Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Государственные служащие и их административно-правовой статус

Полномочия государственных учреждений, администраций органов МСУ, предприятий, учреждений и организаций

Государственные учреждения как субъекты административ­ного права осуществляют оперативную и повседневную испол­нительно-распорядительную деятельность по предметам веде­ния и в объеме полномочий, определяемых для них прежде все­го органами исполнительной власти, а также ФЗ, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

В Послании Президента ФС РФ от 26.05.2004 г. указано, что только на федеральном уровне около 35 тыс. государ­ственных учреждений осуществляют функции государственно­го управления, такие, как контроль и надзор. Поэтому Прези­дент РФ в процессе проведения административной реформы в 2004 г. неоднократно отмечал избыточность правового регу­лирования, осуществляемого не только ФОИВ, но государ­ственными учреждениями.

Система исполнительных органов власти РФ включает в себя две подсистемы — федеральную и на уровне субъек­тов РФ. Отсутствие закона о системе органов исполнительной власти РФ не дает основания для расширительного толкования органов исполнительной власти за пределы, очерченные Консти­туцией РФ и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Основной объем функций государственного управления (в первую очередь функции правового регулирования) реализуют не только органы исполнительной власти, компетенция которых определяется прежде всего Конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ, но и многочисленные государственные учреждения.

Президент РФ или Правительство РФ по предметам веде­ния и в объеме своих полномочий образуют, преобразуют или передают от одного ФОИВ другому отраслевые, функциональные и территориальные органы государственного управления. Например, указом Президента РФ от 9.11.2001 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления пожарной безопасностью» этот орган государственного управления от МВД РФ был передан в МЧС России.

Анализируя гл. 23 КоАП РФ, можно заметить, что из 61 субъекта, уполномоченного рассматривать дела об админи­стративных правонарушениях, значительное большинство явля­ются государственными учреждениями, осуществляющими функ­ции правового регулирования в своей сфере и объеме полно­мочий, при этом практически каждый из этих органов, кроме судей и комиссий по делам несовершеннолетних, входит в со­став какого-то ФОИВ.

Предприятия, учреждения и организации государственной, муниципальной, кооперативной и иной формы собственнос­ти являются субъектами административного права, однако они не могут быть органами государственного управления, так как их руководители, осуществляя исполнительно-распорядительную деятельность, принимают локальные и индивидуальные правовые акты, организовывают подчиненный персонал на решение эконо­мических, производственно-хозяйственных, социально-культурных и иных задач.

Органы местного самоуправления также являются субъек­тами административного права. Особое значение имеет при­нятый ФЗ от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в РФ», который определил основные этапы и направления государственной политики в об­ласти развития местного самоуправления в РФ.

В период проведения реформы местного самоуправления основной вопрос состоит не в мере самостоятельности в про­цессе реализации основных задач и функций на местах, а в обес­печении механизма ответственности за результаты деятельнос­ти исполнительных органов МСУ.

В настоящее время наиболее актуальной задачей является укрепление государственности, единства и целостности органов исполнительной власти РФ, что и делается Президентом. Поэто­му особое внимание должно уделяться формированию и укреп­лению целостной системы исполнительной власти РФ, оптимиза­ции организационных структур ФОИВ в целях эффективного осу­ществления их функций и задач государственного управления и правового регулирования. Представление Президентом кандида­тур глав субъектов РФ на утверждение их местными парламен­тами также служит задаче укрепления исполнительной власти.

 

5.1. Государственная служба и служащие: понятие и классификация должностей

Государственная гражданская служба РФ — вид государ­ственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государ­ственной гражданской службы по обеспечению исполнения пол­номочий федеральных государственных органов, государствен­ных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должнос­ти субъектов РФ (ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государствен­ной гражданской службе РФ»).

Гражданский служащий — это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Граж­данский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерально­го бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Государственная гражданская служба РФ подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государ­ственную гражданскую службу субъектов РФ.

Классификация должностей гражданской службы. Должно­сти гражданской службы подразделяются на категории и группы. Категории должностей гражданской службы:

1) руководители — должности руководителей и заместите­лей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руко­водителей территориальных органов ФОИВ и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руко­водителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям терри­ториальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или ру­ководителей;

3) специалисты — должности, учреждаемые для професси­онального обеспечения выполнения государственными органа­ми установленных задач и функций и замещаемые без ограни­чения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты — должности, учрежда­емые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обес­печения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Группы должностей гражданской службы:

1) высшие должности;

2) главные должности;

3) ведущие должности;

4) старшие должности;

5) младшие должности.

Должности федеральной государственной гражданской служ­бы, классифицированные по государственным органам, категори­ям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, который утверждается указом Президента.

Реестр должностей государственной гражданской служ­бы субъекта РФ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

Реестр должностей федеральной государственной граждан­ской службы и реестры должностей государственной граждан­ской службы субъектов РФ образуют Сводный реестр должно­стей государственной гражданской службы РФ.

Классные чины гражданской службы присваиваются граждан­ским служащим в соответствии с замещаемой должностью граждан­ской службы в пределах группы должностей гражданской службы.

Гражданским служащим, замещающим должности граждан­ской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Гражданским служащим, замещающим должности:

- высшей группы, присваивается классный чин —действитель­ный государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса;

- должности главной группы, присваивается классный чин — государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса;

- должности ведущей группы, присваивается классный чин — советник 1, 2 или 3-го класса;

- должности гражданской службы старшей группы, присваива­ется классный чин — референт 1, 2 или 3-го класса;

- должности гражданской службы младшей группы, присваи­вается классный чин — секретарь 1, 2 или 3-го класса.

Классный чин действительный государственный советник 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом РФ.

В федеральных органах исполнительной власти классный чин государственный советник 1, 2 или 3-го класса присваива­ется Правительством РФ. В иных федеральных государствен­ных органах такой классный чин присваивается руководителем федерального государственного органа.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ | Административно-правовой статус государственных служащих
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.