Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологическая концепция менеджмента

Вклад классической концепции в теорию и практику менеджмента

Классическая теория менеджмента

ТЕМА 2. Эволюция управленческой мысли

 

В течении XX столетия наука и практика менеджмента выработала три основных направления:

1) классическая теория менеджмента;

2) социально-психологическая концепция менеджмента;

3) современные концепции менеджмента.

Классическая теория менеджмента получила основное развитие в 1900-1930 гг. и применяется по сей день.

Социально-психологическая концепция в литературе встречается с другими названиями: поведенческая теория, теория человеческих отношений и др. (1930-1950 гг.).

Современная концепция менеджмента (1950 - н.в.) объединяет два предыдущих направления. Здесь наработано очень много и, прежде всего, в США (Мескон «Основы к менеджмент»):

3.1) количественный подход к менеджменту;

3.2) процессный подход;

3.3) системный подход;

3.4) ситуационный менеджмент.

Наука «менеджмент» - это практическая наука, то есть она должна позволять предприятиям получать лучшие результаты. Отсюда следует критерий: если теория не позволила никому разбогатеть, то она не признаётся; если человек разбогател и написал об этом книгу, но никто не может повторить его результата, эта теория также не признаётся.

Наука «менеджмент» стала развиваться только в XX веке. До этого не было объективной необходимости в ней, так как фирмы богатели за счёт других факторов.

Теория менеджмента связана с США, так как там уже в начале XX века было множество крупных предприятий.

 

Признаки классической теории:

1. Теория проверена жизнью (разбогатели фирмы и авторы теории);

2. Авторы написали книги, в которых обобщили свои теории;

3. Последователи, руководствуясь этими книгами, также преуспели (миллионы фирм в разных странах).

 

 

Общая суть классической теории менеджмента:

повысить производительность и получить максимальную прибыль за счёт наведения порядка, дисциплины и организованности.

2.1.1. Ф.У. Тейлор (1856 – 1915гг.)

 

Ф.У. Тейлор – американский специалист в области менеджмента.

Суть теории: повысить производительность и получить максимальную прибыль за счёт наведения порядка, дисциплины и организованности на рабочем месте (основные рабочие места).

Книга «Научная организация труда» переведена в 20-е гг. в России московскими издательствами.

Лучшее изобретение – быстрорежущаяся сталь.

Принципы организации труда:

1. Специализация рабочего места, замена обычных приёмов работы наилучшими, выработанными на основе обобщения передового опыта. Научные посылки: принцип специализации, аттестация рабочего места, хронометраж, нормирование труда, соответствующая экипировка рабочего.

2. Отбор и обучение рабочих (для каждой профессии необходимо подбирать работников, наиболее приспособленных к данному месту; например, грузчики: только один из восьми справлялись с высокой производительностью, остальные – «слишком умные»). Принцип обучения Тейлора: «один настолько «тупой», что объяснить ему, что такое 42% времени, нельзя». Тейлор обучал каждого, по одному водил за руку, но на других предприятиях они не удерживались, так как по своей неумности не могли научить других производительной работе.

3. Отделение рабочего от функций подготовки работы и различных расчётов.

 

 

 

 

1, 2, 3 – рабочее место

 

 

Тейлор вывел, что менеджер не должен стоять в этой цепи, он должен только обеспечивать. Сначала этот принцип критиковали, так как считали, что менеджер выполняет самую интересную работу, а другим ничего не достаётся.

4. Дифференцированная оплата труда: лучший результат должен лучше оплачиваться, но в то время такой оплаты достичь не удавалось ($1,15 à $1,85 – это эксплуатация); рынок – это жестокая позиция.

 

2.1.2. Генри Форд (1863 – 1947гг.)

Генри Форд – известный американский автомобилестроитель.

Суть его теории: повысить производительность и получить максимальную прибыль за счёт наведения порядка, дисциплины и организованности по всей технологической линии.

Книга «Моя жизнь, мои достижения».

Грамотная стратегия: «Каждой американской семье – достнупый по цене автомобиль». Эта стратегия полностью реализована.

Г. Форд разработал принципы организации производства. В массовом и крупносерийном производствах используются и в настоящее время.

Принципы организации производства:

1. Максимальное разделение труда, в результате чего почти все операции могут выполнять рабочие низкой квалификации при напряжённом темпе работы, соблюдаемом с помощью конвейера. Г Форд установил восьмичасовой рабочий день и в два раза повысил заработную плату.

2. Механизация и автоматизация многих процессов производства (замена труда капиталом).

3. Стандартизация всех факторов производства (материалы, инструмент, оборудование, технологические режимы, трудовые приёмы и т.д.). В массовом производстве это очень выгодно.

 

 

Ц1 = С1 + Пр1

 

 

2.1.3. Г. Эмерсон (1853 – 1931гг.)

Г. Эмерсон работал в разных организациях и отраслях.

Суть теории: повысить производительность и получить максимальную прибыль за счёт наведения порядка, дисциплины и организованности для всех сотрудников.

Книга «Двенадцать принципов производительности».

Основное в этом подходе Эмерсон определял так: работать производительно значит прилагать к делу минимум усилий (оптимальная работа наилучшим образом без лишних затрат труда).

В противовес этому он определял: прилагать к делу максимум усилий значит работать напряжённо. Напряжённая работа даёт крупный результат, но кратковременно (мешают физиологические границы человека). Максимум работы получается за счёт производительного труда.

Эту концепцию трудно реализовать. В частных случаях Эмерсон реализовал её очень хорошо, но в общем случае она реализовывалась плохо.

Под минимумом усилий подразумевалось – поставить на лень человека, чтобы он думал, как выполнить работу наилучшим образом, с минимальными усилиями (то есть все работники ходят и думают, как сделать работу с минимальными усилиями). Большинство организаций не могут использовать эту идею.

Принципы производительности:

1. Точно поставленные цели (самый тяжёлый принцип, в большинстве организаций нет точно поставленных целей, не удаётся обособить деятельность сотрудников; необходимо, чтобы цель не просто была поставлена начальником, а чтобы она захватывала и в перспективе стала бы смыслом жизни работника).

2. Здравый смысл в способах (в тактике) достижения цели (не доходить до абсурда и минимизировать свой труд).

3. Компетентные консультации (если каждый сотрудник думает об улучшении работ, у него могут возникать сложные вопросы, которые он сам не может решить, и у каждого сотрудника должна быть возможность проконсультироваться у начальника или компетентного специалиста).

4. Поддержание дисциплины: Эмерсон считал, что поддержание дисциплины обеспечивается на 90% до приёма человека на работу и только 10% в процессе выполнения работы; до приёма человека следует ознакомить с принципами и правилами работы.

5. Справедливое отношение к персоналу.

6. Быстрый точный учёт.

7. Диспетчирование (оперативный контроль).

8. Нормирование труда.

9. Нормализация условий работы.

10. Регламентирование операций (технологических и трудовых).

11. Письменные должностные инструкции.

12. Вознаграждение за производительность (в обычной практике этот принцип реализуется с точностью до наоборот); добавлять работы сотруднику можно только с его согласия и с повышением заработной платы.

2.1.4. Анри Файоль (1841 – 1925гг.)

 

А. Файоль возглавлял горно-металлургическую компанию.

Суть теории: повысить производительность и получить максимальную прибыль за счёт наведения порядка, дисциплины и организованности в аппарате управления.

Книга «Общее и промышленное управление», 1916г., Париж.

Любая организация должна осуществлять шесть видов деятельности:

1) производство;

2) коммерция (закупка ресурсов и сбыт);

3) финансы;

4) бухгалтерский учёт и анализ (роль бухгалтерии возросла);

5) страхование и охрана собственности;

6) административное управление.

Заслуга Файоля – выделил административное управление как отдельный вид деятельности.

Файоль предложил для анализа административного управления использовать принцип специализации, т.е. предложил единый процесс управления разбить на отдельные части (операции, действия) и назвал эти части функциями управления.

Пять функций управления:

Файоль говорил, что управлять – значит: Современные формулировки общих функций управления:
1. Предвидеть 1. Планирование 5. Координировать
2. Организовывать (соединять вместе материалы, инструменты, машины, людей) 2. Организация
3. Распоряжаться (заставлять людей работать) 3. Мотивация
4. Координировать 4. Контроль
5. Контролировать

 

Процесс управления разбит на четыре части (в современном понимании). Кроме этих четырёх общих функций управления процесс управления включает в себя два связующих процесса:

1) информационные коммуникации;

2) процесс принятия решений (выбор лучшего варианта из возможных).

Файоль первым поставил задачу обучения менеджеров.

 

В своей книге Файоль сформулировал и описал 14 универсальныхпринципов менеджмента:

1) разделение и специализация труда;

2) власть (право приказывать должно сопровождаться ответственностью за результаты);

3) поддержание дисциплины;

4) единоначалие (рабочий должен получать приказы только от одного начальника и отчитываться только перед одним начальником);

5) единство направления (цели и задачи каждого сотрудника должны быть скоординированы в одну сторону, т.е. на общую цель фирмы);

6) подчинение индивидуальных интересов общим на благо фирмы;

7) вознаграждение (должно соответствовать трудовому вкладу);

8) централизация управления (важно найти равновесие между централизацией и децентрализацией управления);

9) иерархическая цепь командования (должна соблюдаться информационная субординация);

10) порядок (материалы, инструменты, оборудование, люди и т.д. – всё должно находиться на определённых местах);

11) справедливость (сочетание доброты и правосудия по отношению к сотрудникам);

12) стабильность персонала (должен соблюдаться оптимальный срок пребывания сотрудника в должности);

13) поддержание инициативы (особенно на этапе составления планов);

14) кастовый дух (коллективистский, корпоративный, единение персонала).

 

2.1.5. Теория «Х»

Дуглас Макгрегор (1906 – 1964гг.)

 

В 1960г. опубликовал

 

Макгрегор исследовал поведение людей в организации, а именно, отношения между начальником и подчинённым.

Макгрегор установил в результате анализа, что менеджер может влиять на поведение подчинённых с помощью различных аспектов:

1) какие задания (З) получает подчинённый (П);

2) как П выполняет З;

3) когда П выполняет З;

4) когда ожидается завершение работы над З;

5) ресурсы, которые имеет П для выполнения З;

6) рабочее окружение, в котором П выполняет З;

7) инструкции, которые получает П по поводу З;

8) ожидание подчинённого, что он выполнит З в срок (верит в свои силы или нет);

9) ожидание вознаграждения за выполненное З (верит или нет начальнику);

10) какие вознаграждения ожидают П;

11) в какой мере П подключается к принятию решений.

Макгрегор утверждал (по результатам этого исследования), что менеджер может использовать для управления подчинёнными один из двух диаметрально противоположных подходов, которые назвали: теория «X» и теория «Y».

Базовые предпосылки по вопросам поведения человека в организации с точки зрения теории «Х»:

1) человек ленив изначально, не любит работу и будет избегать её;

2) человека к труду следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием, чтобы заставить работать на организацию;

3) средний обычный человек предпочитает, чтобы им руководили, он не способен брать на себя ответственность, у него мало честолюбия, ему нужна безопасность (заработная плата, гарантия рабочего места и т.д.).

Вывод из теории «Х»:

если в исследуемой организации поведение сотрудников, в основном, соответствует предположениям теории «Х», то наилучшим будет управление на основе классической теории менеджмента.

 

1. Подход к управлению как к науке (в XIX – нач. XX вв. к управлению относились как к практике, опыту, а менеджмент внёс элементы теории).

2. Развитие принципов управления (слово «принципы» девальвировано за XX столетие; эти принципы проверены и могут давать сейчас хорошие результаты, они хорошо изучены и описаны).

3. Описание функций управления (до классической теории теоретического подхода не существовало – Файоль (1916г.) «Общее и промышленное управление»).

4. Постановка задачи обучения менеджеров (специальное обучение, а не практика и опыт).

В целом, классическая теория – это административно-командная система управления предприятием.

В последние 10-15 лет у нас в стране термин «административно-командная система» для обозначения плановой административно-командной экономики в целом, а это большая разница.

Плюсы классической теории:

Основное достоинство – надёжное достижение поставленных целей (хорошая управляемость).

Минусы классической теории:

Недооценивается психология человека, точнее, не учитывается вообще. Она ставит человека в положение шестерёнки в большой машине.

 

 

(1930 – 1950гг.)

1930 – 1950гг. – это время возникновения и развития за рубежом этой теории. В нашей стране она звучала только на уровне лозунга, а на уровне фирм не рассматривалась.

 

Утверждается, что 8 часов – это 1/3 жизни + 1/3 сон + отъезды и приезды на работу. Возникает вопрос – когда жить?

Возникла необходимость организовать работу в фирме по-другому, чтобы человеку было интересно жить в течение этих восьми часов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конспект лекций. Печать ризографическая. Гарнитура Times New Roman | Вклад социально-психологической концепции в науку и практику менеджмента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.