Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система органов исполнительной власти и административно-правовые основы государственного управления и правового регулирования отношений в сфере транспорта

Основной задачей транспорта является своевремен­ное, качественное и полное удовлетворение потребностей на­родного хозяйства и населения в перевозках. От успешной ра­боты транспортных предприятий зависят эффективность про­мышленного, сельскохозяйственного производства, развитие товарооборота торговли, состояние обороноспособности страны.

Особенности организации управления транспортом:

- органы управления подразделяются по видам транспорта: же­лезнодорожным, воздушным, морским, речным, автомобиль­ным, городским электрическим транспортом и дорожным хо­зяйством;

- для большинства видов транспорта характерна высокая сте­пень централизации управления, что вызывается предназна­чением, особенностями деятельности управляемых объектов;

- транспорт — источник повышенной опасности. Поэтому для обеспечения безопасности движения организуется специализированный контроль, который отличается от обычного контроля тем, что при его осуществлении нет орга­низационной соподчиненности и виновные привлекаются в основном к административной ответственности, т.е. он ближе к административному надзору, но отличается от последнего постоянной проверкой норм и правил безопасности и оперативным устранением нарушений.

Специфика организации и деятельности предприятий транспорта требует особых нормативных актов (уставов, кодексов, правил). Определенные группы работников транспорта главным образом связанные с обслуживанием движения и пассажиров, несут повышенную дисциплинарную ответственности на основании специальных уставов о дисциплине, действующих на соответствующих видах транспорта.

Особенностью является и то, что масштаб приватизации в транспортной сфере ограничен, чтобы сохранить управление над стратегически важными объектами. Речь, в частности, идет об атомном флоте, средствах управления воздушным движени­ем и взлетно-посадочных полосах аэропортов, о водных путях, автомобильных и железных дорогах, пассажирском городском транспорте. Приватизация этих объектов пока запрещена. Государственный контроль будет сохранен и за теми транспорт­ными предприятиями, которые акционируются. Это объясняет­ся объективными причинами, прежде всего требованиями бе­зопасности граждан, общество и государства.

Конституцией РФ федеральный транспорт, пути сообщения отнесены к ведению РФ. Наиболее важные вопросы управления в этой сфере решаются на уровне Правительства РФ и ФОИВ.

Правительство решает общие вопросы организации управ­ления предприятиями транспорта. По основным направлениям его работы Правительство разрабатывает и вносит на рассмот­рение Государственной Думы проекты законов. От четкой рабо­ты транспорта зависит экономическое положение всех отраслей промышленности, сельского хозяйства и оказание нормативно закрепленных государственных услуг юридическим и физическим лицам.

В соответствии с Указом Президента РФ от 20.05.2004 г. № 649, в ред. от 22.07.2005 г., образовано Министерство транс­порта РФ (Минтранс России), и Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 396 утверждено положение о нем.

Минтранс России является ФОИВ, осуществляющим функ­ции по выработке государственной политики и нормативно-пра­вовому регулированию в сфере воздушного, морского, внутрен­него водного, железнодорожного, автомобильного и городского электрического (включая метрополитен), промышленного транс­порта, дорожного хозяйства.

Минтранс России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении: 1) Федеральной служ­бы по надзору в сфере транспорта; 2) Федерального агентства воздушного транспорта; 3) Федерального дорожного агентства; 4) Федерального агентства железнодорожного транспорта; 5) Федерального агентства морского и речного транспорта; 6) Федеральной аэронавигационной службы.

Минтранс России полномочен самостоятельно осуществлять нормативно-правовое регулирование, а также разрабатывать и вносить в Правительство проекты законов по следующим вопросам:

1) структурное реформирование в сфере транспорта и связи;

2) развитие автомобильного, воздушного, железнодорожного, внутреннего водного, морского транспорта и иного;

3) проектирование, строительство и эксплуатация автомо­бильных дорог;

4) международное сотрудничество в сфере транспорта;

5) бюджетное финансирование в сфере транспорта;

6) экспертиза и прогнозирование в сфере транспорта;

7) транспортная безопасность.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и МСУ органи­зуют транспортное обслуживание населения на своей террито­рии, контролируют его состояние, работоспособность и безопас­ность работы.

В систему органов управления Минтранса России входят: железные дороги; их линейные предприятия; промышленные, строительные, торговые предприятия; учреждения народного об­разования, здравоохранения, культуры и спорта; НИИ, проектно-конструкторские и изыскательские организации, обеспечивающие деятельность и развитие отрасли.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9.03.2004 г. № 314 образована Федеральная служба по надзору в сфере транс­порта, и Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 398 утверждено положение о ней. ФС является ФОИВ, осуществ­ляющим функции по контролю и надзору в сфере воздушного, морского (включая обеспечение безопасности мореплавания и по­рядка в морских рыбных портах), внутреннего водного, железно­дорожного, автомобильного и городского электрического (включая метрополитен), промышленного транспорта и дорожного хозяй­ства, а также функции по техническому надзору за спортивными судами, и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9.03.2004 г. № 314 образовано Федеральное агентство воздушного транспорта и Постановлением Правительства РФ от 6.04.2004 г. № 172 ут­верждено положение о нем. Оно осуществляет функции по ока­занию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в сфере воздушного транспорта и гражданской части Единой системы организации воздушного движения.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9.03.2004 г. № 314 образовано Федеральное дорожное агентство и Постановлением Правительства РФ от 6.04.2004 г. № 173 утверждено положение о нем. Оно является ФОИВ, осуществляющим функции п оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

На автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве существенный объем контрольно-надзорных функций выполняет­ся органами и подразделениями ГИБДД МВД.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9.03.2004 г. № 314 образовано Федеральное агентство железнодорожного транспорта и Постановлением Правительства РФ от 6.04.2004 г. № 174 утверждено положение о нем. Оно является ФОИВ, осуществля­ющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере железнодорожного транспорта.

ФЗ от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» является основным правовым актом, регламентирующим основы деятельности железнодорожной системы как одного из основных видов транспорта общего пользования, представля­ющего единый производственно-технический комплекс, обеспе­чивающий потребности производства и населения в перевозках и услугах, необходимых для всех отраслей экономики. 10.01.2003 г. был принят ФЗ № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта в РФ», являющийся основным для деятельности железнодорожного транспорта.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9.03.2004 г. № 31 образовано Федеральное агентство морского и речного транспорта и Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 г. № 371 утверждено положение о нем. Оно является ФОИВ, осу­ществляющим функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом, а также правоприме­нительные функции в сфере морского и речного транспорта, в том числе в отношении морских рыбных портов, в целях разви­тия транспортного комплекса; издание индивидуальных право­вых актов в сфере деятельности; ведение реестров, регистров и кадастров.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9.03.2004 г. № 314 образовано Федеральное агентство геодезии и картог­рафии и Постановлением Правительства РФ от 29.07.2004 г. № 386 утверждено положение о нем. Оно является ФОИВ, осу­ществляющим функции по оказанию государственных услуг и уп­равлению государственным имуществом в сфере геодезической и картографической деятельности, а также наименований геогра­фических объектов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система органов исполнительной власти и административно-правовые основы регулирования отношений в сфере сельского хозяйства | Административно-правовые основы регулирования в сфере финансовых отношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.