Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Е) по степени концентрации производства

Структура собственности по форме присвоения

 

Вид Собственности Индивидуальная Коллективная (групповая) Государственная
    Форма Собственности · Личное подсобное хозяйство · Трудовое хозяйство · Индивидуальная · трудовая деятель­ность · Личная собствен­ность · Семейная · Товарищества · Хозяйственные общества · Кооперативная · Собственность общественных организаций   · Общегосударст­венная · Образований на территории государства · Муниципальная

Семейная собственность, в отличие от других видов групповой собственности, построенных по долевому принципу, является общей, т.е. принадлежит членам семьи нераздельно.

«Кооперативная собственность – это собственность, возникающая на основе добровольного обобществления членами кооператива всех или части принад­лежащих им средств производства, а также денежных взносов (паев), с после­дующим ее развитием за счет внутренних накоплений в результате их совместной деятельности». Собственники средств производства одновременно являются и тружениками, что объединяет их экономические интересы: члены кооператива получают вознаграждение за труд в форме заработной платы и претендуют на доход (прибыль) как собственники.

В России в 1998 г. был принят закон, на основании которого любая коммерческая организация, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит не менее 49% уставного капитала, могут быть преобразованы в народные предприятия (Закон РФ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий). Федеральный закон от 19 июля 1998г. № 115-ФЗ). Такое решение должно быть принято не менее чем тремя четвертями голосов работников коммерческой организации.

На сегодняшний день в России лидирует частная собственность, а число занятых в частном секторе экономики неуклонно растет. Пропорции между секторами носят подвижный характер в зависимости от конкретной экономической ситуации.

 

Концентрация -это процесс, направленный на увеличение фирмой объема выпуска продукции (услуг). Концентрация производства может быть достигнута в основном либо за счет увеличения количества машин и оборудования (экстенсивный путь), либо за счет внедрения новой техники с большей производительность (интенсивный путь). От степени концентрации производства в значительной степени зависят экономические показатели работы фирмы: себестоимость, прибыль, рентабельность, производительность труда, материалоемкость и др. Для измерения уровня концентрации используют показатели объема продукции, численности работников, а в отдельных отраслях - стоимости основных фондов.

В зависимости от уровня концентрации различают малые, средние и крупные фирмы. Чаще всего размер фирмы связывают с численностью работающих, хотя классификация по этому критерию не учитывает степени насыщенности их капиталом и различий в квалификации рабочей силы. Поэтому, наряду со средней численностью работающих критериями отнесения к малому предпринимательству выступают объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала

Согласно Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринима­тельства в РФ» от 14 июня 1995 г. № 88-43 с 1 января 1996 г. к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

– в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

– в научно-технической сфере – 60 человек;

– в оптовой торговле – 50 человек;

– в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

– в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Деятельность малых фирм способствует повышению гибкости экономики в целом, которая в России развивалась по линии концентрации и централизации, создания крупных и крупнейших предприятий. Вопросы о повышении роли малых предприятий, основанных на различных формах собственности, возникли практически одновременно с разработкой концепции реформ. Только малый бизнес может стать той основой, которая обеспечит рождение массового предпринимательства, адаптируя население к условиям рынка.

Малые фирмы характеризуются:

а) многочисленностью;

б) гибкостью, способностью быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.

Главное, что характеризует деятельность малых фирм – относительная простота дела и удовлетворение самых разнообразных запросов потребителей. Создаваемые в соответствии с какой - либо потребностью многочисленные мелкие фирмы играют роль своего рода соединительной ткани экономики. Они возникают там, где другие предприятия не эффективны или вообще отсутствуют (кафе, ателье, обувная мастерская и т.п.). Малые фирмы эффективно действуют в качестве субпоставщиков крупных компаний.

К преимуществам малых фирм следует отнести:

– для создания малых фирм не требуется крупных инвестиций;

– низкие издержки производства из-за отсутствия расходов на управление, рекламу и т.д. позволяют устанавливать невысокие цены на их продукцию;

– высокая производственная гибкость, вплоть до полной смены рода дея­тельности;

– высокий уровень личной мотивации собственника в достижении успеха.

– персонифицированный характер отношений между хозяином и работником, что порождает восприимчивость к нововведениям.

Государство заинтересовано в развитии малого бизнеса еще и потому что:

– с развитием малого бизнеса появляется средний класс и класс мелких соб­ственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элемен­тарного порядка в стране;

– развитие малого бизнеса - это одно из действенных направлений антимо­нопольной политики и обеспечения конкурентной среды;

– развитие малого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы.

Средние фирмы в развитых странах не так многочисленны как мелкие, причем в настоящее время существует тенденция сокращения их числа. Средние фирмы:

а) не обладают такой гибкостью и многочисленностью, как малые и не имеют такой мощности как крупные;

б) придерживаются, как правило, приспособительной или «нишевой» стратегии, что обеспечивает им захват отдельных сегментов рынка, где они становятся мини-монополией;

в) являются более устойчивыми, чем малые, т.к. специализированный рынок менее подвержен колебаниям.

Основное поле деятельности таких фирм - удовлетворение особых, специфических запросов потребителей, выпуск товаров высокого и сверх высокого качества. Обладание особыми технологическими приемами, обеспечивающими высокое качество или уникальные характеристики выпускаемых ими товаров, служит для таких фирм надежной защитой от вторжения конкурентов. В то же время покупатель, заинтересованный в получении незаменимого для него продукта с особыми качествами, соглашается на достаточно высокие цены, что обеспечивает значительную финансовую стабильность специализированных компаний. Однако, специализированные фирмы ограничены в масштабах развития своего бизнеса. Попытки их выхода на массовый рынок, как правило, заканчиваются неудачно: теряется главное преимущество - адресность продукции.

Крупные фирмы характеризуются мощным производственным потенциалом, наличием огромного материального парка и высокотехнологического оборудования. Как показывает практика, они наиболее сильны в сфере стандартного бизнеса. В отраслях массового производства они имеют несомненные преимущества перед другими типами фирм. Это не только более высокая производительность и низкие издержки, но и доступные только крупным фирмам масштабные и дорогостоящие научные исследования, широкая сбытовая сеть и рекламные кампании.

Крупные фирмы имеют как существенные преимущества, так и недостатки перед средними и малыми. К преимуществам можно отнести следующее:

– возможность проведения крупномасштабных научно-исследовательских, поисковых и прикладных работ, проектных и конструкторских работ, создания новой техники и ее распространение;

– возможность внедрения и лучшего использования более современного и высокопроизводительного оборудования;

– лучшие условия для применения более совершенной организации производства;

– снижение издержек производства за счет снижения постоянных издержек на единицу продукции с увеличением объема производства;

– большие возможности для углубления разделения и кооперирования труда;

К недостаткам крупных фирм следует прежде всего отнести:

– необходимость больших инвестиций на сооружение крупных предприятий и продолжительный срок их строительства;

– усложнение процесса управления с возрастанием масштаба фирмы;

– увеличение транспортных расходов на подвоз сырья, материалов и комплектующих изделий, а также на отправку готовой продукции потребителям вследствие возрастания радиуса транспортировки;

– повышение нагрузки на природную среду со всеми вытекающими отсюда последствиями;

– возможность монополизации своей сферы деятельности.

В условиях жесткой конкуренции, победу будут одерживать не крупные предприятия над малыми, а те, кто более динамично реагирует на изменения внешней среды.

ж) по критерию «род деятельности»

Традиционно фирмы различаются по родам деятельности, которую можно классифицировать по трем секторам экономики, в каждый из которых входит несколько отраслей:

- отрасли первичного сектора, занимающиеся добычей сырья (аграрное производство, рыболовство, сырьевая, энергетическая и лесная промышленность);

- отрасли вторичного сектора, объединяющие все виды промышленной деятельности (машиностроение, металлообработка, автомобилестроение и т.д.);

- отрасли третичного сектора, охватывающий сферу услуг.

В состав отраслей третичного сектора входят предприятия и организации, которые оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отраслей первых двух секторов. Это: банки, страховые компании, розничная торговля, образовательные учреждения, туристические агентства и др.

В научных публикациях последних лет все чаще высказывается мнение, что в связи с ростом значения управления большими и сложными системами, в четвертый сектор должна выделиться такая сфера человеческой деятельности как информационные технологии.

Первичный сектор занимает все меньшее место в странах с развитой рыночной экономикой ввиду постепенного сокращения доли сельского хозяйства.

Доля сферы услуг, напротив, постоянно растет.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура собственности по форме собственности | Организация как система. Тема 4. Организация как открытая система
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.