Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъект налогообложения

Лекции 2, 3. ЭЛЕМЕНТЫ ЗАКОНА О НАЛОГЕ

 

Рассматриваемые вопросы:

субъект налогообложения; объект и предмет налогообложения, источник налога; налоговая база, масштаб налога, единица налога; налоговый период; методы учета базы налогообложения; налоговая ставка; методы налогообложения; порядок и способы исчисления налога; порядок, способы и сроки уплаты налога; налоговые льготы.

 

Налог – это сложная система отношений, включающая в себя ряд взаимодействующих элементов, каждый из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Те элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, называют существенными или обязательными элементами закона о налоге.

Согласно НК РФ (ч. 1, ст. 17), «налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога».

Если законодатель по какой-то причине не установил и/или не определил хотя бы один из обязательных элементов, обязанность налогоплательщика не может считаться установленной. В этой ситуации в ряде случаев налогоплательщик имеет все законные основания не уплачивать налог, а в других случаях – уплачивать налог наиболее выгодным для себя способом.

Кроме указанных элементов закона о налоге, существуют и факультативные элементы, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства, однако существенно снижает гарантии надлежащего исполнения этого обязательства: порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога, ответственность за налоговые правонарушения, налоговые льготы.

 

Субъект налогообложения – это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

Согласно НК РФ (ч. 1, ст. 19), налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых по НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и/или сборы. В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

От имени налогоплательщика налог может быть уплачен и иным лицом (представителем). Существуют два вида представительства:

· представительство по закону;

· представительство по назначению (по доверенности).

К представителям по закону весьма близки налоговые агенты, на которых в соответствии с законом возложена обязанность рассчитывать, удерживать и перечислять в бюджет налог с доходов, выплачиваемых налогоплательщикам (например, предприятия, выплачивающие заработную плату работникам).

Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства), согласно которому налогоплательщики подразделяются на лиц:

· имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве (резиденты);

· не имеющих в нем постоянного местопребывания (нерезиденты).

Основное различие этих двух групп налогоплательщиков состоит в том, что у резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории данного государства, так и вне его (полная налоговаяобязанность); у нерезидентов – только доходы, полученные из источников в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность). Возможны и другие различия в налогообложении этих двух групп плательщиков – порядок декларирования и уплаты налога и пр.

Правила определения резидентства имеют существенные различия в отношении налогоплательщиков – физических лиц и налогоплательщиков – юридических лиц.

Налоговый статус физических лиц определяется следующим образом. Лица, имеющие постоянное местожительство в РФ, – это лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, проживающие на ее территории не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Лица, не имеющие постоянного местожительства в РФ, – лица, проживающие на ее территории менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

«В течение 12 следующих подряд месяцев» означает, что понятие «резидент» характеризует проживание лица в РФ строго в пределах одного года и не может быть распространено на более длительные периоды. Инымисловами, резидентство в России устанавливается ежегодно.

В тех случаях, когда временного критерия недостаточно для определения места налогообложения лица (например, возникает двойное резидентство), используются такие дополнительные признаки:

· место расположения привычного (постоянного) жилища;

· центр жизненных интересов (личные и экономические связи);

· место обычного проживания;

· гражданство.

Национальными законодательствами и международными соглашениями устанавливается строгая последовательность применения этих критериев для определения местожительства человека.

Налоговый статус юридических лиц определяется следующим образом. Основу для определения резидентства юридических лиц составляют следующие тесты (или их комбинации):

· Тест инкорпорации. Лицо признается резидентом в стране, если оно в ней зарегистрировано. Все предприятия, учреждения, организации – юридические лица по законодательству России, являются ее резидентами и уплачивают в России налог на прибыль, полученной как на ее территории, так и где бы то ни было, хотя бы эти лица и не вели бизнес в России вовсе.

· Тест юридического адреса. Лицо признается резидентом в стране, если оно зарегистрировало в этой стране свой юридический адрес.

· Тест места осуществления центрального управления и контроля. Лицо признается резидентом в стране, если с территории этой страны осуществляется центральное (общее) руководство компанией и контроль за ее деятельностью.

· Тест места осуществления текущего управления ком­панией. Лицо признается резидентом в стране, если на ее территории находятся органы, осуществляющие текущее управление деятельностью компании (исполнительная дирекция).

· Тест деловой цели. Лицо признается резидентом в стране, если основной объем его деловых операций совершается на территории этой страны.

С позиции налогоплательщика важное значение имеют также такие основания, как:

· Организационно-правовая форма предприятия имеет существенное влияние на порядок и размеры налогообложения. Так, различаются порядок налогообложения акционерного общества и полного товарищества.

· Численность работающих на предприятии. Законодательство РФ среди предприятий выделяет группу малых предприятий. К таковым относятся предприятия любой организационно-правовой формы и формы собственности, насчитывающие:

− в строительстве – до 100 человек;

− в промышленности – до 100 человек;

− на транспорте – до 100 человек;

− в других отраслях производственной сферы – до 50 человек;

− в сельском хозяйстве – 60 человек;

− в научно-технической сфере – 60 человек;

− в оптовой торговле – 50 человек;

− в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек.

С 01.01.2008 г. утратил силу ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства РФ и вступил в силу ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (№ 209-ФЗ от 24.07.07.). В соответствии с данным законом к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства РФ от 22.07. 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС:

- для микропредприятий - 60 млн. рублей;

- для малых предприятий - 400 млн. рублей;

- для средних предприятий - 1000 млн. рублей.

 

Малые предприятия пользуются существенными льготами в отношении налога на прибыль, НДС. Для пользования различными конкретными льготами к малым предприятиям могут предъявляться дополнительные требования.

· Виды хозяйственной деятельности. Ряд льгот по налогу на прибыль направлен на стимулирование отдельных отраслей производства, признанных приоритетными.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Налоговые теории: общие и частные | Налоговая база. Масштаб налога. Единица налога
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.