Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и система отрасли административного права, его источники, соотношение с другими отраслями права

ЛЕКЦИЯ 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА И ЕГО МЕСТО В РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ

 

Административное право является одной из основных пуб­личных отраслей права и предназначено прежде всего для ре­гулирования управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти (далее — государственной и ме­стного самоуправления).

Административно-правовые нормы регулируют также управленческие отношения в процессе деятельности иных форм осуществления государственной власти (законодательной, су­дебной), их обслуживающих аппаратов, в сфере деятельности института президентства и обслуживающих его структур, а так­же в аппаратах прокуратуры, государственного контроля, воен­ного управления, аппаратах ЦИК РФ, Счетной палаты и иных государственных органах, а также управленческие отношения, возникающие в сфере негосударственного управления, напри­мер в связи с осуществлением общественными объединениями некоторых функций государственного управления (Общественная палата РФ, ДНД, комиссии по делам несовершеннолетних и за­щите их прав и др.).

Административное право как понятийная категория озна­чает прежде всего государственно-управленческое право как публичную отрасль, так как объектом регулирования его норм и правил являются управленческие отношения, возникающие меж­ду властными и подвластными субъектами права.

Инициативной стороной в административно-правовых отно­шениях, как правило, выступает субъект управления, облада­ющий государственно-властными полномочиями по отношению к субъекту управления, обладающему правомочиями, т.е. правом требовать соблюдения, исполнения и защиты своих прав, сво­бод и законных интересов.

Административное право как отрасль права — это сово­купность норм, правил поведения, установленных или санкцио­нированных государством, его уполномоченными органами вла­сти, должностными лицами, обеспеченных мерами государствен­ного принуждения, в целях регулирования управленческих отношений, возникающих в сфере деятельности органов испол­нительной власти, государственного управления, а также в де­ятельности иных государственных органов власти и их аппара­тов, в деятельности негосударственных организаций, уполномо­ченных в законном порядке осуществлять управленческие функции.

Система отрасли административного права — это сово­купность норм, правил административного права, взаимосвязан­ных и взаимозависимых и образующих специфическое инфор­мационно-правовое единство, обеспечивающее эффективное правовое регулирование управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственно­го управления, а также отношений в сфере управленческой де­ятельности, осуществляемой другими органами государственной власти и их обслуживающими аппаратами и иными уполномо­ченными законом субъектами административного права.

Система отрасли административного права включает в себя две основные подсистемы — Общую и Особенную части, которые, в свою очередь, можно подразделить и на меньшие подсистемы.

Общая часть:

1) государственное управление, исполнительные органы власти;

2) административное право как отрасль права, научная от­расль знаний и учебная дисциплина;

3) субъекты административного права;

4) формы и методы осуществления деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;

5) административное правонарушение и административная ответственность;

6) административная юрисдикция;

7) административный процесс и виды административного производства;

8) законность и дисциплина в деятельности органов испол­нительной власти, государственного управления.

Особенная часть:

1) административно-правовое регулирование в сфере эконо­мических отношений;

2) административно-правовое регулирование отношений в социально-культурной сфере;

3) административно-правовое регулирование государствен­ного управления в административно-политической сфере;

4) административно-правовое регулирование в иных сферах.

Главным связующим звеном единого предмета администра­тивно-правового регулирования является управленческая приро­да отношений, возникающих во всех этих сферах и областях го­сударственной деятельности.

Основная задача дисциплины — оказать помощь в изучении отрасли и науки административного права, освоении законотвор­ческой и правоприменительной практики, а также усвоить основ­ные термины, категории, понятия, положения и институты адми­нистративного права, основные задачи науки, цель которых сво­дится к познанию объективных законов и закономерностей в управленческой деятельности с целью ее совершенствования.

Источники административного права — различные фор­мы их законодательного выражения. Нормы административно­го права содержатся в различных по значению и характеру нор­мативно-правовых актах. Административно-правовые нормы могут содержаться в нормативных актах других отраслей пра­ва.

К источникам административного права относятся:

1) Конституция РФ и конституции республик в составе Рос­сии, уставы остальных субъектов РФ, ФКЗ, ФЗ и законы субъек­тов РФ;

2) постановления палат Федерального Собрания, постанов­ления органов представительной власти субъектов РФ;

3) указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, аналогичные акты на уровне субъектов РФ;

4) правовые акты уполномоченных ФОИВ, аналогичных ор­ганов исполнительной власти на уровне субъектов РФ;

5) решения администраций органов местного самоуправления.

Остаются источниками норм административного права акты высших и центральных органов СССР — при условии, если по регулированию этих отношений не приняты акты России и если они не противоречат законодательству России. Например, постановление Совета Министров СССР от 22 июня 1972 г. № 4678 «Общее положение о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета народных депутатов, предприятия, организации, учреждения»».

Отрасль административного права имеет тесную взаимо­связь со всеми другими отраслями права, но при этом обла­дает специфическими признаками, обусловленными своим пред­метом регулирования, методом воздействия, источниками пра­ва и иными признаками.

Наиболее тесная связь административного права с кон­ституционным правом, которое определяет принципы органи­зации и деятельности всех других отраслей права. Конституци­онное право и его нормы регулируют основные общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устрой­ства, организации видов государственной власти, ее осуществ­ления на основе ее разделения на законодательную, исполни­тельную и судебную, взаимоотношения личности, общества и государства. Конституционное право регламентирует порядок образования и организацию деятельности органов исполнитель­ной власти РФ.

Имеется тесная связь с наукой государственного и муни­ципального управления, так как административно-правовыми нормами регламентируются и охраняются управленческие отно­шения, возникающие в сфере реализации государственных функ­ций и задач, а также закрепляется правовой статус органов государственного управления и администраций органов местного самоуправления (МСУ).

Тесная связь административного права с муниципаль­ным правом, так как в соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Деятельность органов местного само­управления может быть объектом административного права в соответствии со ст. 132 Конституции РФ, если они наделяются законом отдельными государственными полномочиями. При органах МСУ существует множество различных административ­ных комиссий, уполномоченных рассматривать и разрешать дела об административных правонарушениях и налагать администра­тивные наказания на виновных.

Тесная связь с дисциплиной «Правоохранительные органы». Так, многие органы исполнительной власти, государственного управления осу­ществляют в качестве своих основных (предметных) функций правоохранительные, статус правоохранительных органов опре­делен административными нормами, правоохранительная дея­тельность также регламентирована в основном административ­но-правовыми нормами. Правоохранительные органы, должно­стные лица осуществляют свои функции и задачи, используют административно-юрисдикционные полномочия. Прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов в деятельности органов исполнительной власти, государствен­ного управления, осуществление судебного контроля за действи­ями и решениями органов исполнительной власти, государствен­ного управления и их должностных лиц также осуществляются на основе и в порядке, определяемых административно-процессу­альными нормами.

Тесная связь с финансовым, налоговым и таможенным правом. Административное право определяет компетенцию этих органов, регулирует организацию их деятельности, а также рег­ламентирует административно-процессуальный порядок рас­смотрения дел и привлечение к административной ответствен­ности правонарушителей в этих отраслях права. Здесь роль норм административного права является правоохранительной. Имеется связь с земельным правом, нормы которого регу­лируют отношения между землепользователями и государством. Вместе с тем органы исполнительной власти сдают земельные участки в аренду, производят их изъятие, контролируют их раци­ональное использование. Эти отношения регулируются нормами административного и земельного права. Охрана этих отношений также осуществляется нормами административного права.

С трудовым правом также имеется связь в сфере регули­рования нормами административного права служебных обязан­ностей и прав должностных лиц, прохождения специальной го­сударственной службы (оборона, внутренние дела, служба бе­зопасности и др.).

Связь с гражданским правом по вопросам регулирования имущественных отношений со стороны органов исполнительной власти, органов государственного управления, их должностных лиц осуществляется также методом власти-подчинения. Напри­мер, распоряжением органа исполнительной власти передает­ся имущество и оборудование от одной государственной орга­низации другой — муниципальной.

Связь с уголовным правом осуществляется по мере ква­лификации состава административного правонарушения, по сте­пени общественной опасности деяния; если не предусмотрена уголовная ответственность, то в течение двух месяцев решается вопрос о привлечении правонарушителя к административному наказанию. Границы между административным проступком и преступлением иногда очень трудно различимы.

Также связь административного права имеется с уголов­но-процессуальным, гражданско-процессуальным правом и судебным законодательством. Основное отличие состоит в порядке использования функций административной власти, т.е. имеет место внесудебный характер реализации их органами исполнительными власти, их должностными лицами (юрисдикционные полномочия) по рассмотрению и разрешению управлен­ческих споров и дел об административных правонарушениях.

Однако судьи при рассмотрении административных дел, как и прокуроры в рассмотрении административных дел, руковод­ствуются административно-процессуальными нормами.

Имеется связь с такими отраслями права, как воздушное, морское, лесное, природоохранное, горное, таможенное и др. Отношения в них регламентируются различными отрасля­ми права, в том числе и нормами административного права, которые осуществляют правоохранительные функции.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Органы исполнительной власти | Предмет, метод, методология и задачи науки административного права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.