90-е гг. XIX в. – конец 40-х гг. XX в.
Расцвет школы: с начала XX в. и
до конца 20-х годов XX в.
Ф. Тейлор, А. Файоль, М. Вебер,
Х. Эмерсон, Л. Гилберт, Ф. Гилберт,
Г. Форд.
Школа научного управления + административная школа управления
Нормативистский подход в теории организации.
Организация – искусственная закрытая система.
Организация - рационально сконструированный инструмент для достижения определенной цели.
Основное внимание уделяется производственной функции.
Деловые отношения рациональны, специализированы, стандартизированы и формализованы.
Сформулированы универсальные принципы функционирования формальной организации: принцип единоначалия, специализации и разделения труда, жесткой иерархии.
Человеку отвадилась роль социального механизма в сложной организационной машине.
Гуманистическая модель
Теория человеческих отношений
Середина 30-х гг. до конца
50-х гг. XX в.
Э. Мэйо, Ф. Ротлис-берг,
В. Диксон, М. Фоллет,
А. Маслоу
Человек – творчески активный субъект.
«Машинная» модель организации слабо использует возможности человека. Отрицалась роль формальных структур, иерархии, разделения труда, властных полномочий.
Нормальное функционирование организации зависит от удовлетворения потребностей работников и максимально полного использования их потенциала, благоприятного социально-психологического климата в организации.
Идеализировалась значимость самоорганизационных процессов и неформальных отношений, стремление работников к сотрудничеству.
Теория поведенческих наук
Возникла в середине 30-х гг.
Расцвет: начало 50-х гг. –
конец 60-х гг. XX в.
Ч. Барнард, Д. МакГрегор,
Р. Лайкерт, К. Арджирис,
Ф. Герцберг.
Развитие, углубление теории человеческих отношений, но ярко выраженная ориентация на психологию (бихейвиоризм).
Вопросы социального взаимодействия, лидерства. Проблемы мотивов и потребностей в трудовой деятельности человека.
Теория «Х» и «У» (биполярная модель организации), рассматривающая проблемы регуляции человеческого поведения.
Инвайронментальные модели организации
Неоклассическая теория фирмы
Конец 40-х гг. – конец 60-х гг. XX в.
Доработка классической теории рядом
авторов.
Организация – искусственная открытая система. Вопросы адаптации к внешней среде не рассматриваются, что возможно только в условиях ненасыщенного рынка. Вся необходимая информация о состоянии рынка содержится в ценах.
Организация стремится максимизировать прибыль за счет минимизации издержек производства и цен на продукцию.
Прибыль выступает как форма выражения эффективности работы организации.
Использование конкретного опыта управления фирмами (эмпирическая школа управления).
Применение математики, статистики, кибернетики (количественный подход).
Воспроизводственная функция не рассматривается.
Инвайронментальные модели организации
Теория организационного потенциала
Начало 70-х гг. XX в.
Дж. Пффеффер, Дж. Саланчик,
И. Ансофф
Организация – открытая система.
Основное внимание уделяется воспроизводственной функции как основы обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ. Особое внимание уделяется потенциалу организации как совокупности стратегических ресурсов организации и источников их пополнения. Основу организационного потенциала составляет культура организации.
Эффективность функционирования ставится в прямую зависимость от умения адаптироваться к условиям внешней среды. Эффективность развития – в зависимость от перспектив взаимодействия организации с внешней средой
в будущем.
Основное внимание уделяется совокупности стратегических ресурсов, которая и позволяет ставить реальные цели.
Сознательная адаптация к внешней среде осуществляется через разработку стратегии, как осознанной опережающей реакции на ее прогнозируемые изменения.
Институциональная
теория фирмы
Конец 70-х гг. XX в.
П. ДиМаджио, Дж. Мейер,
Б. Роуэн,
Д. Норт
Организация – открытая система.
Внешнее окружение рассматривается как социокультурная среда, регулируемая формальными законами и системой, принятых в обществе, институциональных ограничений (договоры, нормы поведения).
Эффективность организации ставится в зависимость от его институциональной идентичности с системой большего порядка. Организация вынуждена стратегию взаимодействия с внешней средой и внутренний организационный порядок соотносить с нормами институциональной среды.
Фирма, как субъект рыночной экономики, производит два вида издержек, которые и определяют эффективность ее функционирования: трансформационные и трансакционные.
Стратегия развитие резко увеличивает трансакционные издержки и требует особой институциональной среды.
Эволюционная
теория фирмы
Начало 80-х гг.
XX в.
Р. Парк, А. Хоули, М. Ханнон,
Дж. Фримен, Бриттен
Организация - открытая система.
Организация рассматривается как биологическая популяция, поведение которой объясняется набором социо-культурных образцов, выработанных и принятых ее членами. Этот набор правил, традиций, процедур принятия решений, получивший название «рутин», определяет индивидуальность каждой организации и способы реагирования на воздействия внешней среды. Ее адаптационные возможности обуславливаются не столько рациональным выбором, сколько сложившимся репертуаром (набором рутин), что не мешает ей быть гибкой и динамичной. Организационная популяция создает свои культурно-обусловленные ограничения и способы реагирования на изменения внешней среды, что обеспечивает ей определенный уровень социального порядка. Такая организация функционирует и живет по своим законам.
Предпринимательская
теория фирмы
Начало 80-х гг. XX в.
Й. Шумпетер, П. Друкер,
Р. Хизрич, М. Питерс.
Организация – открытая система.
Организационное развитие связано с нововведением, которое рассматривается, с одной стороны как поэтапный процесс внедрения новшества, а с другой – как социокультурный процесс, связанный с изменением структуры и культуры организации.
Организация трактуется как искусственно создаваемая под цель пластичная система. Структура гибкая, постоянно меняющаяся.
Инновационная концепция организации особое внимание уделяет лидеру организации,целью и смыслом профессиональной деятельности которого, является поиск новых ресурсов (финансовых, технических, информационных, социальных и новое их соединение).
Допускается возможность воздействия организации на внешнюю среду (главное отличие от теории организационного потенциала).
2.5 Система понятий функциональной теории организации
В функциональной теории организации потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения.
Каждая организация как система функциональна. В данном случае, под функциональностью понимается определенный набор взаимосвязанных устойчивых направлений деятельности организации. В известном смысле она - порождение системы большего порядка, которая и создает рамочные условия ее функционирования. Общее состояние экономики страны, основные направления ее развития, закрепленные в законодательном порядке ограничения, в рамках которых организация может осуществляться хозяйственная деятельность - все это влияет на выбор ее целевой функции.
После установления функций выделяются элементы для выполнения этих функций. Каждый элемент имеет свою задачу, обладает ресурсом для её достижения и выполняет свою строго определённую функцию, структура же обеспечивает определённый порядок и взаимодействие элементов для осуществления их функций. Таким образом, каждый элемент организации также функционален. Совместимость функционально специализированных элементов - условие их взаимодействия, но для эффективного функционирования системы взаимодействие должно иметь целевую ориентацию. Каждый элемент имеет свою задачу, обладает ресурсом для её достижения и выполняет свою строго определённую функцию, структура же обеспечивает определённый порядок и взаимодействие элементов для осуществления их функций.
Человеческая деятельность осуществляется в рамках организации и тогда организация представляет собой взаимодействие ее членов по поводу преобразования полученных ресурсов в требуемый продукт. Для обеспечения эффективности такого взаимодействия необходима целенаправленная координация усилий членов организации. Идущая еще от Гегеля диалектика развития и борьбы противоположностей определяет непрерывный процесс возникновения и разрешения противоречий в организации, которые устраняются, разрешаются с помощью целенаправленного управления. Координация и иерархия является наиважнейшими признаками организованной системы.
Сознательная организация целенаправленного функционирования системы и ее элементов - регуляция системы, которая всегда направлена на сохранение системы как организованного целого. Понятно, что для эффективного функционирования организации как системы, регуляция необходима в двух взаимосвязанных и взаимодополняющихся организационных блоках:
а) регуляция системы, направленная на поддержание устойчивости в пределах наличных функций (сохранение гомеостаза);
б) регуляция преобразования системы, направленная на её совершенствование (управление развитием). Основным инструментом регуляции гомеостаза и процессов направленного развития является информация.
Таким образом регуляцию, что собственно и есть управление, есть смысл разделить на два взаимосвязанных процесса:
- управление в реальном режиме времени по заданной целевой программе, где основной задачей менеджмента является координация усилий людей по реализации этой целевой программы;
- управление развитием, где основной задачей является разработка этой целевой программы.
Организация системы идет в плоскости обеспечения максимально возможного взаимодействия функционально специализированных элементов. А поскольку организация - это развивающаяся система, её элементы, под внешним и внутренним воздействием непрерывно приобретают новые свойства, меняются связи между элементами отдельных структур и структурами различных уровней. Сохраняя свой гомеостаз, не актуализируя новые свойства в качестве функций, система, в целях самосохранения, стремится нейтрализовать появившиеся дисфункции, накапливает структурные нарушения, что приводит к возникновению структуры, состоящей из взаимосвязано деформированных элементов. Такая структура уже не может нормально функционировать, а тем более развиваться. Для того чтобы функции не превращались в дисфункции, они должны быть актуализированы и согласованы на выполнение основной функции более общего характера, т. е. функции отдельных элементов должны быть сосредоточены на выполнение основной функции целого. Степень организованности системы зависит не только от того, насколько полно актуализированы и сосредоточены функции элементов, но и насколько подвижны, лабильны эти функции.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление