Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Альтернативные теории внешней торговли


Классические теории международной торговли.

Тема 3. Теории международной торговли.

1. Классические теории международной торговли.

2. Альтернативные теории внешней торговли.

 

Современные теории международной торговли имеют долгую историю. Попытка создания последовательной экономической концепции, объясняющей необходимость международной торговли и ее место в хозяйственной жизни страны, впервые была предпринята в рамках научной экономической школы меркантилизма (итал. Merkante – купец, торговец), сложившейся в 15 столетии и господствовавшей почти три века, до начала 18 века. Основные представители меркантилизма: Т.Мен (Англия), А. Серра (Италия), А.Монкретьен (Франция).

Ключевые идеи меркантилистов можно свести к следующим положениям:

1. главное богатство общества – драгоценные металлы, в частности золото и серебро;

2. источником богатства является сфера обращения, т.е. торговля и денежный оборот;

3. государство должно всячески способствовать накоплению в стране драгоценных металлов.

4. Внешняя торговля должна быть полностью ориентирована на получение золота, поскольку при простом товарном обмене (например, шерсти на вино) оба товара, будучи использованными, перестают существовать.

Представители меркантилистской школы внешней торговли полагали, что для укрепления национальных позиций государство должно:

1. поддерживать положительный торговый баланс – вывозить товаров больше, чем ввозить, так как это обеспечивает приток золота в качестве платежей, что, в свою очередь, позволяет увеличивать внутренние расходы, производство и занятость;

2. регулировать внешнюю торговлю для увеличения экспорта и сокращения импорта с помощью тарифов, квот и других инструментов торговой политики;

3. запретить или строго ограничить вывоз сырья и разрешить беспошлинный импорт сырья, которое не добывается внутри страны, но используется при производстве экспортной продукции: это позволит держать низкими экспортные цены на готовую продукцию;

4. запретить всякую торговлю колоний с иными странами, кроме метрополий, которая единолично может перепродавать колониальные товары за рубеж, а также запретить колониям производить готовые товары, превратив их тем самым в поставщиков сырья для метрополии;



5. установить контроль за использованием и обменом драгоценных металлов, в том числе запретить частным лицам вывоз золота и серебра.

Меркантилисты внесли значительный вклад в развитие теории международной торговли, так как первыми отметили ее значимость для экономического развития стран и разработали одну из возможных моделей внешней торговли. Также они впервые описали то, что в современной экономике называется платежным балансом.

Сильный удар по меркантилистским воззрениям на внешнюю торговлю нанесли экономисты, представляющие школу, которая позже получила название классической, и, в частности, ее основоположник английский экономист Адам Смит (1723 - 1790).

А. Смит первым из крупных экономистов обосновал выгодность международной торговли для всех участвующих сторон с помощью теории абсолютных преимуществ.

Абсолютное преимущество – это способность страны производить товары и услуги с меньшими затратами ресурсов по сравнению с другими торговыми партнерами.

Суть теории: если одна из стран имеет более низкие издержки производства одного товара (в модели А. Смита; Англия – шерсть); а другая страна - другого товара (Португалия - вино), то специализация на производстве “своих’ товаров и последующий обмен позволит обеим странам увеличить суммарное потребление и благосостояние.

Разберем простейшую модель, иллюстрирующую ситуацию абсолютного преимущества. Предположим, что две страны Россия и Германия выпускают с одинаковым качеством только два товара - автомобили и тракторы. Страны различаются по затратам ресурсов на производство единицы товара. Эти данные отражены в следующей таблице.

 

 

Таблица 1.

Затраты ресурсов на производство единицы товара
Товар Германия Россия
автомобиль
трактор

 

Германия имеет абсолютное преимущество в производстве автомобиля, поскольку затрачивает одну единицу ресурсов по сравнению с 4 единицами ресурсов в России. В тоже время Россия с меньшими издержками изготавливает тракторы - за 2 единицы ресурсов против 3 в Германии. Если страны устанавливают между собой торговые отношения, то Германия, экспортируя 1 автомобиль, сможет на вырученные средства приобрести 0.5 трактора в России. В то время как внутри Германии 1 автомобиль обменивается на 0.3 трактора. Следовательно, изымая ресурсы из производства тракторов, Германия наращивает производство автомобилей и обменивает их на тракторы по более выгодной цене у России. Совокупное благосостояние Германии растет.

Аналогично поступает Россия, налаживая экспорт тракторов в Германию. За один экспортированный трактор Россия получает два германских автомобиля, тогда как внутри страны каждый произведенный автомобиль требует отказа от производства двух тракторов. Перераспределяя ресурсы из автомобильной отрасли в пользу тракторной, Россия экономит общественные ресурсы и увеличивает совокупное благосостояние.

Однако, теория абсолютных преимуществ не дает ответа на вопрос, будет ли выгоднаторговля между двумя странами, если одна более развитая страна может производить оба вида продукции с меньшими издержками. Данную теорию дополнил Д. Рикардо, и ее выводы получили название теория сравнительных преимуществ.

Сравнительное преимущество – способность страны производить товар или услугу с относительно меньшими альтернативными издержками.

Д. Рикардо в теории сравнительных преимуществ показал, что даже если какая-либо страна имеет абсолютное преимущество в издержках производства по всем товарам, то и в этом случае сохраняется стимул для внешней торговли, поскольку этой стране выгоднее сосредоточить усилияв производстве техтоваров, где она добилась относительно большей эффективности и экспортировать их в обмен на товары, по которым относительное преимущество сохраняет другая страна.



Продолжим пример с Россией и Германией:

Таблица 2.

Продукт Россия Германия
Трактор 5единиц ресурсов 4единицы ресурсов
Автомобиль 4 единицы ресурсов 2 единицы ресурсов

Как видим, Германия имеет абсолютное преимущество в производстве обоих товаров, т.к. затрачивает на каждый из них меньше ресурсов, чем Россия. Казалось бы, торговля между странами невыгодна, т.к. Германия может производить все сама. Но так дело обстоит только с точки зрения абсолютных преимуществ. Если же рассматривать ситуацию с точки зрения относительных преимуществ, то выяснится, что Россия затрачивает относительно меньше ресурсов на производство тракторов, чем Германия. Высвободив 4 единицы ресурсов из производства 1-го автомобиля, Россия может построить 4/5 трактора, а Германия, отказавшись от производства одного автомобиля, только 1/2 трактора. Можно утверждать также, что относительная цена трактора в России (цена 1 трактора, выраженная в количестве автомобилей, которое можно построить при таких же расходах ресурсов) меньше, чем в Германии.

Относительная цена 1 трактора в России равна 1,25 автомобиля (5:4), в Германии 1 трактор стоит 2 автомобиля (4:2). Тем самым, тракторы все же выгодно производить в России, а автомобили, конечно же, в Германии. В результате подобного разделения труда выигрывают обе страны, а в целом будет произведено больше обоих товаров, чем в случае отказа от взаимовыгодной торговли.

Значение теории сравнительных преимуществ во внешней торговле заключается в том, что она является главным аргументом в пользу свободной торговли и против бездумной политики протекционизма, приводящей иногда разрушительным последствиям.

Однако теория сравнительных преимуществ имеет ряд серьезных недостатков, как методологического, так и содержательного характера. С точки зрения методологии эта теория игнорирует следующие обстоятельства:

· не учитываются транспортные издержки, которые могут достигать значительных величин и делать неэффективной взаимную торговлю определенными товарами;

игнорируется международное перемещение факторов производства, и, следовательно, изменение относительных уровней производительности труда в разных странах.

В 20-30 гг. ХХ века шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин развили неоклассические взгляды на природу внешней торговли в следующей теореме: поскольку страны в равной степени и в различных соотношениях наделены факторами производства, то каждая страна стремится экспортировать товары, в которых интенсивно используются избыточные для нее факторы производства, а импортировать товары с интенсивным использованием дефицитных факторов производства.

Логическая безупречность теоремы Хекшера-Олина впервые была поставлена под сомнение в конце 40-х годов американским экономистом российского происхождения Василием Леонтьевым. С помощью созданной им модели межотраслевого баланса он исследовал структуру импорта и экспорта и пришел к удивительным выводам, названным позднее «парадоксом Леонтьева». Оказалось, что импорт США в 1947 году был капиталоемким по сравнению с экспортом, в то время как последний отличался трудоемкой структурой по сравнению с импортом, а в соответствие с теоремой Хекшера-Олина следовало ожидать, наоборот, преобладание капиталоёмкого экспорта и трудоёмкого импорта.

Объяснения парадокса Леонтьева сводятся к следующим положениям:

· дифференциация факторов производства: необходимо учитывать качество и неоднородность таких агрегированных факторов производства, как труд и капитал. При этом нужно разделять рабочую силу на мало и высоко квалифицированную. США и другие высокоразвитые страны экспортируют такую трудоемкую продукцию, в которой доминирует доля высоко квалифицированного труда. Соответственно развитые страны могут импортировать капиталоемкую продукцию, произведенную с помощью традиционных малотехнологичных видов капитала;

· существует т.н. обратимость факторов производства. Один и тот товар может быть трудоемким в трудоизбыточной стране и капиталоемким в капиталоизбыточной стране. Например, рис, производимый в капиталоизбыточной стране США, является капиталоемким товаром, поскольку производится с помощью передовой технологии. Тот же рис производимый в трудоизбыточном и капиталонедостаточном Вьетнаме, не может быть трудоемким, т.к. производится практически вручную.

В 1955году английский экономист Т.Рыбчинкий доказал теорему соотношения роста предложения факторов и увеличения производства, известную как теорема Рыбчинского: растущее предложение одного из факторов производства приводит к увеличению производства и доходов в той отрасли, где этот фактор используется относительно более интенсивно, и к сокращению производства и доходов в отрасли, где этот фактор используется относительно менее интенсивно.

Одним из конкретных проявлений закономерности, описываемой теоремой Рыбчинского, является так называемая «голландская болезнь». Когда в 70-е гг. Голландия начала разработку месторождений природного газа в Северном море, быстрое увеличение объемов добычи газа сопровождалось переливом ресурсов в эту отрасль из отраслей обрабатывающей промышленности, что приводило к сокращению в них объемов выпуска и экспорта. Аналогичные процессы наблюдались также в Великобритании, Норвегии и других, где велась интенсивная разработка новых месторождений.

Голландская болезнь – опасные последствия для национальной экономики разработки новых месторождений полезных ископаемых, проявляющиеся в упадке традиционных отраслей обрабатывающей промышленности вследствие перелива ресурсов в новый растущий сектор экономики.

 

Теория жизненного цикла продукта

В середине 60-х годов американский экономист Р.Вернон выдвинул теорию, объясняющую развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни, т.е. периода времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.

Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии – внедрение, рост, зрелость и упадок. На первой стадии происходит разработка новой продукции в ответ на возникшую потребность внутри страны. В связи с этим производство носит мелкосерийный характер, продукт в основном потребляется на внутреннем рынке, и лишь небольшая часть его поступает на внешний рынок. На следующей стадии спрос на продукт растет и его производство расширяется и постепенно распространяется на другие страны. Для стадии зрелости характерно крупносерийное производство, а в конкурентной борьбе преобладающим становится ценовой фактор. Одновременно начинается перемещение технологии производства продукта в менее развитые страны, которые за счет дешевизны факторов производства постепенно концентрируют у себя основной выпуск данной продукции, обеспечивая потребности всего мирового рынка, в том числе и страны – пионера в производстве этого продукта.

На стадии упадка спрос, особенно в развитых странах, сокращается, производство и рынки сбыта концентрируются преимущественно в развивающихся странах, а страна нововведения становится чистым импортером.

Например, производство суперкомпьютеров, атомных реакторов, высокотехнологичных вооружений по-прежнему концентрируется в известных странах, обладающих уникальными преимуществами для их производства.

Теория эффекта масштаба. Данную теорию предложили в начале 80-х американские экономисты П.Крюгманом и К. Ланкастером.
Суть эффекта масштаба заключается в том, что при увеличении масштабов производства удельные издержки на единицу продукции будут снижаться с ростом выпуска за счет экономии на элементах постоянных издержек. Возникает экономия за счет массового производства. В связи с этим многие развитые страны, обеспеченные факторами производства примерно в равных пропорциях, как бы сознательно соглашаются уступить друг другу определенные рынки, с тем, чтобы специализироваться на производстве определенной продукции, создавать крупные предприятия в своих странах и извлекать эффект масштаба. Например, США выгодно покупать у Японии дешевые телевизоры и видеомагнитофоны, свернув собственное производство этих товаров до нуля, предлагал на японский рынок самолеты и суперкомпьютеры, которые страна также не производит вообще.

Теория конкурентных преимуществ. В 1991г. американский экономист Майкл Портер опубликовал книгу «Конкурентные преимущества стран», в которой он предложил новый подход к анализу развития международной торговли. В современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана с приобретенными преимуществами, целенаправленно формируемыми в ходе конкурентной борьбы. Исходя из того, что на мировом рынке конкурируют фирмы, а не страны, М.Портер показывает, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество и какова роль правительства в этом процессе.

Выбор фирмой конкурентной стратегии зависит от двух главных факторов: структуры отрасли, в которой действует данная фирма, и той позиции, которую занимает фирма в своей отрасли.

Для успеха на мировом рынке необходимо соединение правильно выбранной конкурентной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны. М.Портер выделяет четыре детерминанта конкурентного преимущества страны:

1. обеспеченность факторами производства (научно-техничекие знания, высококвалифицированная рабочая сила, развитая инфраструкрура и др.), целенаправленно создаваемые страной.

2. параметры внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, который в зависимости от своего объема и структуры позволяет использовать эффект масштаба, стимулирует нововведения и повышение качества продукции, подталкивает фирмы к выходу на внешний рынок.

3. наличие в стране конкурентоспособных отраслей- поставщиков и родственных отраслей, производящих взаимодополняющую продукцию.

4. конкурентоспособность отрасли зависит от национальных особенностей стратегии, структуры и соперничества фирм, т.е. от того, каковы условия в стране, определяющие особенности создания и управления фирмами, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке.

В формировании национального конкурентного преимущества огромную роль играет правительство страны. Своей денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и таможенной политикой оно прямо влияет на параметры спроса и факторы производства. Осуществляя антимонопольное регулирование, правительство оказывает воздействие оптимальной конкурентной среды в ведущих секторах и отраслях национальной экономики, содействуют развитию родственных и сопряженных отраслей, взаимодействующих с ведущими экспортными отраслями.

Таким образом, теория М.Портера в настоящее время наиболее полно отражает все важнейшие параметры национальных экономик, определяющих в своей совокупности конкурентные преимущества той или иной страны.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мировые цены | Сущность и тенденции развития внешнеторговой политики

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.007 сек.