Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобальная коммуникационная система Интернет

ТЕМА 14

История возникновения Интернет такова. В конце 60-x ― начале 70-х годов Агентство перспективных разра­боток Министерства обороны США создало компьютер­ную сеть, охватывающую все научные центры страны (в основном — университеты), для обеспечения информаци­онного обмена между ними и сохранения ценной инфор­мации в случае поражения некоторых из этих центров во время ядерной войны. Была разработана технология свя­зи между сетью и компьютером посредством протоколов, которая используется до сих пор. Постепенно компьютерная сеть охватила все вузы США, к ней подключились ча­стные информационные и почтовые системы, различные образовательные, гуманитарные и коммерческие службы.

В начале 90-х годов в Европейском центре ядерных ис­следований в Женеве Тим Бернерс-Ли разработал техно­логию «Всемирной паутины» (World Wide Web = WWW). В эту «паутину» вошли организации различных стран, и Интернет стала международной, в принципе — глобальной компьютерной сетью. Но она была не общедоступным, а элитарным коммуникационным средством.

Во второй половине 90-х годов происходит взрывоподобное развитие сети Интернет и связанных с нею комму­никационных технологий. В конце XX века в Интернете насчитывалось более 300 млн. постоянно подключенных к ней серверов. Сервер — компьютер несколько большей мощности по сравнению с обычным персональным ком­пьютером, который служит физическим носителем ин­формации, доступной пользователя Сети. Интернет, по общему мнению, превращается в виртуальное государ­ство со своей собственной «киберкультурой», территори­ей и населением, не зависящим от национальных или по­литических границ.

Россия, несмотря на кризисное состояние науки и экономики, с 1995 г. подключилась к Всемирной паути­не. В 1999 г. были сотни коммерческих провайдеров — владельцев серверов и региональных научно-образовательных сетей, обеспечивающих доступ к Интернет прак­тически во всех крупных городах России. Особенно боль­шую и активную деятельность по внедрению Интернет в России развернул Институт «Открытое общество» (фонд Сороса).

Дефиниция Интернет вытекает из сущностных функ­ций, присущих сети, а именно:

• Интернет ― глобальный коммуникационный канал, обеспечивающий во всемирном масштабе передачу муль­тимедийных сообщений (коммуникационно-простран­ственная функция);

• Интернет — общедоступное хранилище информации, всемирная библиотека, архив, информационное агентство (коммуникационно-временная функция);

• Интернет — вспомогательное средство социализации и самореализации личности и социальной группы путем общения с заинтересованными партнерами, всепланетный клуб деловых и досуговых партнеров.

Исходя из сказанного, получаем дефиницию: Интер­нетглобальная социально-коммуникационная компью­терная сеть, предназначенная для удовлетворения лично­стных и групповых коммуникационных потребностей за счет использования телекоммуникационных технологий. В этой дефиниции учтены следующие отличительные при­знаки Интернет:

социально-коммуникационная сущность сети, обус­ловленная коммуникационно-пространственной и комму­никационно-временной функциями, т. е. способностью обеспечивать движение смыслов в социальном простран­стве и времени;

• предназначенность для удовлетворения коммуника­ционных потребностей не общества в целом, а отдельных личностей и социальных групп, обусловленных их стрем­лением к социализации и самореализации;

• вхождение в систему электронной коммуникации, благодаря использованию компьютерной базы и телеком­муникационных технологий;

глобальные масштабы Сети.

Не касаясь технологических подробностей, перечис­лим основные технические решения и термины, при­нятые в Интернет.

WWW — Всемирная паутина представляет собой пространственно распределенную информационно-поисковую систему, состоящую из следующих элементов:

информационных ресурсов в виде: Web-страниц, представляющих собой адресованные (имеющие однозначный адрес) машиночитаемые документы, содержащие текст, графическую информацию, в том числе — многоцветные изображения, и ссылки на другие документы, как-то связанные с данным; система ссылок образует гипертекст, облегчающий информационный поиск; сайтов — совокуп­ности страниц, принадлежащих частному лицу или орга­низации и размещенных на каком-либо сервере; сайты (от англ. site — участок) имеют свои адреса; на одном сервере мо­жет размещаться несколько сайтов; каталогов и файлов — средств организации информационных ресурсов;

информационно-поисковых языков словарного и классификационного типа, служащие для поиска инфор­мации по ключевым словам и индексам иерархических классификаций (русскоязычные поисковые системы Рамблep, Апорт, Индекс, Ау; англоязычные — Altavista, Info-seek и др.);

логических операций, используемых при поиске с помощью операторов И, ИЛИ, НЕ, а также расширении поисковой зоны путем отбрасывания окончаний и суф­фиксов слов;

технических средств реализации в виде серверов с размещенными на них сайтами и страницами и средства­ми проводной и радиосвязи, образующими узлы и глобаль­ную cmpукmypy сети;

программного обеспечения, включающего протоко­лы, регламентирующие обмен информацией между ком­пьютерами (интерфейс), систему адресов компьютеров, сайтов, документов, страниц, гипертекстовые языки для описания содержания документов, специальные програм­мы для движения в Сети (браузеры, или навигаторы) и др.

Несмотря на постоянное повышение «дружелюбия» и комфортности диалога с Интернет, тематический поиск релевантных страниц в информационных ресурсах Пау­тины нисколько не проще традиционного библиографи­ческого разыскания и требует огромного трудолюбия, настойчивости, логичности мышления, интуиции, цепкой памяти, которыми всегда отличались профессиональные библиографы. Однако Интернет — не только информаци­онно-поисковая система; он решает задачу, которая совер­шенно не свойственна ИПС: он формирует виртуальные клубы духовно близких пользователей Сети. Этой цели служат телеконференции, списки рассылки, наконец, чаты (chat — англ. болтовня).

Характерным фактом виртуальной коммуникации является заявление в 1998 г. Радикальной Эсперанто Ас­социации о формировании «сетевого этноса». «Мы убеж­дены, — заявляют инициаторы, — что не только территория делает возможным существование государства, но также культура, самосознание. Сегодня исторический рост нашей культуры обязывает нас сделать качественный ска­чок в развитии нашего сообщества через создание своей Конституции и своего Правительства... Интернет позво­ляет сделать все это без расходов на постоянные очные встре­чи». При этом они ссылаются на то, что «число говорящих на эсперанто в Европе достигает 10 млн. человек и превы­шает население многих европейских государств»[25].

Использование Интернет, по сути дела, представля­ет собой реализацию прикладных функций Сети. Не будем рассматривать коммерческую эксплуатацию, а обратим­ся к бесприбыльным областям применения Интернет.

А. Образование. Учителя общеобразовательных школ охотно используют Интернет для общения друг с другом и с родителями своих учеников, для обмена профессио­нальным опытом, иногда обращаются к ресурсам Сети, чтобы обогатить содержание уроков, но многие педагоги настороженно относятся к стремлениям детей углубить­ся в виртуальное пространство Интернет, опасаясь неже­лательных последствий. Другое дело — средняя специаль­ная и высшая школа.

Здесь активно разрабатывается идея дистанционного обучения, суть которого состоит в замене физического пе­ремещения студентов к источникам знания на виртуаль­ное перемещение знаний к студентам. Дистанционное обучение особенно привлекательно для заочного образования. Большинство вузов имеет в Интернет свои сайты, где размещаются не только рекламно-ознакомительные материалы, но и электронные версии учебных пособий, методические материалы, контрольные задания и т.д. Существуют привлекательные проекты виртуальных вузов, предусматривающие мобилизацию лучших преподавателей и специалистов региона для участия в педагоги­ческом процессе.

Б. Библиотеки используют телекоммуникационные воз­можности Интернет: 1) для обслуживания читателей в ре­жиме теледоступа, без посещения читальных залов; правда, авторское право не допускает размещение на библиотечных серверах текстов первоисточников, но зато поиск инфор­мации в электронных справочниках, энциклопедиях и библиотечных каталогах вполне доступен; 2) для библиотеч­ной кооперации в виде обращения к электронным катало­гам других библиотек, скачивания библиографических записей из центра каталогизации, передачи фрагментов баз данных, заказа литературы в книжных магазинах, книгообмена и др.; 3) для развития профессиональных кон­тактов с отечественными и зарубежными коллегами пу­тем: электронной почты, подписки на тематические лис­ты рассылки, телеконференций и т. п. Библиотечные работники высоко оценивают колоссальные информаци­онные ресурсы Интернет, но склонны рассматривать их как дополнение к справочно-библиографическим фондам, а не как их замену.

В. Музеи используют свои серверы для предоставле­ния следующих услуг: справки об адресах, часах работы, телефонах; предварительный заказ билетов и организация экскурсий, публикация анонсов выставок и коллекций; проведение дискуссий специалистов и любителей искус­ства и др. Реализуется проект «Музеи России», который ставит задачи: открыть миру Российское культурное на­следие, способствовать росту культурного туризма в Рос­сию; развивать дистанционное образование; формировать среду общения для музейных специалистов. Создан «Все­российский реестр», включающий более двух тысяч му­зеев, многие музеи располагают сайтами, раскрывающи­ми их экспозиции.

Г. Здравоохранение в Интернет впечатляюще пред­ставлено телемедициной. Телемедицина — это использо­вание телекоммуникаций и компьютерной технологии в сочетании с опытом специалистов-медиков для оказания врачебной помощи в отдаленных районах, в любое время суток и при любой погоде. Телемедицина незаменима в чрезвычайных (ургентных) обстоятельствах и при ката­строфах. Кроме телемедицины, Интернет используется для распространения медицинских знаний, фармакологи­ческой информации, экологического мониторинга и под­держания экологической безопасности.

Д. Трудоустройство облегчается с помощью баз данных Интернета, где собраны сведения о компаниях-работода­телях, об имеющихся вакансиях и требованиях к соискате­лям. Кроме того, есть банк биржи труда, куда работник мо­жет включить свои предложения по трудоустройству. Бла­годаря Сети, — утверждают американские специалисты, — «вы почти всегда можете найти рабочее сообщество, кото­рое вам подходит, если дадите себе труд поискать его».

Е. Гражданские инициативы. Виртуальное простран­ство Интернет — прекрасное поле для развертывания гражданских инициатив независимо от официального одобрения. Характерный пример — использование Интернет российскими правозащитниками.

Надо признать, что мнения относительно значимости и перспектив Интернет не отличаются единодушием: одни видят в нем миф о демократическом равенстве, о гармо­нии личности и власти; другие рассматривают его как мощное средство интеллектуального и духовного разви­тия людей; третьи усматривают в нем стимул для пробуж­дения социальной активности. Энтузиасты придумали интернетовский шлягер, где есть слова:

Для нас сомнений больше нет,

Что миром правит Интернет.

Познать поможет целый свет

И на любой вопрос ответ

Тебе подскажет Интернет.

Исчезни тьма! Да будет свет

С простым названьем — Интернет!

Феномен Интернет — привлекательный предмет для метатеоретических обобщений. Источниками материала для обобщающих выводов могут служить конкретные (частные) науки, изучающие различные аспекты явления Интернет.

• Философско-исторический аспект. С точки зрения историософии (философии истории) очевидно, что появ­ление глобальной коммуникационной сети — убедитель­ный аргумент в пользу формирования Всемирной инфор­мационной цивилизации, т. е. постиндустриальной инфор­мационной культуры. Во-первых, Сеть транснациональна, она преодолевает государственные и национальные грани­цы, способствуя диалогу и сближению народов; во-вторых, она способствует интеграции национальных и региональ­ных экономических зон в глобальную экономику; в-тре­тьих, она способна сосуществовать с разными политичес­кими режимами, культурными и языковыми различиями; в-четвертых, она может стать платформой для формиро­вания всемирного универсума знаний человечества и все­мирного дистанционного университета. По мнению некоторых мыслителей, Интернет способствует становлению новой формы существования человека — виртуальных социумов, которые в перспективе сольются в глобальное виртуальное общество.

• Организационно-управленческий аспект. Главный организационно-управленческий принцип Сети, создаю­щий ей репутацию абсолютно демократического институ­та, заключается в децентрализации, в отсутствии верхов­ного управленческого органа и иерархии власти. Правда, есть уровень начальных организаторов-управленцев — это провайдеры. Провайдер — владелец фрагмента виртуаль­ного пространства, который взимает с клиентов плату за пользование доступом к Сети, но никак не ограничивает содержание их диалогов. Если провайдер по тем или иным причинам не устраивает клиентов, они могут расторгнуть заключенное с ним соглашение и перейти к другому соб­ственнику виртуальной области. Насколько устойчива и эффективна подобная организация, чтобы служить осно­вой для формирования глобального сообщества?

• Этико-правовой аспект обусловлен противоречиво­стью идеологии Сети: с одной стороны, — полная гласность и открытость, свобода слова и самовыражения; с другой стороны — неприкосновенность частной жизни, соблюдение этических норм, исключение насилия. Дело в том, что абсолютная гласность неизбежно приводит к нарушению privacy — неприкосновенности частной жиз­ни. Отслеживая поведение того или иного клиента в Сети при покупках, путешествиях, лечении, общении и т. д., можно синтезировать интимный облик человека, вовсе не предназначенный для публикации. Есть мошенники, ко­торые таким образом собирают и продают компромат на известных людей. Открытость Сети способствует распро­странению по всему миру клеветы и дезинформации, что провоцируется анонимностью авторов, входящих в Сеть. Для детей и юношества, образующих широкую аудиторию Сети, нравственно опасны порнографические, сексуальные, насильнические сайты, которыми переполнено про­странство Интернета. В целях защиты детей на персональных компьютерах устанавливаются фильтры, ведущие селекцию информации, поступающей извне. Но эффективность такой «домашней цензуры» очень сомнительна.

Нерешенной проблемой глобальной Сети остается со­блюдение авторского права. Согласно юридическим нор­мам, только владелец авторского права на интеллектуаль­ную собственность типа полиграфического издания (книги) или виртуального документа имеет право делать с них копии. Прочим людям предписано ограничиваться небольшими выдержками с обязательной ссылкой на первоисточник для целей цитирования, комментирования, пародии и т. п. Но в настоящее время нет средств для того, чтобы защищать интеллектуальные произведения от несанкционированного копирования и распространения.

• Социальный аспект — это осмысление круга пользователей Сети. В первый период становления Интернет это были профессионалы-технократы и компьютерная «боге­ма», создавшие физическую структуру Сети и ее программ­ное обеспечение. Ныне к ним присоединились менеджеры и бизнесмены, служащие, преподаватели и студенты, а также коллективные пользователи — банки, больницы, фирмы, университеты и школы, средства массовой ком­муникации, библиотеки, музеи и пр. Для этих пользовате­лей Интернет — удобный и незаменимый рабочий инстру­мент, позволяющий успешно решать производственные или учебные задачи. Сложилась третья группа — субкуль­турное сообщество пользователей Интернет, для которых Сеть — не вспомогательный инструмент деловой активно­сти, а жизненная среда, с которой связаны жизненные смыс­лы личности, место самореализации человека.

• Психологический аспект особенно отчетливо про­является при изучении субкультурного сообщества, состо­ящего главным образом из молодежи, не достигшей 30 лет. Виртуальная реальность при глубоком погружении воз­действует на все органы чувств человека, а также на его воображение и мышление. Сознание раздваивается из-за постоянных переходов от виртуального мира к реально­сти, и наоборот. В результате трансформируется духов­ный мир человека, его образ мысли и образ жизни. У него появляется ряд психических новообразований — интере­сов, мотивов, установок, стремлений, целей, ориентиро­ванных на виртуальность. Психиатры обращают внимание на появление таких психических отклонений как тревож­ность при работе с компьютером, Интернет-зависимость, хакерство, поглощенность компьютерными играми, социальная инфантильность. Особую озабоченность психоло­гов и педагогов вызывает проблема «Интернет и дети».

ВЫВОДЫ

1. На основании исходных естественных (невербаль­ный, вербальный) и искусственных (иконический, сим­вольный) каналов в результате длительной эволюции с палеолита до наших дней сложились три рода коммуни­кации: устная, документная, электронная.

2. Естественный язык и речь образуют единство, ко­торое выполняет две сущностные функции: коммуника­ционную и мыслительную; коммуникационная функция, в свою очередь, подразделяется на социально-временную, (социально-мнемическую) и социально-пространственную функции. Сущностные функции проявляются в прикладных функциях языка и речи, которые выполняются ими в общественной жизни (социальном пространстве) и в личностном психическом пространстве.

3. В наши дни ни одна сфера общественного производ­ства, ни одна область социально-политической деятельно­сти, ни одна отрасль культуры, ни одна сторона повседнев­ного обыденного существования не обходятся без обраще­ния к документам, без многообразного их использования. Если бы вдруг, допустим, исчезли бумажные носители тек­стов, человечество немедленно оказалось бы в состоянии первобытного варварства. Отсюда — зависимость совре­менной цивилизации от документной коммуникации.

4. Все виды коммуникации страдают неустранимыми коммуникационными барьерами технического, психоло­гического и социального характера. Эти барьеры можно разделить на шумы, имеющие естественное происхожде­ние, и специально создаваемые помехи, например цензу­ра. С шумами приходится мириться, с помехами нужно бороться.

5. Олицетворением достоинств и опасностей электрон­ной коммуникации в наши дни служит феномен Интернет. Интернет — глобальная социально коммуникационная компьютерная сеть, предназначенная для удовлетво­рения личностных и групповых коммуникационных потребностей за счет использования телекоммуникацион­ных технологий. Метатеоретическое осмысление феноме­на Всемирной паутины требует обобщения философско-исторических, организационно-управленческих, этико-правовых, социальных и психологических аспектов, связанных с сущностными и прикладными функциями Интернет.

6. Развитие коммуникационных каналов осуществляется до сих пор экстенсивно и закономерно в соответствии законами:

• законом кумуляции коммуникационных каналов (законом ККК);

• законом симметрии коммуникационных каналов (законом СКК);

• законом ускорения бифуркаций (закон ЗУБ).

7. Существуют три точки зрения на соотношение тра­диционных и нетрадиционных каналов в будущем:

• экстремистская — мультимедиа неизбежно вытес­нит книгу, ибо новое всегда вытесняет старое;

• консервативная — книга сохранит свое значение, по­тому что она антропоморфична (соответствует пси­хофизиологическим возможностям восприятия смыслов человеком), укоренена в культуре, а лите­ратура как вид искусства отмереть не может;

• компромиссная — в будущем будет достигнута гар­мония всех родов социальной коммуникации (уст­ной, документной, электронной), поскольку у каж­дого есть свои преимущества и свои ограничения.

8. Мы живем в переходной период от эры господства документной коммуникации к эре электронной мульти­медийной коммуникации.

9. Terra incognita в проблематике коммуникационных каналов зависит от прогресса в области лингвистики, психологии, культурологии, информатики.

• Гипотеза лингвистической относительности Сепира―Уорфа более полувека обсуждается примени­тельно к устной коммуникации. Остается открытым вопрос о национальной относительности в письмен­ных языках, т. е. в документной коммуникации, и в мультимедийных средствах электронной коммуни­кации.

• Как относиться к межъязыковым коммуникацион­ным барьерам: как к вредному пережитку, унасле­дованному от феодальной палеокультуры, или как к средству самозащиты малых народов от информа­ционной агрессии развитых стран?

• Каковы перспективы интерлингвистики в XXI веке? Возможно ли подлинное художественное творче­ство на искусственном языке? Ведь поэтическое вдохновение, по словам Б. Л. Пастернака, состоит в том, что «язык, родина и вместилище красоты и смысла, сам начинает думать и говорить за челове­ка, и весь становится музыкой» (индивидуально-языковая функция). Вместе с тем, как показывает опыт эсперанто, нет проблем для перевода с естественного языка на искусственный язык, т. е. выполнении социально-языковой функции.

• Не решена проблема семантического поиска доку­ментов, шире — текстов, зафиксированных на каком-либо носителе, ибо нет надежных и операционных критериев релевантности (смысловой близости) высказываний на естественном языке.

• На вопрос «что и как читать?» даются противопо­ложные (антиномические) советы. Культура чтения не разработана дальше тривиальных рекомендаций для учащихся средней школы. Нельзя ли использо­вать электронную коммуникация, чтобы облегчить доступ к смысловому содержанию произведений печати?

• Подлинной «неведомой землей» является область парапсихологии, к которой относятся телепатия и ясновидение (антиципация). Телепатия — мыслен­ная коммуникация между коммуникантом — индук­тором и реципиентом — приемником. Ясновидение — получение сообщений из будущего. Известны мно­гочисленные факты парапсихологической коммуни­кации, но научного объяснения им нет. Являются ли телепатия и ясновидение рудиментными коммуникационными способностями, которые существовали до появления вербального канала или, напротив, они свидетельствуют о формировании нового есте­ственного коммуникационного канала, которым бу­дут пользоваться будущие «сверхчеловеки»?

• Привлекательной чертой Всемирной сети Интернет являются ее демократичность и открытость для самовыражения индивидуальной личности. Но фактически эти черты — иллюзия. На самом деле клиент Сети может делать только то, что разрешено профес­сионалами-программистами. Складывается ситуа­ция, когда посетитель виртуального пространства ищет спасения от порабощения его личности чуж­дыми ему социальными структурами в реальном мире, а попадает во «всемирную паутину», сотканную этими же структурами. Возможна ли подлин­ная свобода духовной деятельности клиента искус­ственных коммуникационных систем?

• Предметом оживленных дискуссий является судь­ба книги в постнеокультурном обществе, в частно­сти, конкуренция книжных кодексов и видеокассет, печатного слова и мультимедиа, чтения и телесмот­рения.

Литература

1. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуника­ции: Учебник для вузов. ―М.: ИНФРА-М, 1997. ― 272 с.

2. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики: Учеб. пособие. — М.: Лабиринт, 1997. — 221 с.

3. Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернета. — М.: Бизнес и компью­тер, 1998. ― 400 с.

4. Земляпова Л. М. Современная американская коммуникативистика: Теоретические концепции, проблемы, прогнозы. — М.: Изд-во МГУ, 1995. ― 270 с.

5. Колкер Б. Г. Учебник языка эсперанто: Основной курс. — М.: Наука, 1992. ― 160 с.

6. Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. ― М.: Наука, 1985. ― 175 с.

7. Колшанский Г. В. Паралингвистика. — М.: Наука, 1974. — 81 с.

8. Кузнецов С. Н. Теоретические основы интерлингвистики. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1987. — 207 с.

9. Культура русской речи: Учебник для вузов. — М.: Норма-Инфра, 1999. ― 560 с.

10. Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика: Учеб. пособие. ― 2-е изд. ― М.: Аспект Пресс, 1996. ― 207 с.

11. Мечковская Н. Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов. — М.: Агентство «Фаир», 1998. — 352 с.

12. Поварнин С.И. Как читать книги. — М.: Книга, 1978. — 53 с.

13. Сапунова В. Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. — М.: Ось-89,1997, ― 160 с.

14. Свадост Э. Как возникнет всеобщий язык? — М.: Наука, 1968. ― 328 с.

15. Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи. — М.: Наука, 1980. ― 352 с.

16. Сорокин Ю. Я. Психолингвистические аспекты изучения текста. ― М.: Наука, 1985. ― 168 с.

17. Усыскин Г. С. Очерки истории российского туризма. — СПб.: Торговый Дом «Герда», 2000. ― 224 с.

18. Язык и массовая коммуникация. Социолингвистическое исследование. — М.: Наука, 1984.—277 с.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Коммуникационные барьеры | Тема 15 мультимедийная коммуникационная культура
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.