Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие менеджмента как науки

Бурное развитее производительных сил во второй половине прошлого века, технический прогресс и машинное производство требовали четкой организации, стандартизации и унификации производственных процессов. Постепенно сформировалось понимание, что организацией необходимо управлять систематизированно на основе научного подхода.

Классификация подходов, характеризующих развитее менеджмента как науки в историческом аспекте схематически показана на рис.1.

 

Выделяют четыре подхода: подход с позиции выделения различных школ, процессный подход, системный и ситуационный подходы.

Первый подход включает четыре школы: научного управления, административную или классическую, человеческих отношений и поведенческих наук, количественных методов. Авторы и последователи каждого из этих направлений утверждали, что их подход является наиболее рациональным и дает ключ к эффективному достижению целей организации. Оценивая эти школы по прошествии определенного времени, следует признать, что каждая из них внесла значительный вклад в развитие менеджмента. Самые современные организации с успехом используют положения и рекомендации данных школ. Однако практика и более поздние исследования показали, что многие управленческие концепции были лишь частично верными и могли использоваться в ограниченных ситуациях. Школы пересекаются в вопросах теории и практики и в рамках одной организации встречаются элементы всех школ.

Школа научного управления (1885-1920 гг.). Основоположником научного менеджмента считают американского ученого, инженера Фредерика Уинслоу Тэйлора (1856-1915 гг.). Он первый поставил задачу усовершенствовать существующие методы управления, применяя научный подход, и преуспел в этом. На его могиле сделана надпись: "Отец научного менеджмента".

Тэйлор и его последователи использовали наблюдение, замеры, анализ и логику для совершенствования многих операций ручного труда, добиваясь более эффективного их выполнения. При этом использовались хронометры и кинокамера. В 1911 г. была опубликована фундаментальная работа Тэйлора "Принципы и методы научного управления", основные положения которой сводились к следующему:

1 Создание научного фундамента вместо старых практически сложившихся методов работы, исследование каждого отдельного ее элемента.

2 Отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение.

3 Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно обоснованной системы организации труда.

4 Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.

5 Использование прогрессивной системы оплата труда для стимулирования большей производительности.

Сторонники научного управления выступали за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы, т.е. они считали, что работа по управлению — это определенная специальность, и что организация выиграет, если каждый будет заниматься своим делом.

Концепция научного управления стала переломным этапом, в результате которого менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований.

Если работы сторонников научного управления касались повышения эффективности на конкретных рабочих местах (т.е. на уровне ниже управленческого), то с возникновением административной (классической) школы специалисты начали работать над совершенствованием управления организацией в целом. Представитель Анри Файоль (1841-1925 гг.), в течение 30 лет руководил крупной французской горнодобывающей и металлургической компанией. Он вывел ее из состояния банкротства и оставил одним из самых процветающих концернов, известным своими управленческими, техническими и научными кадрами.

Основные управленческие концепции Файоля нашли отражение в его известной работе "Общее и промышленное управление" и заключаются в следующем:

1 Основные принципы управления являются универсальными, и следование им приведет организацию к успеху. Принципы управления Файоля: разделение труда; полномочия и ответственность; дисциплина; единоначалие; единство направления; подчиненность личных интересов общим; вознаграждение; централизация; иерархические уровни; порядок; справедливость; стабильность рабочего места для персонала; инициатива и корпоративный дух.

2 Теория управления включает в себя комплекс знаний, которые можно и нужно изучать. (Это привело к появлению такой дисциплины, как менеджмент, которую стали серьезно преподавать в учебных заведениях).

3 "Управлять, — писал Файоль, — значит предвидеть, организовывать распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть, то есть учитывать грядущее и вырабатывать программу действий; организовывать, то есть строить двойной — материальный и социальный — организм предприятия; распоряжаться, то есть заставлять персонал надлежаще работать; координировать, то есть связывать, объединять, гармонизировать все

действия и все усилия; контролировать, то есть заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям".

Таким образом, Файоль в первые дал четкую классификацию управленческих функций, выполняемых на предприятии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.