Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об организационно-управленческом анализе

Организационно-управленческий анализ представляет собой исследовательскую деятельность, направленную на изучение системы целей организации и стратегии их достижения, организационной структуры управления, управленческих процессов и культуры организации.

Организационно-управленческий анализ состоит из следующих этапов:

1) сбор и первичная обработка необходимой информации;

2) анализ системы целей организации и стратегий их достижения;

3) анализ существующей организационной структуры управления;

4) анализ процессов управления;

5) анализ механизма управления;

6) выявление проблемных зон, построения логического поля проблем;

7) оценка организационно-управленческого потенциала;

8) определение основных подходов, методов и средств организационного проектирования исходя из результатов анализа.

Схема организационно-управленческого анализа представлена в таблице 14.

Таблица 14

Схема организационно-управленческого анализа

Направления анализа Содержание Источник информации
1. Анализ системы целей организации и стратегий их достижения Выявление и анализ миссии организации, целей и ограничений на их достижение; определение и анализ стратегий компании Организационная документация, интервью, плановая документация, результаты стратегического анализа
2. Анализ организационной структуры Исследование существующих организационно-структурных единиц и их взаимосвязей Организационная и другая документация, наблюдения, интервью, анкетирование
3. Анализ процессов управления Идентификация и анализ процессов управления Организационная и другая документация, интервью, анкетирование, результаты анализа организационной структуры
4. Анализ механизма управления Анализ показателей эффективности механизма управления Показатели эффективности механизма управления
5. Анализ структуры информации Анализ и структуризация информации, циркулирующей в компании Документация компании
6. Анализ культуры организации Исследование внутрифирменных символов и церемоний Наблюдения, интервью, анкетирование, организационная документация

14.3 Организационная перестройка: сущность и цели. Основные направления совершенствования организационной структуры управления

Необходимость обеспечения и сохранения конкурентоспособности в условиях непрерывной изменчивости внешней среды определяет цели, средства и направления организационного совершенствования

Под реформированием подразумевается изменение принципов действия организации с внешней средой. Цель реформы организации достигается путем ее реструктуризации, заключающейся в осуществлении комплекса мероприятий по приведению условий функционирования предприятия в соответствие с выбранной стратегией развития: улучшение управления, повышение эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, рост производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности.

По публикациям последних лет можно выделить следующие основные направления реформирования предприятий:

1. Создание культуры организации, что обеспечивает мощный потенциалом саморазвития. Это - длительный, требующий больших усилий процесс, но, сформированные и принятые членами организации ценности, приобретают форму традиций и способствуют повышению эффективности организации уже без существенных затрат.

2. Создание эффективного, комплексного механизма управления, который, в первую очередь, должен включать механизм мотивации и стимулирования труда, технологию управления по конечным результатам, человеко-машинные технологии принятия рациональных решений, повышение профессионального уровня руководителей в области управления и т.п.

3. Поиск адекватной имеющимся ресурсам рыночной ниши и разработка стратегии функционирования в ней, что может дать быстрый прирост эффективности с выходом на предел, определяемый исчерпанием существующих производственно-технологических возможностей предприятия. Возможный прирост эффективности за счет этого мероприятия экспертно оценивается в среднем по десяткам предприятий в 25-30% (иногда в 10-15%, ино­гда в 50-60%);

4. Структурные изменения за счет снижения доли неэффективных технологий и низкорентабельных видов продукции. Это направление может дать основной прирост эффективности с выходом за предел, определяемый исчерпанием возможностей существующих технологий и экспертно оцениваемый в 40-60%;

5. Устранение нерентабельных производственных структур, повышающих нагрузку на основное производство через передачу прав собственности на неиспользуемые основные фонды (продажа неиспользуемых основных фондов, передача их на основании договора аренды, вычленение каких-либо подразделений в самостоятельные предприятия и т.д.);

6. Создание новых видов продукции, услуг и технологий, что требует особого внимания к созданию инновационного потенциала организации.

7. Внедрение управленческого учета и создание системы всеобъемлющего контроля за рациональным приобретением, размещением и использованием ресурсов, что предполагает не только эффективное управление производственными издержками, но и обеспечение эффективного функционирования служб и отделов системы управления в соответствии с их целевыми установками при минимальных, но необходимых затратах на их содержание.

8. Формировании среднего звена в структуре нашей экономики, которое олицетворяется крупными промышленными корпорациями или финансово-промышленными группами.

Рыночная экономика, в современных её «цивилизованных» формах, характеризуется высоким уровнем концентрации производства. По разным оценкам, от 30% до 50% промышленного производства США выведено из сферы прямого рыночного регулирования и управляется с корпоративного уровня. Мировой рынок в целом, рынок фактически всех развитых стран – рынок крупных корпораций, который имеет огромные преимущества перед рынком предприятий.

Под организационным новшеством понимается комплекс мероприятий по упорядочиванию системы, имеющий глобальную или локальную новизну для данного предприятия. Тогда организационное нововведение – сознательно организованный процесс реализации новшества. Глобальное организационное совершенствование охватывает всю организационную структуру в целом, локальное - её подсистемы и элементы. При локальных изменениях очень важно установить, в каком месте организационной иерархии необходимы изменения.

Организационная рационализация предполагает регуляцию системы, направленную на поддержание устойчивости в рамках наличных функций, за счёт улучшения организации процессов управления без изменения их состава и производственной структуры. Надёжность структуры как раз и обеспечивается тем диапазоном мер организационной рационализации, которые позволяют системе адекватно реагировать на изменения внешней среды без перестройки структуры. С понятием «надёжность структуры» тесно связано такое понятие как «жизнеспособность организации». Под жизнеспособностью организации понимается её способность сохранять свои основные характеристики в допустимых пределах, что зависит от способности её противостоять внешним и внутренним возмущениям, которые грозят нарушить её целостность. Только надёжная структура может обеспечить жизнеспособность организации.

Под организационным развитием понимается концепция организационного совершенствования системы, целью которого является её упорядочение, т.е. приведение организационной структуры в соответствие с целями управления. Это сложный, комплексный, долгосрочный процесс организационных изменений. Постоянное обновление технико-технологической и организационно-экономических сфер деятельности предприятия – суть ветвящегося инновационного процесса, охватывающего все его структуры (от технологической до организационной). Поэтому процесс реорганизации системы должен рассматриваться как организационное нововведение.

Организационное совершенствование, предполагающее либо локальные структурные изменения в подсистемах и элементах системы, либо перестройки организационной структуры в целом, должно происходить в виде двух взаимо­связанных процессов: управленческого организационного воздействия и процесса самоорганизации. При этом первый должен обеспечить создание условий для стимулирования целесообразных процессов второго. Эффект организационного совершенствования выражается не только в улучшении показателей эффективности системы, но и в повышении её потенциальных возможностей для будущего развития.

Потенциал – совокупность ресурсов и возможностей, определяющих ожидаемые характеристики развития предприятия при тех или иных реальных сценариях изменения окружающей среды.

Уровень конкурентоспособности организаций, их экономическое благополучие всё в большей мере зависит от степени превосходства в области практического управления. Совершенствование структуры управления может идти по трём основным направлениям:

1. Совершенствование механических структур за счёт внутренних упрощений или изменений, которые осуществляется путем объединения, разделения, переподчинения, ликвидации звеньев, сокращения числа уровней управления;

2. Создание комплексной структуры через включение органических структур (венчуров, инновационных отделов, блока развития и т.д.) в существующую механическую. Это так называемые «дуальные» структуры, функция которых заключается в решении задач, плохо вписывающихся в традиционную линейно-функциональную структуру. Это направление является основным условием обеспечения эффективности структур управления в переходный период;

3. Замена структур механического типа на адаптивные. Этот радикальный путь реорганизации структур требует не только наличия сильного лидера с командой единомышленников, но и сильной организационной культуры.

Поскольку любое организационное совершенствование начинается как нововведение, а заканчивается как устаревшая организационная форма, требующая нового совершенствования, существует понятие «жизненного цикла организационного совершенствования». Организационное совершенствование входит в комплекс реакций, которые вынуждена вырабатывать организация в целях адаптации к внешней среде. Запаздывание в приспособлении структуры заканчивается тяжелой организационной патологией.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организационная патология и ее основные характеристики | Основные подходы к оценке эффективности организационной структуры управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.