Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционный статус судебной власти в Украине

Нормативные источники

Конституция Украины: Принята на V сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г.// Ведомости Верховной Рады Укра­ины. — 1996. — № 30. — Ст.141.

О местных государственных администрациях: Закон Укра­ины от 9 апреля 1999 г.// Ведомости Верховной Рады Украи­ны. — 1999. — № 20-21. — Ст.190.

О Совете национальной безопасности и обороны Украины:Закон Украины от 5 марта 1998 г.// Ведомости Верховной Рады Украины. — 1998. — № 35. — Ст.237.

О статусе народного депутата Украины: Закон Украины от 22 марта 2001 г.// Ведомости Верховной Рады Украины. — 2001. — № 42. — Ст. 212.

Литература:

Конституційне право України. За ред. Проф.. В.Ф. Погорілка. К.: Наукова думка, 1999. с. 734.

Тодоров И.Я., Чередниченко Э.А. Основы государства и права: Пособие. – Донецк: Центр подготовки абитуриентов, 1997. – 256 с.

Глава 5. Судебная власть в Украине

Независимость и высокий авторитет суда — важней­ший признак правового демократического государства. Основное назначение судебной власти — защита прав и законных интересов индивида от любых проявлений произвола как со стороны других лиц, так и со стороны государственных органов.

Суд — орган государственной власти, который рас­сматривает гражданские, уголовные и иные дела на ос­новании действующего законодательства и в соответ­ствии с установленными процессуальными нормами.

Судебная система Украины — совокупность всех вза­имодействующих между собой судебных учреждений. Судебную систему Украины составляют суды общей юрисдикции и Конституционный Суд Украины.

Судебная власть в Украине — разновидность и пол­ноправная ветвь государственной власти. В частности, судебные решения постановляются и оглашаются суда­ми именем Украины и являются обязательными для ис­полнения на всей территории Украины.

Вместе с тем судебная власть имеет присущие только ей признаки. Деятельность органов законодательной и исполнительной власти нередко пересекается: например, Кабинет Министров Украины — высший орган испол­нительной власти — имеет право законодательной ини­циативы. Правосудие же в Украине осуществляется ис­ключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускается.

Правосудие это особый вид государственной дея­тельности, суть которой состоит в рассмотрении и раз­решении уголовных, гражданских и иных дел. Правосу­дие, в отличие от деятельности органов исполнительной власти, осуществляется в строго определенной законом процессуальной форме.

Органы исполнительной власти иих должностные лица имеют строгую иерархию: нижестоящие органы и должностные лица подчинены вышестоящим. В отличие от них должностные лица судебной власти независимы и друг от друга, и от любого иного, внешнего влияния. Судьи подчиняются исключительно закону.

Отличительным признаком судебной власти является также особый статус ее должностных лиц. Правосудие в Украине осуществляют профессиональные судьи и, в определенных законом случаях, народные заседате­ли и присяжные.

В отличие от иных должностных лиц государства, профессиональные судьи занимают должности бессрочно (кроме судей Конституционного Суда Украины и судей, назначаемых на должность судьи впервые). К кандида­ту на должность профессионального судьи предъявляются особые требования, несопоставимые с требованиями к кандидатам на иные государственные должности (высшее юридическое образование, опыт работы в области права, сдача квалификационных экзаменов). Судья не вправе совмещать свою профессиональную деятель­ность ни с какой иной, кроме научной, педагогической, творческой деятельностью. Судья не может быть членом политической партии. Все эти ограничения и тре­бования призваны обеспечить подлинную независимость и беспристрастность судьи.

Деятельность судебной власти контролируется особым способом. Никакие органы государства и их должност­ные лица не вправе вмешиваться в отправление правосу­дия, отменять или изменять приговор или решение суда. Поэтому контроль здесь носит внутренний характер и осуществляется в виде кассационного и надзорного рас­смотрения дела вышестоящим судом. В перспективе в судах Украины будет осуществляться также апелляци­онное рассмотрение дел.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Местные органы исполнительной власти | Конституционный суд Украины
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.