Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В соответствии с определенными типами обществ

СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

ЛЕКЦИЯ 2.

КЛАССИЧЕСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ.

  1. Классические социологические теории.
  2. Современная западная социология: основные представители.
  3. История развития социологической мысли в России.

 

  1. Классические социологические теории

 

Эмиль Дюркгейм (1858-1917), французский социолог.

1) переход от одной общественной формы к другой обусловлен природой и функциями социальной солидарности. Проблему социальной солидарности исследовал в работе «О разделении общественного труда» (1893). Основная цель работы – доказать, что социальная солидарность обеспечивается разделением общественного труда. В ранних обществах социальная солидарность основывается на сходстве составляющих их индивидов, одинаковости исполняемых ими общественных функций, на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании». Структура была относительно простой, с незначительным разделением труда. Такую солидарность Дюркгейм называет механической. В развитых («организованных») обществах индивиды выполняют специальные функции в соответствии с разделением общественного труда, обусловливающего функциональную взаимозависимость и взаимообмен. Новый тип связей между индивидами, создаваемый разделением труда, Дюркгейм называет органической солидарностью.

Общая схема дюркгеймовского описания механической и органической солидарности

(по С. Люксу)

 

  Механическая солидарность Органическая солидарность
1) морфологическая (структурная) основа Основана на сходствах (преобладает в менее развитых обществах) Сегментарный тип (в начале на клановой, затем на территориальной основе) Слабая взаимосвязь (относительно слабые социальные связи)   Относительно малы объем населения Относительно низкая материальная и моральная плотность Основанная на разделении (преобладает в более развитых обществах) Организованный тип (слияние рынков и рост городов)   Большая взаимозависимость (относительно сильные социальные связи) Относительно большой объем населения Относительно высока материальная и моральная плотность
2) типы норм (воплощенные в праве) Правила с репрессивными санкциями Преобладание уголовного права Правила с реституивными санкциями Преобладание кооперативного права (гражданского, коммерческого, процессуального, административного и конституционного)
3а) Формальные признаки коллективного сознания Большой объем Высокая интенсивность Высокая определенность Власть группы абсолютна Малый объем Низкая интенсивность Низкая определенность Большой простор для индивидуальной инициативы
3б) содержание коллективного сознания Высокая степень религиозности Трансцендентность (превосходство над интересами человека и беспрекословность) Приписывание высшей ценности обществу и интересам общества как целого Конкретность и детальный характер Возрастающая светскость Ориентированность на человека (связь с интересами человека и открытость для суждений) Приписывание высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудовой этике и социальной справедливости Абстрактность и общий характер

 

Эволюция – переход от механической к органической солидарности.

2) предмет социологии – социальные факты, составляющие систему социальной действительности. Социальные факты «составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются». Как таковые, социальные факты выполняют роль сдерживающего фактора в поведении людей (социальные нормы, прописные истины общественной морали, образчики семейной жизни, религиозные ритуалы и обряды). При рассмотрении с такой точки зрения социальный факт приобретает некую «вещественность», полноправную реальность, которая не зависит от собственных конкретных проявлений в том или другом индивиде. Отличительным признаком реальности sui generis социального факта является ее сопротивление нашим намерениям и действиям. Например, ответом на пренебрежение индивидом моральных и правовых норм обязательно будет ощутимое общественное порицание.

3) Социологизм: объяснение общественной жизни следует искать в самом обществе, которое есть нечто большее, чем просто сумма его частей; это система, формируемая объединением индивидов и приобретающая свойства реальности, со своими собственными ярко выраженными характеристиками.

4) Теория самоубийства. «Самоубийство» («Suicide», 1897), которая стала образцом обоснования социологии как эмпирической науки. Применил статистические методы для исследования населения. С целью опровержения теорий, согласно которым самоубийство объяснялось климатическими, географическими, биологическими или психологическими факторами. Самоубийство есть социальный факт – продукт тех значений, ожиданий и соглашений, которые возникают в результате общения людей друг с другом. Будучи социальным фактом, самоубийство поддается объяснению с помощью социальных факторов. Иследовал уровень самоубийств у различных групп. Среди протестантов самоубийства имеют место чаще, чем среди католиков; неженатые и незамужние чаще кончают жизнь самоубийством, чем те, кто состоит в браке; среди военных самоубийств больше, чем среди гражданского населения. Кроме того, он обнаружил, что в мирное время количество самоубийств больше, чем во время войн и революций, в периоды экономического процветания и спада самоубийства происходят чаще, чем в периоды экономической стабильности. Пришел к выводу, что различные показатели самоубийств (помимо тех, которые относятся к ведению психологии) являются следствиями вариаций социальной солидарности. Индивиды, имеющие целую сеть общественных связей, менее склонны к совершению самоубийства, чем индивиды, слабо связанные с жизнью группы. Ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция служит типичной социальной причиной самоубийства в современном обществе.

Георг Зиммель (1858-1918)

1) основоположником так называемой формальной социологии. Общество основывается на взаимовлиянии, на отношении, а конкретные социальные взаимовлияния имеют два аспекта – форму и содержание. Социология должна изучать «формы».

2) Предвосхитил ряд существенных положений современной социологии групп. Он особенно подчеркивал значение числа членов группы. Вначале выработка правил и организационных форм, органов и т.п. зависит от численности группы, т.е. только при определенном размере группы структурируются и образуют органы, основанные на разделении труда.

Группа - образование, которое обладает самостоятельной реальностью, существует по своим собственным законам и независимо от индивидуальных носителей. Она, как и индивид, благодаря особой жизненной силе имеет тенденцию к самосохранению, которая проявляется в продолжение ее существования несмотря на исключение отдельных членов, но ослабляется там, где жизнь группы тесно связана с одной господствующей личностью. Распад группы возможен из-за властных действий, которые не отвечают групповым интересам, а также из-за персонализации группы. Однако лидер может быть объектом идентификации и укреплять единство группы. Это может происходить также при помощи вещественных символов.

3) проблемы современной культуры, в частности культурной ролью денег, изложенной прежде всего в «Философии денег» (1900). Денежное хозяйство изменило стиль жизни, принесло с собой перевес интеллекта над чувствами, рост культуры вещей при отставании культуры личностей; оно обусловило специфическое разделение труда, которое стало причиной расхождения субъективной и объективной культуры, господства техники, увеличения дистанции между людьми.

Использование денег как средства оплаты, обмена и расчетов превращает личные отношения в опосредованные внеличностные и частные отношения; увеличивает личную свободу, однако вызывает нивелирование всех мыслимых вещей вследствие возможности их количественного сопоставления критиковал ситуацию в современной культуре, когда денежная стоимость заменила другие, более глубокие значения и тем самым привела к психическому обеднению и опустошению человека. Интересы собственника устремлены на сами деньги; деньги, которые в силу своей природы могут быть только средством, становятся целью. Но использование денег способствовало рационализации и математизации повседневной жизни. Именно развитием института денег объяснял поворот мышления к понятиям развития и движения, выражением которого в науке стала эмпирическая методология с ее отказом от безусловных истин.

Трагедия культуры была постоянной темой его размышлений. В ходе культурного развития вследствие процессов дифференциации и разделения труда субъективная культура отстает от объективной, когда культурные достижения, знания, открытия и изобретения, стили и формы культуры и т.п. все более накапливаются, развиваются и утончаются. Человек больше не в состоянии усвоить все знания своего времени; формы его жизни совершенно не соответствуют его возможностям.

Макс Вебер (1864-1920) – выдающийся социолог конца XIX – начала XX в., оказавший большое влияние на развитие социологии.

1) предмет социологии – социальное действие. Социология в отличие от психологии интересуется человеческим поведением в том случае и постольку, если и поскольку личность вкладывает в свои действия определенный смысл. Следовательно, ключевым аспектом социологии является, согласно Веберу, изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основании человеческого поведения.

2) понимающая социология. Для обозначения процедуры постижения смысла Вебер пользовался категорией “понимание” (Verstehen). С помощью этого метода социологи мысленно стараются стать на место других людей и идентифицировать их мысли и чувства.

3) Важнейшим методологическим инструментом является понятие идеального типа. Идеальный тип – это теоретическая конструкция, используемая для определения основных характеристик социального феномена. Он не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема. Идеальные типы – исследовательские «утопии», не имеющие аналогов в действительности, средства для изображения индивидуальных исторических образований. Оно выполняет роль измерительной планки, с помощью которой социологи могут оценивать фактические события.

4) Конструкция идеальных типов, по замыслу Вебера, должна служить средством «независимого от ценностей» исследования. В своих трудах Вебер подчеркивал важность социологии, свободной от оценочных суждений. Социологи не должны позволять своим личным пристрастиям влиять на проведение научных исследований. Они должны культивировать строгий подход к изучаемым явлениям, чтобы видеть факты такими, какие он, и есть, а не такими, какими бы им хотелось их видеть.

5) Типы господства: идеальный тип господства, основанный на формальном и рациональном праве, которому подчиняются и управляющие и управляемые называется легальный. Тип господства, основанный на авторитете «силе дара» выдающейся личности и на эмоциональной личной преданности ей, называется харизматический. Тип господства, обусловленный обычаями, привычками, верой в законность издревле существующих порядков называется традиционный.

6) концепция бюрократии.

  1. Современная западная социология

Толкотт Парсонс (1902-1979) – один из наиболее значительных социологов второй половины XX в., наиболее полно сформулировал основы функционализма.

1) проблема социального порядка. Равновесия. Главная задача социологии – дать рекомендации по поддержанию равновесия системы. Равновесие обеспечивается социальным действием структура действия: Деятель, ситуация, ориентация деятелья на ситуацию. На структуру влияют:

- система ценностей и нормативных символов, которые определяют выбор средств, задают варианты социального действия;

- принятие индивидуальных решений о путях достижения целей;

- сама ситуация (имеющиеся средства и сложившиеся условия).

Модель системы действия предполагает 4 подсистемы: социальную, культурную, личностную, органическую.

2) общество как систему что любая социальная система должна отвечать четырем основным функциональным требованиям:

    1. (адаптация), касающаяся отношений между системой и ее средой: чтобы существовать, система должна располагать определенной степенью контроля над своей средой, для общества особое значение имеет экономическая среда, которая должна обеспечить людям необходимый минимум материальных благ;
    2. (целедостижение) выражает потребность всех обществ устанавливать цели, на которые направляется социальная активность;
    3. (интеграция) относится к координации частей социальной системы. Главным институтом, посредством которого реализуется эта функция, является право. При помощи правовых норм упорядочиваются отношения между индивидами и институтами, что уменьшает потенциал конфликта. Если конфликт все же возникает, то его следует улаживать через правовую систему, избегая дезинтеграции социальной системы;
    4. (удержание образца) предполагает сохранение и поддержание основных ценностей.

4) Эволюционист. 3 типа общества: примитивное (отсутствует дифференциация); промежуточное (появляется письменность, социальное расслоение, культура выделяется в самостоятельную сферу человеческой деятельности); современное (формирование правовой системы из религиозной, возникновение бюрократии, рыночной экономики, демократической избирательной системы).

Альфред Шюц (1899-1959) – австрийский социолог, Феноменологическая социология. В основе – феноменологическая философия Эдмуна Гуссерля. Основное понятие – «феноменологическая редукция» или «выведение за скобки». Мир вокруг нас – творение нашего сознания. Он существует объективно, но для нас он начинает иметь значение только через осознание его. Задача социологии – не столько постижение реального (внешнего) мира, сколько исследование путей и способов, которыми мы структурируем этот мир в нашем сознании – феноменологическая редукция. Изучаются механизмы воспроизводства мира.

Джордж Каспар Хоманс (р. 1910) – американский социолог. Социальное действие - процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду (материальную или нематериальную) и минимизировать затраты. Для объяснения этого процесса Хоманс разработал пять взаимосвязанных положений, основанных на психологическом бихевиоризме:

    1. положение успеха, которое состоит в том, что все действия человека подчинены основному правилу: чем чаще отдельное действие индивида вознаграждается, тем чаще он стремится производить это действие;
    2. положение стимула, которое описывает отношения между стимулом успешного действия и его повторением. Если какой-либо стимул (или совокупность стимулов) привели к действию, которое оказалось успешным, то в случае повторения этого стимула или подобного ему индивид будет стремиться повторить действие;
    3. положение ценности, согласно которому чем более ценно для индивида достижение определенного результата, тем более он будет стремиться произвести действие, направленное на его достижение;
    4. положение «насыщения – голодания», в соответствии с которым чем чаще в прошлом индивид получал особое вознаграждение, тем менее ценным будет для него повторение подобной награды;
    5. положение «агрессии – одобрения»: если индивид не получает вознаграждения, на которое он рассчитывал, или получает наказание, которого не предполагал, то он стремится продемонстрировать агрессивное поведение и результаты такого поведения становятся для него ценными. Наоборот, если индивид получает ожидаемое вознаграждение, особенно если оно больше, чем то, на которое он рассчитывал, или не получает наказания, которое он предполагал, то он стремится демонстрировать одобряемое поведение и результаты такого поведения становятся для него ценными.

Гарольд Гарфинкель (р. 1917) – автор термина «этнометодология». Этнометодологи изучают методы, с помощью которых люди воспроизводят, конструируют социальный мир в повседневной жизни. Подтверждал через эксперименты.

Студентов психологического факультета университета пригласили принять участие в сеансе новой формы психотерапии, как им было представлено. Их попросили кратко изложить свою личную проблему, по которой они нуждались в совете, а затем задать вопросы специалисту-психотерапевту, специалист находился в соседней комнате, и участники эксперимента не могли видеть друг друга. Общение осуществлялось через переговорное устройство. При этом на вопросы студентов психотерапевт мог отвечать только «да» или «нет». Студенты не знали, что человек, отвечающий на их вопросы, не был психотерапевтом, а ответы «да» или «нет» были заранее предопределены в соответствии с таблицей случайных чисел. Несмотря на то, что ответы были произвольны и не имели отношения к содержанию вопросов, студенты сочли их полезными и осмысленными. Когда же ответы казались противоречивыми или удивительными, студенты полагали, что «психотерапевт» не был осведомлен о всех фактах их случая. Так студенты конструировали порядок с помощью документального метода.

Этот эксперимент также иллюстрирует центральную идею этнометодологии – идею «индексации», согласно которой смысл любого предмета или поведения обусловлен его контекстом, является «индексированным» в конкретной ситуации. В этой связи Гарфинкель делает вывод, что смысл любого действия можно рассматривать только в определенном контексте. Отсюда следует программное положение этнометодологии: черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении. Гарфинкель концентрирует свое внимание на исследовании единичных («уникальных») актов социального взаимодействия, отождествляемого с речевой коммуникацией. С его точки зрения, основная задача социологии – выявление рациональности обыденной жизни, противопоставляемой рациональности научной.

Энтони Гидденс (р. 1938), британский социолог. Пытается преодолеть традиционное для социологии разделение структуры и действия, соответствующее двум подходам к анализу общества: в первом подходе внимание акцентируется на том, как структура общества влияет на поведение людей, во втором – на том, как создается общество через действия людей. Гидденс считает, что ни структура, ни действие не могут существовать независимо друг от друга. Социальные действия создают структуры, и только через социальные действия осуществляется воспроизводство структур. Для описания взаимодействия структур и социальных действий использует термин «structuration» (структурация) – «двойственность структуры», имея в виду, что структуры делают возможным социальное действие, а социальное действие создает эти же самые структуры. Это положение иллюстрирует на примере соотношения языка и речи. Язык – это структура, состоящая из правил общения, которая кажется независимой от любого индивида. Чтобы язык сохранился, на нем должны говорить и писать сообразно существующим правилам. Язык изменяется: появляются новые слова, забываются старые. Таким образом, люди своими действиями могут трансформировать и воспроизводить структуры.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Становление социологии как науки | Теория конфликта. В ходе своего развития социология выработала ряд теоретических подходов, содержащих различные объяснения общественной жизни
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.