КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции налогов. В отечественной и зарубежной литературе отсутствует единое мнение по поводу функций налога как экономической категории
В отечественной и зарубежной литературе отсутствует единое мнение по поводу функций налога как экономической категории. Большинство авторов признают за налогом две функции: фискальную и регулирующую. Фискальная функция – основная функция налогов, которая состоит в формировании бюджетного фонда государства. Граждане отказываются от части своих прав и передают их государству, рассчитывая на то, что государство успешнее реализует определенные функции, связанные с «провалами» рынка. Регулирующая функция налогов проявляется при проведении целенаправленной налоговой политики, построении самой налоговой системы, включающей в себя как определенные льготные режимы налогообложения, так и возможности снижения или повышения «обычных» ставок налогов, что, в свою очередь, влияет на инвестиционные процессы в экономике, спад или рост производства, а также его структуру. Ряд авторов выделяют еще две функции налогов: социальную и контрольную, отнесем их к дополнительным (косвенным) функциям налогов. Социальная функция налогов направлена на устранение или сглаживание тенденции социального общественного расслоения. Осуществляется данная функция через неравное налогообложение разных сумм доходов индивидуумов. Контрольная функция налогов состоит в использовании государством налоговых механизмов в качестве альтернативного способа оценки результатовэкономико-финансовой деятельности. Классификация налогов
Вопрос классификации налогов, т. е. системной их группировки по различным признакам, занимает значительное место в теории налогов. Необходимо отметить, что единой точки зрения среди ученых-экономистов на данный вопрос нет. Возможны различные классификации налогов в зависимости от того, по какому признаку они строятся. Первой действующей классификацией налогов, установившейся в практике налогообложения еще в XVII в., явилось следующее деление. На основе критерия перелагаемости они делились: · Напрямые; · На косвенные. По сути, эта классификация основана на различии понятий «субъект налогообложения» (налогоплательщик) и «носитель налога». Субъект налогообложения и налогоплательщик – это лицо, на которое возложена формальная обязанность по уплате налога. Носитель налога – лицо, фактически уплачивающее сумму налога. Дляпрямых налогов субъектом налогообложения и носителем налога является одно и то же лицо; для косвенных налогов субъект налогообложения и носитель налога – разные лица. Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика, поэтому их и называют еще подоходно-поимущественные налоги. К таким налогам относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество и т. п. Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, т. е. фактическим плательщиком косвенных налогов является потребитель товара, услуги. Косвенные налоги называются налогами на потребление, к ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизы. Косвенные налоги закладываются в цену товара на стадии реализации и являются как бы надбавкой к цене товара. Чем выше уровень экономического развития страны, тем больший удельный вес в общей сумме налоговых поступлений занимают прямые налоги. Известны примеры государств, обходящихся без прямых налогов с населения, – это Албания, Бруней, Бахрейн, Катар, Кувейт. Хотя по своему экономическому и политическому положению эти страны довольно различны, однако у них есть общая черта – участие населения этих стран в управлении государством минимально. Выгода косвенного налогообложения для государства обусловлена следующими факторами: · устойчивостью доходов бюджета, особенно в условиях инфляции; · низкими затратами по учету косвенных налогов относительно прямых налогов; · косвенные налоги считаются незаметными и менее безболезненными для плательщиков. Потребитель оплачивает косвенные налоги в результате различных сделок с товарами и услугами. · косвенные налоги скрывают от каждого налогоплательщика сумму, которую он платит государству, и тем самым подавляют всякое стремление к самоуправлению. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются: · на федеральные, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории, – их устанавливает и вводит в действие высший правительственный орган, хотя эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней; · региональные, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов; · местные, вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти, вступают в действие только по решению, принятому на местном уровне, и всегда поступают в местные бюджеты. В зависимости от субъекта налогообложения выделяют налоги: · взимаемые с физических лиц; · взимаемые с юридических лиц; · уплачиваемые и юридическими и физическими лицами. По объекту налогообложения различают налоги: · на доходы и на прибыль; · на имущество; · на потребление; · ресурсные платежи; · на социальные нужды. По отношению к бюджетам разных уровней классифицируют налоги: · закрепленные, которые поступают целиком в один из бюджетов либо распределяются между бюджетами разных уровней в фиксированной пропорции, определяемой налоговым законодательством; · регулирующие – они распределяются между бюджетами разных уровней в пропорции, которая определяется бюджетным законодательством и может изменяться при утверждении федерального и региональных бюджетов на текущий финансовый год. По целевой направленности налоги подразделяют; · на абстрактные (общие), предназначенные для формирования доходов бюджета в целом; · на целевые(специальные), вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей, как правило, создаются специальные бюджетные и внебюджетные фонды.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |