный выбор и проблема "безбилетника"............................................................................. 166
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |