Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Энергетика и продуктивность биогеоценоза

Азотосодержащие вещества, например белки, вначале подвергаются процессу аммонификации, связанному с образованием аммиака и солей аммония, а далее подвергаются превращениям с образованием нитритов и нитратов, доступных в ионной форме для ассимиляции растениями.

Организмы, которые не могут строить собственное тело из минеральных компонентов и солнечной энергии используют для своей жизнедеятельности биомассу продуцентов, употребляя ее в пищу.

Трофические цепи и уровни

 

Живые организмы, входящие в состав биоценозов, неодинаковы с точки зрения специфики ассимиляции ими вещества и энергии.

В отличие от растений, животные не способны к реакциям фотосинтеза. Они вынуждены использовать солнечную энергию через органическое вещество, созданное фотосинтетиками. Таким образом, в биогеоценозе образуется цепь последовательной передачи вещества и эквивалентной ему энергии от одних организмов к другим или так называемая трофическая (от греч. трофе - питаюсь) цепь (рис. 2.5).

Поскольку растения строят свой организм без посредников, то их называют самопитающимися или автотрофами. А так как, будучи автотрофами они создают первичное органическое вещество из неорганического, то они именуются продуцентами.

Их называют гетеротрофами, что означает "питаемый другими", или консументами (от лат. консумо - потребляю).

 

Таким образом, продуценты и питающиеся ими консументы образуют два первых звена трофической цепи.

Но не все организмы для удовлетворения своих физиологических потребностей ограничиваются потреблением растительной пищи, строя белки своего тела непосредственно из белков растений.

Плотоядные животные используют животные белки со специфичным набором аминокислот. Они также являются консументами, но в отличие от растительноядных консументов называются вторичными консументами или консументами второго порядка.

На этом трофическая цепь не всегда заканчивается, и вторичный консумент может служить источником питания для консумента третьего порядка и т.д.

Трофические цепи бывают короткими и длинными. Например: "осина - заяц ‑ лиса". Или: "трава - насекомое - лягушка - змея - хищная птица".

Разные трофические цепи связаны между собой общими звеньями, образуя сложную систему, называемую трофической сетью.

Рис. 2.5. Простая пищевая цепь в экосистеме

 

Звенья, входящие в трофическую сеть неравнозначны, в первую очередь, с точки зрения занимаемого места.

Поэтому в экологии принято говорить не просто о звеньях цепи, а об определенных трофических уровнях.

На первом уровне находятся зеленые растения – продуценты.

Следующий трофический уровень составляют растительноядные организмы.

За ними следуют представители более высокого уровня - плотоядные организмы.

Они в свою очередь, служат источником питания для следующего уровня - плотоядных второго порядка.

В процессе питания на всех трофических уровнях образуются "отходы".

Зеленые растения ежегодно частично или полностью сбрасывают листья. Другие живые организмы по тем или иным причинам постоянно отмирают.

Их органическое вещество вовлекается в круговорот веществ в природе. Это происходит благодаря наличию в экосистеме особых трофических цепей - деструкторов, или разрушителей.

Их представителями являются бактерии, грибы, простейшие и мелкие беспозвоночные. Они разлагают органические остатки всех трофических уровней продуцентов и консументов до минеральных веществ.

Разлагающиеся органические остатки служат пищей деструкторам. Эти организмы называются сапрофагами (от греч. сапрос - гнилой, фагос - пожиратель) или биоредуцентами (от лат редуцио - возвращаю).

 

Минеральные вещества, а также диоксид углерода, выделяющиеся при дыхании сапрофагов, опять таки возвращаются в распоряжение продуцентов (рис. 2.5).

 

Особенно велика роль микроорганизмов в процессах разложения мертвого органического вещества в почве.

 

На 1 га черноземной почвы масса аэробных и анаэробных бактерий, минерализующих остатки растительности, достигает сотен килограммов.

 

Процессы преобразования органического вещества весьма разнообразны. Например, целлюлоза под влиянием микроорганизмов расщепляется либо до диоксида углерода и воды (в присутствии кислорода), либо до водорода и метана (в анаэробных условиях).

Продуктами разложения лигнина могут быть органические (гуминовые) кислоты.

Смолы и жиры подвергаются окислению до СО2 и воды, но в анаэробных условиях практически не разлагаются.

В аэробных условиях минерализация органики всегда идет более интенсивно. Но такие условия, в чистом виде возникают не всегда.Как правило, они чередуются с анаэробными, при которых возможно накопление промежуточных продуктов.

В анаэробных условиях соли азотной кислоты подвергаются денитрификации с образованием свободного азота.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Синтез органического вещества бактериями может осуществляться, как с использованием света, так и без него | Рассеивание энергии и возрастание энтропии все время компенсируется поступлением энергии от Солнца
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.