Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговая политика: сущность, цели, методы

Читайте также:
  1. GУметь использовать на практике современные технологии и методы менеджмента.
  2. I Цели, задачи и правила коммуникационной политики
  3. I. Сущность, состав, характеристика товарооборота.
  4. III. Гидрометаллургичесие методы
  5. IV Методы установленных цен в маркетинге
  6. V. Ценовая политика на предприятии. Методы ценообразования.
  7. X Методы изучения рынка с помощью инструментария маркетинга
  8. Абстрактные типы данных. Методы представления множеств.
  9. Административное принуждение: понятие, особенности, цели, виды
  10. Административные (организационно-распорядительные) методы управления.
  11. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
  12. Административные методы управления.

Налоговая политика – это система целенаправленных экономических, правовых, организационных и контрольных мероприятий государства в области налогов.

В ходе реализации налоговой политики государству необходимо соединить несоединимое:

· обеспечить надежную финансовую базу для выполнения своих функций;

· создать налоговый режим, обеспечивающий стабильный экономический рост;

· убедить население в необходимости полной и своевременной уплаты налогов;

· обеспечить эффективный налоговый контроль.

Для обеспечения процесса поступательного экономического развития и успешного преодоления кризисных явлений правительство каждой страны использует арсенал методов, имеющихся в системе государственного воздействия на экономику, в соответствии с принятой теоретической концепцией регулирования экономики и выбранной моделью экономического развития

С 50-х гг. ХХ в. действовали три основные модели экономического развития, каждая из которых отводила определенное место системе государственного регулирования экономики и роли налогов и налоговой политики в этом процессе.

1. «Либеральная». Либеральная стратегия развития национальной экономики реализуется правительствами таких государств, как США и Великобритания. Правительства этих стран влияют на субъекты экономики в пределах, минимально необходимых для поддержания социального и экономического порядка, а в остальном полагаются на законы рынка.

Объем налоговых изъятий устанавливается на том минимальном уровне, который способен обеспечить государство финансовыми ресурсами, достаточными для выполнения присущих ему функций.

2. Планово-административная. Ее важнейшая черта – высокий уровень государственного регулирования. В данной модели экономического развития значение налоговой политики минимально, поскольку государство не решало вопрос распределения прибыли предприятия.

Государство изымало в бюджет основную часть прибыли юридического лица, за исключением той ее индивидуально установленной для каждого предприятия части, которая считалась нормативно необходимой для финансирования развития субъекта хозяйствования согласно утвержденному государственному плану.

3. Условно называемая модель «стратегии ускоренного развития». Считается, что конструирование этой модели началось в Японии после Второй мировой войны. В рамках этой модели широко распространились методы, предполагавшие руководящую роль правительства в определении отраслей, имеющих наиболее высокий потенциал роста.

Для налоговой политики, проводимой в рамках данной стратегии, характерно большое количество целевых налоговых льгот, которые призваны повысить эффективность политики государственного влияния на экономику. Кроме того, основная тяжесть налогового бремени перенесена посредством прогрессивной шкалы подоходного налога с корпораций на физические лица.



Все названные модели сходны в одном – даже в странах, экономическая политика которых «исповедует» либерализм, существуют государственное регулирование экономики и налоговая политика как его основная часть.

Методы государственного регулирования экономики условно подразделяются на прямые и косвенные. Прямые основываются на властно-распорядительных отношениях; косвенные, к которым относится и политика в сфере налогообложения, предполагают создание экономической заинтересованности или незаинтересованности в определенных действиях.

Налоговая политика является одной из наиболее острых проблем современного государства, а ее разработка требует решения все более сложных задач. Причинами подобной ситуации являются: интеграция национальных экономик и международная конкуренция за инвестиции. В таких условиях при прочих равных факторах некоторое увеличение налогового бремени, по сравнению с государствами-конкурентами, порождает «бегство» инвестиций, соответственное уменьшение налогооблагаемой базы и конечное снижение объема средств, мобилизуемых в бюджеты различных уровней. Следовательно, немаловажным фактором конкурентной борьбы за перераспределение инвестиционных потоков являются государственное регулирование экономики и продуманная налоговая политика как его составляющий элемент.

Продуманная налоговая политика необходима не только с точки зрения привлечения инвестиций, но и для обеспечения конкурентоспособности национальных производителей, поскольку налоги (как косвенные, так и прямые) являются ценообразующим фактором. Это означает, что при прочих равных условиях обретает конкурентные преимущества национальное производство страны, налоговое бремя в которой ниже, чем у конкурентов.

В условиях глобализации мировой экономики возникает эффект «налогового домино», когда отдельное государство формирует свою налоговую политику не только исходя из национальных приоритетов, но и учитывая налоговые реформы стран-партнеров и конкурентов.

Отсюда следует вывод, что ориентация на нестандартную налоговую систему обречена на неудачу даже в тех случаях, когда она представляется весьма привлекательной для достижения текущих экономических и политических целей.

Налоговая политика государства отражает тип, степень и цель государственного вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от ситуаций в ней.

Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества, социальными группами, стоящими у власти, стратегическими целями, определяющими развитие национальной экономики, и международными обязательствами в сфере государственных финансов.

При проведении налоговой политики преследуются следующие цели:

· фискальная – формирование доходов бюджета посредством налогов и сборов;

· экономическая – регулирование экономики с помощью налогового механизма для проведения структурных преобразований, стимулирования бизнеса, а также инвестиционной и инновационной активности, регулирования спроса и предложения;

· социальная – снижение через систему налогообложения неравен­ства в уровнях доходов различных слоев населения, социальная защита граждан;

· контрольная – проведение налоговых проверок с целью приня­тия государством стратегических и тактических решений;

· международная – заключение с другими странами соглашений об избежании двойного налогообложения, снижение таможенных пошлин для стимулирования предпринимательской деятельности решений в экономике и социальной политике;

· экологическая – рациональное использование ресурсов и защита окружающей среды за счет усиления роли соответствующих на­логов и штрафов.

На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм, методов и инструментов управления налогообложением. Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства.

Чтобы государственная налоговая политика была высокоэффективной, необходимо выдержать определенные пропорции между прямыми и косвенными налогами с учетом специфики конкретной страны.

Для устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма государство, как правило, использует различные инструменты, и в частности такие, как конкретные виды налогов и их элементы: объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции.

Для продуманной налоговой политики одним из самых важных моментов является правильное определение оптимального размера налогового бремени.

При разработке налоговой политики необходимо учитывать мнение всех сторон налоговых отношений. С одной стороны, это стремление субъектов экономики к минимизации налогов, а с другой – интересы государства.


РАЗДЕЛ III СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Лекция 5. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Рассматриваемые вопросы:

принципы налогообложения в РФ; система налогового законодательства РФ; органы налогового администрирования; налоговый кодекс РФ; перечень налогов, взимаемых на территории РФ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Налоговая политика: сущность, цели, методы

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 221; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.163.209.109
Генерация страницы за: 0.006 сек.