КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Режим ограниченного доступа
Понятие «информация с ограниченным доступом» применяется в ст. 19 Закона Республики Беларусь от 6 сентября 1995 г. «Об информатизации», а также в постановлении Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 28 июня 2001 г. № 7 «Об утверждении Положения о порядке разработки, производства, реализации и использования средств криптографической защиты информации ограниченного доступа, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну». Законодательство ссылается на множество видов информации с ограниченным доступом. Наиболее часто встречаемые понятия: «конфиденциальная информация», «нераскрытая информация», «деловой (производственный) секрет», «тайна исповеди», «тайна нотариальных действий», «врачебная тайна», «коммерческая тайна», «государственная тайна», «служебная тайна», «тайна личной жизни», «тайна голосования», «тайна телефонных переговоров», «тайна почтовых отправлений». В то же время нормативные акты не дают четкой классификации указанных видов, зачастую идентичные понятия в них наполняются разным содержанием. Для построения системы информации с ограниченным доступом необходимо исходить из сути ее охраны, т.е. интереса, который преследуется путем охраны информации. Логичной видится следующая градация интересов: 1) публичный интерес - охрана информационных ресурсов, имеющих государственное значение (в т.ч. государственных секретов); 2) коммерческий интер ес - интерес хозяйствующих субъектов по ограничению доступа к информации для получения преимуществ в конкуренции; 3) защита личных прав - неприкосновенность личной жизни и связанные с этим профессиональные тайны, а также неимущественные права, не связанные с имуществом. Кроме этого, классифицирующим признаком является способ охраны указанных интересов. Охрана может осуществляться путем ограничения доступа к необходимой информации — «засекречивания» (когда охраняется суть) либо обременения доступа определенными условиями — «контроль оборота информации» (когда охраняется форма). Режим ограниченного доступа можно разделить на несколько видов: 1) режимы конфиденциальной информации: а) коммерческая тайна. Согласно ст. 140 Гражданского кодекса Республики Беларусь коммерческая тайна - это информация, которая обладает тремя следующими признаками: — имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; — к ней нет свободного доступа; — обладатель этой информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. 1) Информация должна иметь коммерческую ценность (действительную или потенциальную) по причине неизвестности ее третьим лицам. Это означает, что коммерческой тайной не могут быть сведения, которые заведомо не обладают такой ценностью, так как являются общедоступными. Например, не будет коммерческой тайной юридический адрес компании или марка автомобиля ее торгового представителя. С другой стороны, коммерческой тайной может стать разработанная и используемая компанией стратегия поведения на рынке, поскольку если она станет известной третьим лицам, то ее могут «взять на вооружение» конкуренты. Это приведет к потере клиентов, снижению эффективности рекламы и объема продаж, другим негативным последствиям. 2) Второй признак коммерческой тайны тесно связан с первым и заключается в том, что к информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании. То есть к коммерческой тайне не могут быть отнесены сведения, общедоступные из открытых источников или на основании закона. К примеру, не будет коммерческой тайной информация, которую в соответствии с законом продавец обязан предоставить покупателю о товаре. Также необходимо помнить, что существует утвержденный Советом Министров перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 1992 г. № 670 «Об утверждении Положения о коммерческой тайне»). К ним относятся следующие сведения: — учредительные документы, а также документы, дающие право на занятие предпринимательской деятельностью и отдельными видами хозяйственной деятельности; — сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные данные, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; — документы о платежеспособности; — сведения о численности и составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест. Это вовсе не означает, что компании и предприниматели обязаны сделать всю перечисленную информацию общедоступной. Речь здесь идет о том, что такие сведения в обязательном порядке должны предоставляться по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, сотрудников только в случаях и порядке, предусмотренных законом. 3) Третий признак коммерческой тайны — организация должна принимать меры к ее защите. Для этого необходимо создать режим охраны конфиденциальных сведений. А начать нужно с четкого установления и документирования информации, составляющей коммерческую тайну, так как впоследствии бывает достаточно сложно доказать, что определенная информация была отнесена к коммерческой тайне. К организационным мерам можно отнести установление с помощью Положения о коммерческой тайне, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 1992 г. № 670, или приказа руководителя режима доступа к коммерческой тайне, а также перечня должностных лиц компании, имеющих такой доступ, введение кодов доступа к базам данных, хранение документов в специальных сейфах и т.д.; б) банковская тайна. Это самостоятельный вид тайны, и в отличие от сведений служебного или коммерческого характера, чья ценность определяется в первую очередь фактором их неизвестности, неизвестность сведений в режиме банковской тайны не является определяющим ее признаком, хотя он и должен присутствовать в качестве элемента, присущего любой разновидности тайны. Банковская тайна — сведения о счетах и вкладах, в том числе сведения о наличии счета в данном банке, его владельце, номере и других реквизитах счета, размере средств, находящихся на счетах и во вкладах, а равно сведения о конкретных сделках, об операциях по счетам и вкладам, а также имуществе, находящемся на хранении в банке, которые не подлежат разглашению (ст. 122 Банковского кодекса Республики Беларусь); в) персональные данные. Необходимо отметить существование такого понятия, как «персональные данные». Данное понятие обозначено в Указе Президента Республики Беларусь от 6 апреля 1999 г. № 195 «О некоторых вопросах информатизации в Республике Беларусь», где одной из целей государственной политики в области информатизации указывается защита персональных данных. Персональные данные — это сведения, позволяющие идентифицировать личность гражданина. Указанная категория является составляющей информации о гражданах. Практически охрана персональных данных осуществляется в рамках профессиональных тайн, а также путем ограничения их свободного оборота в административном порядке. Так, информационные ресурсы, где содержатся персональные данные, определяются в основном для служебного пользования, доступ к ним граждан ограничен (например, адресное бюро), в свободном обороте находятся неполные данные, не позволяющие идентифицировать лицо (например, телефонная книга, где не указаны номера квартир). Правовой режим персональных данных должен основываться на разрешении объективно существующего противоречия между неприкосновенностью частной жизни и вынужденной необходимостью сбора, хранения, использования и передачи определенных сведений об этой жизни. Для всех видов юридически значимых действий с персональными данными должен быть присущ принцип единства их целевого назначения, который означает, что персональные данные хранятся, используются и передаются только для достижения тех целей, ради которых они собирались. Правовое регулирование отношений на каждой из стадий работы с персональными данными имеет свою специфику. На стадии сбора должно соблюдаться правило, согласно которому персональные данные, за исключение случаев, предусмотренных законодательством, должны быть получены от лица, к которому они относятся. Хранение информации должно обеспечивать исключение возможности несанкционированного доступа к ней. Это достигается выбором соответствующей формы хранения, которая позволяет безошибочно идентифицировать конкретного субъекта в течение определенного периода его жизнедеятельности. Использование персональных данных должно осуществляться в пределах и целях их сбора и объема потребностей применения. Передача персональных данных в настоящее время широко распространенное явление, и в связи с этим проблема нормативного закрепления порядка распространения сведений персонального характера весьма актуальна. Очевидно, что передача сведений персонального характера может допускаться лишь в случаях и порядке, установленных законодательством; 2) режим информации, отнесенной к государственным секретам: Государственные секреты подразделяются на две категории: 1) государственная тайна; 2) служебная тайна. Государственная тайна — государственные секреты, разглашение или утрата которых может повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь, а также создать угрозу безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам. Служебная тайна — государственные секреты, разглашение или утрата которых может причинить существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан. Сведения, составляющие служебную тайну, имеют характер отдельных данных, входящих в состав сведений, составляющих государственную тайну и не раскрывающих ее в целом. Основными принципами отнесения сведений к государственным секретам являются: 1) законность; 2) безопасность личности, общества и государства; 3) обоснованность; 4) соотнесенность с мерами защиты государственных секретов иностранных государств. Соблюдение принципа законности предполагает отнесение этих сведений к государственным секретам в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 ноября 1994 г. № 3410-ХП «О государственных секретах» и иными актами законодательства Республики Беларусь. Под обеспечением безопасности личности, общества и государства при отнесении сведений к государственным секретам понимается отнесение этих сведений к государственным секретам без причинения вреда личности, обществу и государству., Обоснованность отнесения сведений к государственным секретам заключается в принятии решения об их включении в перечень сведений, подлежащих засекречиванию, на основании экспертной оценки этих сведений. Под соотнесенностью с мерами защиты государственных секретов иностранных государств при отнесении сведений к государственным секретам понимается согласованность подходов к определению категорий сведений, относимых к государственным секретам, степени их секретности и мер по их защите с законодательством государств, с которыми Республика Беларусь имеет договоры о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственные секреты. Законодательством устанавливается перечень сведений, не подлежащие отнесению к государственным секретам и засекречиванию. Не подлежат отнесению к государственным секретам и засекречиванию сведения о: — прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной опасности; — состоянии окружающей среды, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; — льготах и компенсациях, предоставляемых государством организациям и физическим лицам; — фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; — размерах золотого запаса; — обобщенных показателях по внешней задолженности; — состоянии здоровья должностных лиц государства; — фактах нарушения законности государственными органами, иными организациями и их должностными лицами. В зависимости от категории сведений, составляющих государственные секреты, характера и объема мер, необходимых для обеспечения их сохранности и защиты, устанавливаются три степени секретности сведений: особой важности, совершенно секретно, секретно. В соответствии со степенью секретности сведений, составляющих государственные секреты, присваиваются соответствующие грифы секретности: 1) для носителей государственной тайны — «Особой важности», «Совершенно секретно»; 2) для носителей служебной тайны — «Секретно». Присвоение носителям государственных секретов иных грифов запрещается. Юридические и физические лица могут пользоваться или распоряжаться сведениями, составляющими государственные секреты, переданными им государственными органами — владельцами государственных секретов, в пределах предоставленных им полномочий. Руководители юридических лиц, запрашивающих сведения, составляющие государственные секреты, обязаны создать условия, обеспечивающие защиту этих сведений. Юридические лица, использующие в своей деятельности сведения, составляющие государственные секреты, в случаях реорганизации, ликвидации этих лиц или прекращения использования ими в своей деятельности сведений, составляющих государственные секреты, обязаны принять меры по обеспечению защиты государственных секретов. Решение о передаче другим государствам сведений, составляющих государственную тайну, принимается Президентом Республики Беларусь с учетом заключения о возможности передачи этих сведений, вынесенного экспертной комиссией, сформированной уполномоченным государственным органом по защите государственных секретов. Решение о передаче другим государствам сведений, составляющих служебную тайну, принимается государственными органами — владельцами этих сведений при наличии международного договора о совместном использовании и защите государственных секретов. Допуск физического лица к государственным секретам осуществляется после заключения с ним договора о допуске к государственным секретам. Типовая форма договора о допуске к государственным секретам и порядок его заключения определяются Советом Министров Республики Беларусь. Для того, чтобы получить допуск к государственным секретам, необходимо пройти определенную процедуру. Для отдельных категорий лиц предусмотрен особый порядок допуска и доступа к государственным секретам, а именно без оформления допуска имеют право на доступ к государственным секретам: 1) Президент Республики Беларусь — с момента вступления его в должность; 2) Премьер-министр Республики Беларусь — с момента назначения его на должность; 3) депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь — с момента признания их полномочий; 4) судьи — с момента назначения их на должность. По истечении полномочий указанных лиц их доступ к государственным секретам прекращается. Участники уголовного, гражданского и (или) административного процессов, кроме судей, получают без оформления допуска доступ к материалам дел, содержащим государственные секреты, на период участия в этих делах в порядке и объеме, предусмотренных процессуальным законодательством Республики Беларусь. Допуск юридического лица к государственным секретам осуществляется на основании разрешения на осуществление деятельности с использованием сведений, составляющих государственные секреты, выдаваемого органами государственной безопасности Республики Беларусь. Разрешение юридическому лицу на осуществление деятельности с использованием сведений, составляющих государственные секреты, выдается на основании результатов проверочных мероприятий в отношении этого юридического лица, проведенных органами государственной безопасности Республики Беларусь, и аттестации его руководителей, ответственных за обеспечение защиты государственных секретов. Допуск юридического лица к государственным секретам осуществляется при соблюдении им следующих условий: — исполнения требований Закона Республики Беларусь от 29 ноября 1994 г. «О государственных секретах» и иных актов законодательства Республики Беларусь в сфере защиты государственных секретов; — наличия в его структуре подразделения по защите государственных секретов, состоящего из работников, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственных секретов в необходимом объеме; — наличия необходимых сертифицированных средств технической защиты государственных секретов и подготовленных работников, способных обеспечить защиту государственных секретов при эксплуатации этих средств защиты.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |