КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ХVIII – ХIХ вв
План 7.1. Идея демократии в истории политической мысли. 7.2. Нормативная модель демократии: критерии, механизмы, условия. 7.3. Избирательные системы и выборы. Литература 1. Белякович, Н. Н. Политология: учебное пособие / Н. Н. Белякович. – Минск: Дикта, 2008. – 407. 2. Бондарь, П. И. Политология – наука о политике: учебно-методический комплекс / П. И. Бондарь, Ю. П. Бондарь. – Минск: «Беларуская Энцыклапедыя імя Пятруся Броўкі», 2008. – 463 с. 3. История политических учений: учебник для вузов / под ред. О. В. Мартышкина. – Москва: Высшая школа, 2002. – 275 с. 4. Круглова, Г. А. Политология: учебное пособие для вузов / Г. А. Круглова. – Минск: Вышэйшая школа, 1999. – 324 с. 5. Мельник, В. А. Политология: учебник для вузов / В. А. Мельник. – 6-е изд., испр. – Минск: Вышэйшая школа, 2008. – 543 с. 6. Политология: учебно-методический комплекс для студентов и преподавателей высших учебных заведений / под общ. ред. Е. М. Бабосова [и др.]. – Минск: УП «Технопринт», 2002. – 464 с. 7. Политология: учебник для вузов / В. А. Бобков [и др.]. – Минск: ИП «Экоперспектива», 2000. – 348 с. 8. Политология: учебник для вузов / под ред. С. В. Решетникова. – Минск: Тетра Системс, 2005. – 447 с. 9. Политология: курс лекций / под ред. М. А. Слемнева. – Витебск: ВФ УО ИСЗ, 2003. – 257 с. 10. Политология: хрестоматия / сост. М. А. Василик [и др.]. – Москва: Высшая школа, 2008. – 437 с.
7.1. АРИСТОТЕЛЬ: «Предпочтительнее, чтобы верховная власть находилась в руках большинства, нежели меньшинства, хотя бы состоящего из наилучших. Ведь может оказаться, что большинство, из которого каждый сам по себе и не является дельным, объединившись, окажется лучше тех не порознь, но в своей совокупности, подобно тому, как обеды в складчину бывают лучше обедов, устроенных на средства одного человека. Ведь так как большинство включает в себя много людей, то возможно в каждом из них, взятом в отдельности, и заключается известная доля добродетельности и рассудительности; а когда люди объединяются, то на многих получается как бы один человек, у которого много и рук, много и ног, много и восприятий». «Подлежит обсуждению и такой вопрос: под какой властью полезнее находиться – под властью лучшего мужа или под властью лучших законов? Те, кто решают, что полезнее быть под властью царя, ссылаясь на то соображение, что законы выражают собой только общие положения и не заключают в себе предуказаний на отдельные случаи: поэтому было бы нелепо, как и при всякого рода ином искусственном установлении рабски придерживаться буквы предписания. Таким образом выходит, что государственный строй, строго придерживающийся в мелочах буквы закона, не есть наилучший. Однако правители должны руководствоваться общими правилами, и лучше то, чему чужды страсти, нежели те, чему они свойственны по природе: в законе их нет, а во всякой человеческой душе они неизбежны». «В каждом государстве мы встречаем три класса граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в середине между теми и другими. Так как по общественному мнению умеренность и середина наилучшее между двумя крайностями, то очевидно, что средний достаток из всех благ лучше всего. При наличии в обществе среднезажиточных людей лучше всего повиноваться доводам разума; напротив, трудно следовать этим доводам человеку сверхпрекрасному, сверхсильному, сверхбогатому или, наоборот, человеку сверхбедному, сверхслабому, сверхуниженному по своему общественному положению. Люди первого типа становятся по преимуществу наглецами и крупными мерзавцами, а из преступлений одни совершаются из наглости, другие – вследствие подлости. Сверх того, люди обоих этих типов не уклоняются от власти, но ревностно стремятся к ней, а ведь и то, и другое приносит вред. Далее, люди первого типа, имея избыток благополучия, силы, богатства, дружеских связей и тому подобное не желают, да и не умеют подчиняться. Поведение людей второго типа из-за крайней необеспеченности чрезвычайно униженное. Таким образом, одни не способны властвовать и умеют подчиняться только той власти, которая проявляется у господ над рабами; другие же не способны подчиняться никакой власти, а властвовать умеют только так, как властвуют господа над рабами. Таким образом, отсюда неизбежно следует, что государство, состоящие из средних людей, будет иметь и лучший государственный строй. Только там, где в составе населения средние имеют перевес либо над обеими крайностями, либо над одной из них, государственный строй может рассчитывать на устойчивость; не может быть опасения, что богатые, войдя в соглашение с бедными, ополчатся на средних: никогда ни те, ни другие не согласятся быть рабами друг друга. Сочетание власти большинства, устойчивого законодательства с опорой на среднезажиточный класс в сумме образует политию. Римский полис: модель демократии, основанной на разделении функций власти: · консульская власть · власть сената · власть народного трибунала · институт цензоров (проверял соответствие вновь принимаемых законов установленными ранее принципами). Новое время: основа моделей демократии: свободный индивид, автономная личность, мыслящая разумно. Руссо: самостоятельно мыслящие, разумные люди вовлечены в политический процесс и совместно вырабатывают идеи общего блага. Они определяют, что хорошо и что плохо для народа и после разумно организованных дискуссий решают, как прийти к общему благу. Составляющие руссоистской модели демократии: гомогенное общество, отсутствия конфликта интересов, объективно существующее общее благо, отсутствие представительства, плебисцит. Монтескье: для установления демократии необходимы: небольшая территория, моральное согласие людей, подавление личного интереса, строгая дисциплина граждан, прямое участие, существование представительства и «целомудренного лидерства». Дж.Мэдисон. Демократию составляют: социальный плюрализм, наличие в обществе фракций, гарантия прав меньшинства, подвижное большинство, представительство, большая территория. «Демократия – это попытка достичь компромисса между большинством и меньшинством». Токвиль А. Недостатки реальной демократии: не даёт народу искусного правительства, порождает тиранию большинства, рождает апатию. Для создания идеальной демократии необходимы: представительство, посреднические учреждения, воспитание гражданской добродетели (главная – любовь к Отечеству), политическое образование. «Нет ничего такого, чего бы человеческая воля считала невозможным достигнуть посредством свободного действия соединённой силы отдельных личностей». ХIХ – нач. ХХ в. Модель И.Шумпетера. Демократия – система мероприятий, при которой индивиды добиваются власти в результате конкурентной борьбы за голоса народа. Условия для конструирования демократии: - наличие квалифицированных групп представителей; - принятие понятных народу решений, чтобы народ мог высказывать своё отношение к ним; - наличие хорошо организованной демократии, которая дорожит четью мундира и рекрутируется из среднего класса; - наличие демократического самоконтроля у каждого участника политического процесса (готовность к самоограничению во имя консенсуса). Эдитистские модели: реальные решения принимаются меньшинством, элита избирается на определённый срок, берёт на себя миссию народного представительства, существует в режиме чередования власти. Плюралистические модели: гетерогенность общества, представительство максимального количества интересов, их сопоставление, выработка «средних» решений, одинаково удалённых от частных интересов, наличие множества «мелких» лидеров. Результат: постоянное равновесие, исключающие победу какой-либо одной группы. Партисипаторные модели: максимальное участие граждан, прямая демократия на всех низших уровнях, делегирование полномочий на высший уровень. Народ имеет право решать всё, так как он – субъект, одарённый волей. 7.2. Нормативная модель демократии: · Критерии: - наличие представительства интересов; - легитимный плюрализм; - возможность активного политического участия; - взаимная ответственность власти и граждан. · Механизм осуществления демократии: - законодательное закрепление прав человека; - парламентаризм; - принцип большинства; - многопартийность; - легальная оппозиция; - разделение властей; - контроль за действиями элиты. · Условия реализации нормативной модели: - наличие экономического рынка; - наличие социального плюрализма в сочетании с гомогенностью общества; - наличие среднего класса; - наличие гражданского общества; - гражданская политическая культура; - наличие устойчивых ценностей и идентификации граждан с системой. 7.3. Избирательные системы и выборы: · Избирательная система есть порядок организации и проведение выборов в представительные учреждения, закреплённый в юридических нормах, а также в сложившейся практике государственных и общественных организаций. · Избирательная система подразделяется на структурные компоненты: - избирательное право – теоретико-юридический компонент; - избирательная процедура (или избирательный процесс) – практико-организационный компонент. · Термин «избирательное право» может употребляться как право гражданина участвовать в выборах: либо в качестве избирающего (активное избирательное право). Ø В основе классификации выборов лежат принципы избирательного права и несколько критериев: объект выборов (президентские, парламентские, в органы местного, обычно городского, самоуправления), сроки (очередные, внеочередные, дополнительные). Ø Классификация выборов по принципу избирательного права. - всеобщие – ограниченные (цензовые); - равные – неравные; - прямые – косвенные - с тайным – с открытым голосованием. Ø Избирательная процедура – это мероприятия государства по организации и проведению выборов. · Избирательная компания (предвыборная компания) – это действия непосредственных участников выборов, соперничающих на выборах сторон (партий, различных общественных организаций, самих кандидатов). · Избирательная процедура включает в себя: - назначение выборов; - создание избирательных органов; - организацию избирательных округов, районов, участков; - регистрацию кандидатов в депутаты; - определённую финансовую поддержку выборов; - охрану порядка в ходе проведения выборов; - определение результатов голосования. Ø Результаты голосования происходят на основе двух главных систем: пропорциональной и мажоритарной. · Мажоритарная система – избранным в тот или иной выборный орган считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. · Различают две разновидности этой системы: мажоритарную систему абсолютного большинства (50 % + 1 голос). · Мажоритарную систему относительного большинства, т.е. больше чем у соперников. · Главное достоинство мажоритарной системы, особенно в условиях политической и экономической нестабильности в стране, состоит в том, что она позволяет создать стабильное и сильное правительство, опирающееся на надёжное большинство в парламенте. · Основные недостатки мажоритарной системы: 1) значительная часть избирательной страны (иногда 50 %) остаётся не представительной в органах власти; 2) партия, получившая на выборах меньше голосов, чем её соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест; 3) две партии, набравшие одинаковое или близкое количество голосов, проводят в органы власти неодинаковое число кандидатов. · Пропорциональная система означает, что мандаты распределяются строго пропорционально числу подданных голосов. · Пропорциональная система имеет две разновидности: - пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне (избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны; избирательные округа не выделяются); - пропорциональная избирательная система по многомандатным округам (депутатские мандаты распределяются на основе влияния партий в избирательных округах). · К достоинствам пропорциональной системы относятся: 1) более полное представительство политических сил в органе власти; 2) ситуация политического плюрализма; · Основные недостатки пропорциональной системы: 1) слабая связь депутатов и избирателей; 2) сложности в формировании правительства; 3) независимость депутатов от своих партий. · Избирательные системы в своём развитии прошли долгий путь, как следствие появления смешанной избирательной системы. · Смешанная избирательная система – определённая часть мандатов распределяется по мажоритарному принципу, другая – пропорционально.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |