Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пути совершенствования организационных структур в судовом менеджменте

Кроме тех функций, которые были отмечены в структурах компаний, рассмотренных ранее, на наш взгляд, следует выделить два направления. Во-первых, это деятельность, которая касается постоянного усовершенствования организационной структуры, а, во-вторых, это расширение диверсификационной деятельности. То есть, начиная с конца 80-х годов, когда все судоходные компании бывшего СССР выделяли из своей структуры порты, судоремонтные заводы и другие обслуживающие предприятия, передовые судоходные компании мира, напротив, создавали самостоятельные подразделения и получали в собственность портовые сооружения, предприятия судоремонтной отрасли, даже сооружения и подвижной состав других видов транспорта, справедливо считая, что только в комплексе можно эффективно решать проблемы сокращения операционных расходов и, соответственно, снижать долю транспортных расходов в стоимости товаров и услуг. Однако главным направлением деятельности судоходных компаний является поддержка их структур в соответствии с потребностями рынка и клиентуры. Основные принципы совершенствования управления судоходной компанией приведены на рис. 8. На первом этапе после обобщения результатов, которые характеризуют эффективность работы компании и взаимосвязь с другими организациями, осуществляется постановка новых задач, которые касаются соответствия действующей организационной структуры рыночным потребностям. На втором этапе намечаются пути реализации этих задач, в результате чего предлагается программа проведения необходимых исследований и перечень конкретных работ. В процессе осуществления этих работ предусматривается привлечение специалистов различного профиля (поскольку поставлены в программе задания, могут иметь свою специфику), возможно научных и конструкторских организаций. Заканчивается разработка проектом новой структуры управления судоходной компанией. Из рассмотренной схемы вытекает вывод о том, что работа по совершенствовании структуры управления должна проводиться постоянно, для чего в составе компании необходимы соответствующие подразделения и специалисты.

Учитывая многокритериальность и многовариантность данной задачи, для ее эффективного решения необходимо использовать оптимизационные методы. В общем случае возможно два основных подхода к решению поставленной задачи.

Во-первых, это затратный подход, когда, как критерий решения задачи оптимизации организационно-экономической структуры, рассматривается минимум полных расходов на создание и содержание структуры в рассматриваемый период ее функционирования. Вообще говоря, подобный класс задач относится к задачам динамичого прогнозирования, для которых получение прогнозных оценок на протяжении срока реализации проекта представляется очень условным, ввиду ограниченности имеющегося математического аппарата.

Поэтому, во избежание указанной проблемы, данный круг задач принято решать в условной статике, возводя полученный результат не к оптимальному, а к так называемому квазиоптимальному значению, путем приведения полных расходов по созданию и содержанию каждого варианта структуры управления к условному среднегодовому значению.


 


Рис. 8. Последовательность совершенствования организационных структур судоходных компаний

 

Такое приведение осуществляется по формуле:

 

(1)

 

где - искомая величина;

- величина текущих расходов на содержание системы управления в t-м году;

– величина единовременных расходов по созданию и модернизации системы управления у t-м году;

Т – полный нормативно-прогнозный или амортизационный (по технике управления), срок службы системы управления;

t – число лет, что отделяет расчетные значения от начала расчетного года;

– значение расчетного года;

и нормативы дисконтирования соответственно текущих и единоразовых расходов;

– статья расходов (элементы расходов);

– вид деятельности.

Во-вторых, это подход, основанный на максимизации качественных характеристик системы управления по каждому варианту ее структурного построения. В виде интегрированной качественной характеристики системы управления при j-м варианте ее структурного построения определяется величиной энтропии системы. В общем случае энтропия системы определяется произведением достоверностью нахождения системы в заданном состоянии на логарифм этой достоверности, взятый с обратным знаком:

 

(2.)

 

где - искомая энтропия системы управления при j-м варианте ее структуры

- достоверность нахождения системы в заданном состоянии при j-м варианте структуры управления.

Недостаток такого подхода - является сложность установления взаимосвязи энтропии системы и расходов на управление, без чего оптимизация по критерию максимизации энтропии может привести к необоснованно завышенным расходам. В то же время, учитывая проблематичность прогнозирования величины энтропии системы по сравнению с оценкой расходов на управление, в зависимости от выбранного варианта структуры, обычно реализуется третий вариант подхода к оптимизации организационной структуры управления. Этот подход заключается в комбинации обоих вышеизложенных вариантов и основан на минимизации расходов на управление при ограничении на величину энтропии системы. Математическая модель задачи в данной постановке, в упрощенной форме, будет выглядеть таким образом.

 

 

,

 

; (.3)

 

 

Решение указанной задачи для формирования оптимальной организационной структуры в варианте 3-х групп структурных подразделений судоходной компаний и 3-х вариантов структуры управления для каждого из элементов структурных подразделений представлена ниже. При этом на основе статистических данных о структурах разных судоходных компаний, представленных в предыдущем разделе, была сформирована регрессионная модель зависимости между расходами на создание и содержание каждого структурного элемента и достоверностью нахождения системы в заданном состоянии, которая выгладит таким образом:

 

(.4)

 

Согласно упрощенного представления входных данных все подразделения объединены в три группы, подразделения, которые обеспечивают финансово-экономическую деятельность и управление персоналом, подразделения, которые обеспечивают основную деятельность и подразделения обеспечивающие вспомогательную деятельность. К последним условно отнесен юридический отдел ввиду специфичности и периодичности выполнения функций обслуживания основной деятельности.

Как варианты организационной структуры, были представлены: структура управления проектами, матричная структура и функциональная структура управления, которые учитывали обязательные требования МКУБ и ISPS.

В результате решения такой задачи по одной из судоходных компаний Украины были получены следующие результаты. Для первой группы подразделений предусматривается второй вариант структуры, для второй группы подразделений – первый вариант структуры и для третьей группы подразделений – третий вариант структуры.

Иначе говоря, в основу построения организационной структуры судоходной компании должен быть установлен принцип управления проектами, поскольку для подразделений основной деятельности решения задачи предусматривает реализацию принципов проектного менеджмента. Матричная структура по своей форме также является очень близка к структуре проектного менеджмента, поэтому эти подразделения целесообразно организовывать по однотипной структуре. И, наконец, для обеспечивающих подразделов должна быть реализована функциональная структура управления.

Полученные результаты позволили сформировать принципиальную структуру управления судоходной компании, которая реализует основные принципы проектного менеджмента и выглядит как показано на рис 2.10.

Структура управления должна быть образована по горизонтальному принципу модульного типа, что сводит к минимуму старший административный состав и создает максимум нагрузки на весь штат.

Каждая компания реализующая данную структуру будет придерживаться принципа самообучения персонала, то есть не будет направлять своих сотрудников на учебу менеджмента, например, в Лондон, а будет развивать их квалификацию непосредственно на рабочем месте, хотя, по-видимому всегда будет потребность в повышении специальной квалификации в знании английского языка для некоторых работников находящихся на ключевых должностях.

Горизонтальная связь в системе управления и соответствующая ему организационная структура управления будут возможными лишь на основе построения единой компьютерной сети и использования автоматизированных систем бюджетного планирования, управленческого учета и анализа результатов деятельности.

Всю эксплуатационную деятельность, на основе построения соответствующих функциональных связей, в принципе, целесообразно осуществлять подразделениями самой управляющей компании, которые будут поддерживать связь как с судами и несколькими фрахтовыми подразделениями, расположенными, например, одно в Лондоне, другое в Пирее на основе межкомпьютерного обмена информацией. В компании отсутствует диспетчерская в обычном понимании. Диспетчерское руководство осуществляется по функциям соответствующими службами и лицами, которые имеют соответствующее право и допуск.

Мозговым центром компании с такой структурой - является эксплуатационный департамент, штат которого может составлять до 15 чел. при 100 единицах флота. Департамент возглавляется директором, на которого замыкаются и два отдела: Фрахтовый и Валютный.

Фрахтовый отдел - его основным заданием является обеспечение эффективной загрузки тоннажа компании. Отдел обеспечивает отфрахтование собственного тоннажа и фрахтования тоннажа других компаний исходя из конъюнктуры фрахтового рынка. В компетенцию отдела не входит анализ тенденций и определение перспектив тех, которые складываются на фрахтовом рынке. Сотрудники отдела работают на рынке в режиме реального времени и ближайшей перспективы, их задание - добиться высокой эффективности работы флота. В зависимости от количества судов, их типов, грузоподъемности, направлений и регионов где они используются, тоннаж компании разделяется на менеджерские группы судов, каждая из которых замыкается на своего отдельного менеджера – куратора. В состав менеджерской группы может входить от 5 до 25 судов. Если в составе группы более 10 судов, менеджер имеет помощника. Менеджер группы, вместе со своим помощником осуществляют все операции по фрахтовании закрепленного за ними флота. Вся информация о фрахтовых операциях передается в Валютный отдел. Наиболее опытный из менеджеров является одновременно является руководителем Фрахтового отдела. Отдел имеет также секретаря - делопроизводителя.

Валютный отдел состоит из двух секторов: Сектора фрахтовых поступлений и сектора дисбурсментских расходов. Отдел непосредственно не должен работать ни с фрахтовыми брокерами, ни с судовыми агентами. Фрахтование осуществляется через фрахтовые подразделения – фрахтовый отдел, бранч-офисы в Лондоне и Пирее. Таким образом сектор фрахтовых поступлений будет заниматься доходами в самом широком смысле этого слова, то есть поступлениями в пользу, компании.

В свою очередь, сектор дисбурсментских расходов занимается оценкой, проверкой дисбурсментских счетов, расчетами: сталийного времени, другими расходами. Один из старших специалистов должен быть одновременно руководителем этого сектора и руководителем Валютного отдела.

Ни один платежный документ, или контракт; не должен проходить без подтверждения директора или менеджера группы судов Эксплуатационного департамента, в зависимости от степени своей важности. А они, в свою очередь, не должны принимать этих документов, если те не прошли через Финансовый департамент, который непосредственно объединяет валютно-финансовую и бухгалтерскую работу, компании и замыкается не на директора Эксплуатационного департамента, а на финансового директора.

Финансовый департамент обеспечивает финансовую сторону деятельности компании. Департамент включает два отдела (плановый, аналитический) и бухгалтерию.

Плановый отдел. Основной функцией отдела является разработка бюджетных планов для центров ответственности судоходной компании на всех уровнях.

Аналитический отдел. Осуществляет контроль и анализ выполнения бюджетных планов всех уровней.

Бухгалтерия. Реализует функцию взаиморасчетов для всех подразделений компании и анализ эффективности ее осуществления на всех уровнях иерархии управления ею.

Должность финансового директора является персональной, поскольку он, как правило, руководит бюджетным комитетом компании. Руководителями структурных подразделений Финансового департамента должны быть старшие и наиболее опытные специалисты, которые объединяют соответствующие функции в менеджерской группе с руководством данным функциональным подразделением.

Технический департамент включает отделы технического менеджмента и отдел материально-технического обеспечения.

Отдел технического менеджмента обеспечивает непосредственное осуществление технического менеджмента судов. Руководителем отдела должен быть один из наиболее опытных суперинтендантов.

Отдел материально-технического обеспечения осуществляет конъюнктурно-техническую проработку заказов на техническое обслуживание и снабжение судов, готовит договора на закупку, проводит другую соответствующую работу.

Директором технического департамента должен быть начальник отдела технического менеджмента, который будет соединять все отмеченные ранее функции. Одновременно, при небольшом количестве судов, он также будет выполнять и функции суперинтенданта.

Принципиальная типовая организационная структура судоходной компании представлена на рис.2.9.

Фрахтовый и валютный отделы обеспечивают жизнедеятельность сердца компании - Эксплуатационного департамента, который осуществляет следующие функции исключительно через компьютерную сеть.

Коммерческий менеджмент. Каждое судно компании через систему спутниковой связи и Интернет находится в единой компьютерной сети оперативного управления. Через компьютер осуществляется связь с судами и соответствующая обработка оперативной информации, которая поступает от судов и отражает ситуацию, в которой каждое из них находится. В этой же системе ведутся переговоры «в реальном времени», что позволяет оперативно контролировать все процессы и своевременно принимать необходимые решения

Банки информации объединены в соответствующие базы, доступ к которым строго ранжированный в зависимости от уровня пользователя. Базы данных содержат также все основные данные по портам судозаходов, включая отдельные банки по ставкам портовых сборов с расчетом ожидаемых расходов для судов, данные агентов и отдельные замечания, которые отмечались по этим портам раньше капитанами или эксплуатационным аппаратом, ситуацию с обработкой судов, правила и обычаи. Это дает возможность оперативно оценивать ставку фрахта и другие условия при заключении договора морской перевозки в зависимости от порта захода. Информация, содержащаяся в базах данных постоянно обновляется в автоматизированном режиме через Интернет и локальные сети построенные на базе отдельных основных партнеров, клиентов, т.д.


 
 


Рис. 2.9. Обобщенная организационная структура судоходной компании


Управление персоналом. В информационный банк данных заложены все необходимые сведения о каждом моряке на всех судах. Компания должна быть нацелена на сохранение состава своих моряков. Работу нужно проводить так, чтобы 50 % работали постоянно, не покидая компанию (в первую очередь старший и средний комсостав). Этот процесс должен контролироваться непосредственно директором Эксплуатационного отдела.

Он должен следить за состоянием плавсостава и колебаниями зарплаты на соответствующем рынке труда, своевременно внося коррективы в зарплату и принимая другие меры для того, чтобы плавсостав не шел к другим компаниям.

С той же целью в банк данных закладываются подробные сведения о капитанах судов. Сбором и обработкой соответствующих данных, по поручению директора Эксплуатационного отдела должен занимается отдел кадров.

На основании имеющейся информации ведется непрерывный расчет по заработной плате плавсостава, позволяющий рассчитать любого члена экипажа в нужный момент, также здесь учитываются отпуска, резервисты и т.п.

Отдельно осуществляются аналогичные расчеты по зарплате служащих самой компании.

Технический менеджмент. В особом банке данных заложенные конвенциональные документы судов и система своевременно предупреждает об окончании срока их действия с тем, чтобы эксплуатационный отдел своевременно принял меры по их продлению и/или ремонту судов, их оборудования и механизмов.

Еще один банк данных компании собирает информацию о состоянии электронного и электротехнического оборудования судов (радары, радиостанции, ЭВМ и т.п.), это позволяет проводить своевременную профилактику, ремонт или замену этого оборудования.

Аналогично (банк данных) ведется автоматизированное слежение за состоянием судовых механизмов и запасных частей, которое корректируется непрерывно со стороны судна. Компании это дает возможность выйти на рынок и своевременно приобрести необходимые материалы.

Отдельно следует поставить задачу отслеживания количества бункера на борту. Директор Эксплуатационного департамента и суперинтендант в данном случае не должны полагаться на капитанов, а сами проводить проработку бункерной программы рейсов. Аналогично по смазочным материалам.

Банк данных «рейсовые - отчеты» - в основном аналогичны общеизвестным, но данные следует закладывать в банк с указанием экстраординарных случаев. Это архив. Предусматривается, что Компания будет накапливать грузовые документы с рейсовых отчетов на лазерных дисках или другим образом, что позволит быстро и эффективно работать с архивными данными. Это представляется еще одним шагом вперед в усовершенствовании делопроизводства.

Весь комплекс вышеупомянутых функций, которые реализуют Эксплуатационный отдел и его директор с помощью имеющейся автоматизированной системы управления на базе глобальной компьютерной сети, позволит управлять судами компании исключительно силами этого отдела, не делегируя ни одной важной функции другим компаниям. Все отделы компании будут работать на Эксплуатационный департамент а он, в свою очередь, определяет работу другим отделам.

Такая организация управления компаниями в судоходстве на сегодня отвечает современным требованиям и обеспечит, так называемый, «превосходный» уровень управления флотом, с одной стороны, а с другой – создаст предпосылки для привлечения кредитов мировых банков и средств иностранных инвесторов, которые необходимы для модернизации и обновления флота. Определенное сокращение уровня автоматизации управления и контролируемых параметров обусловливает переход с «превосходного» на «хороший» и т.д. уровни управления флотом компании

 

 

1.2.3.Оптимизация организационно-экономических структур в торговом мореплавании

Рост масштабов и усложнение характера производства приводит и к соответствующим изменениям в системах управления, в результате, все чаще, задачи управления решаются так называемыми сложными системами. Не исключением является и сфера торгового мореплавания, где кроме перечисленных факторов значительную роль играет обеспечение экологической безопасности, безопасности человеческой жизни на море. А также антитеррористическая деятельность

Понятие "система" на сегодня получил значительное распространение и используется всеми без исключения направлениями науки. Это обусловливается многообразием объектов, которые могут претендовать на подобную категорию, к таким объектам принадлежит и судоходство, как система организационная и ее составной элемент - судоходная компания как производственная система.

В принципе, "система - это множество элементов, которые состоят в отношениях и связи между собой, что образует определенную ее целостность, единство".. Такая, достаточно общая трактовка, где под Системой понимается: „упорядоченная совокупность взаимодействующих элементов, которые образуют единое целое, которое обладает особенностями, отсутствующими в составных его элементов." Таким образом, в этом толковании подчеркивается также одно из основных свойств системы – эмерджентность.

Элемент - условно неделимая часть системы с однозначно определенными системными свойствами. Элементы, которые входят в систему, функционируют во времени взаимозависимо как единое целое, каждый из них существует ради достижения единой цели, которая поставлена перед всей системой. Целостность допускает, что процесс изучения системы происходит через единство всех ее элементов.

Нужно учитывать и эффект от взаимодействия элементов, благодаря которому некоторые свойства, накапливаясь, усиливаются или ослабляются, и в этой совокупности может появиться абсолютно новое свойство, свойственное всей системе.

При изучении сложных систем допускается относительно самостоятельное рассмотрение их отдельных частей при условии внутрисистемной функциональной независимости последних. Общесистемные свойства рождаются как бы скачками - путем перехода количества в качество - и в результате приносят так называемый системный эффект. Способность сложной системы выявлять общесистемные свойства и порождать соответственно системный эффект называют - эмерджентностью. Суть ее в том, что при общих действиях разных элементов системы обеспечивается изменение их общего эффекта к большей или меньшей величине, чем сумма эффектов этих же элементов, которые возникают порознь. Это само по себе важное свойство систем в наибольшей мере проявляется на транспорте.

Сложная организационно-экономическая структура больших судоходных компаний может приводить к появлению внутрисистемного эмерджентного эффекта с отрицательным значением. В основном это имеет место тогда, когда, например, модернизация или расширение контейнерного флота и соответствующее увеличение объемов контейнерных перевозок обусловливают недоиспользование провозной способности и адекватные потери лихтеровозов или же универсальных судов.

Системы, в которых непременным активным элементом являются люди, носят название организационных. Характерными признаками таких систем является целенаправленность, иерархическая упорядоченность элементов, наличие органов принятия решений.

По характеру причинно-следственных связей и реакции на внешнее влияние различают детерминированные и вероятностные (стохастические) системы, системы характеризуются также разной степенью сложности. Некоторые характерные черты сложных систем это - иерархичность построения и разнообразие структурно-функциональных взаимоотношений между элементами системы, разветвленность информационной сети и интенсивные потоки данных.

Усовершенствование форм и методов управления направлено на оперативность и оптимизацию принятых решений и практически всегда связано с усовершенствованием информационного обеспечения управляющих систем. В свою очередь, усовершенствование информационного обеспечения обусловливает разные качественные и количественные изменения в системах управления. Изменения обычно касаются не всех сторон управленческой деятельности, а только тех из них, которые в силу тех, других причин ли не отвечают необходимому уровневые, не позволяют осуществить эффективное функционирование производственной системы.

Как уже говорилось, исходная система содержит в себе определенную совокупность системных объектов. Входы системных объектов описываются определенной совокупностью параметров ((()), что в общем случае отображает номенклатуру перевозимых грузов, направления перевозок, объемы и стоимостную оценку бункера и т.п.. Выходы каждого объекта описываются системой показателей (((), включающие натуральные и стоимостные величины. Натуральные величины характеризуют номенклатуру, объем, ассортимент, качество предоставляемых услуг, а стоимостные в конечном счете сводятся к величинам отдачи капитала. Процессом каждого системного объекта является влияние его ресурсов на входной поток с целью его превращения в готовую продукцию, то есть поток исходящий. Использованные для этого ресурсы также характеризуются определенной совокупностью параметров, один из которых будет описывать количественные и качественные характеристики ресурсов, а другие - их стоимостное выражение.

Таким образом, существует определенная зависимость, связывающая между собой вход и выход каждого системного объекта:

 

(12)

 

где K - стоимостная оценка капитала ;

F - выход

S - вход.

В принципе в замкнутой системе выход каждого r-го объекта является входом для b-го объекта и таким способом процесс r-го объекта является подчиненным процессу b-го объекта, что проиллюстрировано на рис. 3.9. Данную ситуацию можно считать оправданной, если на результаты действия r-го объекта не существует спрос кроме как с b-го объекта. Если же это не так, то процесс функционирования r-го объекта никогда не будет оптимальным, более того в последнем случае всегда существует системный объект x другой системы, выход которого по номенклатуре отвечает выходу r, однако по качественным и стоимостным параметрам превосходит их. Исходя из последнего, можно утверждать, что процесс b-го объекта, использующего в качестве входа, выход r-го объекта также не будет оптимальным. Следовательно, вся система нуждается в структурном преобразовании таким образом, чтобы параметры входов и выходов системных объектов были рациональными. Это может быть достигнуто за счет перенос ресурсов одних объектов в другие или вообще вне системы, изменения взаимообусловленности входов и выходов системных объектов, привлечение ресурсов из вне системы. В итоге вся система перейдет к новому состоянию и будет функционировать в нем до тех пор, пока не будут нужны новые структурные преобразования.

 

Рис. 10. Взаимообусловленность входов и выходов системных объектов

 

Таким образом, организационные структуры, в том числе и судоходных компаний использующие систему центров ответственности, как основополагающий принцип обеспечения эффективности управления, на определенном уровне глобализации экономики и концентрации капитала перерастают в организационно-экономические структуры.

Организационно-экономическая структура представляет собой систему взаимосвязанных между собой подразделений - "центров ответственности", реализующих управленческую и производственную функции, деятельность которых направлена на достижение единой цели функционирования всей такой системы. В свою очередь под "центром ответственности" следует понимать отдельное подразделение компании, или их совокупность, которые являются системными объектами, то есть им свойственны вход, выход, процесс, ограничения и обратная связь в рамках законченного производственного цикла, и определенной финансовой и юридической самостоятельности, необходимой и достаточной для достижения глобальной цели функционирования всей системы.

Из данного определения следует, что организационно-экономическая структура управления достаточно существенно влияет на результаты работы компании.

Таким образом, крупные судоходные компании следует рассматривать как сложные организационные системы, со стохастическим характером связи между элементами, которые входят в ее состав.

Исходя из этого, организационно-экономическая структура (ОЭС) хозяйственной системы представляет собой логически завершенную взаимосвязь относительно обособленных хозяйственных элементов, реализующих экономически целесообразную организационную форму отношений собственности, формы организации производства, структуру и функции хозяйствования, обеспечивающие эффективное достижение глобальной цели функционирования в сложившихся условиях того сектора рынка, в котором они функционируют.

Такое определение понятия ОЭС наиболее точно характеризует цель функционирования системы, а так же природу и формы отношений, складывающихся в процессе этого.

Каждая ОЭС имеет свои особенности. Эти особенности положены в основу существующих классификаций таких структур. В настоящее время классификация структур осуществляется, в первую очередь, в соответствии с характером организационной формы предприятия, то есть: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, государственное предприятие, и тому подобное. Такая классификация позволяет учесть особенности отношений собственности и, соответственно, принятия кардинальных хозяйственных решений, возможностей привлечения капитала, распределения конечного результата. Вместе с тем, много важных особенностей образования и функционирования ОЭС, при этом оказываются не учтенными. В первую очередь, это относится к оценке уровня обобществления капитала, когда в состав ОЭС входят субъекты разных форм собственности. Подход, основанный на классификации по форме главного субъекта, не всегда можно считать оправданным, да и выделить какой-либо субъект, в качестве главного, чаще всего представляется сложным. Вместе с тем, каждая организационная форма имеет ту или другую систему обобществления капитала, и исходя из этого представляется целесообразным построение классификации по данному признаку для всего семейства организационно-экономических структур, независимо от количества составных их самостоятельных субъектов ведения хозяйства. Для осуществления классификации по какому-либо количественному признаку, необходимо выделить эталон или базу сравнения, относительно которой будет производиться следующая оценка и формироваться классификационные группы (диапазоны). Поскольку уровень обобществления можно считать величиной относительной, как база или эталон должна быть установлена некоторая оценка, выраженная в долях единицы или процентном отношении.

Такими оценками могут быть:

- отношения номинальной (или рыночной) стоимости акций, или минимального пакета акций к стоимости акционерного капитала для АО, и отношения минимальной или средней величины доли одного участника к суммарной стоимости капитала (имущества) других хозяйственных образований;

- отношение номинала (или рыночной стоимости) акции или соответствующей доли участника к величине контрольного пакета акций или квалифицированного большинства капиталов.

Само собой понятно, что приведенные варианты оценок не дадут исчерпывающего представления о степени обобществления капитала, потому что эта категория связана также с рыночным оборотом ценных бумаг субъекта хозяйственной деятельности и многими другими факторами. Вместе с тем, отмеченные соотношения представляются достаточно важными характеристиками и их использование как некоторые эталоны позволит определенным образом оценить степень обобществления капитала. При этом следует учитывать степень открытости субъекта хозяйственной деятельности для приема новых членов.

Исходя из первого соотношения уровень обобществления капитала будет тем выше, чем меньше величина отмеченного соотношения. Определение эталонного значения соотношения может быть осуществлено путем усреднения значения соответствующей величины по избранной совокупности: группа субъектов хозяйственной деятельности на определенной территории, ветви экономики, экономика страны, группа стран и т.д. Эталонное значение, рассчитываемое таким способом будет постоянным для определенного интервала времени. При этом его колебания, в следствии действия закона больших чисел, будут относительно небольшие и их можно будет считать несущественными, рассматривая эталонное значение как относительно устойчивую во времени величину.

В случае применения второго соотношения, при расчете которого используется величина контрольного пакета акций или размер капитала квалифицированного большинства, степень обобществления капитала, по всей видимости, будет тем выше, чем это соотношение больше, потому что в этом случае владелец минимального вложения оказывает относительно большее влияние на общее решение владельцев капитала. Для расчета эталонного значения отмеченного соотношения могут быть использованы те же подходы, которые были рассмотрены в предыдущем случае, с той лишь разницей, что временные колебания такого эталонного значения следует ожидать немного выше и связывать с пространственной отдаленностью участников от места проведения их годовых собраний.

В этой связи для оценки степени обобществления капитала наиболее приемлемым представляется использовать первый подход, основанный на определении эталонного соотношения между нарицательной стоимостью акций (уставной долей участника) и стоимостью акционерного (уставного) капитала субъекта хозяйственной деятельности. Количество классификационных групп представляется целесообразным организовать не менее четырех.

Во-первых, публичные - с очень высокой степенью обобществления капитала, когда расчетное значение соотношения оказывается меньше трех четвертей эталонного, то есть

 

(5)

 

где р - расчетное значение вышеуказанных соотношений;

э - эталонное значение вышеуказанных соотношений.

Во-вторых, коллективные (общественные), когда величина отношения находится в интервале:

 

(6)

 

В третьих, слабо обобществленные, когда расчетное соотношение попадает в интервал:

 

(7.)

 

В четвертых – необобществленные, для которых расчетное значение меньше 1/3:

 

(2.8)

 

Смысл выражения (2.8) состоит в том, что капитал распределяется меньше чем между тремя владельцами, то есть между двумя или принадлежит одному.

Кроме степени обобществления, самой важной характеристикой каждой организационно-экономической структуры являются показатели отдачи капитала. Размер отдачи капитала характеризует показатель процентной ставки на капитал или же показатель общей рентабельности. При использовании показателя процентной ставки, как эталонное значение целесообразно рассматривать ставку банковского депозита, как показателя возможной отдачи от альтернативного варианта вложения капитала (на банковский депозитарий). Вместо ставки банковского депозита можно использовать также ставку банковского рефинансирования. При использовании показателя общей рентабельности, в качестве эталонного стоит принимать среднее значение рентабельности по предприятиям соответствующей отрасли, или близким по характеру деятельности предприятиям определенного региона.

Классифицируя ОЭС по степени отдачи капитала целесообразно выделить четыре группы.

Во-первых, это область критического риска, в которой в которой значением отдачи меньше чем 0,1 соответствующего эталонного значения .

Во вторых, это область повышенного риска, которую образуют ОЭС с низким уровнем рентабельности, с величиной отдачи в интервале

 

(9)

 

В третьих область нормального риска которую составляют ОЭС с уровнем рентабельности в интервале

 

(10)

 

В четвертых – это безрисковая область для которой значение рентабельности ОЭС находится в интервале:

 

(11)

 

И наконец, область высокой рентабельности, когда показатель отдачи превышает 1,25 величины эталонного значения.

Структура организационно-вероятных систем, уточненная на основе проведенных классификации, представлена на рис. 11.

В условиях глобализации мировой экономики в целом и морского судоходства как одной из ее составляющих возникает необходимость классификации ОЭС по степени их конкурентоспособности. В качестве основного классификационного признака, в этом отношении, рассматривается способность компании удерживать значительные объемы рынка в течение длительных периодов и рассчитывается как произведение доли рынка на долю продолжительность ее удержания в течение десятилетнего периода. В соответствии с таким подходом выделяются:

- устойчивые, со значением классификационного признака 0,3 и более, образовавшегося, например, в результате владения более 50% рынка в течение более 5 лет, или 30% рынка в течение всего периода в 10 лет.;

- стабильные, со значением классификационного признака в интервале 0,09 - 0,3, образовавшегося, например, в результате владения более 30% рынка в течение более 3 лет, или 10% рынка в течение практически всего периода 9-10 лет;

- стабилизирующиеся, со значением классификационного признака 0,03 -0,09, образовавшегося, например, в результате владения 30% рынка в течение более 1 года, или 5% рынка в течение 6 и более лет 10 летнего периода;

- неустойчивые, со значением классификационного признака менее 0,03.

Предложенная система классификации и группировочные признаки позволяют оценить не только степень обобществления, отдачи капитала и конкурентное положение ОЭС, но и в некоторой степени оценить взаимосвязь между этими характеристиками, позволит количественно отразить степень отдачи капитала разных типов ОЭС при том или ином конкурентном положении по сегментам рынка, отраслям, видам деятельности, регионам и т.д., что даст возможность со временем вырабатывать определенные рекомендации, направленные на последующее усовершенствование организационно-экономических структур субъектов хозяйственной деятельности.

 


 
 

 

 


Рис. 11 Структура организационно-вероятной системы.

 

Переход к рыночной экономики во многом изменяет сформированные представления об организации хозяйственной деятельности предприятий и в частности, об экономической целесообразности сохранения сформированной организационно-экономической структуры производства. В первую очередь это относится к судоходным компаниям, организационные структуры которых, как это было показано ранее существенно зависят от характера рынка в котором эти компании функционируют.

Оценка эффективности работы судоходной компании производится по результатам работы транспортного флота, то есть по полученной сумме фрахта и прибыли. Использование интегрального эффекта, рассчитываемого по полному сроку службы судов (15-20 лет), как критерий в рыночных условиях не совсем оправдано, во-первых, потому, что применяемые в настоящее время финансовыми структурами высокие нормы дисконта в 20% и выше искусственно занижают результаты работы флота, во-вторых, интегральный эффект не учитывает такие факторы, как изменение фрахтовых ставок, конкуренцию на мировом фрахтовом рынке, изменение объемов перевозок и цен на энергоресурсы и так далее. Поэтому судовладельцев в первую очередь интересует прибыль.

Допустим, что судоходная компания, на определенном этапе глобализации совершенствует свою организационно-экономическую структуру путем выделения ряда дочерних компаний, предполагая при этом остаться одним из основателей и, соответственно, определяет организационно-экономическую форму для каждой выделенной структуры. При решении этого вопроса могут быть использованы самые разнообразные критерии: размер дивидендов, норма прибыли на капитал, процентная ставка банковского депозита, коэффициент устойчивости и др.

Экономическая эффективность какого-либо хозяйственного решения определяется путем сравнения разных вариантов его осуществления. Все варианты решения должны удовлетворять некоторым общим обязательным требованиям экономического и социального характера. Эти требования формируются в виде цели, которая конкретизируется определенным образом с помощью установления специальных критериев. Под критерием экономической эффективности проектных и плановых решений понимается основной принцип, который определяет конечный выбор соответствующего решения.

Основной целью совершенствования организационно-экономических структур судоходных компаний является повышение эффективности их деятельности. В мировой практике в качестве показателей, которые характеризуют эффективность производства, используется норма прибыли (прибыли и амортизации) относительно вложенного капитала, норма прибыли относительно текущих расходов. Использование данных показателей судоходными компаниями позволяет наилучшим образом ориентироваться на мировом фрахтовом рынке. Так, например, сравнение нормы прибыли относительно вложенного капитала со ставками банковских процентов по кредитам может характеризовать уровень платежеспособности и рентабельности данного предприятия. Норма (прибыли и амортизации) относительно вложенного капитала отражает уровень потенциальных нагромождений и возможностей расширения предприятия. Норма прибыли относительно текущих расходов отражает эффективность производства на данном предприятии и дает возможность сравнения с конкурирующими компаниями. Рассматривая норму прибыли на капитал как критерий оптимизации ОЭС необходимо оговорить такое понятие, как резерв мощности флота.

Необходимость занимать устойчивое положение в своем сегменте фрахтового рынка выдвигает условие наиболее полного удовлетворения потребностей клиентуры обусловливает необходимость создания резервов а, следовательно и потерь при неполной загрузке потенциальных мощностей. В товарно-денежном обороте транспортная составляющая стоимости продукции должна учитываться по минимуму расходов. Сверхнормативные расходы в таких условиях относятся на результаты деятельности предприятий, которые вызывали нерациональность использования ресурсов, предназначенных для выполнения договорных обязательств, а это является признаком потери конкурентоспособности. Поэтому необходимы резервы мощности флота и портов.

Недостаточный уровень организации управления хозяйственной деятельностью предприятий морского транспорта на практике очень часто приводит к потерям провозной способности флота. Основной причиной образования отмеченных потерь является то, что необходимые резервы мощностей формируются не под воздействием их дефицита, а случайно. Следовательно, необходимо формирование таких организационно-экономических структур судоходных компаний, которые предусматривали бы создание рациональных резервов для нормального развития отрасли.

Резервы провозоспособности в морском судоходстве зависят от совокупности экономических, организационных и внешних факторов. На величину и форму резервов влияют инвестиционное обеспечение и состояние нормативной базы развития. Нормальный уровень резервов обеспечивает оптимальные условия хозяйственного процесса: выделение ресурсов по потребностям, непрерывное планирование и управление загрузкой. В первую очередь это относится к компаниям, работающих по линейной форме организации судоходства. Поэтому при расчете показателя нормы прибыли на капитал необходимо учитывать снижение капиталоотдачи в связи с наличием резервов. Для количественного учета этого фактора вводится коэффициент, учитывающий потребность как судоходной компании, так и отрасли в целом, в резерве флота. Величина этого коэффициента может выражаться в стоимостной (валовая выручка) или натуральной (провозоспособность) формах.

(12)

где - коэффициент, учитывающий потребность в резерве флота;

- максимальное значение использования флота за определенный период времени в стоимостном или натуральном выражении;

- среднее значение использования флота за тот же период времени в стоимостном или натуральном выражении соответственно.

В настоящее время в морском судоходстве имеет место 30% превышение провозоспособности, например, в секторе балкерных перевозок и дефицит в секторе магистральных контейнерных линий.

В определенных условиях, в случае спада производственной активности, при выборе оптимальной ОЭС в качестве критерия может применяться усредненный уровень процентной ставки группы больших банков по банковским долгосрочным депозитам. В этом случае, вместе с разными организационно-экономическими формами, необходимо рассматривать банк как условную форму для размещения капитала при формировании ОЭС. Данный критерий позволит отделить те организационно-экономические формы (элементы) в ОЭС, для которых процентная ставка на капитал будет ниже чем процентная ставка банковского депозита.

В качестве одного из основных критериев оптимизации ОЭС в диссертации предлагается использовать показатель, названный коэффициентом устойчивости, который выражается отношением нормы прибыли на капитал (с учетом вероятности ее достижения) к процентной ставке по банковскому депозиту.

, (13)

где Е - норма прибыли на вложенный капитал %;

- вероятность достижения заданного уровня нормы прибыли;

d - процентная ставка банковского депозита %.

Экономическое содержание данного критерия заключается в реальной рыночной оценке размера вложенного капитала. Это объясняется тем, что капитал, приносящий дивиденды равные процентной ставке по депозиту, имеет оценку равную единице, приносящий более высокие дивиденды - оценку выше единицы. Иначе говоря, рыночная величина капитала будет определяться как произведение полученной оценки на размер самого капитала. Это очень хорошо согласуется с реальным понятием о фактической рыночной оценки величины капитала.

Результат совершенствования ОЭС - это появление новых хозяйственных образований; антимонопольный эффект; превращение предприятия в объединение самоуправляющихся и самоорганизующихся фирм, изменение организационно-правовой формы предприятия (предприятие, концерн, ассоциация, корпорация, холдинг, консорциум, промышленно-финансовая группа); рост управляемости, гибкости, адаптации, чувствительности к изменениям на рынке; рассредоточение финансового риска, увеличение количества ответственности в системе за счет передачи полномочий выделенным фирмам; финансовая устойчивость и платежеспособность фирм, объединения в целом; дискретный способ развития объединения - за счет образования новых относительно самостоятельных субъектов хозяйствования.

В конечном итоге исходное предприятие превращается в рыночно-ориентированную структуру, работающую намного более эффективно, чем раньше.

Пусть, существует некоторая сложная экономическая система вероятностного типа, функционирующая во внешней среде, параметры которой, строго говоря, тоже являются вероятностными. Данную систему можно представить в виде некоторой совокупности системных объектов, для каждого из которых характерные вход, выход, процесс, организация и обратная связь. Целостность данной системы может обеспечиваться наличием единой цели функционирования или единого органа, выполняющего управленческие функции и направляющего деятельность системных объектов в нужное русло.

На определенном этапе, данная система будет находиться в состоянии устойчивого равновесия, которое можно охарактеризовать определенным набором параметров. В качестве таких параметров следует рассматривать систему критериев, охарактеризованных выше, каждый из которых вообще отражает степень отдачи капитала компании, исходной экономической системы. В процессе развития и в результате влияния внешней среды уровень отдачи капитала будет изменяться. В принципе, возможны две ситуации, первая, - когда отдача от капитала увеличивается или остается постоянной и вторая, - когда отдача от капитала уменьшается. Первая ситуация характерна для состояния, когда внешняя среда, окружающая систему, оказывает на нее благоприятное влияние. На практике это может отвечать условию, когда спрос на результаты деятельности системы опережает приток конкурентов в соответствующую нишу рынка, иначе говоря, цена на результаты деятельности системы растет гораздо более высокими темпами, в сравнении с текущими издержками. Реакция управляющего органа на данную ситуацию может быть двоякой. В первом варианте это может быть реакция стабилизационного типа, то есть совокупность действий, направленных на сохранение системы в существующих рамках, второй вариант связан с действиями органа управления, направленными на расширение размеров исходной системы для увеличения доли завоеванного рынка. Очевидно, что первый вариант решения, в конечном счете, обусловит стабилизацию уровня отдачи капитала, а второй, в принципе должен привести к повышению уровня его отдачи, естественно в том случае, если действия органов управления объективно обусловлены. Таким образом, даже в случае повышения отдачи вложенного капитала может возникнуть потребность в усовершенствовании ОЭС.

Естественно, что в случае снижения процентных ставок и других показателей отдачи капитала необходимость усовершенствования ОЭС является очевидной.

Рассмотрим гипотетическое предприятие (судоходную компанию из которой выделяются структурные подразделения), выступающее в качестве одного из основателей вновь создаваемых компаний и которое соответственно заинтересовано в оптимизации организационно-экономической формы для каждой отдельной структуры (обособленного хозяйственного элемента). При решении этого вопроса могут быть использованы отмеченные выше критерии. В качестве одного из примеров можно рассмотреть максимизацию дивидендов от капитала, вложенного в уставный фонд вновь созданных предприятий.

Для этого допустим, что учредитель не придерживается априорно заданной организационной формы и руководствуется исключительно размером возможных дивидендов. Он ограничен в средствах вкладываемых во вновь создаваемые предприятия. На практике это отвечает ситуации, когда создаваемые структуры нуждаются в значительных инвестициях, общий размер которых превосходит возможности базового предприятия. Таким образом, владелец имущества предполагает при минимальных (ограниченных) вложениях обеспечить получение максимума дивидендов по всему комплексу вновь создаваемых предприятий. При этом размер вложений и дивидендов будет завесить и от организационно-экономической формы, по которой она выделяется.

В случае использования в качестве критерий оптимизации ОЭС коэффициента устойчивости, задача будет решаться на максимум рыночной оценки вложенного капитала. Таким образом, проблема распределения капитала и выбора организационно-экономической формы для каждого обособленного хозяйственного элемента (вновь создаваемой структуры) может быть сведена к задаче линейного программирования.

Методы линейного программирования применяются для решения многих экономических задач. Решение таких задач сводится к отысканию экстремальных значений (максимума или минимума) некоторых функций переменных величин.

Линейное программирование основано на решении системы линейных уравнений (с преобразованием в уравнение и неравенства), когда зависимость между исследуемыми явлениями строго функциональная. Для него характерные математическое выражение переменных величин, определенный порядок, последовательность расчетов (алгоритм), логический анализ. Применять его можно только в тех случаях, когда исследуемые переменные величины и факторы имеют математическую определенность и количественную ограниченность, когда логика в расчетах, математическая логика сочетается с логическим обоснованным пониманием сущности исследуемого явления [13, 160].

Все экономические задачи, решаемые с применением линейного программирования, отличаются альтернативностью решения и определенных ограничивающих условий. Решить такую задачу - значит выбрать из всех допустимо возможных (альтернативных) вариантов лучший, оптимальный. Важность и ценность использования в экономике метода линейного программирования заключаются в том, что оптимальный вариант выбирается из весьма значительной совокупности альтернативных вариантов. С помощью других способов решать такие задачи практически невозможно.

В составе судоходной компании имеется m структурных подразделений (і=1,m), каждое из которых может быть выделено в самостоятельное предприятие по одной из n (j=1,n) организационно-правовых форм, например в арендное предприятие, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и т.п. Каждой организационно-правовой форме отвечает определенная норма прибыли (в т.ч. и отношение арендной платы к стоимости сданного в аренду имущества) на вложенный базовым предприятием капитал (dі,j), рассчитанная в соответствии с ранее изложенной методикой. При выделении подразделения в самостоятельную структуру необходимо учитывать минимально допустимый размер вложенного капитала (Kmіn) и максимальный размер средств, которые могут быть вложены во все структуры, которые выделяются (Kmax). Таким образом, необходимо определить оптимальную величину капитала, вложенного в каждую вновь выделенную структуру (Kі,j), которая обеспечивает максимальный размер дивидендов от вложений в создаваемые самостоятельные структуры. При этом следует учитывать, что для каждой структуры существуют определенные ограничения на минимальный размер средств, которые остаются в их распоряжении. Эти ограничения будут выражаться некоторой линейной зависимостью вида (19).

Функция L(K) представляет собой форматизированный алгоритм формирования средств, которые остаются в распоряжении i-й структуры выделенной из предприятия по j-й организационно-правовой форме. С учетом изложенного математическая модель задачи имеет вид:

(14)

(15)

(16)

(17)

(18)

(19)

(20)

(21)

где - булевая переменная.

собственные средства і-го подразделения судоходной компании.

Наличие булевой переменной , а также выражение (15) позволяют для каждого і-го подразделения выбрать необходимое число возможных организационных форм m функционирования исходя из достижения избранного критерия оптимизации. При этом ограничение 16 не допустит дробления капитала менее допустимого размера.

Выражение (16) означает, что суммарный капитал, вложенный в j - ю организационно-экономическую форму не должен быть меньше, чем минимально допустимый размер средств необходимый для простого воспроизводства или того минимума средств, который позволит достичь точки безубыточности.

Выражение (17) показывает, что сумма всего вложенного капитала во вновь созданную организационно-экономическую структуру не должна превышать максимальный размер средств, которые могут быть вложены во все вновь создаваемые структуры.

Выражение (19) учитывает общую рентабельность і- й производственной структуры, возможные размеры вложений других учредителей (для общества с ограниченной ответственностью), общий акционерный капитал (для акционерного общества), особенности действующего законодательства и означает, что капитал каждого і-го подразделения должен, в результате решения задачи должен оставаться на уровне начальных собственных средств или увеличиваться. В самом простом случае функция L(KІ,j) будет иметь вид

(22)

где - ставка налогообложения прибыли;

- общая рентабельность і-го структурного подразделения;

- вложение других основателей (акционеров) в уставный капитал і-го структурного подразделения.

Выражение (20) выступает как дополнительное ограничение, которое вводится в данную экономико-математическую модель в тех случаях, когда необходимо определенный уровень отдачи капитала каждой вновь создаваемой структуры с позиций классификации отдачи капитала, изложенной выше (см. 9 -11).

В случае, когда нет необходимости задавать уровень отдачи капитала для каждой вновь выделяемой структуры, а достаточно только обеспечить определенный уровень финансовой устойчивости, можно использовать в качестве ограничения (20) многофакторную модель Э. Альтмана. Исследование позволило ученому выявить пять показателей, от которых в наибольшей степени зависит вероятность банкротства, и определить их взвешивающие коэффициенты. В результате его работы была получена пятифакторная модель:

; (23)

, (24)

где: - валовая прибыль;

А - сумма всех активов.

, (25)

где - чистая выручка от реализации продукции.

, (26)

где - рыночная стоимость обычных и привилегированных акций

, (27)

где - нераспределенная прибыль.

(28)

где - собственные оборотные средства.

Если значение показателя F из выражения (23) получается меньше 1,8 - вероятность банкротства очень высокая, если находится в границах от 1,81 до 2,7 - вероятность банкротства небольшая, если F=3 и более, вероятность банкротства очень мала. По этой модели можно спрогнозировать банкротство на один год с точностью до 90%, на два - до 70%, и на три - до 50%.

В представленной постановке экономико-математической модели оптимизации организационно-экономической структуры распределение имеющегося капитала между вновь создаваемыми предприятиями позволяет достичь избранного критерия, и тем самым обусловливает экономическую обоснованность вновь созданной ОЭС.

Таким образом, использования оптимизационных методов для реорганизации организационно-правовых форм больших судоходных компаний, или структур объединяющих равноправных участников, обеспечит получение наивысшей средней нормы прибыли на единицу вложенного капитала, в случае использования в качестве критерия дивидендов на вложенный капитал. При использовании в качестве критерия оптимизации ОЭС коэффициента устойчивости, задача будет решаться на максимум рыночной оценки вложенного капитала. Такой подход имеет большое значение при реализации стратегии развития, основанной на привлечении банковского кредита, когда в качестве обеспечения могут быть использованы будущие активы компании.

 

2. ПОНЯТИЕ «УПРАВЛЕНИЕ – МЕНЕДЖМЕНТ» И ЕГО ФУНКЦИИ

Понятие управления всем нам интуитивно понятно, хотя его точное определение и разъяснение известно далеко не всем. Процесс управления имеет две стороны (прежде всего процесс управления людьми) – это управленческий импульс (в данном случае) команда сверху и обратная связь. Игнорирование любой из этих всех сторон будет иметь не самые лучшие последствия и негативные отражаться на процессе производства.

Питер Друкер – родоначальника науки о менеджменте полагал следующее: «В основе всей науки об управлении лежит одно фундаментальное открытие! Предприятие представляет собой систему высочайшей сложности, частями которой являются люди. Все части ее взаимосвязаны. Вся система не обязательно улучшается, если одна ее функция или часть совершенствуется, становится более эффективной. Эффект может быть обратным.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Судоходная компания Evergreen (Тайвань) | Порты, как звенья и операторы интермодальных перевозок
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.252 сек.