Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Режим ограниченного доступа

Понятие «информация с ограниченным доступом» при­меняется в ст. 19 Закона Республики Беларусь от 6 сентяб­ря 1995 г. «Об информатизации», а также в по­становлении Комитета государственной безопасности Рес­публики Беларусь от 28 июня 2001 г. № 7 «Об утверждении Положения о порядке разработки, производства, реализа­ции и использования средств криптографической защиты информации ограниченного доступа, не содержащей све­дений, составляющих государственную тайну».

Законодательство ссылается на множество видов инфор­мации с ограниченным доступом. Наиболее часто встре­чаемые понятия: «конфиденциальная информация», «нераскрытая информация», «деловой (производственный) секрет», «тайна исповеди», «тайна нотариальных дейст­вий», «врачебная тайна», «коммерческая тайна», «госу­дарственная тайна», «служебная тайна», «тайна личной жиз­ни», «тайна голосования», «тайна телефонных перегово­ров», «тайна почтовых отправлений». В то же время норма­тивные акты не дают четкой классификации указанных видов, зачастую идентичные понятия в них наполняются разным содержанием.

Для построения системы информации с ограниченным доступом необходимо исходить из сути ее охраны, т.е. ин­тереса, который преследуется путем охраны информации. Логичной видится следующая градация интересов:

1) публичный интерес - охрана информационных ре­сурсов, имеющих государственное значение (в т.ч. госу­дарственных секретов);

2) коммерческий интер ес - интерес хозяйствующих субъектов по ограничению доступа к информации для по­лучения преимуществ в конкуренции;

3) защита личных прав - неприкосновенность личной жизни и связанные с этим профессиональные тайны, а так­же неимущественные права, не связанные с имуществом.

Кроме этого, классифицирующим признаком является способ охраны указанных интересов. Охрана может осуще­ствляться путем ограничения доступа к необходимой ин­формации — «засекречивания» (когда охраняется суть) либо обременения доступа определенными условиями — «кон­троль оборота информации» (когда охраняется форма).

Режим ограниченного доступа можно разделить на несколько видов:

1) режимы конфиденциальной информации:

а) коммерческая тайна.

Согласно ст. 140 Гражданского кодекса Республики Бела­русь коммерческая тайна - это информация, которая об­ладает тремя следующими признаками:

— имеет действительную или потенциальную коммер­ческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

— к ней нет свободного доступа;

— обладатель этой информации принимает меры к ох­ране ее конфиденциальности.

1) Информация должна иметь коммерческую ценность (действительную или потенциальную) по причине неизвест­ности ее третьим лицам. Это означает, что коммерческой тайной не могут быть сведения, которые заведомо не обла­дают такой ценностью, так как являются общедоступными. Например, не будет коммерческой тайной юридический адрес компании или марка автомобиля ее торгового предста­вителя. С другой стороны, коммерческой тайной может стать разработанная и используемая компанией стратегия поведения на рынке, поскольку если она станет известной третьим лицам, то ее могут «взять на вооружение» конкуренты. Это приведет к потере клиентов, снижению эффективности рек­ламы и объема продаж, другим негативным последствиям.

2) Второй признак коммерческой тайны тесно связан с пер­вым и заключается в том, что к информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании. То есть к коммерческой тайне не могут быть отнесены сведения, общедоступные из открытых источников или на основании закона. К примеру, не будет коммерческой тайной информация, которую в соответст­вии с законом продавец обязан предоставить покупателю о товаре.

Также необходимо помнить, что существует утверж­денный Советом Министров перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (постановление Со­вета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 1992 г. № 670 «Об утверждении Положения о коммерческой тай­не»).

К ним относятся следующие сведения:

— учредительные документы, а также документы, даю­щие право на занятие предпринимательской деятельностью и отдельными видами хозяйственной деятельности;

— сведения по установленным формам отчетности о фи­нансово-хозяйственной деятельности и иные данные, необ­ходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;

— документы о платежеспособности;

— сведения о численности и составе работающих, их зара­ботной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест.

Это вовсе не означает, что компании и предприниматели обязаны сделать всю перечисленную информацию обще­доступной. Речь здесь идет о том, что такие сведения в обя­зательном порядке должны предоставляться по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохра­нительных органов, других юридических лиц, сотрудников только в случаях и порядке, предусмотренных законом.

3) Третий признак коммерческой тайны — организация должна принимать меры к ее защите. Для этого необходимо создать режим охраны конфиденциальных сведений. А на­чать нужно с четкого установления и документирования информации, составляющей коммерческую тайну, так как впоследствии бывает достаточно сложно доказать, что опре­деленная информация была отнесена к коммерческой тайне.

К организационным мерам можно отнести установле­ние с помощью Положения о коммерческой тайне, утвер­жденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 1992 г. № 670, или приказа руководите­ля режима доступа к коммерческой тайне, а также перечня должностных лиц компании, имеющих такой доступ, введе­ние кодов доступа к базам данных, хранение документов в специальных сейфах и т.д.;

б) банковская тайна.

Это самостоятельный вид тайны, и в отличие от сведе­ний служебного или коммерческого характера, чья цен­ность определяется в первую очередь фактором их неиз­вестности, неизвестность сведений в режиме банковской тайны не является определяющим ее признаком, хотя он и должен присутствовать в качестве элемента, присущего любой разновидности тайны.

Банковская тайна сведения о счетах и вкладах, в том числе сведения о наличии счета в данном банке, его вла­дельце, номере и других реквизитах счета, размере средств, находящихся на счетах и во вкладах, а равно сведения о конк­ретных сделках, об операциях по счетам и вкладам, а также имуществе, находящемся на хранении в банке, которые не подлежат разглашению (ст. 122 Банковского кодекса Рес­публики Беларусь);

в) персональные данные.

Необходимо отметить существование такого понятия, как «персональные данные». Данное понятие обозначено в Указе Президента Республики Беларусь от 6 апреля 1999 г. № 195 «О некоторых вопросах информатизации в Республике Беларусь», где одной из целей государственной политики в области информатизации указывается защита персональ­ных данных. Персональные данные — это сведения, по­зволяющие идентифицировать личность гражданина. Ука­занная категория является составляющей информации о гражданах. Практически охрана персональных данных осу­ществляется в рамках профессиональных тайн, а также путем ограничения их свободного оборота в администра­тивном порядке. Так, информационные ресурсы, где содер­жатся персональные данные, определяются в основном для служебного пользования, доступ к ним граждан ограничен (например, адресное бюро), в свободном обороте находят­ся неполные данные, не позволяющие идентифицировать лицо (например, телефонная книга, где не указаны номера квартир).

Правовой режим персональных данных должен основы­ваться на разрешении объективно существующего противо­речия между неприкосновенностью частной жизни и вы­нужденной необходимостью сбора, хранения, использо­вания и передачи определенных сведений об этой жизни. Для всех видов юридически значимых действий с персо­нальными данными должен быть присущ принцип единства их целевого назначения, который означает, что персональ­ные данные хранятся, используются и передаются только для достижения тех целей, ради которых они собирались. Правовое регулирование отношений на каждой из стадий работы с персональными данными имеет свою специфику.

На стадии сбора должно соблюдаться правило, соглас­но которому персональные данные, за исключение случа­ев, предусмотренных законодательством, должны быть по­лучены от лица, к которому они относятся.

Хранение информации должно обеспечивать исключе­ние возможности несанкционированного доступа к ней. Это достигается выбором соответствующей формы хране­ния, которая позволяет безошибочно идентифицировать конкретного субъекта в течение определенного периода его жизнедеятельности.

Использование персональных данных должно осуществ­ляться в пределах и целях их сбора и объема потребностей применения.

Передача персональных данных в настоящее время ши­роко распространенное явление, и в связи с этим проб­лема нормативного закрепления порядка распространения сведений персонального характера весьма актуальна. Оче­видно, что передача сведений персонального характера мо­жет допускаться лишь в случаях и порядке, установленных законодательством;

2) режим информации, отнесенной к государственным секретам:

Государственные секреты подразделяются на две кате­гории:

1) государственная тайна;

2) служебная тайна.

Государственная тайна — государственные секреты, раз­глашение или утрата которых может повлечь тяжкие по­следствия для национальной безопасности Республики Беларусь, а также создать угрозу безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам.

Служебная тайна — государственные секреты, разглаше­ние или утрата которых может причинить существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь, а так­же конституционным правам и свободам граждан. Сведения, составляющие служебную тайну, имеют характер отдель­ных данных, входящих в состав сведений, составляющих государственную тайну и не раскрывающих ее в целом.

Основными принципами отнесения сведений к госу­дарственным секретам являются:

1) законность;

2) безопасность личности, общества и государства;

3) обоснованность;

4) соотнесенность с мерами защиты государственных секретов иностранных государств.

Соблюдение принципа законности предполагает отне­сение этих сведений к государственным секретам в соот­ветствии с Законом Республики Беларусь от 29 ноября 1994 г. № 3410-ХП «О государственных секретах» и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Под обеспечением безопасности личности, общества и го­сударства при отнесении сведений к государственным сек­ретам понимается отнесение этих сведений к государствен­ным секретам без причинения вреда личности, обществу и государству.,

Обоснованность отнесения сведений к государственным секретам заключается в принятии решения об их включе­нии в перечень сведений, подлежащих засекречиванию, на основании экспертной оценки этих сведений.

Под соотнесенностью с мерами защиты государственных секретов иностранных государств при отнесении сведений к государственным секретам понимается согласованность подходов к определению категорий сведений, относимых к государственным секретам, степени их секретности и мер по их защите с законодательством государств, с которыми Республика Беларусь имеет договоры о совместном исполь­зовании и защите сведений, составляющих государствен­ные секреты.

Законодательством устанавливается перечень сведений, не подлежащие отнесению к государственным секретам и за­секречиванию. Не подлежат отнесению к государственным секретам и засекречиванию сведения о:

— прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуаци­ях, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о радиационной, химической, меди­ко-биологической, взрывной, пожарной опасности;

— состоянии окружающей среды, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

— льготах и компенсациях, предоставляемых государст­вом организациям и физическим лицам;

— фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

— размерах золотого запаса;

— обобщенных показателях по внешней задолженности;

— состоянии здоровья должностных лиц государства;

— фактах нарушения законности государственными орга­нами, иными организациями и их должностными лицами.

В зависимости от категории сведений, составляющих го­сударственные секреты, характера и объема мер, необходи­мых для обеспечения их сохранности и защиты, устанавли­ваются три степени секретности сведений: особой важности, совершенно секретно, секретно.

В соответствии со степенью секретности сведений, состав­ляющих государственные секреты, присваиваются соответст­вующие грифы секретности:

1) для носителей государственной тайны — «Особой важ­ности», «Совершенно секретно»;

2) для носителей служебной тайны — «Секретно». Присвоение носителям государственных секретов иных грифов запрещается.

Юридические и физические лица могут пользоваться или распоряжаться сведениями, составляющими государст­венные секреты, переданными им государственными орга­нами — владельцами государственных секретов, в пределах предоставленных им полномочий.

Руководители юридических лиц, запрашивающих све­дения, составляющие государственные секреты, обязаны создать условия, обеспечивающие защиту этих сведений.

Юридические лица, использующие в своей деятельности сведения, составляющие государственные секреты, в слу­чаях реорганизации, ликвидации этих лиц или прекращения использования ими в своей деятельности сведений, состав­ляющих государственные секреты, обязаны принять меры по обеспечению защиты государственных секретов.

Решение о передаче другим государствам сведений, со­ставляющих государственную тайну, принимается Президен­том Республики Беларусь с учетом заключения о возмож­ности передачи этих сведений, вынесенного экспертной комиссией, сформированной уполномоченным государст­венным органом по защите государственных секретов.

Решение о передаче другим государствам сведений, со­ставляющих служебную тайну, принимается государствен­ными органами — владельцами этих сведений при наличии международного договора о совместном использовании и защите государственных секретов.

Допуск физического лица к государственным секретам осуществляется после заключения с ним договора о допуске к государственным секретам.

Типовая форма договора о допуске к государственным секретам и порядок его заключения определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Для того, чтобы получить допуск к государственным секретам, необходимо пройти определенную процедуру.

Для отдельных категорий лиц предусмотрен особый порядок допуска и доступа к государственным секретам, а именно без оформления допуска имеют право на доступ к госу­дарственным секретам:

1) Президент Республики Беларусь — с момента вступ­ления его в должность;

2) Премьер-министр Республики Беларусь — с момен­та назначения его на должность;

3) депутаты Палаты представителей Национального со­брания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, члены Совета Республики Национального соб­рания Республики Беларусь — с момента признания их полномочий;

4) судьи — с момента назначения их на должность. По истечении полномочий указанных лиц их доступ к государственным секретам прекращается.

Участники уголовного, гражданского и (или) админист­ративного процессов, кроме судей, получают без оформле­ния допуска доступ к материалам дел, содержащим государственные секреты, на период участия в этих делах в порядке и объеме, предусмотренных процессуальным законодатель­ством Республики Беларусь.

Допуск юридического лица к государственным секретам осуществляется на основании разрешения на осуществле­ние деятельности с использованием сведений, составляю­щих государственные секреты, выдаваемого органами госу­дарственной безопасности Республики Беларусь.

Разрешение юридическому лицу на осуществление дея­тельности с использованием сведений, составляющих госу­дарственные секреты, выдается на основании результатов проверочных мероприятий в отношении этого юридиче­ского лица, проведенных органами государственной безо­пасности Республики Беларусь, и аттестации его руково­дителей, ответственных за обеспечение защиты государст­венных секретов.

Допуск юридического лица к государственным секретам осуществляется при соблюдении им следующих условий:

— исполнения требований Закона Республики Беларусь от 29 ноября 1994 г. «О государственных секре­тах» и иных актов законодательства Республики Беларусь в сфере защиты государственных секретов;

— наличия в его структуре подразделения по защите государственных секретов, состоящего из работников, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственных секретов в не­обходимом объеме;

— наличия необходимых сертифицированных средств тех­нической защиты государственных секретов и подготовлен­ных работников, способных обеспечить защиту государст­венных секретов при эксплуатации этих средств защиты.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Режим свободного доступа | Режим документированной информации. Электронный документ. Электронная цифровая подпись
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.