Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. 1. Социальные институты: виды, функции, взаимодействие и развитие

Социальные институты

План

1. Социальные институты: виды, функции, взаимодействие и развитие

2. Семья как социальный институт

3. Религия как социальный институт

1. Социальные институты: виды, функции, взаимодействие и развитие

В рамках институционального подхода к обществу его можно представить как множество социальных институтов. Социальный институт (от лат. institutum - устройство, установление) - это устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов.

Социальный институт можно представить как пространство, в котором индивид приучается к согласованному поведению, к жизни "по правилам". В рамках социального института поведение каждого члена общества становится достаточно предсказуемым по своим ориентациям и формам проявления. Даже в случае нарушения или значительных вариаций ролевого поведения основной ценностью института остаются как раз нормативные рамки. Как заметил американский социолог П.Бергер, институты побуждают людей идти проторенными путями, которые общество считает желательными.

Институциональный анализ социальной жизни выступает как изучение повторяющихся и наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций, передающихся из поколения в поколение. Соответственно неинституциональные или внеинституциональные формы социального поведения характеризуются в большей степени случайностью, спонтанностью, меньшей управляемостью.

Процесс институционализации, т.е. образование социального института, предполагает несколько последовательных этапов:

1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2) формирование общих идей;

3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5) институционализация норм, правил, процедур, т.е. их принятие и практическое применение;

6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7) материальное и символическое оформление возникшей институциональной структуры.

В случае, когда правила социального взаимодействия в какой-либо сфере деятельности не отработаны, подвержены изменениям, если субкультура возникающего института с присущей только ему идеологией, особой системой знаков и действий окончательно не сложилась, говорят, что данные социальные связи имеют неполный институциональный статус, что этот институт не полностью развился или находится в процессе отмирания.

Современное общество - общество с высокой степенью институционализации. Любая сфера деятельности - экономика, искусство, спорт и др. - организована по определенным правилам, следование которым более или менее жестко контролируется. Разнообразие институтов соответствует множеству человеческих потребностей, среди которых потребности в производстве продуктов и услуг; в распределении благ и привилегий; в безопасности, защите жизни и благополучия; в социальном контроле за поведением членов общества; в коммуникации и др. Соответственно к числу основных институтов относят: экономические (разделение труда, собственность, налоги и др.); политические (государство, партии, армия и др.); институты родства, брака и

семьи; образование; массовые коммуникации; науку; спорт и др.

В самом общем виде основной функцией любого социального института является удовлетворение той социальной потребности, ради которой он создан и существует. Подобные ожидаемые и необходимые функции получили в социологии название явных функций. Они фиксируются и декларируются в кодексах и уставах, конституциях и программах, закрепляются в системе статусов и ролей. Поскольку явные функции социальных институтов всегда оглашены, причем этому сопутствуют довольно строгая традиция или процедура, они оказываются более формализованными и подконтрольными обществу. Примерами могут служить клятва президента при вступлении в должность; обязательные ежегодные собрания акционеров; регулярные выборы президента Академии Наук; принятие специальных сводов законов об образовании, здравоохранении, прокуратуре, социальном обеспечении и т.п. Если институт не справляется с выполнением своих явных функций, ему грозит дезорганизация и изменения: его явные функции могут быть присвоены другими институтами.

Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Они получили в социологии название латентных функций. Такие результаты могут иметь большое значение для общества. Например, одной из отличительных черт советской системы образования была повышенная идеологизация гуманитарных (да и естественных) курсов. Тем самым социальный институт, призванный обеспечивать профессиональную подготовку, осуществлял и иную практическую цель -

латентную функцию - контроль за политической ориентацией студентов, учащихся и преподавателей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная мобильность и маргинальность | Лекция 5
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.