КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Постсовременность и неомодернизация
Перед современной социологией постоянно встает вопрос: что идет на смену «современности»? В качестве ответа на него формируются концепции «постсовременного общества». Одной из первых подобных концепций стала концепция известного социолога Энтони Гидденса о «высшей или поздней современности». В его представлении, будущее (постсовременное) общество должно быть альтернативой как «реальному социализму» тех лет, так и западному капитализму. В отличие от них, постсовременное общество должно было характеризоваться многоукладностью, демократическим участием, гуманизацией технологий, демилитаризацией. Его функционирование возможно на основе глобализации. И все же Гидденс называл это общество «обществом риска», поскольку риск, связанный с экологическими, антропологическими и социокультурными проблемами, становится в таком обществе имманентно присущ самому его существованию. Сторонники концепции «постсовременного общества» полагали, что постмодернизация, переход к постиндустриальному, информационному обществу, позволит преодолеть различия между Востоком и Западом, осуществить культурный синтез. Постсовременное общество должно унаследовать черты современного, а также традиционного общества. В этом смысле опыт Юго-Восточной Азии особенно ценен, поскольку здесь органично сплелись такие внешне антагонистические признаки, как ориентация на новое с учетом традиции, использование традиции как предпосылки модернизации, светская организация социальной жизни и религия и мифология в духовной жизни, значение индивидуальности и вместе с тем одобрение имеющихся форм коллективности, демократический характер власти и признание авторитетов в политике, эффективная производительность и ограничение пределов роста, сочетание естественной эволюции с ускорением, соединение городских и деревенских форм жизни, сочетание гибких и институциональных форм организации общества.
Утверждалось, что для постсовременного общества будет характерно не присущая эпохе модерна односторонняя ориентация на точные науки и технологии, а использование этих наук и технологий при одновременной ориентации на мировоззренческие знания. Роль национального государства в будущем ставилась под сомнение, но на фоне процессов глобализации и интеграции прогнозировалось сохранение и даже усиление этнонациональных различий в культурном плане. Поскольку на фоне ограниченности природных ресурсов обнаружилась утопичность представлений о возможности отсталых стран догнать высокоразвитые государства, теоретическая модель постсовременного общества предусматривает плюрализм направлений развития. Более того, вместо прежнего тезиса о неизбежном для всех стран и народов поступательном, прогрессивном развитии, допускается возможность отказа от такого развития, закрепляется право вообще не развиваться. На место присущего классической теории модернизации технологического и социального оптимизма пришел пессимизм. Известный американский футуролог Олвин Тоффлер определял будущее постсовременное общество как общество «третьей волны». Этому обществу, как и прежде, будет присуща внутренняя конфликтность. Для общества «первой волны» был характерен конфликт между промышленностью и сельским хозяйством. Общество «второй волны» отличается конфликтом между индустриальным развитием и окружающей средой. Конфликт общества «третьей волны», согласно Тоффлеру, должен развиваться между буржуазным мировоззрением и феодальными интересами. Наряду со сторонниками постмодернистской парадигмы немало социологов, например, таких как Н.Лукман, полагавших, что разговоры о «постсовременности» лишены смысла, поскольку сама «современность» продолжает существовать.
Однако какой бы совершенной ни была та или иная теоретическая концепция, ее претворение в жизнь требует всестороннего учета национальной специфики каждой страны. Тем более это касается такой сложной и многообразной страны, как Россия. До сих пор ни одна из многочисленных попыток реформирования России не была полностью успешной. Для того, чтобы избежать неудач в будущем, следует особенно внимательно анализировать предыдущий опыт.
Контрольные вопросы 1. Понятие «открытое» общество можно охарактеризовать как … А) Общество, в котором все люди очень открыты друг другу; Б) Общество, которое сравнительно легко изменяется и приспосабливается к обстоятельствам внешней среды; В) Общество, в котором люди открыто принимают участие в выработке политических решений; Г) Общество, в котором экономический сектор наиболее открыт для реформирования со стороны государства.
2. Автором теории социального действия является … А) К. Маркс; Б) Ф. Ницше; В) М. Вебер; Г) Гарфинкель.
3. Слабовосприимчивое к инновациям общество, отличающееся закрытой социальной структурой, можно назвать … А) Традиционным; Б) Мистическим; В) Современным; Г) Модернизационным.
4. Модернизация – это … А) Увеличение ресурсов на данной конкретной территории; Б) Возрождение традиционных социальных институтов; В) Переход от традиционного аграрного общества к современному, индустриальному, или постиндустриальному обществу. Г) Адаптация существующих социальных институтов к новым условиям.
5. Общество «третьей волны» - это … А) Современное общество; Б) Античное общество; В) Будущее общество; Г) Традиционное общество.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |