КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы формы
К первой группе, условно называемой «принципы формы» относятся: а) принцип необходимого разнообразия организационной структуры; б) принцип адекватности формы хозяйствования всему многообразию условий функционирования; в) принцип замкнутости общего контура системы управления; г) принцип рационального сочетания централизации и децентрализации в управлении; д) принцип экономичности организационной системы управления. Принцип необходимого разнообразия организационной структуры вытекает из закона соответствия организации внешней среде и закона соответствия разнообразия управляющей системы разнообразию управляемого объекта. Все действия по формированию, упорядочению и регулированию системы должны соответствовать ее концептуальной модели, разработанной в рамках стратегического плана, который учитывает характер экономики и уровень развития экономических отношений в стране, организационно-правовой и организационно-экономический статус предприятия, а также его стратегический потенциал. Принцип служит основой для разнообразных вариантов организационного обособления (департаментизациии): по критерию «ресурс» (по функциональному признаку), по критерию «результат» (по объектному признаку) или их сочетания, а его реализация позволяет организации сохранить свою целостность и способность функционировать (сохранять гомеостаз), вырабатывая комплекс реакций на разнообразные воздействия среды. Принцип адекватности организационной формы хозяйствования всей устойчивой совокупности меж - и внутриорганизационных связей и отношений хозяйственной организации, которые она использует в процессе функционирования. Принцип вытекает из закона композиции и предполагает учет политических, экономических, социальных и институциональных факторов внешней и внутренних сред предприятия во взаимоотношениях его с системой высшего порядка, а его соблюдение обеспечивает развитие интеграционных процессов и функционирование организации в рамках государственной законности. На его основе устанавливается её организационно-экономический и правовой статус, степень самостоятельности. Часть управленческих функций может быть централизована в случае объединения предприятий или передана специализированных консультационным фирмам (внешнему дополнению). Принцип замкнутости общего контура системы управления является необходимым продолжением принципа адекватности и реализуется формированием чётких границ организации, закреплённых в её внутрифирменных нормативных актах. Принцип законодательно обоснован Гражданским кодексом РФ и закреплён выбором организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, системой корпоративных актов, которые могут охватывать жизненно важные аспекты функционирования предприятия. Смещение границ между внешней средой и организационной системой может привести к изменению формы хозяйствования. Однако в экономическом и социальном плане провести четкие границы организации как открытой системы практически невозможно. Это одна их основных методологических проблем, существующих при изучении организации. Можно предположить, что именно структура закрепляет сложившиеся границы организации. Являясь результатом упорядочения системы, структура фиксирует связи между элементами системы. Суть организационной деятельности как раз и сводится к обеспечению взаимодействия между элементами по достижению цели. Признаком границы организации как системы является наличие более жестких связей между элементами системы, чем между элементами и средой. Принцип рационального сочетания централизации и децентрализации в управлении - основной принцип организационного построения, определяющий направление развития организационной структуры управления. Сущность совершенствования организации управления как раз и заключается, прежде всего, в поиске оптимального соотношения централизации и децентрализации механизма управления, который осуществляется в рамках того или иного вида структур, максимально способствующих эффективному протеканию процесса управления. Процесс децентрализации протекает в неразрывном единстве с процессами групповой самоорганизации и горизонтальной структуризации. Их архитектоника очень подвижна и отражает параллельные отношения власти. Децентрализация управления как раз и использует феномен самоорганизации. В результате к двум основным типам структур механическим и органическим добавились мягкие (самообразованные горизонтальные). Степень централизации-децентрализации управления задаётся условиями функционирования хозяйственной организации, но выбор конкретного типа структур зависит от такого субъективного фактора, как личность руководителя. Принципы построения механических и органических структур разработаны достаточно хорошо. Основой процесса децентрализации является степень делегирования полномочий на принятие решений, что и определяет различия в принципах построения этих типов структур. Принципы построения механических структур: – принцип единства руководства (один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель; – принцип единства распорядительства (подчинённость каждого работника только одному руководителю); – ясная линия полномочий и ответственности от высшей до низшей ступени управления; – каждая ответственность сопровождается наделением соответствующих полномочий (ответственность работника определяется сферой его полномочий); – однозначная и полная ответственность руководителя за действия подчинённых (делегирование ответственности подчинённому не снимает ответственности с лица, её передавшего); – делегирование полномочий сверху вниз должно идти как можно дальше (полномочия делегируются на самый низкий уровень организации, способный нести за них ответственность); – принцип минимизации ступеней управления (эффективность процесса управления обратно пропорциональна количеству ступеней в его структуре); – принцип управляемости (масштаб управления лимитируется эффективностью средств контроля и зависит от сложности задач, условий деятельности организации, индивидуальных особенностей руководителя). Рекомендуемый диапазон количества подчинённых от 4 до 12; – принцип существования точных границ между линейным и функциональным руководством; – полномочия и ответственность каждого руководителя четко определены в письменной форме. Принципы построения органических структур: – принцип точного определения границ для вмешательства извне в полномочия группы; – целевая группа нуждается в ясной и четко очерченной цели, тогда как индивидуальные задачи и ответственность постоянно перераспределяются и корректируются; – степень ответственности работника прямо пропорциональна степени свободы в принятии решения; – низкая степень регламентации и высокая степень инициативности исполнителей (полномочия и ответственность определяются не должностной инструкцией, а результатами работы группы в целом; чем больше возможность захвата власти у одного из членов группы, тем меньше свободы действий у всех). Принцип экономичности организационной структуры, предполагающий построение такой организационной структуры, которая бы обеспечивала наибольшую эффективность управления при минимальных, но необходимых затратах на её содержание. Если мероприятия по совершенствованию системы управления привели к увеличению доли затрат на управление, то они должны компенсироваться тем эффектом в производственной системе, который был получен в результате их осуществления.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |