КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 19. Развитие малой группы
В отечественной психологии все советский период проблема развития группы ставилась и решалась, исходя из представлений о некоем эталоне развития группы (коллективе). Поэтому изучение реальной динамики жизнедеятельности естественных групп в современном обществе остается актуальной проблемой социальной психологии. Коллектив есть особое качественное состояние малой группы, достигшей высокого, а по мнению отдельных авторов — наивысшего, уровня социально-психологической зрелости, имея в виду степень развития ее социальных и психологических характеристик. Таким образом, всякий коллектив представляет собой малую группу, но не всякая группа может быть признана коллективом. В западной социальной психологии существует большое количество моделей развития группы. Для большинства из них характерно выделение трех основных этапов или стадий: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия. Возникновение организованной (официальной, формальной) малой группы следует рассматривать как двухступенчатый процесс, состоящий: - в объявлении ее в качестве формального, официального звена социальной организации (возникновение малой группы обусловлено запросами общественно-экономического характера, рожденными в недрах социальных институтов и организаций, согласно Г.М. Андреевой, «причины возникновения малой группы лежат вне ее и вне индивидов, ее образующих, в более широкой социальной системе»); - в наполнении ее конкретными индивидами, способными квалифицированно решать организационные задачи (к числу факторов, побуждающих индивидов к вхождению в группу, могут быть отнесены система его потребностей и ценностей, социальный опыт, самооценка, система ожиданий, связанных с предстоящим групповым членством, особенности группы будущего членства с точки зрения ее целей, программ, специфики деятельности и т.д). Неформальные группы образуются преимущественно на основе потребностей индивидов в общении, участии, принадлежности и т.д. Поэтому в их возникновении большую роль играют психологические механизмы эмоциональной привлекательности, психологической совместимости индивидов. К числу более универсальных психологических механизмов, способствующих объединению людей в малые группы и формированию психологической общности, относятся механизмы взаимного влияния в процессе общения: подражание, внушение, эмпатия, идентификация. Вслед за возникновением малой группы будет разворачиваться процесс групповой жизнедеятельности. В современной социальной психологии процесс развития малой группы понимается как закономерная смена этапов (или стадий), различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции. Так, начиная с работ А.С. Макаренко (1951), в отечественных исследованиях психологии трудовых коллективов выделяются стадии первичного синтеза, дифференциации и вторичного синтеза или интегрирования. Выделяют несколько подходов к анализу процесса группового развития. I. К первому подходу относятся различные модели коллективообразования, прежде всего стратометрическая концепция коллектива А.В. Петровского и параметрический подход Л.И. Уманского. 1) В стратометрической концепции коллектива, разрабатываемой А.В. Петровским с сотрудниками, в качестве типологии групп берутся 2 критерия: — степень опосредствованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности, — общественная значимость совместной деятельности - уровень ее позитивности — негативности с точки зрения общественного прогресса. Соотношение двух этих критериев можно представить в виде двух векторов (осей), образующих пространство, в котором можно расположить все группы, функционирующие в обществе. Развитие группы характеризуется динамикой изменения ее свойств по обоим параметрам, что предусматривает возможность регрессивного изменения отношений и дает возможность четкой типологизации многочисленных реально существующих групп по предложенным параметрам. Группа в ходе развития движется в своеобразном континууме, где: - в центральной точке располагается так называемая диффузная группа, т.е. общность, в которой практически отсутствует совместная деятельность, взаимодействие членов группы осуществляется в основном на основе симпатий-антипатий; - положительный полюс – коллектив, характеризующийся высокими позитивными показателями по обоим критериям; - отрицательный полюс – корпорация, отличающаяся высоким позитивным показателем по первому и высоким негативным показателем по второму критериям; - промежуточное положение между диффузной группой и положительным и отрицательным полюсами континуума занимают соответственно просоциальная и асоциальная ассоциации, т. е. группы с низкой степенью опосредствования межличностных отношений содержанием совместной деятельности.
Процесс развития малой группы А.В. Петровский также представлял себе как состоящий из трех (в последней редакции четырех) основных слоев или «страт»: - во внешнем уровне (В) групповой структуры даны непосредственные эмоциональные межличностные отношения, т.е. то, что традиционно измерялось социометрией; - второй слой (Б) представляет собой более глубокое образование, обозначаемое термином «ценностно-ориентационное единство» (ЦОЕ), которое характеризуется тем, что отношения здесь опосредованы совместной деятельностью, выражением чего является совпадение для членов группы ориентации на основные ценности, касающиеся процесса совместной деятельности; - третий слой групповой структуры (А) расположен еще глубже и предполагает еще большее включение индивида в совместную групповую деятельность: на этом уровне члены группы разделяют цели групповой деятельности, и, следовательно, здесь могут быть выявлены наиболее серьезные, значимые мотивы выбора членами группы друг друга. Можно предположить, что мотивы выбора на этом уровне связаны с принятием также общих ценностей, но более абстрактного уровня: ценностей, связанных с более общим отношением к труду, к окружающим, к миру. Этот третий слой отношений был назван «ядром» групповой структуры.
Три слоя групповых структур могут одновременно быть рассмотрены и как три уровня развития групповой сплоченности. 2) В основу концептуальной схемы Л.И. Уманского положено представление о социально-психологических параметрах группы, являющихся своеобразными критериями развития группы как коллектива. К числу таких параметров относятся: - содержание нравственной направленности группы — интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентации; - организационное единство группы; - групповая подготовленность в сфере той или иной деятельности; - психологическое единство — интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность, характеризующая соответственно процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях. В зависимости от выраженности каждого из параметров группа занимает определенную позицию в континууме, который включает срединную точку, где располагается группа-конгломерат, позитивный полюс – коллектив, отрицательный полюс – антиколлектив. В концепции Л.И.Уманского (1980) поэтапное развитие группы характеризуется как последовательная смена стадий, различающихся степенью психологической интегрированностисти в деловой и эмоциональной сферах. Движение группы к позитивному полюсу — коллективу сопряжено с последовательным прохождением ею ряда стадий. Коллектив как высшая ступень развития группы, характеризуется уже описанными выше параметрами. Развитие группы в направлении отрицательного полюса континуума — антиколлектива не получило достаточного анализа. Однако, по мнению Л.И. Уманского, общности, располагающиеся в отрицательной части континуума, характеризуются как «группы, замкнутые извне, но отличающиеся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом (интраэгоизмом), активной дезинтеграцией, конфликтностью и агрессивностью». II. В рамках второго подхода к анализу развития малой группы представлены двухмерные (двухфакторные) модели. Возможность двухмерного рассмотрения группы предполагает выделение двух основных сфер жизнедеятельности группы: деловой (инструментальной) и эмоциональной (экспрессивной). 1) Одна из таких моделей, получившая широкую известность за рубежом, предложена Б. Такменом. Она была создана на основании анализа пятидесяти зарубежных публикаций, посвященных изучению стадий временного развития терапевтических, тренинговых, естественных профессиональных и лабораторных групп. Б. Такмен описывает динамику группового процесса, учитывая: - условия, в которых формируется группа; - наличие двух сфер (измерений, факторов) групповой активности — деловой (решение групповой задачи) и межличностной (развитие групповой структуры); - положение группы в гипотетической последовательности развития, т. е. в соответствующей стадии. Согласно предложенной модели в каждой из указанных сфер группа проходит четыре последовательно сменяющих друг друга этапа. Б. Такмен обратил внимание на связь между обеими сферами групповой активности, но не раскрыл конкретно, в чем содержательно состоит эта связь. 2) Позже Г. Стенфордом и А. Роарком была модифицирована двухфакторная модель развития малой группы, предложенная Б. Такменом. Свою двухфакторную модель авторы разработали, изучая развитие такой малой группы, как школьный класс, и выделили при этом семь стадий группообразования. Авторы показали неравномерность складывания основных сфер групповой активности, а также их взаимовлияние. III. М.А. Новиков, предложил стадии развития группы в экстремальных условиях, опираясь на материалы собственных наблюдений и данные, полученные Ю.А. Сенкевичем. Отличительными признаками экстремальности, по мнению автора, являются ограниченность индивидуальных и групповых перемещений, стресс, изоляция от внешнего мира. М.А. Новиков пришел к выводу, что «особенностью общения в замкнутых системах обитания является практическая обязательность трех основных стадий: I стадия – ознакомление – представляет собой относительно короткий отрезок времени, даже в случае интернационального состава группы, длящийся всего несколько дней и характеризующийся развитием ориентировочных и исследовательских реакций ее членов. II стадия –— стадия дискуссий, имеет большую продолжительность и длится от нескольких дней до двух-трех недель. Члены группы интенсивно общаются, пытаясь выяснить позиции друг друга по многим жизненным вопросам. Причем общительность индивидов обусловлена не только стремлением лучше познакомиться и составить определенное представление о другом, но и их личностными особенностями, степенью повышения уровня бдительности, опытом пребывания в подобных ситуациях и т.д. Результатом дискуссий является возникновение структурного контура группы с признаками функционально-ролевой дифференциации и элементами коалиционирования. III стадия – стадия ролевых ориентаций характеризуется складыванием группы в некую целостную систему, обладающую соответствующей социально-психологической атрибутикой, причем при длительном пребывании в условиях социальной изоляции первоначальная структура группы порой существенно меняется и на смену некоторым старым коалициям приходят новые. В то же самое время в группах нередко развиваются деструктивные процессы, и «наиболее сплоченные группы часто выглядят более эмоциональными и даже астенизированными, чем недостаточно сплоченные». Возникающие в группах конфликты переходят иногда в открытые столкновения, которые носят непродолжительный характер. IV. Наряду с рассмотренными выше подходами к анализу развития малой группы выделяют и частные модели группообразования, в которых представлена динамика развития какого-то одного аспекта групповой жизнедеятельности. Рассматривая процесс развития малой группы, необходимо раскрыть механизмы групповой динамики, влияющие на развертывание этого процесса. Выделяют по меньшей мере три механизма: 1) разрешение внутригрупповых противоречий, к которым относят, например, неравномерность развития деловой и эмоциональной активности группы; 2) «идиосинкразический кредит» - ситуация, когда лидеру или другому высокостатусному члену группы позволяется нарушать групповые нормы, что позволяет привносить в групповую жизнь некоторые новшества, способствуя тем самым более эффективному достижению групповой цели и переводя ее на иной, более высокий уровень функционирования; 3) психологический обмен заключается в том, что чем больший ценностный вклад вносит индивид в систему групповой жизни, тем более высокий статус, большее признание он получает взамен.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 6330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |