Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и основные характеристики традиционного и современного общества

Наиболее распространенной в современной социологической теории классификацией общественных систем является выделение в качестве основных их типов традиционного и современного обществ. Основанием их различения является целый комплекс признаков: характер собственности, особенность социальной структуры, природа власти, господствующие в обществе ценностные установки. В качестве базовой ценности, позволяющей различить традиционное и современное общества, выступает готовность или, напротив, отказ социальной системы принять социальные изменения или приступить к ним. Этой установке соответствуют экономическая, политическая, идеологическая подсистемы, что делает общество интегрированным и целостным.

Одним из первых социологов, обратившихся к данной типологии, был Ф. Теннис, который выделил две специфические формы социальной организации: общину (Gemeinschaft) - традиционное сообщество, и общество (Gesellschaft) - современное сложноструктурированное сообщество. Его работы повлияли на исследования многих социологов, работавших после него, таких как Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т.Парсонс.

Наиболее значима для выявления отличий между традиционным и современным обществом теория социального действия Макса Вебера. Под социальным действием М.Вебер понимал характерные особенности поведения людей в самых различных сферах - в производстве, в быту, в политике. Все общественные институты и отношения являются в конечном итоге результатом социального действия. М.Вебер выделил четыре типа такого действия: традиционное, аффективное, ценностно-рациональное и целерациональное. Различия между перечисленными типами социального действия определяются мотивами, которыми детерминируется поведение людей, и степенью осознания ими целей своих действий.

Традиционное социальное действие основано на следовании привычным стереотипам поведения, причем в этом случае человек зачастую не задумывается о целесообразности своих действий, остается во власти сковывающих его личную инициативу традиций. Аффективный тип социального действия характеризуется преобладанием чисто психологической мотивации под воздействием внешних раздражителей. В отличие от него ценностно-рациональный тип социального действия предполагает наличие осознанных мотивов поведения. В данном случае свои цели и задачи люди определяют на основе положений религиозных доктрин, этических принципов, постулатов какой-либо политической идеологии.

Высшим типом социального действия, согласно М.Веберу, является целерациональное социальное действие. Такое действие субъекта направлено на достижение заранее намеченных целей. Эти цели достигаются с помощью таких рациональных по своей природе средств, как естественнонаучные и общественно-научные знания, формально-правовые нормы, с использованием, если это необходимо, техники и технологии.

Для традиционного общества характерно господство традиционного типа социального действия, то есть такого действия, которое основано не на рациональном сознании и выборе, а на следовании однажды принятой привычной установке. Традиционное общество - это, прежде всего, аграрное общество. Подавляющая часть его населения проживает в сельской местности и занята примитивным сельскохозяйственным трудом и ремеслом, основанном на простом воспроизводстве. Традиционное общество отличается закрытой социальной структурой, исключающей вертикальную и горизонтальную социальную мобильность, и низким индивидуальным статусом большинства его членов. Религиозное сознание господствует здесь во всех жизненных сферах, а политическая власть носит авторитарный характер. Традиционное общество слабовосприимчиво к инновациям, застойно по самой своей природе.

Современное общество основывается на преобладании целерационального социального действия. Технологической базой современного общества является промышленное производство, что обусловливает быстрое развитие науки и техники. Городское население в современном обществе преобладает над сельским, социальная структура такого общества приобретает открытый характер, появляются возможности для горизонтальной и вертикальной социальной мобильности. Ролевые функции в современном обществе дифференцированы, а основные сферы жизнедеятельности секуляризированы, т.е. освобождены от религиозного влияния. Власть и управление в современном обществе рационализированы. В целом это общество обладает мощным потенциалом саморазвития.

Такие атрибуты современной жизни, как урбанизация, индустриализация, усиливающаяся мобильность, развитие средств массовой коммуникации накладывают свой отпечаток на человеческую личность. В 70-х г. было проведено сравнительное изучение шести развивающихся стран (Аргентина, Чили, Индия, Израиль, Нигерия и Пакистан), в результате которого была построена аналитическая модель современной личности. Согласно этой модели, основными чертами современного человека являются:

 

1. Открытость экспериментам, инновациям и изменениям. Это может выражаться в различных формах - от готовности принять новое лекарство, воспользоваться новым средством передвижения до принятия новой формы брачной церемонии или нового типа обучения;

2. Способность признавать существование разных точек зрения, готовность к плюрализму мнений, отсутствие страха, что взгляды других изменят его собственное видение мира;

3. Ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое; экономия времени; пунктуальность;

4. Уверенность в возможности покорения природы, контроля над политическими, экономическими и другими социальными проблемами;

5. Планирование будущих действий для достижения поставленных целей как в общественной, так и в личной жизни;

6. Высокая ценность образования и обучения;

7. Уважение достоинства других, включая тех, кто обладает низким статусом или меньшей властью.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общество как система. Типология социальных систем | Закономерности модернизации общества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.