Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм принятия управленческих решений

 

Механизм принятия управленческих решений – это деятельность, осуществляемая с использованием различных методов и технических средств, направленная на поиск решения для определенной управленческой ситуации путем принятия, а затем реализации воздействия на объект управления.

Общее руководство принятием решений предполагает, что процесс принятия решений, при вертикальной структуре управления, находится в руках одного линейного менеджера, который подчинен в свою очередь вышестоящему менеджеру. Здесь создается иерархия в принятии решений по линейным должностям. Каждый руководитель решает свои проблемы в рамках отпущенных ему полномочий и, если требуется, то согласовывает свое решение со своим непосредственным вышестоящим руководителем.

При этом необходимо соблюдать условие единства распоряжения, т.е. при любом роде деятельности нижестоящий сотрудник должен получать приказы и распоряжения только от одного вышестоящего руководителя. Правила принятия решений или нормативы разрабатываются или рассматриваются внутри предприятия, обычно как внутренние документы. В них рекомендуются действия, необходимые для реализации принятых решений, учитывающие специфику и опыт работы данного предприятия. Эти правила преследуют цель координации действий между подразделениями предприятия и делятся на оперативные, стратегические и организационные.

Оперативные правила обычно разрабатываются в виде различных инструкций.

Стратегические правила разрабатываются менеджерами высшего уровня управления и направлены на регулирование задач перспективного развития предприятия.

Организационные правила, в своей основе базируются на местном и государственном законодательстве и преследуют цель взаимодействия предприятия с внешней средой, т.е. с другими предприятиями и органами государственного и муниципального управления.

Координация деятельности различных подразделений предприятия обычно производиться с помощью планов предприятия в целом и его подразделений. Преимущество планов перед правилами состоит в том, что они являются более гибкими и их легче приспосабливать к изменяющимся условиям внешней среды.

При горизонтальной структуре управления предприятием принятие двусторонних решений руководителями одного уровня может осуществляться без согласования со своими вышестоящими руководителями.

 

4.5 Бизнес-план – как обоснование принятия особо важного решения

 

В жизни каждого предприятия бывают кардинальные события, такие как: создание нового предприятия, реконструкция действующего предприятия, переориентация на новые виды продукции и рынки сбыта, обеспечение конкурентоспособности выпускаемых товаров и т.п. Причем для выполнения указанных работ как правило, требуются значительные финансовые затраты, выполняемые за счет займа в банках либо краткосрочных кредитов, либо на более длительные периоды – инвестиций.

Подчеркнем, что многие предприятия в настоящее время отказались от приростного стиля руководства, и перешли к предпринимательским методам управления, т.е. к более целенаправленным инновационным стратегиям, а именно к конкуренции на основе эффективного и опережающего использования достижений науки и техники, “технологического прорыва”, поискам и освоению нового рыночного сегмента – “ниши”, повышению качества выпускаемой продукции.

Все перечисленные существенные изменения в жизни предприятий требуют особо серьезных обоснований при принятии решений в виде соответствующих бизнес-планов разрабатываемых инновационных проектов. Планы развития предприятия, или бизнес-планы, разрабатываются при создании новых предприятий, смене предприятием направления своей деятельности или вхождение в новый этап развития. Предприятия разрабатывают такие планы и просто для того, чтобы хорошо представлять себе перспективу развития. Как правило, большинство предприятий делают это каждый год. При разработке бизнес-планов ставятся цели, оцениваются потребности в ресурсах, а также устанавливаются сроки достижения целей с разбивкой по отдельным этапам. В бизнес-плане отражаются не только производственные цели предприятия, например, объемы реализации но и разработка новой продукции, а также цели инвесторов. При этом могут особо выделяться цели различных групп инвесторов – основателей и внешних партнеров, например, владельцев венчурного капитала.

Цель разработки бизнес-плана проекта заключается в глубокой проработке финансовой, производственной и сбытовой деятельности предприятия по реализации выбранного инновационного проекта, согласованного с потребностями рынка и производственными ресурсами.

Бизнес-план инновационного проекта помогает руководителю предприятия решить следующие основные задачи:

1. Определить конкретные направления деятельности предприятия по реализации проекта, выбрать целевые рынки и найти место своего предприятия на этих рынках.

2. Сформулировать долговременные и краткосрочные цели предприятия по реализации проекта, стратегию и тактику достижения этих целей.

3. Определить номенклатуру (ассортимент) и основные показатели товаров или услуг, которые будут предлагаться предприятием в результате реализации проекта.

4. Оценить производственные издержки и чистую прибыль, которую получит предприятие в результате реализации проекта.

5. Оценить соответствие уровня подготовленности кадров и условий мотивации их труда.

6. Определить необходимый объем маркетинговых исследований рынка.

7. Оценить материальное и финансовое положение предприятия.

8. Проанализировать трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана проекта.

9. Оценить сильные и слабые стороны предприятия по сравнению с основными конкурентами.

10. Оценить финансовое положение предприятия после реализации инновационного проекта.

Бизнес-план инвестиционного проекта обычно состоит из следующих основных разделов:

Раздел 1. Возможности фирмы (резюме). В целом резюме должно быть кратким и четким, его текст должен дать ответы будущим инвесторам на два основных вопроса: “Что они получают при успешной реализации этого бизнес-плана?” и “Каков риск потери ими денег?” Поэтому этот раздел разрабатывается в конце, когда достигнута полная ясность по всем остальным разделам бизнес–плана. В этом разделе необходимо дать комплексную оценку предприятию, с позиции надежности осуществления предлагаемого инвестиционного проекта.

Раздел 2. Определение проекта. В этом разделе необходимо ответить на следующие основные вопросы:

1. Главная цель и суть предлагаемого инновационного проекта.

2. Предлагаемый вид инноваций (реструктуризация, внедрение новых технологий, разработка принципиально новых товаров и т.д.).

3. Плановые цели всех задач, решаемых при реализации данного проекта.

4. Какие реальные выгоды получит предприятие от реализации проекта.

5. Основные этапы жизненного цикла проекта.

6. Риск проекта.

7. Страхование риска.

8. Коммерческая самостоятельность данного инвестиционного проекта.

Раздел 3. Характеристика товаров (услуг). В этом разделе необходимо дать характеристики новых товаров (услуг), предлагаемых предприятием, а именно:

1. Охарактеризовать новизну товаров (услуг).

2. Особенности дизайна этих товаров.

3. Наличие лицензии на производство этих товаров (услуг).

4. На каких рынках планируется продажа этих товаров (услуг).

5. Какими патентами защищены указанные товары (услуги).

6. Указать цвет, расфасовку и упаковку товаров.

Раздел 4. Рынки сбыта товаров (услуг).

1. Указать основные действующие рынки и возможности освоения новых рынков.

2. Характеристика этих рынков.

3. Какая предусматривается система сбыта товаров.

4. Какая часть населения уже покупает аналогичные товары (услуги) и каких фирм.

5. Основные сегменты рынков по каждому виду товаров (услуг).

6. Какие конкуренты на рынках и степень конкурентной борьбы.

Раздел 5. План маркетинга.

1. Указать цели и стратегии маркетинга осуществляемого проекта.

2. Ценообразование для товаров (услуг).

3. Схема распространения этих товаров (услуг).

4. Методы стимулирования сбыта товаров (услуг).

5. Организация послепродажного обслуживания клиентов.

6. Реклама предлагаемых товаров (услуг).

7. Бюджет маркетинга.

Раздел 6. План производства. Цель – доказать, что предприятие способно производить потребное количество товаров (услуг) в заданные сроки и заданного качества. При написании данного раздела необходимо указать:

1. Где будут изготавливаться новые товары на действующем или новом предприятии?

2. Какие существующие и дополнительные производственные мощности потребуются для изготовления новых товаров?

3. Какова потребность в материальных ресурсах и производственных запасах?

4. Какие предусматриваются технологические процессы для изготовления новых товаров?

5. Какие приняты методы организации производства?

6. Как будет осуществляться планирование производственных процессов?

7. Как будет организован контроль качества изготовления новых товаров?

8. Нужно ли будет приобретать новое оборудование, какое и где?

Раздел 7. Организационный план. В нем рекомендуется выделить следующие группы вопросов:

1. Состав и организационная схема взаимосвязей всех партнеров-участников осуществления проекта, ее структура.

2. Предлагаемая система управления осуществлением проекта.

3. Автоматизация системы управления осуществлением проекта.

4. Потребность в кадрах по профессиям.

5. Формы привлечения к труду (постоянная работа, совместительство и т.д.).

6. Система стимулирования труда сотрудников.

7. Характеристика руководящего состава (возраст, образование, опыт работы, владение акциями предприятия).

Раздел 8. Стратегия финансирования.

1. Возможность привлечения средств из госбюджета.

2. Возможность привлечения средств населения.

3. Оценить обеспечение финансовых гарантий.

4. Возможность привлечения зарубежных инвесторов.

5. Возможность получения кредитов в российских банках.

6. Оценить общий объем финансирования проекта, с указанием инвесторов.

Раздел 9. Экономический риск и страхование. Здесь необходимо оценить риск потери вложенных в проект средств в результате влияния различных факторов, а именно:

1. Экономический риск.

2. Риск сбыта.

3. Социально-политический риск.

4. Риск качества.

5. Риск обеспечения производства.

6. Бюджетный риск.

7. Природный риск.

8. Экологический риск.

9. Криминальный риск.

На основании выполненного анализа необходимо подобрать страховую компанию и заключить договор.

Раздел 10. Финансовый план. Разрабатывая финансовый план необходимо спрогнозировать, оценить и представить следующие данные:

1. Объем продаж товаров (услуг) в результате реализации проекта.

2. Капитальные затраты на осуществление проекта.

3. Баланс текущих доходов и затрат на производство и реализацию товаров (услуг).

4. Баланс денежных поступлений и расходов по проекту.

5. Прогнозируемый баланс активов и пассивов всего предприятия.

6. Определение чистого дисконтированного дохода и чистой текущей стоимости, позволяющие оценить эффективность проекта по сравнению с другими вариантами.

Раздел 11. Юридическое обеспечение проекта. Задачей этого раздела является рассмотрение вопросов правового обеспечения осуществления проекта на данном предприятии. При этом необходимо осветить следующие основные моменты:

1. Дата создания и регистрации фирмы.

2. Где и кем она зарегистрирована.

3. Учредительные документы.

4. Вид деятельности и характер совершаемых операций (промышленные, торговые, транспортные).

5. Зарегистрированный офис.

6. Форма собственности (частная, государственная, муниципальная).

7. Принадлежность капитала (национальный, иностранный, смешанный).

8. Наиболее значимые акционеры (пайщики) фирмы.

9. Лицензии на виды деятельности.

10. Договора и соглашения с другими организациями по данным видам деятельности.

Раздел 12. Приложение. Здесь целесообразно помещать информацию, которая носит вспомогательный, разъяснительный характер и представляет, как правило, интерес для специалистов-экспертов (например, технологические расчеты, подробную техническую характеристику выпускаемой продукции, копии договоров, лицензии и т.д.).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория принятия управленческих решений | Сущность, назначение и преимущества стратегического планирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.