Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и функции контроля

Контроль реализации управленческих решений

Контроль — это одна из основных функций управления, представляющая собой процесс обеспечения достижения целей, поставленных организацией, обеспечения реализации принятых управленческих решений. При помощи контроля руководство организации определяет правильность своих решений и устанавливает потребность в их корректировке. При выполнении данной функции менеджмент осуществляет учет расхода ресурсов и обеспечение выполнения планов, программ, заданий по реализации управленческих решений.

Сущность контроля состоит в проверке и определении степени соответствия фактического состояния производственной системы принятым управленческим решениям, а также правовым, финансовым, техническим и моральным нормам. Функция контроля тесно связана с функцией учета. Данные учета используются при контроле, однако эти функции не являются эквивалентными.

Контроль может проводиться перед принятием управленческого решения (в этом случае оно называется предварительным), в ходе реализации решения (текущим) и по завершении реализации решения с целью определения правильности его выполнения, выявления нарушений и их виновников, а также оценки правильности принятого решения. В этом случае контроль называется последующим.

По сферам охвата контроль делится на общий и специальный (финансовый, технический, экологический и др.).

Процесс контроля, с одной стороны,— это процесс отслеживания хода выполнения принятых управленческих решений и оценки достигнутых результатов в ходе их выполнения. С другой стороны, процесс контроля — это процесс установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и их отклонения от установленных стандартов. Именно результаты контроля являются основанием для руководителей организации корректировать ранее принятые решения, если отклонения в ходе реализации ранее принятых решений значительны. В процессе контроля в качестве одного из основных его результатов является определение факта выполнения или невыполнения этапов реализации управленческого решения и могут выявляться причины срыва. Например, возможный срыв выпуска продукции или сдачи объектов может произойти вследствие несогласованности разделов проектной документации, отсутствия согласования с подрядчиком, проектной мастерской, эксплуатирующей организацией, заказчиком, отсутствия решения вопроса об отводе земельного участка и т.д. Подобный перечень срывов реализации управленческих решений вместе с перечнем их возможных причин может быть продолжен.

Нормативы контроля устанавливаются на стадии планирования. Они должны быть обоснованными и выполнимыми, должны иметь некоторый резерв, «буферный» запас. При составлении плана контроля ранее установленные нормативы могут быть скорректированы, так как на этой стадии управления имеется больше информации, чем на стадии планирования.

Методы измерения фактических значений нормативы контроля должны быть максимально автоматизированными, обеспечивающими оперативность и однозначность прочтения результатов контроля. Если какой-либо норматив не выполняется, то необходимо тщательно проанализировать ситуацию и своевременно внести изменения в нормативы с тем, чтобы потом не оказаться перед фактом срыва целей фирмы.

Таким образом, организация исполнения решений немыслима без контроля. Контроль исполнения решений является заключительной (завершающей) стадией управленческого цикла.. Он принимает форму обратной связи, посредством которой можно получить информацию об исполнении решения, достижении организацией поставленных целей.

Главное назначение контроля – своевременное обнаружение возможных отклонений от заданной программы реализации решения, а также своевременное принятие мер по их ликвидации. В процессе контроля первоначальные цели организации могут модифицироваться, уточняться и изменяться с учетом полученной дополнительной информации о выполнении принятых решений. То есть, основная задача контроля состоит в том, чтобы своевременно выявить и спрогнозировать ожидаемые отклонения от заданной программы реализации управленческого решения. С помощью контроля не только выявляются отклонения от заданий, сформулированных в решениях, но и определяются причины этих отклонений.

Основная причина необходимости контроля — это неопределенность, являющаяся неотъемлемым элементом будущего и присущая любому управленческому решению, выполнение которого предполагается в будущем. Отсутствие надежной системы контроля и, как следствие, эффективной обратной связи может привести организацию к кризисной ситуаций. Если принятое решение оказалось недостаточно эффективным или ошибочным, то именно хорошо отлаженная система контроля может позволить своевременно это установить и внести коррективы в действия организации. Хорошо отлаженная система контроля своевременно выявляет проблемы. Содержание контроля проявляется в выполняемых им функциях:

· диагностики состояния дел,

· обратной связи,

· ориентирования,

· стимулирования,

· корректировки действий,

· распространения передового опыта,

· осуществления авторского надзора,

· а также педагогической и правоохранительной.
Диагностическая – главная ведущая функция контроля состоит в

выявлении фактического состояния дел по выполнению принятого решения. Кто бы ни проверял, какие бы задачи ни ставились, в любом случае сначала нужно четко представить себе подлинное состояние дел, то есть поставить диагноз.

Функция обратной связи необходима, так как руководитель без нее, по сути, выпускает из рук бразды правления, лишается возможности оказывать влияние на ход работы.

Ориентирующая функция направлена на указание ориентиров, т.е. тех проблем, которые в данный момент заслуживают наибольшего внимания. Она проявляется в том, что те вопросы, которые чаще контролируются руководителем, как бы сами собой приобретают особое значение в сознании исполнителей, направляют их усилия в первую очередь на объект повышенного внимания руководителя. Вопросы, которые выпадают из поля зрения руководителя, не решаются подчиненными.

Стимулирующая функция контроля проявляется в выявлении и вовлечении в работу всех неиспользованных резервов, и в первую очередь человеческого фактора. Она близка к ориентирующей, но с ней не совпадает. Если ориентирующая функция контроля при умелом руководстве держит в поле зрения работы, то стимулирующая функция нацелена на выполнение и вовлечение в процесс труда всех неиспользованных резервов и в первую очередь резервов человеческого фактора.

Корректирующая функция контроля заключается в уточнении самого решения, если обстановка, изменилась. Сделать это следует на месте, не откладывая в долгий ящик. Руководитель должен сознавать, что фактические положение есть результат проверки принятых им решений. Появляется парадоксальная сложная психологическая ситуация: руководитель считает, что проверяет работника, а последний уже проверил своей работой на практике эффективность решения руководителя. Словом, контроль уже, можно сказать, состоялся, причем по самому надежному критерию – по соответствию решения практике.

Авторский надзор — это одна из функций контроля, в ходе которого ЛПР не только проявляет внимание к воплощению замысла, но и критически оценивает упущения, обсуждает с заинтересованными лицами сомнения, учится, повышает свою квалификацию. Контроль выполняет в этой случае и педагогическую функцию.

Педагогическая функция связана с тем, что контроль, если он построен умело, порождает у исполнителей сильные побуждения к добросовестному труду.

Контролю свойственна и правоохранительная функция, так как руководитель должен стоять на позиции соблюдения и защиты существующих норм права.

В менеджменте контроль подразделяется на предварительный, текущий и
заключительный.

Таким образом, контроль является объективной необходимостью, так как даже самые оптимальные планы не могут быть реализованы, если они не будут доведены до исполнителей и за их исполнением не будет налажен объективный и постоянный контроль.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы, применяемые при реализации управленческих решений | Методы контроля за выполнением управленческих решений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 7022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.