КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие средств массовой информации
Профессиональный статус журналиста. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями. Распространение массовой информации. Организация деятельности средств массовой информации. Понятие средств массовой информации. Подход к средствам массовой информации (далее — СМИ) как своеобразным выразителям мнений и инструментам получения и распространения общественно значимых сведений нашел свое отражение в Законе Республике Беларусь от 13 января 1995 г. № 3515-ХП «О печати и других средствах массовой информации» (далее - Закон о печати), который развивает и конкретизирует принцип свободы массовой информации. Названный закон является базовым в сфере правового регулирования отношений, возникающих по поводу организации деятельности средств массовой информации, их отношений с гражданами и организациями, порядка распространения массовой информации. В настоящий момент идет работа над проектом закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации», которым предполагается изложить закон в новой редакции. Это обусловлено большим количеством изменений, как содержательных, так и в структуре документа. Изменения должны коснуться также и названия закона, которое предполагается изложить следующим образом: «О средствах массовой информации». Такое название более корректно, так как и действующий закон, и законопроект регулируют деятельность всех СМИ, поэтому делать в названии акцент на один из видов СМИ было бы неправильным. Кроме этого, в законопроекте больше внимания уделено электронным СМИ, а также отдельная глава предположительно будет посвящена регулированию деятельности сетевых СМИ (Интернет), чего ранее не было. Следуя современным тенденциям в нормотворческой деятельности разработчики предлагают закрепить в проекте закона принципы деятельности СМИ. Наряду с такими очевидно положительными принципами, как законность и равенство, в законопроекте предлагается закрепить принцип соблюдения норм профессиональной этики и общечеловеческих норм морали. Более того, разработчики проекта продублировали данную норму в статье, которая устанавливает статус журналиста. Согласно ст. 1 Закона о печати под средствам массовой информации понимаются периодические печатные издания, телерадиоорганизации, радио-, теле-, видео-, кинохроникальные программы, другая форма периодического распространения массовой информации. Из данного определения следует, что средство массовой информации в его легальной интерпретации есть ни что иное, как одна из форм распространения информации. Таких форм может существовать сколь угодно много, но наиболее значимые и известные из них законодатель выделил в отдельный перечень. Это, прежде всего, периодическое печатное издание, под которым понимается газета, журнал, брошюра, альманах, бюллетень, другое издание, имеющее постоянное название, порядковый номер и выходящее в свет не реже одного раза в год, т.е. это своего рода материальный носитель с зафиксированной на нем информацией с определенными реквизитами. Следующая форма распространения - это радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа, аудиовизуальные сообщения и материалы, имеющие постоянное название и выходящие в свет не реже одного раза в год. В основу использования средств массовой информации положен принцип свободы массовой информации, который получил правовое закрепление и развитие в ст. 3 Закона о печати. Согласно названной статье данный принцип позволяет свободно: 1) осуществлять поиск, получение, производство и распространение массовой информации; 2) учреждать средства массовой информации, владеть, пользоваться и распоряжаться ими; 3) изготавливать, приобретать, хранить и эксплуатировать технические устройства и оборудование, сырье и материалы, предназначенные для производства и распространения продукции средств массовой информации. При этом законодатель счел необходимым провозгласить тезис о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. Этот тезис получил развернутое выражение в ст. 5 Закона о печати, которая запрещает использование средств массовой информации в целях: — совершения уголовно наказуемых деяний; — раскрытия сведений, составляющих государственную либо иную специально охраняемую законом тайну; — призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности республики; — разжигания национальной, расовой, религиозной нетерпимости либо розни; — пропаганды войны и агрессии; — распространения порнографической продукции; — посягательства на нравственность, честь и достоинство граждан; — распространения сведений, порочащих честь и достоинство Президента Республики Беларусь, руководителей государственных органов, статус которых установлен Конституцией Республики Беларусь. Важнейшей гарантией свободы массовой информации выступает законодательно установленное правило о недопустимости цензуры массовой информации. Согласно ст. 4 Закона о печати цензура массовой информации — требование от редакции со стороны государственных органов, организаций, учреждений, общественных объединений, их должностных лиц предварительно согласовывать сообщения и материалы, а также требование снять с печати тот либо другой материал или сообщение - не допускается. Не допускается создание и финансирование организаций, учреждений, органов либо должностей, в задачи или функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |