Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные признаки правового государства

Понятие и признаки правового государства

Контрольно-надзорные органы

Судебные органы

Органы местного самоуправления

Органы регионального самоуправления

Органы государственного управления

Высшие: Президент - высшее должностное лицо государства и глава исполнительной власти; Кабинет Министров (Правительство) Украины; Совет Министров Республики Крым.

Центральные: министерства, государственные комитеты, иные ведомс­тва.

Местные: областные и районные государственные администрации, возглавляемые представителями Президента Украины, адми­нистрация государственных предприятий и учреждений.

Областные и районные Советы народных депутатов.

Городские, сельские, поселковые Советы народных депутатов и их органы.

Высшие: Верховный суд Украина. Конституционный Суд Украины, Выс­ший арбитражный суд Украины, Верховный суд Республики Крым;

Местные: областные, межрайонные (окружные); районные (городские)

народные суды; арбитражные суды областей.

Прокуратура (республиканская и ее органы на местах - област­ные, районные прокуратуры);

контрольные органы местных Советов народных депутатов (конт­рольные комиссии и др.);

государственные инспекции - санитарные; налоговые, противо­пожарные и др. (республиканские, областные, районные).

 

Правовое государство - это государство, в котором господс­твует право, а реальными являются основные права человека; право­вая форма организации и деятельности государства, его взаимоотно­шений с гражданским обществом, индивидом (человеком, личностью; гражданином) как субъектом права, Государственная власть, государственный суверенитет, государственность - не просто голая монополия на применение силы и насилия в общественной жизни, а еще и определенная форма (система, порядок) организации применения этой силы; данная форма определяется правом. Правовая оформленность силы государства означает наличие у государственных орга­нов, должностных лиц определенной компетенции, полномочий. Именно последние означают ограничение силы государства правом.

 

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную, дабы не допустить сосредоточения всей полноты государс­твенной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одним лицом, органом, социальным слоем, что зако­номерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон. Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же проти­воречия приоритет принадлежит закону.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Го­сударство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что про­тивостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства и личности: личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием со­ответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осущест­влением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людней государственным структурам, обращение в них для разрешения сугубо юридических споров, а не, например в газеты, на радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

 

9. Право: понятие, признаки, сущность, функции

Право - это система формально-определенных, общеобязатель­ных, установленных или санкционированных, а также гарантированных государством норм, регулирующих общественные отношения и выступающих критерием правомерного (дозволенного) или противоправного (запрещенного) поведения.

Признаки права:

1) нормативность - право состоит из норм - правил поведения общего характера, рассчитанных на неоднократное их применение, адресованных каждому и это скажется в условиях, предусмотренных нормами права;

2) системность - право не есть механическая совокупность норм. Все они призваны действовать взаимосогласованно, образуя единое непротиворечивое целое - систему правовых норм;

3) формальная определенность норм права заключается во внеш­нем оформлении и закреплении их содержания в статьях норматив­но-правовых актов. Нормы права четко определяют права и обязанности субъектов права;

4) всеобщность - правовые требования обращены ко всем членам общества; 5) общеобязательность - правовые требования подлежат безус­ловному исполнению всеми, к кому они адресованы:

6) гарантированность норм права связана с возможностью при­менения государственного принуждения для воплощения правовых тре­бований в жизнь.

Сущность права - понятие многомерное, поскольку право - яв­ление многогранное. В первом приближении, с точки зрения специ­ально-юридической, выражающей понимание права юристами-практиками в их повседневной деятельности, право - это система норм, харак­терные признаки которых указаны выше. Более углубленное проникновение в правовую материю связано со взглядом на нее с иных точек зрения - социологической (изучающей не "книжное право", а право как сущее), философско-этической. В последнем случае подчеркивается, что право - антипод произвола, который» однако, может найти свое выражение и в законе (форме права). Отсюда вытекает необходимость различать право и закон, признавая правом только те юри­дические нормы, которые соответствуют общепризнанным идеалам гу­манизма, справедливости. В Плане такого, не «узконормативного», а "широкого" правопонимания, право, есть нормативно закрепленная справедливость. Право - это объективно возможная необходимая мера свободы субъектов социального общения.

Функции права - это направления его воздействия на общественные отношения. Различают следующие основные функции права:

1) регулятивные {направления правового воздействия, нацеленные на упорядочение общественных отношений введение их в определенные рамки);

а) регулятивно-статическая (выражается в закреплении опреде­ленных общественных отношении);

б) регулятивно-динамическая (выражается в развитии определенных общественных отношении);

2) охранительная (выражается в охране определенных общественных отношений, обеспечении их неприкосновенности и одновременном вытеснении отношений противостоящих охраняемым).

Существуют и иные функции:

а) информационная (право - источник знаний о государственно-организованном обществе и правовом статуса личности, воле законодателя, выраженной в юридических нормах и т. д.);

б) ориентационная (право – источник знаний о механизме государства, о дозволяемых или запрещаемых формах поведения);

в) оценочная (право - критерий оценки поведения как право­мерного или противоправного);

г) воспитательная (право - фактор, влияющий на формирование поведенческих установок личности).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Образование государства Украины | Роль права в развитии общественных отношений в Украине
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.