КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По месту проведения
По уровню компетентности респондентов По степени стандартизации Взаимодействие респондента и исследователя По способу фиксации и процедуре проведения1 Виды опроса Письменный опрос – опрос, в котором респондент записывает свои ответы самостоятельно. Например, анкетирование. Устный опрос – опрос, в котором респондент устно отвечает на вопросы, а исследователь фиксирует эту информацию. Например, интервью. Заочный опрос – опрос, в котором контакт респондента и исследователя опосредован. Например, почтовый опрос, прессовый опрос. Очный опрос – опрос, в котором исследователь выступает в качестве инструктора, собирает информацию в ходе непосредственного контакта. Например, интервью. Стандартизированный опрос – опрос, в котором перечень вопросов строго определен. Например, анкетирование с закрытыми вопросами. Нестандартизированный опрос – опрос, в котором существующие общие блоки тем необходимо обсудить с респондентом. Например, формализованное интервью. Экспертный опрос – опрос, в котором респонденты – специалисты в какой-либо области. Массовый опрос – опрос широкого круга респондентов. Домашний опрос – опрос, который проводится по месту жительства респондента. Опрос в профессиональной сфере – опрос, который проводится на рабочем месте респондента. Лабораторный опрос – опрос, который проводится в искусственно созданных исследователем условиях. Анкетирование – письменный опрос, проводимый на базе анкеты. Преимущества метода анкетирования: 1. Короткие сроки проведения. 2. Относительная дешевизна. 3. Информация достаточно легко поддается обработке. В качестве основного инструмента для анкетирования используется анкета (вопросник). Анкета – объединенный единым исследовательским замыслом перечень вопросов, направленный на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Структура анкеты: 1. Введение (приамбула) должно содержать: - название организации-заказчика и организации, проводящей исследование; - указание кому анкета адресована; - обращение к респонденту в единственном числе, безличной форме; - краткое обращение к респонденту, где поясняются цели и задачи опроса, значение и использование его результатов, необходимость искренности ответов респондента для получения достоверных результатов опроса; - краткая инструкция по заполнению анкеты; - указание на анонимность; - благодарность за предстоящее участие в опросе; - место и год проведения опроса. 2. Основная часть анкеты состоит из вопросов, обусловленных целями и задачами исследования, а также процедурой заполнения анкеты. 3. Классификационная часть анкеты, или «паспортичка», состоит из вопросов, касающихся социально-демографических и других личных характеристик респондента. Как правило, она помещается в конце анкеты. Отделяется от основной части предложением «А теперь укажите некоторые данные о себе». Заканчивается «паспортичка» выражением благодарности респонденту за участие в совместной работе. Помещение «паспортички» в начале анкеты может вызвать сомнение в анонимности опроса и повлиять на ответы. Вопросы «паспортички» должны тесно увязываться с объектом, целями, задачами и гипотезами исследования, так как впоследствии именно по ним будет производиться группировка и анализ собранной первичной информации. Принцип построения анкеты: 1. Последовательность следования вопросов такова: в начале анкеты размещают легкие, в середине – сложные, в конце вновь более легкие вопросы, например вопросы «паспортички». 2. Необходимо учитывать специфику культуры и практического опыта опрашиваемых. 3. Важно помнить, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дают разную информацию. 4. Опыт показывает, что внимания и терпения респондента хватает на 25–30 минут, поэтому оптимальный размер анкеты – 4 страницы. 5. Прежде чем отдавать анкету в полный тираж, ее целесообразно опробовать («прокатать») в пилотажном опросе, чтобы уточнить, правильно ли поняты все вопросы, не слишком ли длинна и утомительна, сколько времени занимает ее заполнение и т.д. 6. Бумага для массового опросника должна быть не самого высокого качества, чтобы он не был похож на официальный документ, но и не самая плохая. Бумага для экспертного опроса, напротив, должна быть высокого качества – этим подчеркивается важность мнения экспертов. Типы вопросов в анкете: 1. По содержанию: Вопросы о поведении – вопросы, касающиеся определенных действий респондента. Например, «Какие кинотеатры Вы посещаете?»; Вопросы о фактах – это вопросы о положении респондента (возрасте, составу семьи, социальном положении и т.д.). Например, «Есть ли у Вас дети?»; Вопросы на информированность – это вопросы на знание респондентом какой-либо информации. Например, «Какие документы необходимы для получения заграничного паспорта?» Вопросы о намерениях, мнениях, установках – это вопросы об отношении респондента к какому-либо явлению или процессу. Например, «Как Вы относитесь к увеличению штрафов?» 2. По функциям: Программно-тематические – вопросы, направленные на решение целей и задач исследования; Служебные – специальные вопросы. Служебные вопросы бывают: · контактные – вопросы, направленные на установление контакта с респондентом (заинтересовать его). Обычно первые 2–3 вопроса анкеты. · контрольные вопросы – вопросы, проверяющие достоверность и искренность ответов респондента. Это может достигаться путем иной формулировки одной и той же проблемы через несколько вопросов, а также формулировки вопросов, ответы на которые заведомо хорошо известны. · вопросы-фильтры – вопросы, которые задаются для выделения из совокупности опрашиваемых той их части, которой будет адресован содержательный вопрос, следующий за вопросом-фильтром. Например, вопрос «Занимаетесь ли Вы спортом?» отфильтровывает респондентов для ответа на вопрос: «Какими именно видами спорта Вы занимаетесь?» 3. По структуре: Закрытый вопрос – вопрос, в котором предлагаются варианты ответов. Они имеют массу преимуществ: увеличить заполняемость анкет, сокращает время заполнения, дает возможность предварительной кодировки вариантов ответов и т.д. Недостатки связаны с тем, что предложенная структура ответов может не совпадать с мнениями опрашиваемых (особенно это актуально в том случае, если не было проведено пробное исследование), нет притока новой информации от источника, т.е. респондента. Различают несколько видов закрытых вопросов. Альтернативный вопрос – вопрос, на который респондент может выбрать один вариант ответа. Например, «Есть ли у Вас автомобиль? Да – Нет». Неальтернативный вопрос – вопрос, на который респондент может выбрать несколько вариантов ответа. Например, «Что для Вас является наиболее ценным в жизни? (можно выбрать несколько вариантов ответов)». Полузакрытый вопрос – вопрос, на который представлены варианты ответов и респонденту предлагается дать дополнительные, самостоятельно сформулировать их, если предложенные варианты его не устраивают. Полузакрытый вопрос используется, если у исследователя нет уверенности в том, что он исчерпал полный перечень возможных ответов. В полузакрытых вопросах оставляют запасные коды для кодирования дополнительных ответов. Открытый вопрос – вопрос, на который не дается набор возможных ответов. Их формирует сам респондент. Для ответа на открытый вопрос оставляют две–три свободные строки. Преимущество его состоит в том, что здесь влияние исследователя на респондента значительно уменьшается, и эти ответы дают бесценный материал для исследователя. С другой стороны, открытые вопросы затрудняют обработку материала и требуют дополнительной обработки, дают большой процент незаполненных анкет. Поэтому они используются, как правило, в экспертных опросах, в пилотажных исследованиях или предлагаются как дополнительные в конце анкеты для сбора данных о предложениях и пожеланиях респондентов по теме опроса. Открытые вопросы легче составлять, но труднее обрабатывать, закрытые – наоборот. 4. По форме: Прямой вопрос – вопрос, апеллирующий непосредственно к мнению респондента. Например, «Считаете ли Вы себя националистом?»; Косвенный вопрос – вопрос, когда респондент высказывается от третьего лица или от имени коллектива, группы. Например: «Как Вы относитесь к высказыванию: «Все посты в России должны занимать русские»?» Считается, что на косвенные вопросы получают более искренние ответы, поскольку респонденту дается возможность высказаться не от собственного лица, а от общественного мнения. 5. По графическому оформлению: Текстовый вопрос – вопрос, который оформляется в виде текста; Вопрос-рисунок – вопрос, который оформляется в виде рисунка; Табличный вопрос – вопрос, который оформляется в виде таблицы; Графический вопрос – вопрос, который оформляется в виде графика, схемы.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |