Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление и развитие политико-правовой идеологии

 

За время многовековой истории борьбы за государственную власть возникло очень много политико-правовых доктрин. Борющиеся классы имели своих идеологов, в теоретической форме выражавших отношение своего класса к государству и праву. Созданные ими концепции и формы их изложения (теоретический трактат, философское сочинение, политический памфлет, проект конституции и т.п.) столь же разнообразны, сколь разнообразны вообще результаты индивидуального творчества. Вместе с тем всем этим концепциям присуще нечто общее: они выражают отношение определенных классов и социальных групп к государству и праву (программная, оценочная часть учения), строятся на свойственной данной эпохе идейно-теоретической основе (методологический стержень учения), содержат решения основных проблем теории государства и права (теоретическое содержание учения). Поэтому политико-правовая доктрина включает три компонента:

1) логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу;

2) содержательный компонент в виде понятийно-категориального аппарата;

3) программные положения - оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.

Логико-теоретическая основа политико-правовой доктрины связана с другими формами общественного сознания, с мировоззрением эпохи. Политические учения раннего классового и рабовладельческого общества опирались преимущественно на религиозные (в государствах Древнего Востока) и на философские (Древняя Греция и Древний Рим) обоснования. Мировоззрение средних веков было теологическим.

Содержанием политико-правовой доктрины является ее понятийно-категориальный аппарат, теоретическое решение общих проблем государства и права, обширная и завершенная система взглядов, основанная на категориях, имеющих опорный, ключевой характер именно в данной доктрине. Со временем сложился традиционный круг вопросов, решение которых образует содержание политического и правового учения. К ним относятся вопросы о происхождении государства и права, вопросы об их связи с обществом, с личностью, с отношениями собственности; проблемы форм государства, его задачи, методы политической деятельности, связи государства и права, проблема прав личности и др.

Программные положения - Цели и задачи политической деятельности и борьбы, присущие каждой политико-правовой доктрине, накладывают отпечаток на направленность содержания ее теоретической части и предопределяют выбор методологической основы самой доктрины. В программных положениях наиболее четко и ясно выражен социально-классовый характер доктрины в целом: через них политико-правовое учение связано с практикой политической и идеологической борьбы. Программная часть учения непосредственно выражает интересы и идеалы определенных классов или социальных групп, их отношение к государству и праву. Из трех компонентов политико-правовой доктрины именно программа является цементирующим, связывающим воедино ее элементы началом, придающим политико-правовой доктрине монолитность, поскольку оформление политических и правовых взглядов, суждений, оценок в целостную систему происходит на социально-классовой основе.

Наиболее обширной частью политико-правовых доктрин является их теоретическое содержание. Оно всегда связано со способом обоснования политико-правовой программы, логически построенным в духе мировоззрения эпохи.

Политико-правовые доктрины чаще всего являются результатом индивидуального творчества, но те из них, которые приобретают общественное значение, имеют определенные социальные функции. К функциям политико-правовых доктринотносится идеологическое самоопределение (самосознание) какой-либо социальной группы по проблемам права, государства, политики, а также влияние на массовое политическое и правовое сознание, на политику государства и развитие права.

Одним из способов определения социальной сущности и реального содержания политико-правовой доктрины является установление связи ее программных положений с объективными тенденциями исторического процесса, проекция программной части доктрины на реальный исторический процесс.

Для того чтобы определить, чьи интересы выражены в данном учении, необходимо исследовать исторические условия создания этого учения, прежде всего классовую структуру общества, социальные противоречия, степень и тенденции его развития. Более всего с конкретной исторической обстановкой связана программная часть политико-правового учения.

Наряду с интересами социальных групп в политико-правовых доктринах нередко находили выражение общечеловеческие ценности. В общем виде это идеи справедливости, всеобщего блага, свободы и другие элементарные нормы нравственности. В ряде политико-правовых доктрин, выражавших интересы классового меньшинства, эти идеи были грубо деформированы, терминологически включены в системы взглядов, направленных на оправдание и укрепление жестокой и несправедливой для большинства социально-политической реальности. Возможность такой деформации зависела от абстрактности, чрезмерной общности понятий и норм, которые могли быть наполнены произвольным содержанием. Для определения того, действительно ли в политико-правовой доктрине речь идет об общечеловеческих ценностях или же в ней лишь чисто формально используется соответствующая терминология, необходима конкретизация этих понятий и норм применительно к специфике права и государства.

Общечеловеческие ценности выражены в тех учениях о праве, которые содержат идеи равенства людей перед законом, прав и свобод человека, достаточно конкретно раскрывают содержание этих прав и свобод и обосновывают необходимость их гарантий. С этими идеями тесно связана мысль о необходимости подчинения праву не только индивидов, но и самого государства.

Воплощение общечеловеческих ценностей в учениях о государстве более всего связано с проблемой преодоления политического отчуждения.

Под политическим отчуждением понимается превращение государства, возникшего в результате человеческой деятельности, в нечто не зависимое от общества, чуждое обществу и господствующее над ним.

Сущность государства составляет выделившийся из общества особый разряд людей, который управляет другими людьми и в этих целях владеет аппаратом принуждения.

История политических и правовых учений на всем ее протяжении иногда характеризуется как процесс накопления, развития, знаний о политике, государстве и праве.

Если попытаться представить историю политических и правовых учений как кумулятивный процесс накопления и трансляции знаний, то нельзя понять, какое место в такой истории принадлежит иллюзорным, ненаучным, утопическим доктринам и теориям, владевшим умами миллионов людей целых эпохи. Например, господствовавшая в 17-18 вв. идея общественного договора о создании общества и государства была ненаучной, а в комплексе современных теоретических знаний заслуживает внимания разве что только в связи с критическим обзором различных устаревших идей о происхождении государства. В новый период борьбы буржуазии против феодализма, идея общественного договора как способ выражения сопричастности человека и народа к власти - противостояли идее богоустановленности власти феодальных монархов.

Политико-правовая идеология, как всякая идеология, определяется в понятиях не гносеологии (истинное - неистинное), а социологии (самосознание групп и классов). Поэтому к политико-правовым доктринам применяется критерий не истинности, а способности выражать интересы той или иной социальной группы. Представление об истории политических и правовых учений как об истории знаний, основанное по аналогии с историей естественных наук, не подтверждается в реальной истории политико-правовой идеологии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений | Периодизация истории политической мысли
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.