Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты международного экономического права

В системе регулирования международных экономических отношений центральное место занимает государство. Оно является основным субъектом международного экономического права, как и международного права в целом. Суверенитет государства как имманентно присущее ему качество распространяется и на экономическую сферу. Однако в этой сфере особенно зримо проявляется взаимозависимость членов междуна­родного сообщества. Мировой опыт свидетельствует, что максимальное; осуществление государством своего суверенитета, своих суверенных прав в экономической сфере реально возможно лишь при активном ис­пользовании международных экономических связей в интересах своего национального хозяйства в рамках международного экономического пра­ва, И такое сотрудничество ни в коей мере не означает ограничения су­веренных прав государства.

В двух Международных пактах о правах человека (п. 2 ст. 1 обоих пактов) содержится положение о том, что в силу права на самоопределение все народы могут свободно распоряжаться своими природными богатствами, однако «без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права». Аналогичное положение сформулировано в Хартии экономических прав и обя­занностей государств 1974 г. в преломлении к государству и его суверенитету.

Международное экономическое право в целом отражает закономер­ности рыночной экономики. Однако это не означает ограничения суве­ренных прав государства и уменьшения его роли в экономической сфе­ре. Напротив, происходит усложнение задач по управлению экономиче­скими процессами, что приводит к увеличению роли государства и, сле­довательно, к увеличению возможностей международного экономическо­го права в развитии, как национальной экономики, так и мирового хо­зяйства в целом.

Государство может непосредственно вступать в хозяйственные отно­шения международного характера с физическими и юридическими лица­ми, принадлежащими другим государствам (создавать совместные пред­приятия, заключать концессионные соглашения или соглашения о разде­ле продукции в сфере добычи полезных ископаемых и пр.). Такие отно­шения являются частноправовыми и регламентируются национальным правом. Тем не менее, участие государства вносит определенную специ­фику регулирование таких отношений.

Эта тенденция нашла отражение в международном праве. Так, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. закрепила такую функцию дипломатического представительства, как развитие отношений в области эконо­мики. Особое значение для нормализации экономических связей имеет институт дипломатической защиты государством своих граждан и юридических лиц. Этот институт пока не кодифицирован. В качестве общего правила, сложившегося в практике, дипломатическая защита оказывается после того, как частное лицо и его государство исчерпали местные средства защиты (административные и су­дебные) в иностранном государстве. Государство, его собственность, сделки с его участием обладают иммуни­тетом от юрисдикции иностранного государства. В силу иммунитета го­сударство не может быть привлечено в иностранный суд в качестве От­ветчика без его согласия; в отношении государства и его собственности не могут быть применены принудительные меры по предварительному обеспечению иска и по исполнению иностранного судебного решения; сделки с участием государства подчиняются праву государства, которое является стороной этой сделки, если только стороны не договорятся об ином.

Рост значения и усложнение международных экономических отношений делают необходимым усиление управления ими совместными уси­лиями государств через международные организации, что ведет к росту числа международных организаций и их роли в развитии экономическо­го межгосударственного сотрудничества. В результате международные организации являются важными субъектами международного экономиче­ского права. Принципиальная основа у международных экономических организаций та же, что и у иных международных организаций. Но есть и некоторая специфика. В этой сфере государства склонны наделять орга­низации более широкими регулирующими функциями. Резолюции эко­номических организаций играют важную роль, дополняя правовые нор­мы, приспосабливая их к меняющимся условиям, а там, где они отсутст­вуют, и заменяя их. В некоторых организациях существуют достаточно жесткие механизмы по осуществлению принятых решений.

Международные организации, действующие в сфере экономических отношений, условно можно разделить на две группы. К первой относят­ся организации, которые своим действием охватывают всю сферу эконо­мических отношений; во вторую группу входят организации, функцио­нирующие в рамках отдельных подотраслей международного экономиче­ского права (например, торговые, финансовые, инвестиционные, транс­портные и иные). Некоторые организации из второй группы будут рас­смотрены ниже, в соответствующих параграфах.

Из первой группы организаций главное место по своему значению за­нимает Организация Объединенных Наций, имеющая разветвленную сис­тему органов и организаций. Развитием международного экономического сотрудничества, что является одной из целей ООН, за­нимаются два центральных ее органа: Генеральная Ассамблея и Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Генеральная Ассамблея организует исследования и дает рекомендации государствам в целях содей­ствия международному сотрудничеству в экономической, социальной и других областях (ст. 13 Устава ООН). Под ее руководством функционирует ЭКОСОС, который несет главную ответственность за выполнение функции ООН в области экономического и социального сотрудничества.

ЭКОСОС осуществляет координацию деятельности всех органов и учреждений системы ООН в экономической сфере. В нем обсуждаются экономические и социальные проблемы глобального характера. Под его руководством работают пять региональных экономических комиссий: для Европы, для Азии и Тихого океана, для 4 Латинской Америки, для Африки» для Западной Азии. ЭКОСОС координирует деятельность спе­циализированных учреждений ООН, некоторые из которых опосредуют экономическое сотрудничество.

Прежде всего, необходимо отметить Организацию Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), созданную в 1967 г. и в 1985 г. получившую статус специализированного учреждения ООН. Она координирует всю деятельность системы ООН в области промышленного развития в целях ускорения индустриализации развивающихся стран. Например, План действий по промышленному развитию и сотрудничеству, разработанный в рамках ЮНИДО и принятый в 1975 г., утверждает право государства на суверенитет над природными ресурсами и на контроль за деятельностью частного капитала и ТНК. Другие специализированные учреждения ООН функционируют в отдельных сферах экономического сотрудничества: Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), финансовые учреждения ООН (Международный банк реконструкции и развития – МБРР, Международный валютный фонд – МВФ, Международная финансовая корпорация – МФК, Международная ассоциация развития – MAP).

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) была создана в 1964 г. как вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, но переросла в самостоятельную международную организацию. В ее систе­му входят многочисленные вспомогательные органы, например, Комитет по промышленным товарам, Комитет по сырьевым товарам и пр. Глав­ной задачей ЮНКТАД является формирование принципов и политики в сфере международной торговли, направленных на ускорение экономиче­ского развития. Принятая в 1974 г. Генеральной Ассамблеей ООН Хар­тия экономических прав и обязанностей государств была подготовлена в рамках ЮНКТАД. Отметим, что именно ЮНИДО и ЮНКТАД играют важную роль в формировании принципов международного экономиче­ского права.

В литературе, особенно западной, обсуждается вопрос о международной правосубъектности транснациональных корпораций (Далее – ТНК), которые наряду с государствами и международными организациями часто рас­сматриваются в качестве субъектов международного экономического права. Объясняется такое положение тем, что ТНК становятся все более важными субъектами международных экономических связей, оказываю­щими возрастающее влияние как на национальную, так и на мировую экономику.

Действительно, ТНК с их инвестиционной мобильностью, широкой системой связей, в том числе и с правительствами, с большими возмож­ностями организации наукоемкого, высокотехнологичного производства служат важным фактором развития мировой экономики. Они способны оказывать положительное влияние и на национальную экономику при­нимающих стран, ввозя капитал, передавая технологию, создавая новые предприятия, обучая местный персонал. В целом ТНК отличаются от государств более эффективной, менее бюрократической организацией и поэтому они нередко успешнее решают экономические проблемы, неже­ли государство. Правда, не следует чрезмерно возвышать ТНК. Много­численные факты свидетельствуют, что ТНК размещают на территории принимающих государств экологически вредные производства, уходят от уплаты налогов; используя ввоз товаров, препятствуют развитию нацио­нального производства и пр. Более того, используя свое экономическое могущество, ТНК способны оказать влияние и на политику принимаю­щего государства.

Особенность ТНК проявляется в том, что они обладают экономиче­ским единством при юридической множественности. Это – группа ком­паний, созданных по законам разных государств, являющихся самостоя­тельными юридическими лицами и осуществляющих деятельность на территории разных государств, но находящихся в отношениях взаимоза­висимости, при которой одна из них занимает доминирующее положение и осуществля­ет контроль над всеми остальными. Следовательно, ТНК - это не юри­дическое, а экономическое или даже политическое понятие. Субъектами права являются те компании, которые объединяются в единую систему. Субъектом права может быть и объединение компаний. В любом случае, как отдельные компании, так и их объединения являются субъектами национального права, а не международного. При этом используется два подхода: они являются субъектами права либо государства, в котором они зарегистрированы; либо государства, на территории которого они имеют оседлость (место нахождения административного центра или ме­сто основной хозяйственной деятельности). Отсюда следует, что деятельность ТНК регулируется национальным правом.

Учитывая, что деятельность ТНК носит трансграничный характер, что они способны причинить ущерб национальной экономике прини­мающего государства даже без нарушения его законов, желательно и международно-правовое регулирование их деятельности. Однако можно констатировать, что такое регулирование пока отсутствует. В междуна­родных документах есть лишь некоторые общие положения, носящие в основном декларативный характер. Хотя попытки регулирования пред­принимались. Так, в рамках ЭКОСОС были созданы Центр по ТНК и Комиссия по ТНК, на которую была возложена задача разработки Ко­декса поведения ТНК. Проект Кодекса был подготовлен, но в оконча­тельном варианте он не принят государствами. Государства, граждане которых контролируют большинство ТНК, считают, что Кодекс должен носить рекомендательный, а не юридически обязательный характер.

Вместе с тем роль ТНК как в осуществлении международных эконо­мических связей, так и в развитии международного экономического пра­ва продолжает расти. Используя свое влияние, они добиваются повыше­ния своего статуса в международных отношениях. Так, в докладе Гене­рального секретаря ЮНКТАД IX конференции (1996 г.) говорится о необходимости предоставить корпорациям возможность участия в работе этой организации. Однако это не означает предоставления им междуна­родно-правового статуса. Они могут принимать участие в работе ЮНКТАД в качестве частных лиц, т.е. субъектов национального права.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Источники международного экономического права | Международное финансовое право
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.