Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночное равновесие, рынок, равновесная цена. Модель Вальраса и модель Маршала. Излишки потребителя и излишки производителя

 

Чтобы рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необходимо совместить линии спроса и предложения на одном графике. На рис. 4 D – линия спроса, S линия предложения. Абсциссыих точек характеризуют соответственно объемы спроса и объемы предложения, а ординаты – цены спроса и цены предложения. Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения линий D и S, которым соответствуют объем QЕ и цена РЕ. Их называют соответственно равновесным объемом и равновесной ценой.

В состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от РЕ, рынок не сбалансирован, а у покупателей и продавцов имеются эффективные стимулы к изменению сложившейся ситуации.

Соотношение спроса (D) и предложения (S) на отдельные товары, на группы товаров или на всю товарною массу называется конъюнктурой рынка.

Она бывает плохой и бывает нормальной, когда достигается на рынке равновесие между D и S:

a) когда нет излишка данного товара и дефицита;

b) произошло согласование интересов покупателей и продавцов по поводу количества и цены этого товара;

c) установились равновесная цена и количество товара.

Рыночное равновесие достигается методом проб и ошибок.

Каким же образом достигается рыночное равновесие? Для объяснения этого механизма разработаны две модели:

Модель Вальраса

Эта модель исходит из изменения цены товара. Но так как цена изменяется быстро, то модель Вальраса наиболее лучше описывает краткосрочный период достижения рыночного равновесия (рисунок 3.4).

1. Пусть предлагается цена 2 рубля. Эта цена не будет равновесной, так как при Р=2 руб. QD=40, а QS=20, и следовательно возникает дефицит товара.

Дефицит вызывает конкуренцию среди покупателей данного товара, который приводит к повышению цены товара.

С повышением цены, число покупателей сокращается, а число продавцов (или объем предложения у тех же продавцов) растет (и растет количество товаров на рынке).

2. Пусть предлагается цена 4 рубля. Р=4 руб. не будет равновесной, так как при этой цене QS=40, QD=20, следовательно возникает излишек товара на рынке. Начинается конкуренция среди продавцов, которая приводит к снижению цены товара. Это снижение привлекает большое число покупателей, QD увеличивается.

Рис. 3.4. Равновесие в модели Вальраса

Таким образом через изменение цен, а затем и количество товаров достигается равновесие, при котором нет ни дефицита не излишка.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предложение товаров и услуг, кривая предложения. Закон предложения | Модель Маршалла. Он исходил из изменения объема продукции, а не цены
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.