Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политико-правовые идеи в «Слове о Законе и Благодати», политическая программа В. Мономаха

Мысли в XI-XIV вв.

Лекция 6. Развитие русской политической и правовой

1. Политико-правовые идеи в «Слове о Законе и Благодати», политическая программа В. Мономаха.

2. Политико-правовые воззрения Даниила Заточника.

 

В XI-XII вв. Древнерусское государство переживало свой культурный расцвет. Принятие христианства и распространение письменности обусловили появление разнообразных исторических и правовых произведений разнообразных жанров (хроники, трактаты, правовые сборники и т.д.). Культурным подъемом отмечено княжение Ярослава Мудрого (1019-1054). Великий киевский князь любил и ценил книгу («к книгам прилежа и день и нощь») и способствовал распространению книжного образования в своей стране («насеял книжными словесами сердца верных людей»).

Активная политико-правовая жизнь (вечевые собрания в городах, принятие правового сборника – «Русской Правды», взаимоотношения с другими странами) способствовала развитию политико-правового мышления.

Первый русский политический трактат «Слово о Законе и Благодати» был написан в XI в. киевским митрополитом Иларионом. Начинает он свое произведение с выяснения взаимодействия Закона и Истины. Для средневековой культуры характерно употребление термина «закон» в теологическом и юридическом значении, так как закон рассматривается как проводник чужой воли: Бога или Господина (в данном случае государя). Истина связана с достижением христианином высокого нравственного статуса, связанного с постижением Новозаветного учения и воплощением его непосредственно в своем поведении и деятельности. Тот, кто живет согласно постулатам Нового Завета, не нуждается в регулятивном действии законов, ибо внутреннее нравственное совершенство позволяет ему свободно реализовать (соответственно Истине) свою волю.

По мысли Илариона, Закон призван определять внешние поступки людей на той ступени их развития, когда они не достигли еще совершенства, он дан им только «на регулирование Благодати и Истины». Именно благодаря подзаконному состоянию человечество способно избежать взаимного истребления, так как оно сначала, словно «скверный сосуд», омывается «водой – законом», а затем становится способным вместить уже «молоко Благодати». Закон и Истина не противопоставляются друг другу – напротив, они показаны во взаимодействии, причем с заданной последовательностью. Законопослушное и нравственное поведение человека в обществе связано у Илариона с постижением Истины и достижением в силу этого Благодати как идеала христианина.

В распространении морально-этического идеала христианства киевский митрополит усматривает путь к совершенствованию человечества и замене Закона (Ветхий Завет) Истиной (Новый Завет).

Основные политико-правовые взгляды изложенные Иларионом в «Слове о Законе и Благодати»:

1. Утверждается идея о равноправии всех народов, живущих на земле, подчеркивается, что время избранничества одного народа прошло. Бог не делает различий между эллином, иудеем и каким-либо другим народом, ибо его учение равно распространяется на всех без исключения людей независимо от расы, пола, возраста и социального состояния. Иларион осуждает притязания Византии на гегемонию во всем христианском мире.

2. Стремился показать международное значение Русского государства как равноправного среди других западных и восточных стран.

3. Источник верховной власти Иларион усматривает в божественной воле, поэтому сам великий князь воспринимается как «причастник Божественного царства», который обязан перед Богом отвечать «за труд паствы люди его», обеспечивать мир («ратные прогони, мир утверди, страны укороти») и хорошее управление.

Трактат Илариона был высоко оценен современниками и потомками. Сумма политико-юридических проблем, затронутых в нем (представление о статусе верховной власти и ее носителе, законности происхождения и реализации властных полномочий, моральном облике великого князя, ответственности за управление страной, мирном курсе внешней политики), разрабатывалась в русской политической литературе в течение многих веков.

Дальнейшее развитие русская политическая мысль получает в трудах Владимира Мономаха (1053-1125).

В 1113 г. во время большого Киевского Восстания на Киевский стол был приглашен сын великого князя Всеволода и внук Ярослава Мудрого – Владимир Мономах, который фактически участвовал в управлении государством еще при своем отце Всеволоде, а затем оказывал большое влияние на государственные дела при великом князе Святополке и прославился также военными походами и победами над половцами.

Политическая программа Мономаха сформулирована в его сочинениях: «Поучение детям», «Послание Олегу Черниговскому» и «Отрывок» (Автобиография), в которых затронут большой круг вопросов: объем полномочий великого князя, взаимоотношения церкви и государства, принципы отправления правосудия в стране.

Политическое содержание его взглядов наиболее отчетливо представлено в «Поучении», где ведущее место занимает проблема организации и осуществления верховной власти. Мономах советует будущим великим князьям все дела решать совместно с Советом дружины, не допускать в стране «беззакония» и «неправды», правосудие вершить «по правде». Судебные функции Мономах предлагал осуществлять князю самому, не допуская нарушения законов и проявляя милосердие к наиболее беззащитным слоям населения (бедным смердам, убогим вдовицам, сиротам и т.д.), отрицание кровной мести вылилось у него в полное неприятие смертной казни: «Ни права, ни крива не убивайте и не повелевайте убити его».

При решении вопроса о взаимоотношениях светской и духовной властей Мономах отводит церкви почетное, но явно подчиненное место. Он «чтил чернеченский и поповский чин», но тем не менее отдавал предпочтение мирским людям, которые «малым добрым делом» стараются помочь своей стране и народу, перед монахами, которые терпят «одиночество, чернечество и голод» в поисках личного спасения.

 

2. Политико-правовые воззрения Даниила Заточника. «Моление»

Традиции русской политической мысли домонгольского периода нашли свое выражение в произведении «Моление», приписываемом Даниилу Заточнику и появившемуся в период феодальной раздробленности. По-видимому, в конце XII или начале XIII в., когда центры русской политической жизни переместились из Южной Руси в Северо-Восточную, слух о завоевательных походах монгольского государства уже распространился по русским землям, и страх перед этим событием выражен Даниилом в словах: «Не дай же, Господи, в полон земли нашей языком (народом.), не знающим Бога».

Произведение Даниила выражало тенденции, направленные на укрепление великокняжеской власти, способной преодолеть внутренние раздоры и подготовить страну к обороне от завоевателей.

Центральной политической идеей произведения, его стержнем служит образ великого князя. Он явно идеализирован в традициях, разработанных в русской политической литературе. Князь привлекателен внешне («глас сладок», а «образ красен»), он милостив (рука его всегда «простерта на подаяние убогим»). Управление князя крепко и справедливо («дуб крепок множеством корения, тако и град наш твоею державою»). Князь выступает как верховный глава всем своим людям («кораблю глава кормник, а ты, князь, людем своим»); если его власть организована плохо и в державе отсутствуют порядок и управление, а, напротив, существует «безнарядие», - в этом случае и сильное государство может погибнуть, поэтому важно не только верховенство князя, но и хорошо организованное управление («град наш крепится основанием»).

В духе традиций русской политической мысли Даниил последовательно проводит мысль о необходимости князю иметь при себе «думцев» и опираться на их Совет (Думу). Советники должны быть умны и справедливы и всегда действовать по закону («правде»), а князю необходимо уметь их выбирать. Не обязательно привлекать только старых и опытных, ибо дело не в возрасте и опыте, а в уме. Сам автор «юн возраст» имеет, но зато обладает «старым смыслом». Эти положения со всей очевидностью показывают, что форма власти у Даниила близка к идеалу Мономаха: великий князь решает дела с мудрыми советниками, и такой порядок укрепляет «грады и полки» и «державы».

Князь должен иметь хорошее войско, так как его «богатство во множестве храбрых и мудрых людей». Не златом и серебром должен он похваляться, «но множеством воев». Управление войском следует поручать мудрому военачальнику, ибо «мудрых полки сильны, а безумных храбры, но не умны, и на них бывает победа».

Боярское самоуправство осуждается автором. Оно беззаконно, несправедливо, порождает в державе неурядицу. Боярин и князь противопоставляются друг другу с явным предпочтением последнего. Боярское засилье ведет к прямому ущербу верховной власти: «конь тучен яко враг смыслит на князя злое», а «боярин богат и силен, и он на князя своего мыслит все злое».

Эти слова явно свидетельствуют об осуждении Даниилом политики феодальной раздробленности и желании видеть свою державу сильной, единой, управляемой мудрым и смелым князем, опирающимся на Совет «думцев» и представляющим своей властью опору и защиту всем подданным. Причем его интересует только охрана и защита своей земли, а не завоевательные походы, которые часто кончаются гибельно: «много бо ополчаются на большие грады и со своих меньших сседают».

Поддержка Даниилом сильной великокняжеской власти предполагала ограничение полномочий местных феодалов, что соответствовало главной задаче того времени – объединению всех русских земель под властью великого князя.

Впоследствии к его труду обращались многие русские мыслители других эпох.

 

Контрольные вопросы и задания:

  1. Назовите первый русский политический трактат?

а) «Слово о полку Игореве»; в) «Повесть временных лет»;

б) «Русская правда»; г) «Слово о законе и благодати».

  1. Когда Русь приняла христианство?

а) 988г; в)882г;

б) 862г; г) VII в.

  1. Кому принадлежат сочинения «Поучение детям», «Послание Олегу Черниговскому» «Отрывок» (Автобиография)

а) Я. Мудрому; в) кн. Олегу;

б) В. Мономаху; г) кн. Владимиру.

  1. Охарактеризуйте отношение В. Мономаха к кровной мести, к смертной казни.
  2. К какому периоду русской истории принадлежит произведение Даниила Заточника. Назовите его. Охарактеризуйте этот период.
  3. Форма власти, которую отстаивал Даниил Заточник:

а) все дела великий князь в) все дела великий князь решает

решает самолично; советуясь с народом;

б) все дела великий князь г) все дела великий князь решает,

решает, советуясь с думцами посоветовавшись с Богом.

и опираясь на их совет;

  1. При каком Великом князе Киевская Русь достигла высокого культурного уровня:

а) В. Мономахе; в) Я. Мудром;

б) кн. Всеволоде; г) кн. Владимире.

  1. Согласно оценкам многих историков, в Великороссии около 1300г. самым сильным княжеством было Тверское, самым воинственным – Рязанское, самым культурным – Ростово-Суздальское, самым богатым – Новгородская республика, главным же городом России вскоре становится Москва. Почему?
  2. Многие историки утверждают, и это, видимо справедливо, что накануне Батыева похода на Русь, среди ее жителей, в отличие от Западной Европы, было много грамотных. Почему, ведь в целом Запад значительно опережал Древнерусское государство в своем развитии?
  3. Куликовская битва, по идее, должна была усилить этническую целостность русских людей. А получилось наоборот: русские люди, от князей до холопов, искали себе друзей и помощников на стороне, норовя заключить союз то с татарами, то с литовцами, то с поляками, то с немцами и шведами. А почему не друг с другом – русские с русскими?

 

Основная литература:

Антология мировой политической мысли: В 5т. М. 1997 г. Т. 2

Исаев И.А. Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI-XX вв. М., 1995.

История политических и правовых учений. / Под общ. ред. В.С.Нерсесянца. М. 2003г. Гл.7.

История политических и правовых учений: Хрестоматия. Е.А.Воротилин. И.Ф.Мачин. М., 1996.

Поучение Владимира Мономаха своим детям: Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века М.,1989, С.46-47 (Фрагмент).

Дополнительная литература:

Договорная грамота Новгорода с Великим князем Тверским Ярославом Ярославичем. 1270 г.: Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1989г. С.53-54.

Гумилев Л.Н. Встреча солнца. / Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992г. С.259-262.

Наше Отечество.Опыт политической истории. В 2т.М.,1992, Т.2 С.8-70

Повесть временных лет: Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. М. 1989г. С.37-42

Русская правда. / Ключевокой В.О. Соч.в 9т., М. 1989, Т.8, С.86-99.

Соловьев С.М. Соч. в18кн. М., 1988-1993, Кн. 1-8.

Солоухин В.А. Отступление автора. / Солоухин В.А. Древо. М., 1991. С.25-27

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политико-правовые взгляды Ф. Аквинского | Политико-правовые учения эпохи Возрождения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.